Мартин Лютер: перманентная революция
31 октября 1517 г. на двери Замковой
церкви в Виттенберге католический монах ордена
августинцев Мартин Лютер прибил 95 тезисов, в которых, в
частности, критикует продажу индульгенций. Этот день
затем войдет в историю как первое публичное выступление
одного из основателей протестантизма, что дает повод
поговорить о судьбе Лютера и его детища.
Дать однозначную оценку личности Лютера
и его значению в истории христианства практически
невозможно. Еще при жизни августинского монаха
современники высказывали о нем противоположные точки
зрения.
Одни считали его вторым апостолом
Павлом, другие - бранчливым невротиком и разрушителем
Церкви. Слова и поступки Лютера позволяют признать
правоту и тех и других. Главным достоинством
"виттенбергского папы" (Лютер был доктором богословия
университета в городе Виттенберг) стал перевод Библии на
немецкий язык и временное объединение нации в борьбе с
Римом и Папством. В тоже время, сочинения реформатора
приводили к разгрому католических монастырей,
издевательству над монахами и резкому падению нравов,
что отмечали даже сторонники протестантизма.
Еще больше противоречий можно найти и в
биографии реформатора. Практически все важнейшие события
в его жизни сложно объяснить однозначно. Например, его
уход в монастырь в 1506 году одни объясняли несколькими
знамениями. Сперва Лютер сильно поранился, неуклюже
засовывая шпагу в ножны, затем нашел своего товарища
мертвым и, наконец, попал в сильную грозу: рядом ударила
молния, и испуганный юноша дал обет стать монахом;
другие - тяжелым детством и недостатком родительской
любви (отец Мартина был жесткий человек, часто бивший
сына, но при этом заботившийся о его образовании), а сам
реформатор давал различные объяснения своего поступка.
Лишь одно можно сказать точно - став
монахом, Лютер воспринимал Бога не как любящего Отца, но
зато постоянно боялся наказания за свои поступки. При
этом одни говорят о том, что Мартин в юности любил
пирушки. В 1507 году будущий реформатор мог написать в
письме: "Человеческая слабость меня удручает. Я чувствую
себя усталым и ленивым. Из-за попоек и наступающего за
ними следом тяжкого похмелья я до сих пор не успел
ничего ни написать, ни прочитать". С другой стороны,
протестантские историки говорят о том, что юность Лютера
была безупречна.
Во время своего монашества Мартин Лютер
много преподавал, читал лекции по Библии, проповедовал и
мучительно искал ответы на вопросы, как можно спастись
человеку, если его грехи значительно превышают
добродетели. Всю жизнь будущего реформатора мучили
неврозы и приступы тоски. Иногда он полагал, что одержим
дьяволом, на протяжении всей жизни он представлял сатану
в качестве своего непосредственного противника, а потом
много раз называл антихристом римского папу.
По мнению историков, первые признаки
разочарования в католичестве появились у отца Мартина в
1511 году во время посещения Рима. В это время папство
переживало не лучшие времена - "великим понтификам"
постоянно не хватало денег, а потому Ватикан все чаще
выпускал групповые и индивидуальные индульгенции, за
которые желающие могли внести пожертвования.
Индульгенции были своеобразными акциями, с помощью
которых Рим решал свои проблемы. Кандидаты в епископы
влезали в крупные долги, а затем обещали их отдать,
торгуя отпущением грехов. Существовали специальные
таксы, зависевшие от типа проступка, которому нужно было
дать отпущение властью Папы: "7 червонцев для простого
убийства, 10 - для убийства родителей, 9 - за
святотатство". Монах доминиканец Иоганн Тецель, чья
бойкая торговля индульгенциями, и считается поводом,
вынудившим Лютера вывесить свои тезисы, вообще вел себя
как рыночный торговец. У него была специальная
прибаутка: "Денежка в ящике звяк - душа из чистилища
прыг".
Августинский монах Мартин Лютер в
послании, прибитом на стену храма, говорил о том, что
продажа отпущения грехов за деньги недопустима: "В чем
состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги
безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу
благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую
же благочестивую и любимую душу они не спасают
бескорыстно, из милосердия?"
