Привет, Чучело
Что делать, если ваш ребенок – жертва
травли или возглавляет ее?
***
Почти половина родителей школьников - не
знает о том, что их дети вовлечены в ситуацию травли.
Ребенок годами может быть жертвой или агрессором,
равнодушным наблюдателем или принимать чью-то сторону,
писать об этом в соцсетях или дневнике - родители
искренне считают, что все в порядке. И почти неважно, в
какой стране и в какой школе учится ребенок, - дело в
самом школьном устройстве. В традиционной школе
существует модель беспрекословного подчинения старшему
(учителю), которая в лучшем случае базируется на его
авторитете, но чаще - просто на том, что он сильнее и
обладает правом оценивать и наказывать. Модель быстро
улавливается детьми и воспроизводится самостоятельно.
Поэтому важно помнить, что травля - это не проблема
двоих, но проблема всего коллектива с жесткой вертикалью
власти.
Если ребенок вовлечен в школьную травлю,
у него практически нет возможности остаться в стороне. В
этом случае у него есть несколько вариантов поведения:
быть равнодушным свидетелем, стать защитником жертвы,
открыто перейти на сторону буллера. Но даже позиция
равнодушного свидетеля не гарантирует того, что
следующей жертвой не станешь ты.
***
***
Почему жертва молчит
1. Они мне ничем не помогут. Ребенок-жертва уверен в том, что
родитель не сможет или не захочет ему помочь. Например,
он привык к тому, что в трудных ситуациях родитель
склонен преуменьшать значение происходящего и предлагать
ему "не обращать внимания" или "справляться самому". Или
ребенок уверен, что будет любим и принят только в том
случае, если со всем справится сам и не доставит
родителям много хлопот.
2. Будет только хуже. Ребенок предполагает, что родители
выберут самые неудачные способы разобраться -
эмоциональный разговор с буллерами и попытку их устыдить
или агрессивные выпады в сторону классного руководителя
с требованием принять меры.
3. Жалко родителей. Ребенку, который очень привязан к
родителям, часто бывает трудно рассказать о своих бедах,
потому что ему кажется, что эта информация их очень
сильно расстроит. Такие дети чувствуют ответственность
за душевное равновесие близких и оберегают их,
замалчивая проблемы.
4. Жертва и буллер в одном лице. Часто ребенок, которого травят
одноклассники, сам вступает агрессором по отношению к
другим детям - слабее или младше. Если ребенка вместо
поддержки родителей и попытки разобраться в ситуации
ждет двойное наказание - он будет молчать.
Почему родители бездействуют
1. Страшно признать собственную
беспомощность. В одной из западных работ родители
описывали свои переживания в момент, когда узнавали, что
их ребенок - жертва буллинга: это было похоже на
попадание в шторм. Вначале облака сгущаются и меняется
ветер: появляются "первые звоночки" того, что по
отношению к ребенку происходит что-то нехорошее.
Родители надеются, что во всем разберется школа или что
травля закончится сама по себе. Но шторм все равно
приходит, и в его эпицентре - чувство разочарования и
беспомощности из-за того, что ты оказался неспособен
помочь собственному ребенку. Когда шторм заканчивается,
семье остается подсчитывать убытки и разрушения: многие
родители жалеют о том, что не включились в ситуацию
раньше, другие - что пообещали ребенку, что скоро все
будет хорошо, хотя никаких реальных оснований так
говорить у них не было.
2. "Я справился, и ты сможешь". Если родители жертвы сами пострадали в
детстве от насилия - от домашних скандалов до школьной
травли - они могут считать, что это нормальная часть
взросления. Те, кто был жертвой, могут теперь избегать
похожей ситуации с собственным ребенком, чтобы избежать
травмирующих воспоминаний. А те родители, которые в
детстве были инициаторами или активными участниками
травли, редко способны адекватно оценить происходящее с
собственным ребенком, если он оказался жертвой.
3. Мой ребенок не такой. Обычно родители буллера узнают о травле
быстрее, чем родители жертвы, - на их ребенка жалуются
другие родители и учителя. Но, если в остальное время
ребенок не проявляет открытую агрессию, родители не
всегда верят жалобам. А если ребенок к тому же хорошо
учится, то в школе тоже могут закрывать глаза на то, что
он - буллер и манипулятор. Для многих учителей отличники
и активисты попадают в категорию любимчиков, что мешает
объективной оценке ситуации. И если представить хорошего
ученика в роли жертвы учителя еще могут, то его роль
организатора травли они отрицают до последнего.
