Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Преподобный Алексий, человек Божий


Преподобный Алексий человек Божий

Память: 17 марта / 30 марта

17 / 30 марта 2011 года исполняется 1600 лет со дня преставления преподобного Алексия человека Божия.

Святой Алексий человек Божий. Фреска собора монастыря прп. Неофита Кипрского,  XVI век. Кипр

 

Святой Алексий человек Божий. Фреска собора монастыря прп. Неофита Кипрского,  XVI век. Кипр

Его имя и житие в современной России, на мой взгляд, постепенно забываются, если уже не забылись совсем. Иногда возникает крамольная мысль - а не помнят ли житие святого только те люди, которые носят его имя, в силу, так сказать, обязанности знать святого покровителя и подробности его жизни. Общие представления о жизни многих святых, просиявших не только в России, но и в других странах, христиане знают и помнят постольку, поскольку их праздник, день их памяти (например, святителя Николая Мирликийского или преподобного Сергия Радонежского) это действительно великое событие в жизни Церкви, и Церковь широко отмечает его. В то же время каждый день является днем памяти, воспоминания о том или ином святом. И конечно, так как "звезда от звезды разнится в славе", нельзя сказать, что один святой "сильнее" другого или более свят, но как-то сложилось исторически, в традиции, что об одних святых, о их жизни и чудесах помнят почти все христиане, а о других если и не забыли и не помнили никогда, то прочитав в святцах, что-то припоминают или просто говорят: "Святый угодниче (имя), моли Бога о нас". И этого вполне достаточно, чтобы привести на ум себе этого святого, помолиться ему, вспомнить о нем. Здесь не нужно рассуждать о его житии, об отдельных фактах его, а достаточно просто вспомнить его имя в день его памяти.

Хотя в некоторых биографических источниках святой Алексий человек Божий называется одним из "самых почитаемых в православном мире святых" (1) (знаки сноски даны в скобках, текст сноски см. в конце статьи - А.З.), а его житие "исстари было одним из самых любимых на Руси" (2), тем не менее известно не так уж и много храмов, освященных в его честь (3). Например, в городе Санкт-Петербурге существует всего одна церковь святого Алексия человека Божия и та - домовая при психоневрологическом интернате N 9 в Красном Селе, а если взять всю Санкт-Петербургскую митрополию (включающую в себя город Санкт-Петербург и Ленинградскую область), то церквей будет всего две (4). Конечно, большое количество церквей, построенных во имя того или иного святого, это еще не показатель его особенного почитания народом. Во всяком случае с ростом числа храмов в России, думается, будут появляться храмы, освященные в честь преподобного Алексия человека Божия. Так, в 2007 году в городе Москве было принято решение о размещении храма в его честь в Крылатском (5).

Следует отметить, что история об Алексии человеке Божием известна только из жития, никаких исторических сведений о нем нет. Известны три варианта его жития - сирийское, византийское и латинское (6). В сокращенном варианте его житие можно представить следующим образом (эпизоды жития взяты из разных источников).

Святой Алексий родился в Риме. Отец его Евфимиан был сенатором. Когда святой Алексий достиг совершеннолетия, родители решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, как отмечает житие, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью". Этой же ночью он покинул дом отца и сел на корабль. После разных приключений он добрался до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Продав все, что у него было, преподобный Алексий оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы и кормиться подаянием. Каждое воскресенье он приобщался Святых Христовых Тайн. По ночам преподобный бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду. Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были слуги и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Преподобный Алексий провел в притворе храма Богородицы в Эдессе семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу (по другим источникам - пономарю), открыла, что нищий Алексий есть человек Божий, сказав: "Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем". Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Тарс, но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и пристал к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего и поместил святого Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола. Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты. В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. Во время службы из алтаря раздался голос: "Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его". Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: "Ищите человека Божия в доме Евфимиана". В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Придя в его имение, они узнали от слуг, что в маленьком домике живет нищий, который все время проводит в молитвах и в строгом посте. Когда его нашли, лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года, когда и празднуется память преподобного Алексия человека Божия (в католической церкви память святому совершается 17 июля).

В 1216 году здесь было объявлено об обретении мощей святого Алексия человека Божия, и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм святого Вонифатия на Авентинском холме, из-за чего возник спор с канониками собора святого Петра, где, по одной из версий жития, святой был погребен.

Мне самому довелось побывать в том храме на Авентинском холме. Там почивают его мощи, а слева от входа находится лестница, по преданию, та самая, под которой он и жил. В византийском и латинском житиях говорится о том, что именно в церкви святого Вонифатия (Бонифация) венчался святой Алексий. На сайте одного из паломнических центров об этой церкви говорится, что "зачастую войти в нее бывает очень сложно, т.к. римляне очень любят венчаться именно в этой церкви, считая св. Алексея покровителем семьи и брака" (7).

Хотел бы подчеркнуть, что святой Алексий почитается в лике преподобных (а не праведных, например (8)), однако он не был монахом в том смысле, что не был пострижен в мантию. Однако по образу жизни - аскетическому, подвижническому, думается, мало кто будет оспаривать почитание его именно в этом лике святости - то есть уподобившимся Господу.

Его житие было очень популярно в Средневековье, особенно в Италии. Не счесть его переложений на язык драматургии, на стихи и на музыку. В частности, отмечается, что "легенды о нем знакомы всем христианским литературам... Ф.М. Достоевский использовал мотивы жития в "Братьях Карамазовых", стилизацию под Житие написал М. Кузмин" (9). Композитор Римский-Корсаков написал кантату, посвященную преподобному Алексию, а в "Путешествии из Петербурга в Москву" А. Радищев приводит эпизоды из жизни святого в песне слепого солдата, просящего милостыню в городе Клин. Существует и опера "Святой Алексий" композитора XVII века Стефано Ланди.

