Священномученик Александр Иерусалимский
Память: 16 / 29 мая, 12 / 25 декабря
Учился в Александрии у Пантена и
Климента Александрийского, посвятившего ему свое соч.
"Канон церковный, или Против иудействующих" (не
сохранилось). Когда в 202 г. гонение имп. Септимия
Севера вынудило Климента покинуть Египет, он направился
к Александру, который был в то время епископом одного из
городов Каппадокии (Евсевий. Церк. ист. VI 11; авторы
более позднего времени помещают его кафедру во Флавиаде,
Киликия). Александр претерпел от гонителей мучения, став
исповедником Христовым, и провел долгое время в тюрьме.
Священномученик Александр Иерасалимский. Икона
Оттуда он направил послание к Антиохийской Церкви по
случаю избрания епископом Антиохийским Асклепиада.
Письмо доставил Климент, управлявший кафедрой Александра
во время его заточения. Через некоторое время (вероятно, с
кончиной Септимия Севера) Александр был выпущен из
тюрьмы и предпринял паломничество в Иерусалим "для
молитвы и ради истории тех мест"; престарелый еп.
Иерусалимский Наркисс и жители Св. града были чудесным
образом предуведомлены об этом. Наркисс и др.
палестинские епископы стали упрашивать Александра
принять на себя предстоятельство в Иерусалиме. Александр
согласился и остался в городе в качестве помощника и
преемника Наркисса.
В одном из писем к жителям г. Антинои Александр писал: "Наркисс, который прежде меня
занимал епископскую кафедру в этой Церкви и ныне вместе
со мною управляет ею своими молитвами, имея от роду
почти 116 лет, приветствует вас и вместе со мною умоляет
вас, чтобы вы пребывали в единомыслии".
Взойдя на
Иерусалимскую кафедру, Александр много занимался делами
просвещения, устроил в Иерусалиме библиотеку, где впоследствии
историк Евсевий Кесарийский находил сочинения,
отсутствовавшие в богатой церковной библиотека Кесарии
Палестинской. Еще в Александрии Александр стал
почитателем трудов Оригена; когда в 215 или 216 г., во
время егип. похода имп. Каракаллы, ученый был вынужден
бежать в Палестину, епископы А. и Феоктист Кесарийский
привлекли его к просветительской деятельности и Ориген,
не имея священного сана, начал проповедовать в церквах
Кесарии и Иерусалима. Это вызвало резкий протест еп.
Димитрия Александрийского, отвечая на упреки к-рого
Александр писал, что любой христианин, способный
принести пользу братьям, м. б. приглашен епископом для
проповеди, и ссылался на известные ему прецеденты.
Конфликт был улажен, и Ориген, повинуясь своему
епископу, вернулся в Александрию. Но когда в 231 г.,
находясь проездом в Кесарии Палестинской, Ориген был при
участии Александра рукоположен во пресвитера, конфликт
стал неразрешимым.
В Александрии один за другим были
созваны 2 Собора (231, 232), на которых Ориген был отлучен
и лишен сана. В Палестине, однако, не придали значения
этим постановлениям, и Ориген, окруженный почетом,
продолжал свою ученую деятельность в Кесарии. По
сообщению Евсевия, "и Александр, еп. Иерусалимский, и
Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и
как учителю единственному ему уступали толкование
Священного Писания и то, что касалось церковного
обучения"; в гонение при имп. Деции А. "за Христа
предстал в Кесарии вновь перед судом игемона и, во
втором своем славном исповедничестве, испытал темницу,
будучи увенчан старостью маститой и честными сединами.
Он почил в заключении после своего прекрасного и
славного свидетельства перед судом игемона" (Евсевий.
Церк. ист. VI 27; 39. 2-3).
Свт. Дионисий
Александрийский также с благоговением говорит о кончине
А.: конфликт двух Церквей нисколько не повлиял на
отношение к личности святителя.
Из произведений Александра
известны лишь отрывки, приводимые у Евсевия и у блж.
Иеронима (De viris illustribus). Это в основном письма,
адресованные христианам Антиохии, Антинои Египетской,
Оригену и Димитрию Александрийскому.
Иконография
Священномученик Александр Иерасалимский. Икона, конец XIX - начало XX вв.
Изображается как святитель, в саккосе и
омофоре, с Евангелием в руках, седовласым с недлинной
раздвоенной бородой: в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ.
O. I. 58. Л. 114) - в рост; в настенном минологии
нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Косово
и Метохия), ок. 1565 г.,- поясное изображение.
Мученичество святителя, усечение мечом, представлено в
настенных минологиях: в нартексе ц. св. Николая Орфаноса
в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.; в нартексе ц. вмч.
Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.
Протоиерей Валентин Асмус, Е. А. Луковникова
Православная энциклопедия
***
Молитва священномученику Александру Иерусалимскому:
- Молитва священномученику Александру Иерусалимскому.
Священномученик Александр Иерусалимский - стойкий
исповедник веры, переживший дважды длительное
тюремное заключение за веру. Просветитель, создавший
в Иерусалиме внушительную библиотеку христианской
литературы, покровитель Оригена. Его просят о помощи
учебе, укрепить веру и терпение в гонениях и
заключении. Он – небесный покровитель паломников,
учителей и библиотекарей.
Акафист священномученику Александру Иерусалимскому:
Житийная и научно-историческая литература о священномученике Александре Иерусалимском:
|