Иконография, посвященная пророчице Анне
Память 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября
В византийском и древнерусском искусстве Анна
изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей
за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в
профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим
жестом.
Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и
пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона
монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.);
светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц.
Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и
зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса
Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК));
темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й
четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат
(икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во
Пскове (ПИАМ)).
Нередко Анна представлена старицей с
изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз.
рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон.
XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546
г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у
А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat.
gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV
в. из тверского ("кашинского") чина (ГРМ) или
развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12
праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в
росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора
псковского Мирожского мон-ря на иконе "Походная церковь"
ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к
тексту Лк (2. 38): "Се есть всемъ ч[у]дно избавленiе в
г[оро]д[е] Iероусал[и]ме" - на новгородской
четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); "Се
приближися избавленiе всемъ живущи(м)" - на иконе "Спас
Вседержитель на престоле, с 28 клеймами", ок. 1682 г.,
письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на
ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой
иконографической программой. В "Ерминии" Дионисия
Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. № 6), в
описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св.
Иосифом: "Подле него Анна пророчица указывает на Христа
и держит хартию со словами: "Сей младенец сотворил небо
и землю"". Этот вариант текста, также часто
встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А.,
представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы
Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц.
Екатерины на Синае).
В минейных циклах фигуры прав. Симеона и
Анны помещались, как правило, после праздника Сретения (в
соответствии с днем памяти), напр., в Строгановском
лицевом подлиннике посл. трети XVIII в., на иконах
"Минея на февраль" кон. XVI в. из Вологды (ВГИАХМЗ), на
двусторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ) - с
крестом и свитком в руках; на гравированных святцах Г.
П. Тепчегорского 1713-1714 гг. - руки Анны прижаты к груди;
на иконе "Минея годовая" посл. трети XVIII в. (ЦМиАР). В
иконописном подлиннике С. Т. Большакова XVIII в. об А.
сказано: "аки Пятница, риза бакан, испод празелен"
(Большаков. С. 70).
Существует ряд патрональных изображений
с образом А. Очевидно, как соименная святая императрицы
Анны Иоанновны А. введена в программу иконостаса
Исаакиевского собора в С.-Петербурге, где изображена во
2-м ряду на мозаике Ф.П. Брюллова сер. XIX в. в рост,
старицей с развернутым вверх свитком в руке, вместе с
прав. Елисаветой (напротив мц. Александра и св. Мария
Магдалина). Палеосные изображения А. присутствуют в
строгановском лицевом шитье: на пелене "Владимирская
икона Божией Матери с избранными святыми" 1626 г. (СИХМ);
на плащанице "Положение во Гроб" 1661 г. (ГМЗРК) и на
пелене "Воздвижение Креста с избранными святыми" 50-х
гг. XVII в. (СИХМ) - произведениях мастерской А. И.
Злобиной, супруги Д. А. Строганова, покровительницей
к-рой являлась А.
В 1714 г. в С.-Петербурге построена
деревянная церковь во имя праведного Симеона и Анны в память о
рождении дочери имп. Петра I Анны; в 1734 г. на этом
месте (ул. Моховая, 46) освящен в присутствии
императрицы Анны Иоанновны каменный храм, воздвигнутый
по проекту М. Г. Земцова. В Москве ц. во имя Анны (1887)
находилась в доме призрения им. Мазуриных (Котельническая
наб., 17). Приделы праведного Симеона Богоприимца и Анна
имеются в ц. во имя св. Илии Пророка "Обыденного"
(построена в 1702, придел устроен в 1706), в
Благовещенской ц. в Петровском парке, возведенной в
1844-1847 гг. на средства А.Д. Нарышкиной архит. Ф.Ф.
Рихтером.
Яна Зеленина
Фрагмент статьи из
"Православной
энциклопедии". Т2. - М., 2001.
Седмица - 08.09.2009.
***
Молитва праведной Анне Пророчице:
Молитва
праведной Анне Пророчице, дочери Фануила.
Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова,
была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с
мужем 7 лет до его кончины. После его смерти праведная
Анна "не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу
день и ночь" (Лк. 2:37). В 84 года она удостоилась
видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа,
принесенного для посвящения Богу. Святая Анна -
покровительца монахинь, вдов и одиноких женщин. Ей
молятся о благочестивой жизни во вдовстве и одиночестве,
об удержании похоти, об укреплении сил в посте и
молитве, о поддержке в бездетности.
***
Житийная и научно-историческая литература о праведной Анне Пророчице, дочери Фануила:
|