Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Преподобный Андроник Московский


Преподобный Андроник Московский

Память: 13 / 26 июня, 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых)

Основные сведения об Андронике Московском содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия, составленных иером. Пахомием Логофетом. Наиболее полный рассказ об Андронике Московском помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что Андроник Московский, как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. Андроник Московский любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что Андроник Московский был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), Андроник Московский решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий "ради обычного благословения и беседы" и попросил отпустить с ним в Москву Андроника Московского для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, "недалече града", т. е. Кремля.

Преподобный Сергий благословляет преподобного Андроника. Миниатюра Лицевого Жития преп. Сергия. Москва. Конец XVI в.

Преподобный Сергий благословляет преподобного Андроника. Миниатюра Лицевого Жития преп. Сергия. Москва. Конец XVI в.

По свидетельству жития свт. Алексия, Андроник Московский стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время Андронику Московскому было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения Андроника Московского является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, Андроник Московский жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, "от иных стран", чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, Андроник Московский вручил паству своему ученику прп. Савве. Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления Андроника Московского - 13 июня (Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

Нек-рые сведения о жизни Андроника Московского запечатлены в монастырских преданиях, к-рые говорят, что прп. Сергий неоднократно посещал Спасскую обитель и беседовал с Андроником Московским. В память последней беседы на месте прощания святых была поставлена часовня "Проща" (Москва, ул. Сергия Радонежского). Колодец близ Андроникова мон-ря предание связывало с именем Андроника Московского.

Точная дата кончины Андроника Московского, как и его рождения, неизвестна. В списке жития прп. Сергия 40-х гг. XVII в. сказано, что Андроник Московский скончался "месяца июля в 13 день в лето 6982" (1474) (Клосс. С. 211). Отсюда, вероятно, эта дата попала в "Описание о российских святых" (кон. XVII - XVIII в.) и в др. сочинения. Очевидно, что это описка и имелся в виду 1374 год. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. отмечено, что Андроник Московский скончался 13 июня 1373 г. (РГБ. МДА. № 203. Л. 264).

Время местной канонизации Андроника Московского относится, вероятно, к кон. XV в. В Минее общей кон. XV - нач. XVI в., принадлежавшей Новгородскому свт. Серапиону (Курцову), нек-рое время находившемуся в ссылке в Андрониковом мон-ре, в каноне Всем святым упоминается Андроник Московский (РГБ. МДА. № 77; Леонид. С. 333). Прп. Иосиф Волоцкий в "Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли" (1507) называет Андроника Московского в числе наиболее чтимых рус. святых (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558), но в общецерковной канонизации Андроника Московского не было. Мощи Андроника Московского и прп. Саввы были обретены (время неизвестно), но оставлены под спудом, однако не под землей, а в Спасском соборе Андроникова мон-ря, в запечатанной гробнице, над к-рой был устроен балдахин. В 1812 г. французы разграбили собор, и, хотя мощи остались целы, глава прп. Саввы исчезла, что было подтверждено в 1853 г. Судьба мощей после 1917 г. неизвестна.

Совместные тропарь и кондак преподобных Андроника Московского и Саввы составлены, вероятно, в кон. XIX в., служба, помещенная в Минее (МП), составлена мон. Андроником (Трубачёвым) в 1982/83 г.

Память Андронику Московскому 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя Андроника Московского включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин

Иконография

Собор Радонежских святых. Фрагмент иконы. Троице-Сергиева лавра. Москва. XIX век.

Собор Радонежских святых. Фрагмент иконы. Троице-Сергиева лавра. Москва. XIX век.

На ранних иконах и миниатюрах Андроник Московский изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения Андроника Московского как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: "Подобием аки Сергий Радонежский" (ИРЛИ. Бобк. № 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: "И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия" (Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: "Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире" (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. № 294. Л. 189).

Наиболее раннее изображение Андроника Московского сохранилось, очевидно, на иконе "Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития" письма Дионисия, кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского Андроника Московского на игуменство в Спасский мон-рь (7-е), свт. Алексий благословляет Андроника Московского на игуменство (8-е). Андроник Московский представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография Андроника Московского повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ). Миниатюры с изображением Андроника Московского имеются в лицевом житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 214-223об., 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.; БАН. 34.3.4, кон. XVII в.), в лицевом житии свт. Алексия (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 122-130, нач. XVII в.). Предположительно преподобный представлен на нижнем поле иконы "Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми", ок. 1592 г., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ) - рядом со свт. Леонтием Ростовским и прп. Кириллом Белозерским; на окладе иконы "Рождество Богородицы", сер. XVII в., из Новодевичьего мон-ря (ГИМ) - под образом прп. Сергия; на прориси с иконы XVII в.- в рост, в молении Спасителю (БАН. СВ. № 751. Л. 8).

Среди Московских святых Андроник Московский изображен в одном из медальонов на иконе "Древо государства Московского" работы Симона Ушакова, 1668 г., из ц. Троицы в Никитниках в Москве (ГТГ) - с развернутым свитком в руках; на левом поле гравюры "Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми" гравера М. Нехорошевского, 1-я пол. XVIII в. (РНБ); на иконах "Собор Московских святых": 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве; 2-й пол. XIX в. на юго-вост. столпе Успенского собора ТСЛ; на 2 аналойных иконах "Избранные Московские святые пред Владимирской иконой Божией Матери" нач. XX в. (ЦМиАР) и подобной иконе большего размера нач. XX в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). В числе учеников прп. Сергия Андроник Московский представлен на иконе "Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице", кон. XVII в., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ). Образ Андроника Московского помещен на иконе "Собор Радонежских святых" на юго-зап. столпе Успенского собора, 2-я пол. XIX в. (ТСЛ). На прориси с иконы 1814 г. Андроник Московский изображен в Соборе рус. святых (Маркелов. Т. 1. С. 455).

Сохранилась икона преподобных Андроника Московского и Саввы Московского 2-й пол. XIX в., происходящая из Андроникова мон-ря. Основатель обители представлен старцем с длинной бородой, в рост, в мантии и схимническом аналаве, левая рука с четками прижата к груди. После закрытия мон-ря в 1918 г. икона оказалась в ризнице ц. Воскресения Словущего (ап. Филиппа) в Филипповском пер. в Москве, куда была принесена свящ. Сергием Дубровиным (впосл. архим. Андроник); в 1996 г. возвращена в Спасский собор и помещена в местном ряду иконостаса. Изображения Андроника Московского и прп. Саввы присутствуют в росписи юж. стены ц. свт. Николая в Толмачах в Москве, 50-60-е гг. XIX в.; в оконном проеме Трапезной ц. ТСЛ, 50-е гг. XX в.

В 80-90-х гг. XX в. появилось неск. икон Андроника Московского, созданных московскими иконописцами. В 1995 г. для Спасского собора Андроникова мон-ря настоятелем прот. Вячеславом Савиных была написана храмовая икона преподобных Андроника Московского и Саввы Московского, предстоящих в молении Нерукотворному Образу Спасителя (на раме образа).

Я. Э. Зеленина

Православная энциклопедия

***

Молитва преподобным Андронику и Савве Московским:

Акафист преподобным Андронику и Савве Московским:

Житийная и научно-историческая литература о преподобных Андронике и Савве Московских:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru