Житие человека Божия Алексия
Память: 17 марта / 30 марта
[Греч. ̓Αλέξιος ὁ ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ] (†
ок. 411), преподобный (память 17 марта, зап. 17 июля,
сир. 3 ноября). Сказание об Алексии человеке Божием,
одном из самых почитаемых в православном мире святых,
начало складываться на христианском Востоке - в Сирии,
затем получило широкое распространение в средневековой
европейской агиографической традиции. Признанная ныне
древнейшей сирийская версия жития повествует о том, как
не названный по имени юноша из знатной и богатой римской
семьи перед венчанием оставил свою невесту (так и не
увидев ее), бежал из дома и сел на корабль, который
доставил его в Селевкию Сирийскую.
Святой
Алексий человек Божий. Фреска собора монастыря прп.
Неофита Кипрского, XVI век. Кипр
Оттуда он попал в Эдессу - крупнейший
город Северной Месопотамии. Там юноша раздал все свои
деньги, облекся во вретище и поселился на паперти храма.
Прибывшие в город слуги отца, посланные им на поиски
сына во все концы света, не узнали юношу в убогом нищем.
Проведя 17 лет в молитве и посте, А. ч. Б. скончался в
приюте для бездомных и был погребен в общей могиле.
Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался
святой, рассказал епископу историю жизни "человека
Божия", которую тот поведал ему перед кончиной. Епископ
велел с почестями перезахоронить мощи столь великого
святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы,
где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку
Эдесским епископом назван Раввула (412-435), можно
предположить, что житие было написано, вероятно на
основе устного предания, во 2-й пол. V - нач. VI в.
Ранее IX в. сирийское сказание получило
известность в Константинополе (возможно, в связи с
переселением туда сирийских монахов-акимитов), где
появилась ранняя греческая версия жития. Именно ею,
вероятно, пользовался преподобный Иосиф Песнописец (†
886), составляя канон святому, в котором впервые названо
его имя - Алексий. Согласно этой версии, святой,
стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о
его праведной жизни, покинул город. Придя в Лаодикию, он
сел на корабль, отправлявшийся в Тарс, но в пути был
застигнут бурей и оказался в Риме. Поняв, что это знак
Божий, он попросил пристанища в доме родителей
(приводятся их имена: Евфимиан и Аглаида), но не
открылся им. 17 лет А. ч. Б. подвизался под видом
нищего, пребывая в непрестанном посте и молитве, терпя
издевательства от слуг и слыша рыдания матери и невесты
(с которой, согласно этой версии, он успел обвенчаться
до своего бегства). Почувствовав приближение смерти,
святой подробно на письме изложил все, что с ним
случилось. В это время в церкви, где шла служба в
присутствии "архиепископа и обоих императоров" и
находилось множество народа, из алтаря раздался голос:
"Ищите человека Божия! Пусть он помолится о граде".
После двухдневных поисков тот же голос указал на дом
Евфимиана, где и было обретено тело А. ч. Б. Прочитав
оставленное им жизнеописание, родные предались
безутешным рыданиям. Честные мощи по императорскому
приказу были перенесены для поклонения в храм, и по
всему городу начались чудесные исцеления. Согласно одной
из гипотез, под Римом византийские агиографы могли
подразумевать "Новый Рим" - Константинополь.
На основе ранних сирийского и греческого
житий была создана (вероятно, ок. Х в.) 2-я сирийская
версия, в которой механическое совмещение эдесского
сказания с сирийским переводом византийского жития
привело к "двойной смерти" святого: сначала в Эдессе,
затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с
опустевшей могилой (неизвестное в константинопольской
традиции). В 1-й араб. (каршуни) версии сделана попытка
согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные
противоречия, в то время как 2-я араб. редакция восходит
исключительно к константинопольской версии и совершенно
игнорирует первоначальную эдесскую. В Х в. появилось
греч. переложение жития в сборнике Симеона Метафраста.
Кроме того, известны несколько греческих версий, а также
ряд латинских редакций жития, в которых помимо имен А.
ч. Б. и его родителей названы имена невесты святого
(Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и
императоров (Аркадий и Гонорий).
На Западе почитание А. ч. Б. не
засвидетельствовано в древних агиографических и
литургических памятниках, но, несомненно, уже
существовало к X в. Его широкое распространение
связывают с приездом в 977 г. в Рим изгнанного со своей
кафедры митр. Дамасского Сергия. Получив от папы храм
святого Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно
одной из версий жития, А. ч. Б. венчался накануне своего
бегства из дома), митр. Сергий основал там монастырь для
греч. и лат. иноков, с 987 г. упоминающийся в источниках
под именем святых Вонифатия и А. ч. Б. (Nerini F. De
templo et coenobio sanctorum Bonifacii et Alexii
historica monumenta. R., 1752. P. 378, 381). В 1216 г.
здесь было объявлено об обретении мощей А. ч. Б. и
состоялось их торжественное перенесение в верхний храм,
из-за чего возник спор с канониками собора св. Петра,
где, по одной из версий жития, святой был погребен.