В данной статье я хотел бы остановиться на некоторых моментах его жития, которые с самого первого прочтения смутили меня своей необычностью, своей, если можно так выразиться, экстраординарностью. Я долгое время не мог их уяснить для себя, пока, наконец, не решился сесть и разобраться в этих эпизодах жития, чтобы разрешить свои недоумения.

Первый эпизод, который мне бы хотелось рассмотреть, - это решение бежать из дома в день своего бракосочетания.

В житиях (буду говорить о них как во множественном числе, поскольку их три, так и в единственном, поскольку святой - один) говорится о том, что святой Алексий родился в семье благочестивых и знатных родителей. О его отце, сенаторе в Риме, даже подчеркнуто, что тот "отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих", и пищу он вкушал только после девятого часа. Родители выбрали своему сыну невесту из императорского рода, как сказано в византийском житии, "превосходящую всех красотой и богатством". И вот сын благочестивых и знатных родителей, венчавшийся с богатой и красивой невестой, уже будучи женатым человеком, оставляет в брачную ночь жену, родителей и уезжает в страну далече.

Чем продиктовано такое решение? Очевидно, что не иначе как волей Божией. В таком случае уместно задать вопрос - получается, что иным образом конкретному человеку (Алексию) спастись было нельзя? Поддайся он мирской жизни с ее богатством и роскошью, отдайся он семейной жизни, и не смог бы он наследовать Царствие Небесное, мирская суета затянула бы его в болото грехов?

Представим себе его положение в ту брачную ночь и подумаем над его действиями. Венчанный человек, богатого рода, любящий свою жену (в житии сказано, что после возвращения в Рим, неузнанный, святой Алексий слышал плач своей жены о нем самом и "тяжко страдал" от этого. "Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку"), вдруг переменяется, оставляет свою супругу в брачном покое и уезжает в Эдессу сидеть нищим и бездомным, просить на подаяние.

Я думаю, что многих и сейчас смутит, и во все века смущало такое поведение человека. Вроде как неправильно, вроде бы безнравственно и даже жестоко такое поведение по отношению как к родителям, так и к жене. О том, что было с ними после ухода святого Алексия, византийское житие повествует так: "А жена Алексия с того часа, как он оставил ее в брачном покое, как его искали и не нашли, затворилась в спальне его, и у окна, где он всегда сидел и читал, постелила вретище -- "до времени, пока Господь не призрит на меня и я не узнаю, что сталось с мужем моим". Равно и мать его скорбела и молилась, лежа на вретище и говоря: "Господи Боже мой, призри на меня и открой, что сталось с моим единственным сыном". Отец его проводил дни в великой печали и слезах и неустанно молил Бога открыть ему, где сын его. Но ни отцу, ни матери не было даровано откровения о сыне, и они смирились, поручив все воле Божией, однако забота и скорбь никогда не отступали от них".

Второй эпизод, который хотелось бы изучить подробнее, - возвращение в свой собственный дом в образе нищего.

У святого Алексия не было цели возвращаться домой. Не будет преувеличением сказать, что он решил проявить некое своеволие и отправиться из Эдессы, где его уже начали почитать, как праведника, в Тарс. Если бы на то была воля Божия, то, я уверен, он и прибыл бы в Тарс. Однако корабль, на котором он плыл, из-за бури сбился с курса, долго блуждал по морю, пока не пристал к берегам Италии. Увидев в том волю Божию о себе, святой Алексий идет в дом к своим родителям. Византийское житие говорит об этом следующим образом: "Выйдя на берег, Алексий сказал: "Жив Господь Бог мой. Никому более я не буду обузой, но приду в дом отца моего, ибо домашние меня не признают". И вот он встретил отца своего (тот учреждал в доме своем столы для нищих), который шел из дворца со свитой своей, и приветствовал его, говоря: "Раб Божий, окажи милость захожему нищему и дай мне угол в доме твоем, чтобы мне питаться крохами, падающими от стола рабов твоих, и Бог благословит дни твои, и дарует тебе Царствие Небесное, и кровным твоим, пребывающим в странствии, пошлет благословение Господь мой Иисус Христос, и исполнит тебя надеждой о них". И, услыхав о кровных на чужбине, Евфимиан тем горячее пожелал принять такого нищего, ибо вспомнил про единственного сына своего. Он привел нищего в дом и, созвав всех своих рабов, сказал им: "Кто из вас хочет услужать ему? И, жив Бог, он получит свободу и наследует от имения моего. Дайте нищему место в сенях дома моего, чтобы, входя и выходя, я мог видеть его, еду и питье носите ему от моего стола и не обижайте его, если ему что понадобится, но с готовностью следуйте приказанному вам". И Алексий оставался на месте, отведенном ему".

Итак, эти два момента жития я и хотел бы рассмотреть в настоящей статье. Пытаться понять, что двигает святыми Божиими людьми, пытаться объяснить их действия и решения, наверное, нет нужды или нет особой необходимости - они руководствуются волей Божией, вся их деятельность, все их мысли и поступки следуют Его воле. Мы попытаемся понять именно волю Божию на человеке, на святом Алексии, в чем она, эта воля, проявлялась и к чему вела его.

Святой Алексий, человек Божий. Икона, XVII век. Русь

 

Святой Алексий, человек Божий. Икона, XVII век. Русь

Решение покинуть семью не возникает внезапно и не реализуется в тот же момент. Чаще всего это обдуманный заранее шаг, на который человек решается в силу разных причин - личных (например, приязненных к кому-то вне семьи, неприязненных к кому-то внутри семьи), экономических, религиозных...

В семье Алексия любили. Семья была благочестива, он сам был воспитан в душевной чистоте. Он был желанным ребенком, и родители не могли нарадоваться на него. Следовательно, никаких отрицательных, негативных причин покинуть семью у святого Алексия не было. Супруга его, как открылось позднее (зададим вопрос - открылось бы то, если бы Алексий не покинул ее и не ушел из дома?), тоже отличалась высокой нравственностью - так, она сказала свекрови своей, после ухода Алексия: "Не отойду от тебя до последнего воздыхания своего, но как пустыннолюбная и единомужняя горлица не брачуется с другим, когда друг ее попал в сети охотника, но ожидает его, сетуя в пустыне, так и я сохраню верность мужу моему и буду ждать, пока не узнаю, что с ним сталось и какое избрал себе житие".

