Опорные столпы государства: вожди и воины
Пророческая статья о деградации власти и
воинства, записанная украинским священником и
миссионером протоиереем Андреем Ткачевым за год до
Майдана 2014 года, ввергнувшего Украину в хаос
братоубийственной войны.
Пророк Исаия, предсказывая грядущее
наказание Иерусалиму, так говорит о нем: "Вот, Господь,
Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды… храброго
вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца,
пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого
художника и искусного в слове" (Ис. 3:1–3).
Четыре святых
православных воина (слева направо): Димитрий, Георгий,
Артемий и Прокопий. Икона, 1618 год. Монастырь Хиландар
(Афон)
Если Бог решает наказать человека, то
лишает его разума, а если некий народ созрел для
гневного посещения, то, как видим, у него будут отняты
самые важные категории людей, без которых гражданская
жизнь станет невозможной. Это своеобразное отнятие
опорных столпов, без которых общественная и
государственная жизнь неминуемо обрушивается, погребая
под своими обломками все живое. И в перечне отнимаемых
столпов первое место занимают "храбрый вождь и воин".
Даже "пророки, прозорливцы и старцы"
следуют в этом списке после людей военных. Нами,
православными, эта особенность пророческой речи не
должна быть пропущена. Мы традиционно сетуем на
оскудение духовных руководителей, старцев и наставников.
Но вряд ли при этом мы связываем это духовное оскудение
с такими общегосударственными проблемами, как проблемы
армии. А вот пророк Исаия мыслит иначе.
Храбрость вождя и воина – это не просто
личностная, но гражданская добродетель. Лично храбрым
может быть и бандит, идущий "на дело", и скалолаз,
ползущий в гору, и любой представитель экстремального
спорта. Но их презрение к опасности носит совершенно
иной характер. Человек в их случае рискует здоровьем и
жизнью, готов даже пожертвовать собой. Но эта жертва
собой приносится самому себе. Это не "Твоя от Твоих", а
"мое для меня".
Храбрость отнюдь не всегда полезна, так
же как и презрение к деньгам не равно милостыне.
Замечено, что многие персонажи, способные прокутить за
ночь баснословные суммы, бывают до крайности прижимисты
или даже скупы не то что на милостыню, но даже на
чаевые. И механизм понятен: швыряю деньги "для себя", а
давать-то надо другому. Вот именно отношение к "другому"
или "другим" и превращает храбрость, вкупе с прочими
добродетелями, из личной характеристики в
общественно-полезное явление.
Воин храбр для "других". "Другие" для
него – это его страна с ее народом или народами, с ее
историей и культурой, с ее святынями. У страны должны
быть святыни, и у этих святынь должны быть защитники.
Выбросьте любое из звеньев этой короткой цепи – и на
месте страны вы в скором времени увидите пустырь, или
пепелище, или "кем-то освоенную территорию".
Поэтому на армию и на наличие у нее
боевого и патриотического духа нужно смотреть как на
главный показатель здоровья страны и ее
жизнеспособности.
"Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима
и у Иуды… храброго вождя и воина, судью и пророка, и
прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и
советника, и мудрого художника и искусного в слове" (Ис.
3:1–3).
Воин не работает. Он служит. Разница не
только филологическая.
Служение связано с жертвой. Терпение,
стойкость, готовность к опасности проистекают отсюда.
Армейская среда остается, по сути, единственной средой,
в которой понятия чести и долга особенно живучи и упорно
не хотят превращаться в анахронизмы. Именно поэтому
армию всегда считали у нас становым хребтом государства.
Общество, потерявшее понятие о долге, чести и совести, –
это организм с больным, надломленным позвоночником.
До революции на Афоне в русском
Пантелеимоне изрядную долю монахов составляли отставные
военные. Это были солдаты, участвовавшие в боях и
походах; это были и офицеры, отдавшие армейской службе
свои молодые и зрелые годы. Причем эти бывшие военные
представляли из себя далеко не худшую часть
монашествующих. В своем большинстве они были
трудолюбивы, терпеливы, послушны. Военное прошлое было
для них периодом формирования многих качеств, не
потерявших своей ценности и на службе Богу. До высоких
чинов дослуживались в свое время старец Варсонофий
Оптинский и священномученик Серафим (Чичагов). Эти
примеры можно умножать почти до бесконечности.
***
Читайте также:
***
То тепло во взаимоотношениях Церкви и
армии, которое бросается в глаза всякому человеку,
имеющему "глаза, чтобы видеть", как раз и коренится в
духовном сродстве. Церковь всегда любила солдата не
потому, что отрабатывала госзаказ, а потому, что всегда
угадывала черты подвига духовного в подвиге армейском. И
не только светлые лики воинов-мучеников, как то Георгия,
Димитрия, Феодора, тому причиной. Тому причиной та
закалка и тот здравый взгляд на жизнь и смерть, которые
воспитывает армия в человеке и которые совпадают
зачастую с тем, что Церковь хочет в человеке воспитать.
Жизнь свою современный человек хочет
сплести, как паутину, из тысяч тоненьких "хочу – не
хочу" и "буду – не буду". Нет в повседневности нашей
ничего более противоположного этому эгоистическому
безумию, чем армейская жизнь.
Самые простые и бесценные вещи перестал
ценить человек, среди которых – хлеб и время. А законы
духовные действуют так, что непременно потеряет человек
то дорогое, что ценить перестал. Уж чему-чему, а
бережному отношению к каждому часу личного времени и к
каждому куску хлеба, даже без масла или сахара, армия
человека научит. Это и есть то элементарное воспитание,
которого так мало в семьях и школах и без которого
человек обречен на жизнь, в конце концов бездарную и
несчастную.
А чувство локтя? А необходимость
делиться? А требование приноравливаться к чужим немощам
и исправлять свои? Где вы все это будете воспитывать в
будущем отце и муже?
Трудна жизнь служивая? Трудна, кто ж
спорит. Но жизнь вообще трудна, и в процессе убегания от
сложностей она легче не становится. Как раз наоборот,
есть смысл привыкнуть к режиму дня, дисциплине, простой
пище и физическим нагрузкам вкупе с нагрузками
нравственными. Глядишь, и дальнейшая жизнь без лишних
соплей пройдет.
Начиная со "ста дней до приказа", а
может и раньше, на нас обрушиваются тонны информации об
армейском негативе. Все эти непорядки имеют место и
требуют исправления. Но исправления требует и самая
главная проблемная область, а именно – отношение
общества к армии. Церковь должна помочь сформировать
обществу правильный, высокий взгляд на армейскую службу
как на один из основных видов служения. Первая
учительница, люди в белых халатах и люди в погонах – это
не просто представители некоторых профессий в ряду всех
прочих. Это представители "святых профессий". Они не
столько работают, сколько служат, и яркий показатель
здоровья нации – это их отношение к своему служению, с
одной стороны, и отношение к ним народа – с другой.
Поэтому закончим тем, с чего начали:
перечтем цитату из пророка Исаии и сделаем из нее
соответствующие выводы.
Андрей Ткачев, протоиерей
Православие.Ru - 23.012.2013.
|