Об опасностях псевдостарчества и
лжедуховничества в контексте развития современной
церковной жизни
Доклад председателя Синодального
миссионерского отдела епископа Луховицкого Евфимия на
конференции "Духовничество и псевдостарчество", Казань,
4 июня 2024 года.
***
"Испытывайте духов, от Бога ли они"
1 Ин. 4:1
На протяжении всей своей истории Церковь
Христова сталкивалась с многоразличными вызовами, среди
которых была и проблема лжедуховничества. Исключением не
является и нынешнее время. За последние годы целый ряд
митрополий и епархий Русской Православной Церкви, в том
числе и Татарстанская митрополия, испытали на себе
негативное воздействие лжедуховнических практик. В то же
самое время Господь Иисус Христос даровал Своей Церкви
соборный разум и весь арсенал необходимых духовных
средств, при помощи которых Церковь Христова на
протяжении всей своей истории успешно отделяла
спасительные методики и практики духовной жизни от
действия духов злобы поднебесной (Еф 6:12).
Уже давно назрела необходимость
систематизировать опыт противодействия такому явлению,
как псевдостарчество, поскольку угрозы, проистекающие от
него, в конечном итоге создают угрозу и единству Церкви.
К сожалению, неоднократно приходилось наблюдать
ситуацию, когда квазисектантские сообщества, возникающие
вокруг тех или иных пастырей, в ходе своей
трансформации, а лучше сказать деградации, не встречая
никаких заслонов на этом пути, превращались в
"самочинные сборища", а потом и вовсе отделялись от
Церкви, превращаясь в обыкновенные секты.
Подобные ситуации возникают, главным
образом, в тех епархиях, где в погоне за количественными
показателями не уделяется должного внимания пастырской
подготовке будущих священнослужителей. Впрочем, сразу
оговорюсь – столичные епархии, а также епархии крупных
областных центров, где образовательный уровень
духовенства весьма высок, также не могут считаться
полностью свободными от этой угрозы. Однако здесь чаще
наблюдается иная проблема: не недостаток образования, а
частные богословские мнения некоторых
священнослужителей, возведенные в ранг непререкаемых
суждений.
В этой связи особая ответственность
лежит на духовных школах, где преподаванию предмета
"Пастырское богословие", должно уделяться самое
пристальное внимание. Очень важно, чтобы эту ключевую
для формирования личности и мировоззрения будущего
пастыря дисциплину преподавал опытный священнослужитель,
понимающий сложности пастырского служения и способный
донести до учащихся ответственность, с которой сопряжено
духовное руководство людьми. Полагаю, что в процессе
преподавания предмета "Пастырское богословие" следует
уделять особое внимание объяснению различий между
пастырским окормлением пасомых и психологическими и
психотерапевтическими практиками, которые применяются
для терапии людей, имеющих психические расстройства.
Надеюсь, что недавно назначенный ректор
Казанской духовной семинарии иерей Никита Кузнецов
приложит все усилия, чтобы в главной духовной школе
Среднего Поволжья эта дисциплина преподавалась бы
неформально, воспринималась бы учащимися как одна из
ключевых в процессе обучения, чтобы семинаристы еще до
принятия священного сана прилагали бы максимум стараний,
чтобы как можно глубже вникнуть в особенности
предстоящего им пастырского служения.
Как уже говорилось выше, опыт
показывает, что среди тех священнослужителей, которые
встают на сколькую стезю лжедуховничества, чаще всего
преобладают те, кто не имеет полноценного духовного
образования. И хотя следует признать, что бывают и
исключения, можно констатировать устойчивую связь между
наличием духовного образования и следованием
многовековой традиции Православной Церкви в отношении
духовного окормления пасомых. На протяжении всего своего
существования духовные семинарии были и остаются, прежде
всего, пастырскими школами, поэтому очень важно,
прилагая усилия для повышения уровня духовного
образования – в том числе за счет активного изучения
чисто теоретических предметов, не забывать об этом.
Хотел бы в этой связи напомнить слова Святейшего
Патриарха Кирилла: "Не представляю, каким еще способом
можно воспитать сегодня достойного пастыря, способного
говорить с современным обществом, передавать ему
Евангельское послание, защищать свои убеждения, делать
их понятными для других, жить глубокой религиозной
жизнью, кроме как через прохождение школы благочестия в
наших духовных школах".
Как известно, в основе такого явления
как лжепастырство лежит подмена образа Христа Спасителя
личностью самого священнослужителя. С этим явлением
тесно связана и проблема подмены авторитета, которым
священнослужитель обладает в силу духовного сана,
принципом безусловной власти над пасомыми, не
предполагающим не только возможности оспорить какое-либо
мнение такого пастыря, но и какую бы то ни было
дискуссию относительно его богословских мнений и
пастырских методов. По сути дела, речь идет о нарушении
второй заповеди Закона Моисеева – не сотвори себе
кумира (Исх 20:4), которую многие современные христиане
воспринимают исключительно как наследие ветхозаветной
эпохи. Однако необходимость исполнения этой заповеди и в
новозаветные времена никто не отменял.