Чтобы ответить на этот и подобные им
вопросы, совершенно не нужно было объявлять католическую
церковь исчадием ада. Многие католики и гуманисты того
времени также выражали недовольство торговлей
должностями в Ватикане, продажей индульгенций и
недостойным поведением отдельных пап, но лишь Лютеру
удалось поднять Германию на борьбу с римской курией.
Немцы заплатили очень большую цену за
эту битву - с 1517 года претензии реформатора к церкви
все возрастали. В 1520 году после своего отлучения Лютер
выпускает обращение "К христианскому дворянству немецкой
нации", в котором объявляет, что "борьба с папским
засильем является делом всей немецкой нации", где
формулирует важнейшие принципы Реформации. Лютер
объявляет примат светской власти над духовенством.
Ссылаясь на известный текст апостола Павла о покорности
властям, реформатор призывает князей смело вмешиваться в
дела католиков и поддерживать истинное христианство
доктора Мартина. (Заметим, что когда правители
вмешивались в дела протестантов, Лютер довольно быстро
вспоминал о том, что власть священников выше мирской и
говорил о независимости Церкви).
Бывший августинский монах считал, что
священники и епископы не обладают особой благодатью, и
их служение отличается от мирского лишь по должности,
так что папа переставал быть сакральной фигурой и
становился слугой антихриста, с которым необходимо было
бороться. Почти перед самой своей смертью в 1546 году
доктор Лютер выпускает серию карикатур, в которых папа
изображается то в виде толстой свиньи, то в виде осла,
то с нечистотами в руках.
Далее реформатор предлагает еще один
радикальный шаг - отныне любой человек может спокойно
толковать Библию, и его размышления над строками Нового
или Ветхого Заветов будут иметь такую же ценность, как
мнение папы или собора. Эта мера привела как к
положительным, так и к отрицательным последствиям.
Лозунг Sola scriptura ("только Писание" - лат.) приводит
к бурному развитию библеистики и новозаветной
текстологии, которая в свою очередь зарождает основы
новой филологической науки.
Идеи Лютера приводят к переводам Библии
на национальные языки и фактически лежат в основе
создания многих европейских языков. Время латыни как
языка науки, духовенства и общения начинает подходить к
концу. Появляются богослужения и песнопения на
национальных языках, и Слово Божие начинает звучать на
языке простолюдинов. Стоит отметить, что переводы
Священного Писания на национальные языки были и до
Лютера, но его идеи резко оживили этот процесс.
Отрицательной же стороной лозунга "Только Писание" можно
считать постоянные споры между сторонниками различных
течений в протестантизме, которые могли приводить к
кровавым последствиям. Впрочем, точно такие же
столкновения были в христианстве и до Реформации.
Однако главной идеей Лютера и Реформации
было спасение верой и благодатью Христовой. Во многих
своих текстах Лютер говорит о том, что Бог спасает
человека не за его добрые дела или аскетизм, а
исключительно за веру. Сама по себе эта идея встречалась
у святых отцов, но доктор Мартин развивает ее в сторону
радикализма. Он утверждает, что добрые дела или
монашеская жизнь лишь отдаляют человека от Христа,
поскольку большинство священников и монахов являются
притворщиками или ушли в обитель по нужде.
С этого момента "виттенбергский папа"
призывает священников и монахов жениться, разрешает
второбрачие и даже существование нескольких жен.
Отменяются посты, таинство исповеди, и бывшие монахи и
монахини начинают предаваться самому ужасному разврату.
Падение нравов и уважения к духовенству
были настолько катастрофичными, что сам Лютер с горечью
говорил о том, что новые христиане не уважают своих
пастырей, занимаются склоками и совсем забыли Заповеди
Божии.
Сам Лютер в 1525 году женится на бывшей
монахине и начинает вести жизнь обычного немецкого
бюргера. Борьба с Папой окончательно становится целью
жизни Лютера, и в конце жизни доктор Мартин даже
редактирует для себя молитву "Отче Наш", добавляя к
каждому прошению ругательства в адрес Папы и католиков.
Вся жизнь Лютера была посвящена
избавлению от чувства вины, но даже перед смертью в 1546
году он не смог от него избавиться.
Андрей Зайцев
Нескучный сад - 31.10.2012.
|