Если не было причин негативных, то вероятнее всего были "позитивные" причины, то есть было нечто более превосходное, к чему и устремился святой Алексий, оставив супружескую жизнь и жизнь в роскошном Риме IV века. Люди уходят из дома искать лучшей жизни. Уходят и тайно, и явно, объявляя о своем решении родителям и близким. Но что, кажется, может быть лучше той жизни, которую и оставлял Алексий? Чего не хватало ему? Чего не было у него?

Сирийский вариант жития говорит о душевном и духовном состоянии святого Алексия на момент его бегства из Рима более подробно. Житие рассказывает об Алексие, как о подростке, ведущем скромный образ жизни. "Родители мальчика, не понимая, что Бог избрал его (своим) орудием, огорчались и печалились, наблюдая его образ жизни и то, что он совсем не готов к превратностям этого мира. Тайком они придумывали разные уловки, чтобы мальчик стал более предприимчивым и приспособленным к жизни. Отец его приказывал свои рабам, чтобы они вовлекали его в свои развлечения и приучали его к дерзости. Но он со свойственной ему мягкостью пенял им и отворачивался от них, сохраняя выражение скромности и благородства. Мать же выбирала красивых девушек, украшенных лучшими в мире украшениями, и приказывала им прислуживать ему. Он не гнал их от себя открыто, но с потупленным взором принимал их, чтобы сделать им одолжение, а потом смиренно просил их удалиться и оставался один. Мать его ревностно расспрашивала принаряженных девиц, разговаривал ли, шутил ли он с ними, и они отвечали: "Не только не шутил, но мы не осмелились даже взглянуть на него".

Как видно, родители очень хотели, чтобы мальчик вырос "более приспособленным к жизни", посему и пытались научить его житейской мудрости. Однако Бог избрал Своему угоднику иную участь.

В сирийском варианте жития Алексий уговаривает своего друга ("дружку") еще до окончания свадебных торжеств, еще до входа свадебной процессии в его дом, пойти вместе с ним к пристани. Житие говорит о том, что это было внезапно возникшее решение. Друга удалось не убедить, но обмануть. Они вместе приехали на лошадях к пристани, и, оставив друга сторожить лошадей и удалившись от него, Алексий помолился Богу, чтобы Тот послал корабль. Корабль незамедлительно прибыл, и святой уплыл на нем в Сирию.

Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) в своем замечательном Слове в день памяти преподобного Алексия, человека Божия говорит еще более определенно о причинах, побудивших Алексия покинуть отчий дом. Не могу не привести обширную цитату из этого Слова:

"От монахов, желанных гостей в доме Евфимиана, чуткий мальчик узнавал, что высочайшую любовь к Богу являют те, кто ради этой любви отрекается от мира. Евфимиан и Ашаида были мирянами, они хотели для сына обычного земного счастья. Когда он достиг совершеннолетия, родители решили женить его. Ему сосватали одну из лучших римских невест - красивую и добрую девушку из императорского рода. А святой Алексий думая о другом: под пышной одеждой он уже носил колючую власяницу, усмиряя желания тела (об этом говорит в житии преподобного Алексия святитель Димитрий Ростовский - А.З.). Но он был послушным сыном, он был готов подчиниться воле родителей. Однако блеск и роскошь приготовлений к свадьбе, круг гордых вельмож, в который он должен был вскоре войти, - все это испугало боголюбивого юношу. Впервые он задал себе вопросы: не обескрылит ли его сердце тяжесть богатства и чести? сумеет ли он устоять перед соблазнами императорского двора? сбережет ли среди земного блеска свою бессмертную душу? И святой Алексий взмолился: Боже, спасающий меня со дня моего рождения, спаси меня и теперь от суетной мирской жизни и удостой меня на Страшном суде Твоем стояния на десной стороне со всеми благоугодившими Тебе (в византийском житии подобную молитву святой Алексий творит после высадки с корабля на сирийскую землю, а в житии, приведенном святителем Димитрием Ростовским, эта молитва произносится святым Алексием во время пути на корабле - А.З.). Ему вспомнился евангельский рассказ о богатом юноше, которому сказал Христос: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф.19:21). Спаситель звал за Собою этого молодого богача, потому что видел его благочестие и полюбил его. Однако юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф.19:22). Святой Алексий тоже чувствовал любовь Господню к себе. Как тот юный иудей, он тоже был очень богат, но ему не жалко было богатства. Жаль было другого: любящих родителей и этой чистой прекрасной девушки, его невесты, которую он уже успел полюбить. Высочайшая Любовь Божия звала святого Алексия: оставь все и следуй за Мною. И молодой римский богач внял Небесному зову, потому что хотел стать совершенным в любви. Он решился сделаться всецело Божиим. Дороги были ему отец и мать, мила красавица-невеста. Кровью обливалось его сердце, когда он думал о расставании с ними. С невестой святой Алексий простился - отдал ей свой золотой перстень со словами: Сохрани это, и пусть Господь находится над нами, содействуя своею благодатию возникновению в нас новой, истинно христианской жизни. Только через много лет поняла она эти слова жениха о новой христианской жизни, которая должна была возникнуть в обоих. В ту же ночь святой Алексий бежал из дома" (10).

Следует обратить внимание и на богослужебные тексты, раскрывающие смысл подвига святого Алексия.

