Преподобный Амвросий Оптинский: Веселый
больной
Память: 10 / 23 октября (Собор Оптинских старцев), 11
октября / 24 октября, 27 июня / 10 июля (обретение мощей)
В этот день 200 лет назад родился
Александр Михайлович Гренков, известный всем
православным христианам как преподобный Амвросий
Оптинский. В возрасте 35 лет он становится фактически
полным инвалидом. При этом прп. Амвросий - прозорливый
старец и подвижник - отличался необычайно добродушным,
веселым нравом.
В Древней Руси существовало особое
представление о красоте - человек, наделенный духовными
дарами, почти всегда обладал и красотой телесной. Связь
между здоровым телом и сильным духом - идея очень
давняя, восходящая еще к Ветхому Завету. В те времена
болезнь считалась наказанием за грехи, и правоверный
иудей в своих молитвах ежедневно благодарил Бога за то,
что он не женщина, не ребенок и не прокаженный. Да и в
наши дни часто можно встретить "богословские"
рассуждения о том, что болезнь ребенка - непременно
наказание за грехи родителей, а вид нездорового человека
позволяет некоторым верующим поразмышлять на тему, кто
согрешил - сам несчастный или его родители.
Между тем среди христианских святых
всегда были люди, которых сегодня бы назвали инвалидами.
200 лет назад в 1812 году родился Александр Михайлович
Гренков, известный всем православным христианам как
преподобный Амвросий Оптинский.
При чтении жития и воспоминаний о нем
сложно сразу понять, что образ старичка, ходящего с
палочкой или лежащего в своей келье, на самом деле
относится к молодому мужчине, еще не достигшему сорока
лет. Именно тогда у святого появились первые признаки
болезни, которая сопровождала его до самой смерти.
В декабре 1845 года отец Амвросий
отправился из Оптиной Пустыни в Калугу для посвящения в
иеромонахи. Было осень холодно, и во время поездки
33-летний мужчина сильно простудился и "почувствовал
сильную боль в желудке". После этого у него стали неметь
руки, и отец Амвросий не мог долго стоять с потиром,
причащая верующих.
Преподобный
Амвросий Оптинский. Фотографи
В возрасте 35 лет он становится полным
инвалидом, неспособным к совершению богослужений, и
остается в монастыре за штатом. Он выжил, но до конца
своих дней страдал воспалением (катаром) слизистой
оболочки желудка и кишечника, рвотой, кровотечениями и
постоянной лихорадкой, сменявшейся ознобом.
При этом преподобный Амвросий был далек
от того образа православного святого и неизлечимого
больного, как мы представляем его себе, штудируя
популярные жития святых.
Традиция доброй шутки и афористичности,
к которой прибегал преподобный Амвросий (достаточно
вспомнить его присказки "Терпел Моисей, терпел Еслисей,
терпел Илия, потерплю и я" или "Где просто, там ангелов
со сто, а где мудрено, там не одного"), восходит к
новозаветной проповеди и Средневековью. Сергей Аверинцев
в своих работах неоднократно писал о том, что большая
часть человеческой культуры - это культура устная.
Книгопечатание было изобретено лишь в XV веке, а до
этого большинство людей было неграмотными и воспринимали
информацию либо через картинку, либо на слух. Перед
проповедником стояла задача построить проповедь или
поучение так, чтобы она мгновенно запоминалась даже
очень простым человеком. Если мы возьмем Нагорную
проповедь - самый известный отрывок из Евангелия, в
котором Христос беседует с массой народа (ситуация, в
которой часто оказывался и преподобный Амвросий), то
даже в русском переводе мы увидим, что проповедь
построена с использованием сходных синтаксических
конструкций - "Блаженны ..., ибо...". Сергей Аверинцев
писал, что Новый Завет в оригинале дает более яркое
представление об особенностях проповеди Христа, Который
часто использовал игру слов, созвучие окончаний и четкий
ритм проповеди, что позволяло слушателям достаточно
легко запоминать то, что сказал им Господь.
На подобной игре звучащего слова
построена вся культура поздней Античности и
Средневековья - поучения святых отцов, например, Иоанна
Златоуста даже в переводе доносят до нас темперамент и
ритм поучений святого. Его огласительное слово на Пасху,
которое до сих пор читается в православных храмах, - это
чудесный пример ритмизированной прозы.
Параллельные синтаксические конструкции
и почти стихотворный ритм можно встретить и в текстах
преподобного Амвросия. 5 декабря 1871 года старец
отвечает на письмо одного инока, жалующегося на слабое
здоровье. Несмотря на серьезную тему письма, святой в
начале почти стихами пересказывает послания своего
корреспондента: "В письме от 21 ноября ты пишешь, что у
тебя из погреба украли кадку с яблоками.
Из этого видно, что N. Воры - лакомые
воры, да и не слабы и не хворы, лазят не только через
заборы, но как мыши пробираются и сквозь крыши".