***
Читайте также по теме:
***
В результате подобного ложно понимаемого
пастырства образ Христа сначала частично заслоняется
личностью подобного горе-пастыря, а впоследствии часто и
вовсе вытесняется "за ненадобностью" из процесса
"духовного общения" такого священника и доверившегося
ему человека. При этом подобное "духовное общение"
постепенно превращается в некое подобие тренингов
личностного роста или психологических ретритов, а
священник начинает выступать в роли психолога или коуча.
К сожалению, мы знаем уже немало
случаев, когда некоторые священники, увлекшись
психологическими теориями и практиками, несовместимыми с
Преданием Православной Церкви и подменяющими собой
святоотеческие принципы пастырского душепопечения,
впоследствии, по словам апостола Павла отвергнув добрую
совесть, потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим 1:19),
сняли с себя священный сан, а некоторые и вовсе стали
неверующими людьми.
Состояние, в котором священник смело
отвергает церковные традиции пастырского окормления,
объявляя их устаревшими или неактуальными, именуется в
аскетической традиции прелестью (прельщением) и является
чрезвычайно опасным с духовной точки зрения. Находящийся
в таком состоянии священнослужитель чаще всего бывает
заражен духом гордыни, побуждающим его непримиримо
относиться к носителям взглядов отличных от его
собственных. Между тем апостол Павел прямо
говорит: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы
открылись между вами искусные (1 Кор 11:19).
Этим призывом к разномыслию апостол
Павел говорит христианам о необходимости иметь
критическое мышление, которое позволяет отличать
истинных пастырей, радеющих о спасении вверенных им душ,
от лжедуховников, одержимых греховными страстями и
ложными идеями. Разномыслие с мнением подобных пастырей,
как раз, так и бывает вполне спасительным, поскольку
позволяет не поддаваться манипуляциям с их стороны.
Изучение методов и приемов
манипулирования, которыми пользуются лжедуховники,
является весьма актуальной задачей современного
сектоведения. Следует признать, что методы негативного
психологического воздействия, манипулирования сознанием
людей получили в последнее время самое широкое
распространение. В России, наверное, не осталось ни
одного владельца мобильного номера, которому не
позвонили бы мошенники с целью любыми путями получить
доступ к его денежным средствам и имуществу. К
сожалению, весьма многие поддаются этим уловкам,
абсолютно добровольно выполняя указания совершенно
незнакомых людей, представляющихся сотрудниками банков
или правоохранительных органов. Нередки стали подобные
манипуляции, совершаемые от имени представителей
церковной иерархии или сотрудников Московской
Патриархии. Неоднократно приходилось слышать о том, что
некоторым священнослужителям предлагалось перечислить
средства на подарок Святейшему Патриарху или на некие
общецерковные нужды. К сожалению, и представители
духовенства не защищены в полной мере от подобных
психологических манипуляций. Известен, случай, когда у
одного московского священнослужителя мошенники выманили
весьма значительную сумму, вырученную им за продажу
квартиры, что нанесло сильный удар по материальному
благополучию его семьи.
Иными словами, степень существующей
психологической угрозы не следует недооценивать, как не
следует недооценивать и проблему внушаемости
значительной части нашего населения.
Чаще всего конечной целью манипуляций
лжепастырей и псевдодуховников является доступ к
материальным активам человека, стремление внушить ему
под самыми благовидными предлогами необходимость делать
постоянные пожертвования на счета и карты подконтрольных
лжепастырю лиц и структур. Разница в данном случае
заключается в том, что телефонные мошенники рассчитывают
на сиюминутный эффект, а лжепастыри "играют вдолгую" –
глубоко погружаясь в личную жизнь человека, крепко
привязывая его к себе сотнями психологических нитей, не
гнушаясь такими методами, как шантаж и запугивание.
В иных случаях целью лжедуховнических
практик является создание сообщества адептов, полностью
послушных воле своего духовного гуру, и готовых ради
него не только на материальные лишения, но и на самые
решительные поступки, часто выходящие за рамки правового
поля.
Как представляется, в настоящее время
возникли все предпосылки для того, чтобы усилить
институт духовничества в масштабах всей Русской
Православной Церкви. Возможно, следует пересмотреть
практику допуска к духовному окормлению мирян
священниками, не имеющими должного духовного образования
и опыта, внимательнее изучить в этом отношении опыт иных
Поместных Церквей. Так, например, в Румынской
Православной Церкви на духовническое служение избираются
наиболее опытные и достигшие зрелого возраста
священники, для их поставления на это служение
существует особый чин, совершаемый архиереем. Полагаю,
было бы целесообразным изучить этот опыт в рамках
Межсоборного присутствия и на кафедрах Пастырского
богословия духовных академий и семинарий, с тем чтобы
представить священноначалию предложения по
совершенствованию духовнического служения в нашей
Церкви.