Так, акафист святому Алексию следующим образом объясняет уход Алексия из родительского дома: "видев непостоянство красот мира сего, тлению причастных", возлюбил "блага нетленная вечная, Христом обетованная во Евангелии верным рабом Его", и ради этого дом родителей и все богатство их оставил и добровольно избрал нищету (кондак 2). "Разумел еси добре, Алексие блаженне, яко живя в мире, в супружестве и богатстве, неудобь обрящеши спасение; темже торжеству брачному приспевшу, ты брака внезапно уклонился еси, предпочитая в девственней чистоте Богу благоугождати" (икос 2). И мы, поя акафист, прославляем его за такие подвиги: "Радуйся, о небесных паче, неже о земных, помышлявый; радуйся, самоотвержение чудное показавый. Радуйся, чистоту девственную Христа ради непорочно сохранивый; радуйся, обручницу, красотою цветущую, Иисуса ради оставивый. Радуйся, мудрый странниче, отечества горняго взыскавый" (икос 1).

В каноне службы преподобному Алексию человеку Божию (17 марта) также говорится о том, что святой Алексий "богатству текущу небесное предпочел еси" (песнь 1), а в песне 3 канона более подробно раскрывается смысл подвига святого Алексия: "Пронзаемь желанием чистоты, чертогом, иже на земли, Небесный пременил еси, и жены любовию, сладчайшее ангельское подобие. Молвы житейския и тяжесть богатства оставил еси, и пресельник быв отечества, блаженне Алексие, Христове нищете подобяся".

Тем не менее для скептического ума подобного рода духовный подвиг остается загадкой, если не кажется безумием. Попробую уточнить отдельные моменты.

Итак, Алексий жил еще в отрочестве и юношестве весьма скромно. Из сирийского жития мы можем узнать его нрав и характер, а также понять, что ни жизнь в Риме - та, которую родители хотели, чтобы он проводил, ни супружество - от чего, по-видимому, он уклонялся, не привлекали его. Он хотел другой жизни. Он думал об особом своем пути - аскетическом. Но как сказать об этом родителям? Поймут ли они? И поэтому когда родители выбрали невесту и даже устроили свадьбу, то он не стал противиться им явно, не стал перечить, но, будучи послушен им в этом, решил в себе, что он поступит иначе, тайно от них. Он не станет уговаривать жену жить аскетически, подвизаясь с ним вдвоем (как это возможно - уговорить ее за ночь или пробовать жить подобно нищим в богатом доме?). Святой Алексий избирает крайнее средство, кажущееся для нас жестоким, - внезапно уйти из дома, открывшись жене. Иначе нельзя было поступить, так как он постоянно был на виду на свадебных торжествах. Вряд ли ему удалось бы незаметно, как это рисует сирийское житие, покинуть процессию и сбежать. К тому же отец вводит его в брачный покой, и молодые остаются один на один. Вот он - шанс покинуть дом. Но необходимо что-то сказать жене, как-то объяснить ей свое поведение, сказав, что не ею он пренебрегает, не то, что она ему противна, но что он избирает иную участь, иную жизнь. Он передает ей "свой золотой перстень и поясную пряжку, завернутые в пурпурного цвета покров, и отдал ей, и сказал: "Прими это и береги, и Господь да будет между мною и тобой, пока на то воля Его", и сказал ей и другие сокровенные слова" (11).

Из этих слов следует, что святой Алексий знал волю Божию о себе и следовал ей. Как бы ни было тяжко расставание с родными, но святой Алексий твердо решил исполнять волю Божию и следовать ей. Это и нас научает тому, чтобы мы, узнав волю Божию, положились на Бога и не отступали от исполнения ее, хотя бы и надлежало покинуть отчий дом, родных и близких.

Бог таким образом хотел прославить Своего угодника, Своего человека, чтобы через такие подвиги, через расставание с родными он стяжал небесную славу. И каждый из нас, я думаю, поймет, как тяжело, как трудно решиться на такое дело. Казалось бы - всё благоприятствует приятной и безмятежной жизни. Действительно - что еще пожелать было Алексию? Всё было у его отца, и он все наверняка оставил бы своему сыну, которого супруги вымолили у Бога. Но Алексия влекла другая дорога. И надлежало совершиться тому, что послушный Алексий не стал перечить воле родителей, и лишь уже обвенчанный, уже в брачном покое, он оставляет жену и уходит из дома. Это был некий предел, некая конечная точка, после которой уже нельзя было оставаться ни в доме, ни с родителями. Сохранив девство, святой Алексий уходит из дома.

Здесь можно было бы вернуться к вопросу, касающемуся лика святости Алексия. Так, если он был венчан, то есть женат, то можно ли его почитать как преподобного? Скажем, святой Иоанн Кронштадтский, будучи женатым священником, жил в девстве со своей супругой, однако почитается в лике праведных, а не преподобных. Однако мы должны вновь подчеркнуть тот образ жизни, который вел святой Алексий. Он жил нищенски, на подаяние, в девстве, в посте и молитве, в смирении, послушании. Я думаю, что различие нужно проводить именно на этом основании.

Я постарался объяснить сам и сам же понять, почему святой Алексий уходит из дома. Надеюсь, и читателю стал немножко яснее этот эпизод жития. Хотя, наверное, с точки зрения современного, не религиозного человека подобное решение граничит с сумасшествием. Оставить жизнь, полную славы, роскоши, оставить любящих и любимых супругу, родителей; разве может так поступить человек в здравом уме? Парадокс! Неужели нельзя было, спросит скептически настроенный читатель, иным образом решить дело? Неужели нельзя было то богатство, что, несомненно, получил бы Алексий, использовать на нужды бедных? Неужели иначе нельзя было спастись? Неужели иначе нельзя было повести себя?