В средневековом Риме паломникам
показывали "палаты Евфимиана", о чем сообщает в "Заметке
о Риме" неизвестный участник рус. делегации на
Ферраро-Флорентийском Соборе (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С.
150) (здание не сохранилось). В греч. монастыре
Агиа-Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава А. ч.
Б., по преданию подаренная этой обители имп. Мануилом II
Палеологом в 1414 г.; А. ч. Б. почитался здесь как
защитник от эпидемий. В 1773 г. албанцы разграбили
монастырь и продали св. главу в Ларису, где по
прошествии нескольких лет ее нашел игумен Лавры Анфим и
вернул в обитель (ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 132). На Руси, в
новгородском соборе Св. Софии, находилась рука А. ч. Б.,
похищенная из Рима новгородским купцом, согласно
сказанию XVII в. В описи Софийского собора 1749 г.
значится серебряный позолоченный ковчег с мощами А. ч.
Б., находившийся перед главным иконостасом собора, по
левую сторону от царских врат (Описи имущества
новгородского Софийского собора XVIII - начала XIX в.
Новгород, 1993. Вып. 2. С. 36-37). В наст. время мощей
А. ч. Б. в Софийском соборе нет.
Изучение агиографической традиции,
связанной с А. ч. Б., началось с первой научной
публикации лат. жития болландистами в ActaSS (Iul. T. 4.
1725. P. 238-270). Тогда было замечено, что в
приведенной там же в лат. переводе араб. версии (Ibid.
P. 262) отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой
назван не по имени, а Мар Риша (сир.- господин князь).
Г. Массман и Д. В. Дашков исходили из того, что сказание
об А. ч. Б. имеет константинопольское происхождение и
источником его является канон прп. Иосифа Песнописца.
Признанное ныне мнение о первичности древнейшей
сирийской версии жития впервые высказали в 1889 г. Г.
Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ
безымянного "человека Божия" в высшей степени характерен
для сир. понимания святости.
Особую проблему представляет отношение
византийского сказания об А. ч. Б. к сказанию о прп.
Иоанне Кущнике. Основные события сказания об этом
святом, жившем в К-поле в 1-й пол. V в., совпадают с
житием А. ч. Б.- побег в день свадьбы, возвращение и
жизнь в родном доме неузнанным. Ряд ученых считают этих
святых одним и тем же лицом, однако житие А. ч. Б.
далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна.
Преставление
св. Алексия. Миниатюра Минология на февраль и март,
2-я четверть XI века. Византия
Известно множество переводов жития А. ч.
Б., восходящих либо к латинской версии (немецкая,
старофранцузская, провансальская, древненорвежская),
либо к греческой в редакции Метафраста (древнегрузинская
и древнеармянская). С западной житийной традицией тесно
связаны "песни" А. ч. Б., появившиеся, вероятно, в XI в.
в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию
(поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе А. ч. Б.
считался небесным покровителем братства алексиан
(целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их
погребением (см. также Лолларды).
Древнейшая славянская пространная версия
жития (РНБ. F. n. I. 46, XII в.; БАН 34.3.27, сер. XVII
в.), восходящая к греческой редакции, в которой
присутствуют элементы как византийской, так и латинской
традиций (BHG, N 51), была переведена к конце XI в. и
вскоре получила распространение на Руси. 2-я славянская
редакция (РГБ. Троиц. № 9, XIV-XV вв.) сделана с
использованием более пространной греческой версии.
Краткое житие А. ч. Б. переведено в XII в. в составе
Пролога Константина Мокисийского, вторично переведено в
1-й пол. XIV в. (видимо, сербами на Афоне) в составе
Стишного Пролога. В XVI в. древнейшее славянское
пространное житие, исправленное по греческим текстам (BHG,
N 51 и 52), а также краткое житие включены под 17 марта
в ВМЧ. Новый перевод жития с греческого языка, сделанный
в 1659 г. Арсением Греком, печатался в Анфологионе
(1660) и Прологе (с 1660).
В "Житиях святых" святителя Димитрия
Ростовского повествование об А. ч. Б., основанное на ВМЧ,
дополнено по переводам Арсения Грека, Петра Скарги (Skarga
P. Żywoty świętych. Kraków, 1610. T. 17. S. 629-631),
использованы также тексты из ActaSS и Л. Сурия (Surius.
Historiae, seu Vitae sanctorum. Augustae Taurinorum,
18775. T. 7. P. 276-280). В "Житиях святых" святителя
Димитрия рассказывается, что во времена императоров
Аркадия и Гонория (начало V в.) у богатого римского
патрикия Евфимиана и его жены Аглаиды родился сын
Алексий. В свадебную ночь он оставил невесту и бежал из
дома. Добравшись до Эдессы, А. ч. Б. поселился на
паперти храма Богородицы, где провел 17 лет. Однажды
чудесный голос, исходивший от образа Богоматери, указал
на А. ч. Б. пономарю церкви, где подвизался святой,
повелев ввести в храм "человека Божия, достойного
Царствия Небесного". Желая избежать почестей,
преподобный отправился в плавание и оказался в Риме.