Преподобный Амвросий настолько привык
обращаться к людям с краткими получениями, что даже в
письме сохраняются сказовые особенности. Нетрудно
догадаться, что святой прибегает к такой манере письма
для того, чтобы подбодрить собеседника.
Тонкий юмор поучений знаменитого
насельника Оптиной пустыни также дает положительный
ответ на знаменитый вопрос Средневековья, которому
Умберто Эко посвятил целый роман: может ли христианин
шутить и смеяться. Многие православные христиане до сих
пор вслед за слепым библиотекарем Хорхе из "Имени Розы"
считают, что Христос много плакал, но никогда не
смеялся. В сознании многих сложился образправославного
святого или монаха, как человека, который только и
делает, что рыдает о своих грехах и никогда не
улыбается. Между тем, знаменитый проповедник ХХ века -
митрополит Сурожский Антоний, отличавшийся чрезвычайной
сосредоточенностью во время богослужений и запрещавший
произносить хоть слово в алтаре во время литургии,
говорил о том, что популярный православный образ
подвижника является скорее пародией на святого. В
качестве примера он рассказывал чудесную историю из
одного патерика.
В эпоху гонений на христиан в монастыре
у старца был послушник, "послушный, внимательный, но еще
не до конца прошколенный". Услышав о гонениях, он пришел
к старцу и попросил благословения на мученический
подвиг. Подвижник же понимая, что его ученик не готов к
этому, отправил его на три дня молиться в хижине: "Юноша
пошел в хижину, огляделся и подумал: какой же тут
подвиг? Тут удобно, пол застлан шкурами, мне будет тут
слишком уютно. Но кроме как на шкурах, сидеть было не на
чем. Он сел, и через две минуты почувствовал укус,
потому что шкуры кишели и блохами, и клопами, и прочими
кусачими тварями, которые, вероятно, изголодались, а тут
им достался живой монах!. Он поймал одну блоху.. но тем
временем его уже кусали еще... Через короткое время он
выбежал из хижины, пошел к своему духовному наставнику и
говорит: "Отче, я не могу сосредоточиться, не могу
молиться. Меня заели блохи!" И старец сказал ему: "А ты
думаешь, львы и тигры меньше кусаются?". Очевидно, что
такой способ воспитания куда более эффективен, чем
пространные рассуждения о том, что юноша не готов к
мученическому подвигу. Наука легче усваивается на
собственной шкуре.
Точно также поступал и преподобный
Амвросий. Все его поучения - это краткие изречения или
небольшие письма, в которых он старается обличать
грешника и утешать людей скорее своими действиями, чем
пространными высказываниями. Одним из современников
старца был пожилой послушник с большой лысиной. Этот
мужчина очень страдал от того, что иеросхимонах был
болен, поскольку хотел взять у него благословение.
Подойдя к кровати, на которой лежал изможденный от
болезни человек, послушник опустился на колени, принял
благословение и вдруг услышал: "Эх ты, лысый игумен".
Способность отца Амвросия шутить, даже находясь при
смерти, поддерживала иноков и мирян, спешивших к нему за
утешением.
С помощью доброго юмора иногда старец
находил ключи к сердцу даже неверующих людей. Один из
последователей Льва Толстого находился в сильном
смятении. Узнав о старце, он приехал в Оптину с ним
познакомиться. Мужчину пригласили в келию, и он увидел
старичка, лежащего на кровати. Когда на вопрос
преподобного Амвросия, неверующий ответил, что приехал
его "посмотреть", святой улыбнулся, встал на койке и
сказал: "Смотрите". Такая кротость и ясный взгляд
подвижника покорили сердце неверующего.
Добродушие преподобного Амвросия не было
следствием его слабохарактерности. Напротив, иногда
старец был очень строг, о чем свидетельствуют, например,
две его встречи со Львом Толстым. После второй беседы
святой был очень изможден и на все вопросы отвечал лишь
одной фразой: "Горд очень". Так что шутки преподобного
никак не свидетельствовали о том, что один из самых
великих православных подвижников XIX в. был человеком
неглубоким.
Андрей Зайцев
Нескучный сад - 05.12.2012.
***
Молитва преподобному Амвросию Оптинскому:
- Молитва
преподобному Амвросию Оптинскому. Богомудрый
наставник, утешитель и молитвенник, преподобный
Амвросий сделался воистину венцом и украшением
Оптинского старчества. Старец прославился
прозорливостью, даром исцелять телесные недуги и
врачевать душевные раны. Ему молятся о помощи в
различных житейских нуждах, об исцелении в болезнях,
о твердом стоянии русского народа в вере отеческой,
о добром нраве и христианском воспитании детей
Акафист преподобному Амвросию Оптинскому:
Канон преподобному Амвросию Оптинскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Амвросие Оптинском:
|