Однако, как видно из изложенного выше, иначе вести себя было невозможно. Алексий и так дошел до определенного предела. Задавать вопрос - если бы родители не решили его женить, то что бы он сделал? Так же бы поступил? Но воле Божией надлежало усугубить ситуацию - мало того, что он уходит из родительского дома, мало того, что он оставляет все богатство, а то немногое, что взял в дорогу, раздает по пути, так он еще и бросает жену (скажем прямо - бросает!) в брачную ночь и уходит неизвестно куда. В здравый ум, коим гордятся многие люди, сие не вмещается. Как это? Зачем это? Когда человек узнает волю Божию о себе, когда Бог указывает человеку путь его жизни, то нельзя сомневаться, нельзя колебаться и нельзя отказываться. Алексий искал Бога, верил Ему, желал жить по Его воле и по заповедям. Иной путь - роскоши, супружества - был не для него. Если угодно - "не в его стиле", не по его душе и духу. И послушно исполнив волю родителей, он сам решил свою судьбу в соответствии с волей Божией. Ведь после венчания он уже, во-первых, мог не подчиняться их воле, так как у него возникла своя семья, где он был главой, и, во-вторых, тайно уйдя из дома, он не услышал призывов родителей вернуться. Конечно, это формальные доводы, и конечно, он понимал, как это их расстроит, он понимал, что они захотят отыскать его и вернуть, но он должен был оставить семью и следовать воле Божией.

Уместно будет привести в этом месте и подходящие евангельские слова: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф.10:37); "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк.14:26); "как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!... Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной" (Мк.10:24,29-30).

После прохождения таких испытаний Бог, несомненно, увенчает человека, стремившегося к Нему, искавшему не своей славы, но Божией, венцом святости.

Теперь можно обратиться ко второму эпизоду из жития и посмотреть, как исполнилась воля Божия в том случае, когда святой Алексий вернулся в Италию.

Возвращение в Рим получилось "случайным". Святой Алексий бежал из Эдессы в Тарс от земной славы. Люди, узнав о его праведности, которая была открыта через Божественное откровение, стали почитать его. Как говорит архиепископ Владимир, "на него глядели с удивлением и восхищением, от него ждали поучений и откровений. И вновь, как когда-то перед пышной свадьбой, преподобному Алексию стало страшно. Он испугался этих жадных восторженных глаз, этой толпы поклонников, готовой стать стеной между ним и возлюбленным Господом. Он устрашился того, что слава среди людей сделает его самодовольным и тогда в нем охладеет святая любовь. Его смиренная, чистая душа отторгала от себя мирскую честь" (12). И тогда он бежит в порт и думает отплыть в город Тарс. Как видно, святой Алексий не просто странствовал по городам, "лишь бы куда-нибудь уплыть", но он избирал для себя города, в той или иной мере связанные с христианством. Так, в Эдессе была "нерукотворная икона святого и царственного образа Господа нашего Иисуса Христа, которую он дал Авгарю, когда во плоти пребывал на земле", а из города Тарс был родом апостол Павел и там находился храм в его честь, куда и намеревался попасть святой Алексий.

Однако, как гласит житие, корабль, на котором плыл преподобный, "по смотрению Божию занесло в Рим. Выйдя на берег, Алексий сказал: "Жив Господь Бог мой. Никому более я не буду обузой, но приду в дом отца моего, ибо домашние меня не признают".

Каким же образом святой усмотрел в сем происшествии волю Божию? Очевидно, что всё в мире происходит не случайно. Святой хотел действовать по своей воле - отправиться в Тарс и там продолжать жить так, как жил в Эдессе. Если бы на то была воля Божия, то туда бы он и приплыл. Бог же предуготовил для него новое испытание - святой Алексий волею Божией попадает в Рим. Но почему святому было необходимо идти к своему отцу, в тот же дом, откуда он удалился?

Святой Алексий говорит, что он не будет более никому обузой (в других вариантах - в тягость). Можно попытаться объяснить эти слова следующим образом.

Преподобный Алексий жил подаянием. То есть он от других людей получал некие блага (деньги, еду), которые употреблял либо на свои нужды (весьма немного), либо сам раздавал нищим, как нам о том говорит житие ("Все, что ему подавали, Алексий раздавал нищим"). Получая таким образом от других, он брал у них то, что ему не принадлежит, то, что жертвователи сами готовы отдать. В то же время всё, что принадлежит его отцу, принадлежит и ему самому. Если бы он стал получать блага от отца своего, то он не "отбирал" бы тем самым подаяние, но брал бы свое, как принадлежащее ему по праву, хотя бы отец его и не подозревал о том. Святой жил бы в своем доме и питался бы со своего же собственного стола, не обременяя никого чужого. От своего отца он как бы получал то, что должно, что принадлежит ему. И действительно, так он никому не становится обузой, никому не становится в тягость, поскольку он "обременяет" исключительно своего собственного отца и пользуется своим собственным имуществом.

Промыслом Божиим замыкается круг. Алексий уходит из дома, чтобы неузнанным вернуться назад. Но кем? Нищим. Это и было, думается, его желанием (вернемся к эпизоду ухода из дома, ведь целью ухода из дома была именно невозможность вести в своем доме ту жизнь, к которой он стремился). Именно так и желал он сам - быть нищим в собственном доме. И уходил из дома он еще и потому, что не мог быть нищим в своем же собственном владении, не мог вести аскетический образ жизни в своем роскошном особняке. 34 года (17 лет святой жил в Эдессе и 17 лет жил в своем доме по возвращении в Рим - конечно, и эти цифры неслучайны, не просто так жизнь святого разделена на периоды по 17 лет. Быть может, он и из дома ушел в возрасте 17 лет) проходит с момента ухода его из дома и до его смерти.

Отец и мать святого Алексия пережили своего сына. Это тоже неслучайно. Кем бы был Алексий и как бы он жил, если бы не ушел из дома? Даже великое горе не подорвало здоровье его родителей, и получается, что скорее всего как минимум 34 года он жил бы при отце и матери, в ожидании наследства, занимаясь житейскими делами и проводя время, как это подобает богатому и знатному мужчине. Возможно, ему удалось хотя бы подражать своему отцу, который, будучи человеком состоятельным, тем не менее пытался в меру своих сил совершать некоторые аскетические упражнения. Однако вопрос о стяжании Царства Небесного такими подвигами остается открытым. В то же время в результате произошедших событий сын получает небесное сокровище, молится о своих родителях, которые вместе с женой святого так много испытали и вытерпели за 34 года. Думаю, что и для них в результате всего случившегося не может не найтись обитель в Царствии Небесном. Не зря и недаром несли они такие подвиги, неслучайно с ними произошло такое горе, обернувшееся потом радостью. "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14: 22).

