Современный протестант
Современный протестант "из наших" иногда
не так уж и далёк от Православия. В первые два-три года
очень далёк. Всё в Православии для него - либо фольклор,
либо язычество. Но жизнь берёт своё...
Родная община, научившая верить, уже не
кажется такой идеальной, как вначале. Становятся
заметными недостатки братьев и сестёр; личные грехи,
несмотря на уверенность в спасённости, выйдя в дверь,
заходят в окна. Взамен "чистой евангельской веры" и
простоты всё чаще о себе заявляют доктринальные
разногласия. Человек успокаивается, то есть прощается с
прежней горячностью. Становится понятным то, о чём
постоянно твердит Церковь. А именно - что спасение
требует трудов, что жизнь проходит между страхом и
надеждой, что "Царствие Небесное силой берётся". В
подсознании крепнет голос генетической памяти.
Большинство протестантов у нас ведь люди
крещёные. Можно отрицать пользу крещения в детстве,
можно считать себя гражданином вселенной и стопроцентным
сыном грядущего Царства. Но крещение действует,
благодать живёт и требует воцерковления. Некоторые из
наших протестантов кажутся полумонахами или
старообрядцами для своих иностранных братьев. И женщины
у них на служении в платках, и под гитару молиться не
любят, и молятся долго, к тому же, стоя. Думайте что
хотите, но часто это - истинно крещённые в детстве люди,
и вести себя они стремятся в соответствии с просвещённой
совестью.
Их сердце разгоняет по венам вместе с
кровью генетическую память. Это память о Православии.
"Как вы молитесь? - спросил я у одного
протестантского проповедника. - У вас есть оформленный
чин, или вы всякий раз руководствуетесь эмоциями?" -
"Конечно, есть чин, - умно и грустно ответил собеседник.
- На эмоциях и духовном подъёме долгую работу не
построишь". Затем он рассказал, что начинают они с пения
псалмов, потом просят о различных нуждах, проповедуют.
Заканчивают молитву общим чтением "Отче наш". Я заметил,
что если не брать во внимание анафору, епиклезу, то есть
сердцевину Евхаристии, то по структуре очень похоже на
литургию Златоуста. Он согласился. "Генетическая
память?" - спросил я. - "Возможно", - прозвучал ответ.
***
Через какое-то время, может, через
считанные годы, наши приходы пополнятся вернувшимися в
Православие братьями и сёстрами, прошедшими в
протестантстве школу катехизации. Это будет истинное
торжество Православия, но нам нужно к этому
подготовиться. Во-первых, они - люди Книги. Им нужно
читать и объяснять Писание не пять минут в неделю, а
гораздо больше. Большинство из них только потому и
наполняют арендованные концертные залы, что в родных
церквах, под куполом, на котором возвышается крест, они
проповедей не слышали. Честно скажем, не очень-то и
искали. Но если бы поискали, то, снова честно скажем,
вернулись бы в арендованные залы. Нам нужно
проповедовать, причём качественно и постоянно. Вера
отцов, вера, "однажды переданная святым", в нашем случае
часто похожа на сундук с сокровищами. Сокровища реальны,
но мы сами не часто в сундук заглядываем.
***
От привычной брезгливости к протестантам
следует перейти к радостному и дерзновенному
благовестию. Вы чтите субботу? А знаете ли вы, что и мы
субботу чтим? Не по-еврейски, бездействием, но
непременной молитвой в храме. Мы помним, что это -
седьмой и благословенный день. Только чтим его менее
воскресенья, поскольку суббота - день благодарной памяти
о творении мира и благословении, а воскресенье -
благодарность Богу за искупление. Искупление требует
большей любви, чем творение.
Вы чтите имя Господа, открытое Моисею
при купине? А вы знаете, что мы на каждой службе со
страхом его произносим? Мы благословляем Сущего, то есть
Яхве, говоря по-славянски "Сый благословен Христос Бог
наш". Ведь Сын во всём равен Отцу. Он тоже - Яхве, как
Отец и Дух. По-гречески это имя мы пишем на иконах
Спасителя. Это имя произносится в таинстве Крещения.