Проведя в родном доме под видом нищего 17 лет, А. ч. Б.
скончался, оставив описание своей жизни. Честные мощи А.
ч. Б. по приказу императора были перенесены для
поклонения в храм св. Петра, и от них начались чудесные
исцеления. На 7-й день тело святого поместили в
драгоценную раку, тотчас же наполнившуюся целебным
миром. Существуют также юго-западнорус. переводы и
переработки жития А. ч. Б. (древнейший список - РНБ.
Q.I.391, кон. XV в.), восходящие к лат. оригиналам. В
XVII-XVIII вв. появились переводы жития А. ч. Б. на
украинский язык, сделанные на основе издания Скарги.
Как и в Европе, на Руси А. ч. Б. был
героем многочисленных духовных стихов. Почитание святого
было особенно заметным в царствование Алексея
Михайловича, небесным покровителем которого был А. ч. Б.
В 1662 г. ко дню памяти святого был приурочен выпуск в
свет 4-го изд. Пролога, в послесловии к которому об
Алексее Михайловиче говорилось как о подражателе А. ч.
Б. В правление Алексея Михайловича была написана и
издана (1671-1674) служба А. ч. Б. (Зёрнова А. С. Книги
кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.
М., 1958. № 339).
Несмотря на широкое почитание А. ч. Б.
на Руси, известно не много храмов, освященных в его
честь. В Москве ок. 1358 г. был основан московский во
имя Алексия, человека Божия, жен. монастырь, который
первоначально находился на Остоженке, в 1547 г.
переведен "на Чертолье" (где сейчас находится храм
Христа Спасителя), в 1837 г.- в Красное Село (здание
церкови во имя А. ч. Б. 1853-1858 гг. сохранилось,
возвращено верующим весной 2000 г.). В 1642 г. в
подмосковном с. Алексеевском (ныне в черте Москвы, рядом
со станциями метро "ВДНХ" и "Алексеевская") был
воздвигнут храм во имя А. ч. Б.; там же по повелению
Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором
царь останавливался по дороге на богомолье в
Троице-Сергиев монастырь. В 1682 г. рядом с путевым
дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы
Божией Матери, впоследствии обветшавшую Алексеевскую
церковь разобрали, ее престол перенесли в Тихвинский
храм (1824), сохранившийся до настоящего времени, в нем
находится чтимый образ А. ч. Б. (конец XIX - начало XX
в.). В 1855 г. на 2-м ярусе колокольни московского
Страстного монастыря была освящена церковь во имя А. ч.
Б. В настоящее время в нескольких московских храмах
существуют приделы во имя А. ч. Б. В Новгороде известны
придел великомученицы Екатерины и А. ч. Б. при церкви
Успения на Торгу (1399) и Алексеевский храм за валом
Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной
слободе, упоминающийся в летописях с 1340 г. (НПЛ. С.
351, 384, 460); во Пскове - храм во имя А. ч. Б. в
Среднем городе (построен до 1697); в Твери - надвратный
храм Желтикова в честь Успения Богородицы монастыря
(1609); в Вологде - надвратный храм Горнего Успенского
женского монастыря (не позднее начала XVIII в.); в
Суздале - придел Петропавловской церкви близ Покровского
монастыря (см. Суздальский в честь Покрова Пресвятой
Богородицы монастырь), построенный на средства опальной
царицы Евдокии Лопухиной. В Курской епархии существует
Алексия, человека Божия, женский монастырь.
Алексей Муравьёв, Анатолий Турилов
Православная Энциклопедия - 05.03.2008.
***
Молитва преподобному Алексию, человеку Божию:
- Молитва к
преподобному Алексию, человеку Божию. Сын
римских богатых и знатных родителей, святой Алексий
ушел из дома, от мирского довольства, жил на паперти
храма Пресвятой Богородицы г. Эдессы, терпя нищету и
лишения... Святому Алексию молятся об избавлении
гордыни (он имел глубокое смирение), от
привязанности к благам мира, от сребролюбия, а также
о родителях, чрезмерно скорбящих об избрании чадом иноческого пути
Акафист преподобному Алексию, человеку Божию:
Канон преподобному Алексию, человеку Божию:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Алексии, человеке Божием:
- Преподобный Алексий человек Божий - Захаров Алексей
- Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде - Анатолий Турилов
- Слово архиепископа Владимира Икима в день памяти преподобного Алексия, человека Божия - архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир Иким
- Преподобный Алексий, человек Божий - Жизнеописание преподобного Алексия, человека Божьего
- Алексий, человек Божий - Жизнеописание преподобного Алексия, человека Божьего
- Алексий, человек Божий - Анатолий Муравьёв, Алексей Турилов
- Человек Божий. 1600 лет со дня кончины преподобного Алексия - Жизнеописание преподобного Алексия, человека Божьего
|