Более чем странное стечение обстоятельств приводит к тому, что сын богатых родителей, наследник живет в образе нищего в собственном доме, у собственных родителей. Чего стоят эти мучения, страдания! Мало того, святой терпит поношения от собственных слуг. Архиепископ Владимир говорит: "Святому Алексию было достаточно сказать несколько слов, чтобы скорбь любимых им людей сменилась радостью и ликованием. Но молчал - молчал, чтобы не растратить Небесную цену их и своей боли, ибо и он скорбел вместе с ними" (13).

По смерти святого житие так описывает страдания отца и матери его, которые только тогда узнали о том, кто жил у них семнадцать лет: "Евфимиан ... разорвал на себе одежду, стал рвать волосы на голове и терзать седины свои. И бросился к честным останкам и припал к груди святого. И целовал его любовно, говоря: "Увы, сладчайшее дитя мое, зачем ты так сделал и навел на душу мою великую печаль и нескончаемое страдание! Увы, свет моих очей! Столько лет я прожил одиноким, ожидая, когда услышу голос твой или весть о том, что с тобой сталось. И ты не открылся мне. Увы, утешение и отдохновение старости моей! Что мне делать с печалью сердца моего? С этого дня я сильнее восплачу в раненой душе своей, ибо всякий день видел тебя униженным в родительском доме твоем. И ты не открылся мне, чтобы я знал, кто ты". А мать его, услышав, что это сын ее, выбежала из спальни своей, как львица из клетки. Она наносила себе удары и терзала волосы, и разодрала одежды свои, и с распущенными волосами подбегала ко всем, призывая дать ей приблизиться и обнять честное тело сына своего, ибо в покое было великое множество народа. Она громко взывала ко всем, говоря: "Увы, мужи! Расступитесь, дайте взглянуть мне на любезного и желанного моего сына и хотя на краткое время усладиться ликом его. Увы, братья, расступитесь, дайте взглянуть мне на мое единственное дитя, чтобы сбылась надежда моя. Увы, мужи, расступитесь, дайте взглянуть мне на ягненка моего, на птенца гнезда моего, на вскормленного молоком моим, на труды рук моих!" И, припав к груди честного мужа, она любовно целовала его и, взывая ко всем, говорила: "Увы, сладчайшее дитя мое, зачем ты так сделал и навел великую печаль на душу мою? Ты видел, что всякий день я так убивалась, и не открылся мне! Увы, мое утешение! Столько лет ты был одинок, и как чужой жил в родительском доме, и не открылся мне! Увы, что мне делать, на что ныне уповать?". В черных одеждах вошла жена его и припала к груди святого. Она тоже говорила со слезами: "Увы, одинокий мой горлик, сколько лет я прожила из-за тебя в одиночестве, ожидая, что услышу голос твой или весть о том, что с тобой сталось. И ты не открылся мне. Сегодня я стала вдовицей, и ныне не на что мне больше уповать, и некого ожидать, и незачем терпеть. С этого дня я восплачу в раненой душе своей".

Тот же скептический читатель, усмехнувшись, скажет - посмотрите, что творят ваши святые, какие страдания, какие мучения они доставляют своим родным! Жена мучается 34 года без мужа, родители пребывают в неведении и томятся 34 года. И ради чего всё это?

Если слова, которые приведены выше о скорбях и о Царствии Небесном, не удовлетворяют такого читателя, стоит привести еще некоторые выдержки. Например, в византийском житии так говорится о том, что случилось после того, как тело святого было помещено в специально изготовленный ковчег: "страждавшие неисцелимыми недугами, взглянув на святого, разрешились от всех скорбей своих - немые заговорили, слепцы прозрели, одержимые демоном стали здоровы, прокаженные очистились, и всякая иная болезнь отошла от них... И толпы верно сходились к ковчегу семь дней, и на седьмой день при стечении всего народа мощи стали струить благовонное мирро. Все, кто брал от него, избавлены были от скорбей своих".

Сам святой Алексий в хартии написал такие слова: "Молю вас, любезные мои родители и честная невеста моя, не обижайтесь на меня, что я, покинув вас, причинил вам столь великую скорбь; я и сам скорбел сердцем о печали вашей; многократно молил я Господа, чтобы Он даровал вам терпение и сподобил вас Царства Небесного. Надеюсь, Он по благоутробию Своему исполнит молитву мою, ибо я из любви к Нему избрал столь многотрудное житие, не изменяя его ради ваших слёз, так как для каждого христианина лучше более повиноваться Творцу и Создателю своему, чем родителям своим. Верую, что насколько великую скорбь причинял вам, настолько большую радость получите вы в Царствии Небесном" (14). Исследуя эти слова, никак нельзя сказать о том, что святой Алексий не любил и не почитал своих родителей. Он просит прощения за избранный им путь. Ведь если бы он не избрал такой дороги, полной скорбей и страданий, то был бы он святым, были бы спасены ли его родители и жена? Может быть, не только ради своего спасения, но и ради спасения своих близких, избрал такой путь святой Алексий. И та скорбь, что они испытали, (подберу, возможно, неподходящее слово) не компенсируется ли в Царствии Небесном? "Когда утих первый, самый бурный порыв горя, они начали вдумываться в каждое слово прощального письма святого Алексия. И сквозь печаль пробился луч радости. Им была дарована твердая надежда на встречу с возлюбленным там, где любовь совершенна, где не кончается счастье любящих сердец среди животворящего сияния любви Небесного Отца. Человек Божий звал и вел своих ближних в пресветлое Горнее Царство" (15).