***
Читайте также по теме:
***
Что делать родителям
Если ваш ребенок оказался вовлеченным в
травлю как жертва, буллер или свидетель, решить эту
проблему за него не получится. Буллинг - это явление,
всегда затрагивающее весь коллектив, а борьба со
школьным буллингом в разных странах мира активно ведется
с восьмидесятых. Максимально успешные программы
позволяют уменьшить число возникающих ситуаций травли на
20%. При этом программа, чтобы иметь хоть сколько-нибудь
значимый эффект, должна продолжаться не менее одного
учебного года, обязательно включать в себя и обучение
для учителей, и тренинг для родителей, осуществляться на
всей территории школы (а не только в классах) и
поддерживаться на всех уровнях внутри школы. Это
достаточно масштабное, длительное и дорогостоящее
вмешательство, и в российских школах пока что таких
программ нет. Поэтому в этой борьбе родители - снова на
передовой.
1. Начните с себя. Буллеры очень часто перенимают домашнюю
модель отношений, где насилие - это норма. Скандалы,
унижение и подчинение, конфликты старших и младших
братьев и сестер - пока ребенок считает это единственной
моделью поведения, он будет склонен делить людей на
сильных и слабых, на обидчиков и угнетенных.
2. Будьте доступны для ребенка. Исследования показали, что ребенок,
который решился обсудить проблемы в школе или начавшуюся
травлю с родителями, - выбирает только одного из них.
Поэтому так важна доступность обоих родителей, даже если
они разведены или часто отсутствуют.
3. Разговаривайте откровенно. Рассказывать о том, что тебя
беспокоит, - это нормально, жаловаться - можно, быть
слабым - не стыдно, и нет таких вещей, которые нельзя
обсудить с родителями или взрослыми, которым доверяешь.
Если ребенок знает, что в его семье - такие правила, то
шансы стать жертвой у него уменьшаются.
4. Развивайте самостоятельность. Дети, которые оказываются в роли жертв,
часто очень сильно привязаны к кому-то из родителей.
Гиперопека - это способ вырастить не только послушного и
удобного ребенка, но и безвольную жертву. Учите ребенка
отстаивать границы и защищать себя.
5. Откажитесь от гендерных предрассудков. Девочек чаще ругают за открытые
проявления гнева и агрессии, поэтому они реже дерутся,
зато чаще используют косвенную социальную агрессию -
распускают слухи и манипулируют. Мальчикам же запрещают
проявлять слабость и чувствительность, плакать и
грустить, поэтому они чаще всего используют физическую
агрессию для выражения эмоций.
Но если родители учат ребенка понимать,
признавать и уважать собственные эмоции, не обращая
внимания на устойчивые гендерные предрассудки, то шанс
стать жертвой или агрессором у такого ребенка снижается.
6. Изучите буллинг со всех сторон. Чему не стоит верить:
- это происходит всегда, со всеми, в любой школе;
- ничего не сделаешь, не стоит и пытаться;
- если не обращать внимания на обидчиков, то они сами отстанут;
- раз травят, значит, сам виноват;
- на самом деле буллеры к тебе хорошо относятся, только странно это выражают.
Согласно оценкам исследователей из
разных стран, с травлей в школе сталкивается примерно
35% школьников. Это большие цифры, но одновременно они
означают, что травля происходит далеко не в каждом
классе и говорить о ней как о стопроцентной норме не
стоит.
Также советы о непротивлении злу
насилием хороши только теоретически - от этого травля
обычно только усиливается. Обозначить свои границы все
равно придется, и лучше сделать это в самом начале, пока
буллеров немного.
Самый же расхожий и токсичный миф - о
виновности жертвы. Для каждого человека в мире найдется
коллектив, в котором именно он будет "не таким" -
слишком толстым, слишком высоким, слишком застенчивым,
слишком умным, слишком веселым.
Но, ни в коем случае не оправдывая
агрессию, родителям стоит понаблюдать - что именно во
внешности и поведении ребенка вызывает постоянные
насмешки и травлю и, возможно, определить зону
ближайшего развития (навыки и способности, которые
ребенку пока что недоступны самостоятельно, но могут
быть освоены при помощи взрослого).
7. Используйте все уровни поддержки. Разговор с классным руководителем
поможет понять, в курсе ли он сложившейся ситуации и как
собирается действовать. Проверьте, есть ли какие-то
механизмы на уровне школы, которые должны срабатывать
при возникновении травли. Готовность родителей и школы
сотрудничать, возможно, с привлечением других
специалистов, всегда увеличивает шансы на успех. Но
всегда имейте в виду план B: если ситуация не улучшится,
то сможете ли вы перевести ребенка в другую
школу? Найдите единомышленников среди других родителей,
чьи дети являются свидетелями травли - таких всегда
большинство, и многие, при поддержке родителей, могут
перейти из равнодушных свидетелей в категорию защитников
жертвы.
Работа с психологом, поддержка и
дружеские связи вне школы, советы других взрослых,
которым ребенок доверяет, и возможность перейти в другую
школу или на домашнее обучение - чем больше уровней
поддержки будет у ребенка, тем проще ему справиться с
ситуацией.
Мария Новикова
Такие дела - 01.10.2017.
|