Если угодно, то мы - пятидесятники в
правильном смысле этого слова. В Пятидесятницу родилась
наша Церковь, и всё, что совершается в ней, совершается
действием Господа Святого Духа. Если хотите знать, то мы
не меньше квакеров учимся трепетать перед Богом в
молчании. Многие из нас не менее некоторых самых
активных методистов всю жизнь изучают Писание. Всё, на
чём отдельные группы и секты пытаются построить своё
общинное или индивидуальное бытие, у нас есть. Причём
оно не вчера появилось. Всё это у нас есть от начала и
существует в истинном смысле, стоит только поискать. Ну
а что до грехов и слабостей - то у кого их нет? Разница
лишь в том, что наши грехи на виду, и мы, вслед за
апостолом Павлом, не боимся хвалиться немощами, "да
вселится в нас сила Христова".
Это дерзновенная цель, но она реальна.
Следует вернуться к серьёзному погружению в догматику.
Всем известно, что протестантов, словно красные флажки,
раздражают иконы. Мы пытаемся объяснять им догмат
Седьмого Собора, но, кажется, говорим на разных языках.
Дело в том, что начинать надо с Собора Первого. Сначала
стоит говорить о Божестве Иисуса, о Его природном
равенстве Отцу. Потом, если понимание достигнуто,
следует говорить о Соборе Втором, затем Третьем.
Божество Святого Духа, равенство Ипостасей, различие
между Личностью и природой будут нашими темами.
Сложности, возможно, начнутся с Собора Четвёртого,
иногда раньше. Соотношение природы и воли, вопрос о Деве
Марии - Кого Она родила и как Её правильно называть? Тут
расхождения станут очевидными. Это значит, что вопрос
иконопочитания, вопрос, поднятый и решённый на Соборе
Седьмом, невозможно решить, перескакивая через несколько
столетий напряжённой догматической мысли.
Христос - Бог воплотившийся, Бог,
ставший видимым. В силу Воплощения к Нему не относятся
слова Ветхого Завета, подчёркивающего запрет на
изображения тем, что "только голос вы слышали, а образа
никакого не видели". Христос - не "бог чужой", чьи
образы соблазняли Израиль. Он - Бог Истинный, Чья
Личность при земной жизни была доступна зрению и
осязанию, а ныне доступна иконному письму. Но чтобы к
этому прийти, нужно многое пройденное оставить за собой.
Нужен упорный труд, вначале по образованию собственному,
затем - по непростому общению с братьями, лишёнными
общения с Церковью. Это труд титанический, силам людей
не подвластный, труд, требующий благодати. Бог благодать
даст, даст много, "с избытком" и независтно. Нужен лишь
наш труд. В этом всё дело.
***
Читайте также по теме:
***
Нужно видеть глаза людей, не
расстающихся с Библией, когда они впервые слышат об
отцах Египта! Кто любил Писание больше отцов? Многие из
них носили в памяти всю (!) Псалтирь, помнили дословно
огромные куски Евангелий, целые послания Павла. "Вы
думаете, что любите и знаете святые книги? Я расскажу
вам об Арсении Великом и об Антонии". Нужно видеть глаза
людей, привыкших получать духовную пищу в виде тоненьких
брошюр с глянцевой обложкой, когда авва Аммон и авва
Макарий впервые встают перед их мысленным взором.
"Но где эти люди сегодня? - спросят у
нас рано или поздно. - Не является ли большинство
православных прихожан людьми простыми и от глубин
далёкими?" - "Не смущайтесь", - будет ответ. В те
времена, когда пустыни заселились людьми, знавшими
каждую букву в Моисеевых книгах, рядом с ними жили люди,
не знавшие ничего, кроме имени Спасителя. "Я ничего не
запоминаю и ничего не понимаю", - жаловался молодой
монах наставнику. - "А как зовут Спасителя?" - спрашивал
старец. - "Иисус Христос", - отвечал молодой монах. -
"Возрадуйся, чадо. Ты знаешь самое главное". Так и в
нашей жизни. Есть немногие, знающие много, но рядом с
ними в той же благодати, а часто и в большей, пребывают
многие, знающие чуть-чуть, но самое главное.
Я совершенно серьёзно утверждаю и не на
шутку уверен в том, что очень скоро наши храмы
наполнятся теми, кто сегодня относит себя к
протестантам. Их не отпугнут ни ворчливые бабушки, ни
дисциплинарная строгость, ни непривычный язык.
Они, напитавшись текстами, возжаждут
благодати, которая породила тексты. Любители Писания
узнают в Церкви смиренную Мать Писания и придут
покаяться в том, что долго этого не замечали. Из людей
слова они станут людьми Чаши. Вернее, они станут людьми
слова, которое поётся, читается и благовествуется над
Чашей.
Лишь бы только мы были к этому готовы.
Андрей Ткачев, протоиерей
Отрок.Ua – 08.11.2010.
|