Значит так нужно было, чтобы Господь привел святого Алексия именно в его дом, прославил его именно в его городе, дабы не из какого-то другого города его родители узнали о нем, не в какой-то другой город отправились лобызать его честные мощи, чтобы они не слышали о нем из чужих уст и разные басни или придуманные аскетические подвиги, но чтобы они сами были свидетелями, чтобы их слуги также были свидетелями тех подвигов, той жизни, которую вел святой. Чтобы они сами засвидетельствовали его высоту жизни, чтобы они сами и прославили его. Нужно было, чтобы он вернулся назад, чтобы именно в том доме, где он размышлял о горнем мире, об аскетических подвигах, где он, наверное, и думать не смел упражняться в них, именно в своем доме он стяжал небесную славу.

"Какой это жестокий и непонятный подвиг! - воскликнут, наверное, многие сыны века сего. Да, этот подвиг целой жизни труден для полного его уразумения. Чтобы понять его, нам необходимо отрешиться от многого и взглянуть на многое не с нашей обыкновенной житейской точки зрения, необходимо вознестись на ту духовную высоту, где веет воздух вечности... По крайней мере историческое значение этой жизни несомненно: в эпоху, когда расшатаны были все основы общежития, когда все общественные связи распадались, когда грозил все затопить потоп варварства, когда нельзя было поручиться даже за завтрашний день, - вся жизнь Алексея была одним энергическим указанием на небо, на вечные и нетленные блага, которых ни тать не украдет, ни моль не истребит. То была эпоха, когда остаться человеком мира значило потерять все, когда сделаться человеком Божиим значило все сохранить. Да и тогда ли только это имело значение? Недаром имя Алексея, человека Божия, не сходит целые века с уст бедных, обездоленных жизнью страдальцев, недаром поется эта чудная поэма, каждый стих которой внушает нам, что истинной отрады душа христианина должна искать за пределами земных благ, даже за пределами земных привязанностей" (16).

В краткой форме всю жизнь святого Алексия, на мой взгляд, можно уместить в таких словах акафиста (кондак 7): "Хотение едино имел еси, человече Божий, еже благоугождати Богу; темже вся временная в уметы вменил еси, и наследник многаго богатства быв, сие оставил еси, нищ и странен пребывая, в родительстем доме непознаваем и зело уничижаем, присно воздыхая ко Господу и слезно моляся, да сподобит тя в стране блаженства вечнаго пети Ему со святыми: Аллилуиа".

Житие святого Алексия сравнивают с житием преподобного Иоанна Кущника (день памяти - 15 / 28 января), ряд ученых даже считают этих святых одним и тем же лицом (17). Поэтому я счел возможным провести аналогии и различия в житиях этих святых и выяснить для себя, действительно ли они так похожи, или просто в их житиях имеются некие общие места, позволяющие обобщать жизнь этих святых и сводить ее в единое целое.

В кратком виде житие Иоанна Кущника можно изложить следующим образом (18).

Иоанн родился в семье богатого и именитого военного сановника, жившего в Царьграде (Константинополе). Он любил читать боговдохновенные книги и даже упросил родителей подарить ему Евангелие, которое родители не поскупились украсить золотом и драгоценными камнями. Однажды мимо его дома проходил инок; поговорив с ним, Иоанн упросил его взять с собой в монастырь. В обители "Неусыпающих" он принял иноческий постриг. Иоанн с ревностью и смирением исполнял все, что ему приказывали и, преуспевая постепенно в иноческих подвигах, в скором времени достиг такого совершенства в добродетели, что превзошел принявших иночество ранее него и для всех сделался примером непрестанной молитвы, кроткого послушания и терпеливого перенесения самого строгого поста. Спустя шесть лет его постигло искушение: мысли о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начали неотступно преследовать юного подвижника. Диавол стал внушать Иоанну такие мысли: "что-то теперь делают без тебя твои родители? как они скорбят, печалятся и плачут о тебе, так как ты ушел из дому без ведома их! - плачет отец, рыдает мать, скорбят братья, жалеют о тебе родные и знакомые, в горе из-за тебя весь дом отца твоего". Святой Иоанн открыл игумену свое состояние, просил отпустить его из обители и умолял братию не забывать его в молитвах, надеясь, что их молитвами он, с помощью Божией, и родителей увидит, и козни диавола победит. Игумен дал ему свое благословение.

Возвратившись в Константинополь, святой Иоанн в одежде нищего, никем не узнанный, остановился у ворот родительского дома и молился до рассвета: "Господи Иисусе Христе! вот дом отца моего, видеть который я так желал. Но не попусти мне лишиться из-за него Твоей благодати. Молю Тебя, Владыка, даруй мне свыше помощь и силу победить дьявольское искушение, не попусти его торжества надо мной и моего падения, но дай мне доблестно окончить на этом месте жизнь свою". Отец его был более расположен к нищему у ворот, однако его мать приказала прогнать Иоанна. Управитель дома сделал для него кущу (палатку, шалаш) в отдалении, блаженный мог теперь только издали смотреть на ворота дома своего отца. Три года, притесняемый и оскорбляемый, прожил он в куще, терпя холод и зной, непрестанно беседуя с Господом и святыми Ангелами. Всегда с ним было Евангелие, подаренное ему родителями, непрестанно черпал он оттуда глаголы вечной жизни. Перед кончиной преподобного ему в видении явился Господь, сказав ему: "Радуйся, Иоанн, уподобившийся возлюбленному ученику Моему Иоанну Девственнику, потому что ты, оставив все, последовал за Мной в чистом девстве. Вот уже приближается предел твоей жизни, и наступает конец твоим великим страданьям: через три дня ты придешь ко Мне и наследуешь покой праведных". Лишь тогда святой показал родителям Евангелие, которое они ему подарили незадолго до того, как он покинул родной дом, и родители узнали своего сына. Со слезами радости они обняли его, одновременно скорбя, что так долго он терпел лишения около ворот родительского дома. Святой Иоанн завещал родителям похоронить его на месте, где стояла его куща, и положить в гроб в нищенском рубище, которое он носил при жизни. Скончался святой в начале второй половины V века. Над местом его погребения родители построили храм Божий и при нем странноприимный дом. В ХIII веке глава святого была перенесена крестоносцами в Безансон (Франция), мощи преподобного находятся в Риме.

