Преподобный Амвросий Оптинский
Память: 10 / 23 октября (Собор Оптинских старцев), 11
октября / 24 октября, 27 июня / 10 июля (обретение мощей)
Александр Гренков, будущий отец Амвросий,
родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье
села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив
Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в
Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную
Академию, ни в священники. Некоторое время он был
домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем
преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая
живым и веселым характером, добротою и остроумием,
Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и
сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось
перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в
монахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл своего
обета, но несколько лет откладывал его исполнение, "жался",
по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И
чем больше проходило времени, тем мучительнее
становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья
и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти,
усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке,
гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья,
явственно расслышал в его журчанье слова: "Хвалите Бога,
любите Бога..."
Преподобный
Амвросий Оптинский. Фотография
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он
пламенно молился Божией Матери просветить его ум и
направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою
волею и уже в старости говорил своим духовным детям: "Вы
должны слушаться меня с первого слова. Я - человек
уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить
вам, но это не будет вам на пользу". Изнемогая от своей
нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом
к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. "Иди в Оптину,
- сказал ему старец, - и будешь
опытен". Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл
в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Вскоре он принял постриг и был наречен
Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был
рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха.
Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о.
Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и
новыми языками (он знал пять языков), был одним из его
ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения
он заболел. Болезнь была настолько тяжела и
продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца
Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие
своего болезненного состояния он до самой своей кончины
не мог совершать литургии и участвовать в длинных
монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь
имела для него несомненно провиденциальное значение. Она
умерила его живой характер, предохранила его, быть
может, от развития в нем самомнения и заставила его
глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и
человеческую природу. Не даром же впоследствии о.
Амвросий говорил: "Монаху полезно болеть. И в болезни не
надо лечиться, а только подлечиваться!" Помогая старцу
Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после
его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под
его руководством были изданы: "Лествица" преп. Иоанна
Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие
книги. Но не издательская деятельность была средоточием
старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого,
личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать
славу опытного наставника и руководителя в делах не
только духовной, но и практической жизни. Он обладал
необыкновенно живым, острым, наблюдательным и
проницательным умом, просветленным и углубленным
постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и
знанием подвижнической литературы. По благодати Божией
его проницательность переходила в прозорливость. Он
глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в
ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его
признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с
выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными
и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато
одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную
болезнь и хилость, соединял неиссякаемую
жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой
простой и шутливой форме, что они легко и навсегда
запоминались каждым слушающим. Когда это было
необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и
требовательным, применяя "наставление" палкой или же
накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал
никакого различия между людьми. Каждый имел к нему
доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и
старая крестьянка, профессор университета и столичная
модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.
С какими только просьбами, жалобами, с
какими только своими горестями и нуждами не приходили к
старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому
назад назначенный, по собственному желанию, на самый
последний приход в епархии. Не выдержал он скудости
своего приходского существования и пришел к старцу
просить благословения на перемену места. Увидев его
издали, старец закричал: "Иди назад, отец! Он один, а
вас двое!" Священник, недоумевая, спросил старца, что
значат его слова. Старец ответил: "Да ведь дьявол,
который тебя искушает, один, а у тебя помощник - Бог!
Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода!
Служи каждый день литургию и все будет хорошо!"
Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на
свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу
и через много лет прославился, как второй старец
Амвросий.
Толстой, после беседы с о. Амвросием,
радостно сказал: "Этот о. Амвросий совсем святой
человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало
у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то
чувствуешь близость Бога".
Другой писатель, Евгений Погожев
(Поселянин) говорил: "Меня поразила его святость и та
непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я,
смотря на него, стал понимать, что значение старцев -
благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом
радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести
выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни
состояли". В. Розанов писал: "Благодеяние от него льется
духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются
духом, только взирая на него... Самые принципиальные
люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал
ничего отрицательного. Золото прошло через огонь
скептицизма и не потускнело".
В старце в очень сильной степени была
одна русская черта: он любил что-нибудь устроить,
что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять
какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за
благословением на подобную вещь частные люди, он с
горячностью принимался обсуждать и давал не только
благословение, но и добрый совет. Остается совершенно
непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие
сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в
нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту
протекала следующим образом. День его начинался часа в
четыре - пять утра. В это время он звал к себе
келейников, и читалось утреннее правило. Оно
продолжалось более двух часов, после чего келейники
уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и
готовился к своему великому дневному служению. С девяти
часов начинался прием: сперва монашествующих, затем
мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили
скудную еду, после которой он час-полтора оставался
один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся
прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило,
и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один.
Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник,
читавший правило, должен был стоять в другой комнате.
Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью
старца: он увидел его сидящим на постели с глазами,
устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо
дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В
последние десять лет своей жизни он взял на себя еще
одну заботу: основание и устройство женской обители в
Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000
монахинь имелись еще приют и школа для девочек,
богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность
была для старца не только лишней материальной заботой,
но и крестом, возложенным на него Провидением и
закончившим его подвижническую жизнь.
1891 год был последним в земной жизни
старца. Все лето этого года он провел в Шамординской
обители, как бы спеша закончить и устроить там все
незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница
нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь
распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни
своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая
слабость - следствие его хронической болезни -
заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось
дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам
преосвященный, недовольный медлительностью старца,
собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем
временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот -
едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском
монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о
кончине старца. Преосвященный изменился в лице и
смущенно сказал: "Что же это значит?" Был вечер 10 (22)
октября. Преосвященному советовали на другой день
вернуться в Калугу, но он ответил: "Нет, вероятно такова
уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают,
но это особенный иеромонах - я хочу сам совершить
отпевание старца".
Было решено перевезти его в Оптину
Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его
духовные руководители - старцы Лев и Макарий. На
мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла:
"Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем
бых вся, да всяко некия спасу" (1 Кор. 9, 22). Слова эти
точно выражают смысл жизненного подвига старца.
Православие.Ru
***
Молитва преподобному Амвросию Оптинскому:
- Молитва
преподобному Амвросию Оптинскому. Богомудрый
наставник, утешитель и молитвенник, преподобный
Амвросий сделался воистину венцом и украшением
Оптинского старчества. Старец прославился
прозорливостью, даром исцелять телесные недуги и
врачевать душевные раны. Ему молятся о помощи в
различных житейских нуждах, об исцелении в болезнях,
о твердом стоянии русского народа в вере отеческой,
о добром нраве и христианском воспитании детей
Акафист преподобному Амвросию Оптинскому:
Канон преподобному Амвросию Оптинскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Амвросие Оптинском:
|