Очевидно, ближайшими помощниками
архипастырей при выявлении угроз псевдодуховничества и
сектантства должны быть миссионеры-апологеты, подготовка
которых представляет довольно сложную задачу. Опыт
показывает, что, к сожалению, далеко не все получившие
миссионерское образование священнослужители и миряне
могут заниматься апологетической миссией, которая наряду
с широкой богословской эрудицией требует специальных
знаний. Подготовить универсального специалиста, который
бы одинаково хорошо противодействовал неоязычеству,
неопротестантизму, параправославным сектам, церковным
расколам и т. д. представляется крайне затруднительным.
Из этого следует, что при подготовке
миссионеров-апологетов важно ориентироваться на
конкретную специализацию.
В этой связи Синодальный миссионерский
отдел планирует в ближайшее время сосредоточить усилия
на создании современной системы миссионерского
образования, в рамках которой самое серьезное внимание
будет уделено подготовке специалистов по апологетической
миссии. С сожалением приходится констатировать, что
имеющиеся на сегодняшний день миссионерские
образовательные проекты, созданные в свое время
миссионерами-энтузиастами, совершенно не соответствуют
запросам современной церковной жизни, не говоря уже о
требованиях, предъявляемым к организации учебного
процесса соответствующими светскими и церковными
инстанциями. Следует признать, что подобные проекты
возникли на фоне фактического отсутствия
систематического церковного миссионерского образования.
Отдавая должное трудам энтузиастов,
которые трудились на ниве миссионерского образования в
течение многих лет, Синодальный миссионерский отдел в
соответствии с задачей подготовки миссионерских кадров,
поставленной Священным синодом (журнал № 102 от 29
декабря 2021 г.), с 2024/2025 учебного года совместно с ПСТГУ начинает реализацию специальных программ по
подготовке миссионеров разной специализации.
Данные
программы будут разрабатываться совместно специалистами
сектора образовательных программ Синодального
миссионерского отдела и кафедры миссиологии ПСТГУ (на
настоящий момент единственной профильной кафедры,
существующей в системе высшего образования Русской
Православной Церкви) в рамках нового совместного проекта
– миссионерского отделения и кафедры апологетической
миссии Факультета дополнительного образования ПСТГУ.
Проект призван объединить ведущих специалистов по теории
миссии и миссионеров-практиков с огромным опытом работы
"в поле". Получить образование по этим программам можно
будет в вечернем, очно-заочном и дистанционном форматах
на Факультете дополнительного образования ПСТГУ. Это
обучение смогут пройти представители всех епархий – как
священнослужители, так и миряне, имеющие высшее
православное богословское образование. Для мирян, не
имеющих такового образования, организованы богословские
курсы, которые действуют на базе Факультета
дополнительного образования ПСТГУ. По окончании этих
курсов миряне смогут специализироваться в области
апологетической миссии.
Для сбора информации об актуальных
сектантских угрозах, а также для координации работы
ведущих сектоведов Русской Православной Церкви и
миссионеров-практиков, работающих на местах, при
Синодальном миссионерском отделе создан Центр
апологетической миссии, который возглавляет заместитель
председателя Синодального миссионерского отдела по
апологетической миссии иерей Сергий Фуфаев. Центр
работает в тесном контакте с Синодальным центром
сектоведения имени преподобного Иосифа Волоцкого
Белорусской Православной Церкви, который возглавляет
известный сектовед Владимир Александрович Мартинович,
автор учебника "Сектоведение" для высших духовных
учебных заведений. В сферу ответственности Центра входит
проведение научно-практических конференций и иных
мероприятий миссионерско-апологетической тематики, а
также подготовка к изданию методических и учебных
пособий по апологетике.
Еще в "Концепции миссионерской
деятельности Русской Православной Церкви", принятой
Священным синодом в 2007 г., говорилось о необходимости
создания епархиальных миссионерских центров, одной из
главных задач которых является противодействие
сектантской угрозе. В частности, Концепция рекомендует
среди прочего создавать на епархиальном уровне
структуры, которые "изучали бы характер и методы
прозелитизма религиозных объединений, действующих на
территории конкретной епархии, выявляли степень их
духовной и, по возможности, социальной опасности, а
также своевременно, открыто, квалифицированно и
объективно информировали об этом общественность".
К сожалению, до сих пор количество
митрополий и епархий, где подобные центры созданы и
реально действуют, можно пересчитать на пальцах одной
руки. Между тем, безо всякого преувеличения можно
сказать, что степень опасности, связанной с
распространением влияния сектантских и параправославных
групп, во многих регионах России за последние годы
многократно увеличилась и требует оперативного
реагирования со стороны священноначалия. Убежден, что с
учетом сложившейся в Татарстане обстановки такой центр
должен быть создан и в Татарстанской митрополии, тем
более что для этого существуют все необходимые
предпосылки – в первую очередь, наличие высшей духовной
школы с глубокими традициями дореволюционного
сектоведения. В случае если руководством Татарстанской
митрополии будет принято решение о создании такого
центра, Синодальный миссионерский отдел будет готов
оказать всяческое содействие в организации его работы.
Евфимий Моисеев, епископ
Луховицкий
Миссионерское обозрение - 14.06.2024.
|