Как видно из жития преподобного Иоанна Кущника, оно действительно в некоторых моментах совпадает с житием святого Алексия человека Божия. Однако внимательный читатель не мог не заметить существенные различия в их историях, как то: свадьба и уход из дома во время брачной ночи Алексия, Иоанн уходит из дома тоже тайно, однако он не был женат, и целью его ухода была именно монашеская жизнь в монастыре "Неусыпающих"; святой Иоанн подвизался в монастыре и жил монашеской жизнью, принял постриг в отличие от святого Алексия, который и пострига не принимал, и жил в притворе храма; святой Иоанн возвращается домой из-за случившегося с ним искушения, целенаправленно, Алексий же приплывает в Рим как бы "случайно", не по своей воле; преподобный Иоанн открывается родителям до своей смерти, Алексий же пишет хартию и умирает неузнанным.

Не следует удивляться тому, что некоторые эпизоды житий разных святых совпадают друг с другом. Например, и святой Сергий Радонежский, и святой Серафим Саровский кормили медведя, но это не значит, что эти святые одно и то же лицо. Посему не стоит обращать внимания на случающиеся совпадения, но на что действительно стоит обратить внимание, так это на смысл самих подвигов святых людей, на их духовное значение для человека.

Святой Алексий искал Царствия Божия и ради этого оставил всё земное - и богатство, и семью, и родной город. Познав о себе волю Божию, он твердо и неотступно следовал ей. И Бог, испытывая Своего угодника, провел его через такие страдания и лишения, которые современный человек с трудом может понять. Тем не менее сей угодник Божий по преставлении своем, по слову кондака, "венец прием славы". И мы, читая и слушая его житие, научаемся видеть, как может исполняться воля Божия на человеке, какие трудности и испытания могут встать на пути к Царствию Небесному. Но мы учимся и тому, что со смирением, с терпением и с упованием на Бога можно всё претерпеть и выдержать. Ради Царствия Небесного можно вытерпеть многое, чему наглядным примером служит житие святого Алексия человека Божия.

Захаров Алексей

Журнал "Самиздат" - 30.03.2011.

Примечания

1. Сайт "Древо" - http://drevo-info.ru/ articles/5351.html .

2. Сайт Храма Христа Спасителя - http://www.xxc.ru/orthodox/ pastor/alb/index.htm .

3. http://drevo-info.ru/ articles/5351.html .

4. Данные с сайта Санкт-Петербургской митрополии на 1 января 2009 года - http://www.mitropolia-spb.ru/ info-eparhii/hrami-i-monastyri/ hramy-2009.php .

5. http://dgs.mos.ru/ d217dr422310m2.html .

6. Тексты их можно найти здесь -
http:// krotov.info/spravki/ persons/05person/ alexy_bozh.html .

7. http://www.ps-pokrov.ru/ travel/italy/ san_alesio/.

8. Впрочем, Святейший Патриарх Алексий II называл его "святым праведным". См. Слово Патриарха - http://www.sedmitza.ru/t ext/401847.html .

9. Зарубежная литература Средних веков и Возрождения. Часть I: Средние века: Сборник хрестоматийных и справочных материалов. Сост. Л.Г. Кихней. М, 2007. С. 9.

10. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга I. М., Изд-во Московской Патриархии, 1998. (http://www.xxc.ru/orthodox/ pastor/alb/slovo.htm).

11. Так в византийском житии. В других вариантах фраза звучит по-разному: "Возьми и храни это, пока Господу угодно будет, и Господь да будет посреди нас"; "Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью".

12. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Указ.соч.

13. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Указ.соч.

14. http://azbyka.ru/ otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/ zhitie=246 .

15. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Указ.соч.

16. Святой Алексий человек Божий. Повесть из истории христианской Церкви конца IV века. М., 2008. С. 193 - 194.

17. http://drevo-info.ru/articles/ 5351.html . Раздел "Исследование".

18. Житие преподобного Иоанн Кущника -
http://azbyka.ru/otechnik/ ?Dmitrij_Rostovskij/ zhitie=54#i1;
http://drevo-info.ru/ articles/8674.html .

Использованные материалы:

  -- 1. Житие святого Алексия:

http:// drevo-info.ru/articles/5351.html ;

http:// krotov.info/spravki/ persons/05person/alexy_bozh.html ;

http:// days.pravoslavie.ru/ Life/life661.htm ;

http:// www.pravenc.ru/text/ 114016.html ;

http:// www.xxc.ru/orthodox/ pastor/alb/index.htm ;

http:// azbyka.ru/otechnik/ ?Dmitrij_Rostovskij/zhitie=246 ;

http:// www.pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=2172 ;

http:// www.pravmir.ru/ prepodobnyj-aleksij- chelovek-bozhij/ .

2. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Слова в дни памяти особо чтимых святых. Книга I. М., Изд-во Московской Патриархии, 1998. (http:// www.xxc.ru/orthodox/ pastor/alb/slovo.htm).

3. Канон преподобному Алексию человеку Божию.

4. Акафист преподобному Алексию человеку Божию.

5. Святой Алексий человек Божий. Повесть из истории христианской Церкви конца IV века. М., 2008.

***

Молитва преподобному Алексию, человеку Божию:

  • Молитва к преподобному Алексию, человеку Божию. Сын римских богатых и знатных родителей, святой Алексий ушел из дома, от мирского довольства, жил на паперти храма Пресвятой Богородицы г. Эдессы, терпя нищету и лишения... Святому Алексию молятся об избавлении гордыни (он имел глубокое смирение), от привязанности к благам мира, от сребролюбия, а также о родителях, чрезмерно скорбящих об избрании чадом иноческого пути

Акафист преподобному Алексию, человеку Божию:

Канон преподобному Алексию, человеку Божию:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Алексии, человеке Божием:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru