"Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и
мракобесия. Часть вторая
***
***
11.54 - Задорнов вещает, будто в прялках
зашифрован древнеславянский календарь. Это звучит
особенно забавно на фоне того, что показаны прялки из
музея, изготовленные веке в 19 примерно.
13.20 - Юрий Акашев зачитывает легенду о
посещении славян Андреем Первозваным. Крутейшие
истореки-правдоискатели внезапно забыли, что
христианские монахи-летописцы уничтожали славянскую
историю и теперь вдруг оказывается, что в летописи
написана истинная правда. Хотя на самом деле как раз
сюжет об Андрее Первозваном - не более чем легенда.
15.10 - стандартный бред про грязную
Европу в противоположность чистеньким, любящим баню
славянам. К сведению Задорнова - бани были даже в
далекой Исландии: "В состав домашних построек обычно
входила кузница, которую, как правило, ставили на
отшибе, дабы избежать пожара, а также баня. Бани
викингов были парными, вроде современной финской сауны,
и их устраивали в специальном домике с замощенным
камнями иолом и стоком для отвода воды; здесь имелась
каменная печь или открытый очаг, который топили торфом.
В них можно было докрасна раскалить камни для парилки.
Затем на раскаленные камни лили воду, и баня наполнялась
паром. Вдоль стен устраивали что-то вроде иысокой
платформы или полка, и те, кто хотел попотеть и самом
жару, могли туда забраться. Купающиеся били себя
вениками из прутьев. Зачастую банную процедуру
оканчивали холодным душем или катанием по снегу. Иногда
исландцы мылись и в горячих озерах своих вулканических
источников" http://www.bibliotekar.ru/ vikingi/3.htm.
Далее Задорнов утверждает, будто чумой в
Европе из-за грязи страдали. Он только забыл уточнить,
что и русские летописи содержат сведения о моровых
поветриях "Трагедия разразилась в 6860 г. (=1352 г.)
- "бысть мор во Пскове силен зело и по всей земле Псковской". И
здесь смерть наступала уже на третий день после
заболевания, сводя в могилу множество людей. "Священницы
не успеваху тогда мертвых погребати, но во едину нощь до
заутриа сношаху к церкви мрътвых по двадесять и до
тритцати, и всем тем едино надгробно пение отпеваху...;
и тако полагаху по пяти и по десяти во едину могилу. И
сице бяше по всем церквам. И не бе где погребати
мертвых..." Некоторые богатые люди пытались отдать свое
имущество нищим, но никто его не брал - "аще бо кто у
кого возметь, в той час неисцелно умираеть". Попытки
ухаживать за умирающими также заканчивались плачевно для
здоровых, поэтому многие из людей контактов с
зараженными избегали. Напуганные донельзя постигшей их
бедой, псковичи обратились к архиепископу Новгородскому
Василию с надеждой получить его благословление. Владыка,
вняв слезным мольбам, побывал в Пскове, а 3 июня на
обратном пути сам умер на р.Узе, сраженный коварным
недугом. "Промыслом Божиим" смерть простерла свои крылья
над Новгородом и всеми подвластными ему землями. И здесь
за короткое время "многое множество безчислено людей
добрых умре". Чума в тот же год "по всем землям походи".
Опустели Смоленск, Киев, Чернигов, Суздаль. Как
свидетельствует летопись, в Глухове и Белоозере вообще
ни одного жителя не осталось - "вси изомроша". Так
похозяйничала "во всей земле Русстей смерть люта, и
напрасна и скора; и бысть страх и трепет велий на всех
человецех" (ПСРЛ-10 1965: 223-224)" http://krotov.info/history/ 14/2/350russ.html/
15.50 - упоминается известная фальшивка
- письмо княгини Анны Ярославны. Отличительная черта
фрик-хисториков - старательно отмахиваться от подлинных
источников и слепо верить фальшивкам. Совсем как в
предыдущем фильме о Рюрике, где Задорнов ссылался на
поддельную Иоакимовскую летописи
17.43 - появляется некий сотрудник
Смоленского музея. Но, РА-зумеется, он ни слова не
сказал о скандинавской колонии Гнездово возле Смоленска,
ведь в таком мракобесном фильме нельзя упоминать об
одном из крупнейших поселений викингов в Европе.
18.20 - Юрий Какашев называет росов
восточными славянами, хотя абсолютно все средневековые
авторы (кроме араба ибн-Хордадбеха) четко различали
русов и славян, причем у русов отмечали скандинавские
имена и скандинавскую обрядность (пример - знаменитое
описание ибн-Фадлана, о котором, кстати, в фильме ни
слова: http://ulfdalir.ru/ literature/735/781)
19.00 - появляется Толя Клесов, которого
больше в фильме не покажут. К огромному сожалению,
никакой особой ереси он вякнуть так и не успел.
19.45 - "Кирилл написал Паннонское
житие, где сам признал..." - автор жития на самом деле
анонимный, это были, предположительно, либо Климент
Охридский, либо кто-то из других учеников Кирилла и
Мефодия, а не сам Кирилл. Далее Задорнов врёт, будто
Кирилл упросил патриарха послать его к славянам
проповедовать. На самом деле, согласно житию, сам
моравский князь Роман попросил прислать проповедника:
"Ибо Ростислав, моравский князь, наставляемый Богом,
посоветовавшись с князьями и мораванами, послал к цесарю
Михаилу сказать: "Люди наши отвергли язычество и
последовали христианскому учению, но мы не имеем такого
учителя, который бы нам на нашем языке объяснил
христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это,
уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя
такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон
исходит" http://old-ru.ru/03-42-1.html, а "русские
письмена" - это опечатка, на самом деле имелись в виду
сирийские ("сурские").
21.00 - Задорнов показывает
"древнеславянскую буквицу" из 49 букв, ни единой древней
надписи на которой не существует.
21.40 - знаменитая ваза из Гнездова в кадре. Задорнов
врёт, будто это доказательство докирилловской
письменности у славян, но отчего-то надпись сделана как
раз кириллицей и относится к первой четверти 10-го века
(подробнее: http://annales.info/rus/ pism/medyn98.htm), а
Кирилл умер в 9 веке, задолго до того как. Вот
кто-нибудь из вас умеет так качественно перевирать
научные данные сразу после диалога с музейным
работником? Учитесь, слабаки.
23.30 - вопли о том, что кругом враги и
все пропало. Зрители сидят завороженные.
23.50 - Задорнов в кольчуге поверх
майки-алкоголички братается с алкотуристами,
изображающими реконструкторов, изображающих
древнерусскую дружину. Какой нормальный рекон согласится
сниматься в фильме у мракобеса - я затрудняюсь
предположить, эти ребятушки навсегда опозорили свой
клуб.
29.00 - Задорнов ищет в учебниках инфу
об Олеге и негодуэ по поводу малого количества инфы о
нем. Затем негодуэ по поводу скудости летописей, хотя о
том же Рюрике в ПВЛ упоминается несравнимо меньше, чем
об Олеге. Но это не мешало Задорнову в прошлый раз нести
бред о Рюрике, как он несет сейчас об Олеге/
31.30 - "ни о ком из князей
древнерусских не создано столько легенд, сказаний,
песен" - на самом деле об Олеге нет ни единой былины,
например. Былины и вовсе из дренверусских князей не
знают никоого раньше Владимира. Попытки усмотреть в
Олеге прообраз Вольги Святославича, как дальше будет
врать Задорнов, не соответствуют биографиям этих
деятелей - ничего достоверно похожего в биографиях нет.
33.35 - "это ложь, что он был скандинавом-викингом" - да
кто бы сомневался, что Задорнов упустит возможность
покукарекать про норманскую теорию. Естественно, не
обошлось без обвинений в адрес Миллера, Байера и
Шлецера, мол, проклятая немчура намеренно искажала
историю, объявив варягов шведами. На самом деле это
говорит как раз о непредвзятости и научной честности
немецких историков - ведь они на роль создателей руси
определили не своих соотвечественников-немцев, а чужих
им шведов. До идей пангерманизма было еще далеко, но
Задорнову-то откуда знать.
36.05 - Появляется известная шарлатанка
Лидочка Грот, утверждающая, будто скандинавское имя
Олега-Хельги - неполное, уменьшительное, а потому его
никак не мог носить князь. Вот только почему-то в
источниках Хельги частенько встречаются и являются не
абы кем, а представителями правящих родов, конунгами,
стало быть, "неполность" имени никого, кроме полоумных
тараканов в голове Грот, не интересовала: "Наибольшую
известность в германском мире имели три персонажа
героического эпоса. Первый - представитель легендарной
датской (зеландской) королевской династии Скьёльдунгов
Хельги. Он впервые упоминается в англо-саксонских поэмах
"Видсид" (VIII в.) и "Беовульф" (VIII в.) как Halga Til
- Хальга Сильный. Позднее о нем говорят Саксон
Грамматик, Снорри Стурлусон, "Сага о Скьёльдунгах" и ряд
саг о древних временах.
Два других Хельги являются героями комплекса эддических
так называемых "Песней о Хельги": Хельги сын Хьёрварда и
Хельги сын Сигмунда, Убийца Хундинга.
Восстановление исторического или
историко-культурного ядра этих сказаний (если таковое
имелось) крайне гипотетично, но, возможно, они имеют
датское происхождение. С героико-эпической традицией
связаны также еще три менее известных персонажа. Два из
них выступают в сюжетах героического сватовства: это
Хельги, конунг Халогаланда, сватающийся к дочери короля
финнов Гуси, обладателя волшебных стрел (которые затем
оказываются у Одда Стрелы), и Хельги, жених дочери
датского конунга Фродо по имени Хельга, который проходит
ряд героических испытаний. Третий Хельги включен в мотив
поединка двух сводных братьев, который, вероятно,
восходит к германской "Песни о Хильдебранте""
http://norse.ulver.com/ articles/melnikova/oleg.html
37.00 - Задорнов считает ненаучным
судить о национальности по имени и приводит в пример
заимствованные у греков имена. Старому балбесу невдомек,
что имена не просто так появляются - греческие имена
пришли на Русь с распространением христианской культуры
и византийскими миссионерами. Скандинавские же - с
варягами, составившими слой древнерусской правящей
элиты. Выбор имени у древнерусской аристократии не был
случайным, подробности можно узнать из замечательной
работы Ф. Б. Успенского и А. Ф. Литвиной " Выбор имени у
русских князей в X–XVI вв.: Династическая история сквозь
призму антропонимики": http://www.inslav.ru/ resursy/elektronnaya -biblioteka/969--x-xvi-2006
Примечательно и практически полное
отстутсвие славянских имен у древнерусской элиты до
Святослава. Не менее примечательны имена и послов Олега
в русско-византийском договоре - 13 из 15 встречаются в
скандинавских сагах и рунических надписях: " Мы от рода
русского - Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды,
Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост,
Стемид - посланные от Олега, великого князя русского"
http://oldbotanik.livejournal.com/ 2765.html
38.20 - Задорнов врет, будто в словаре
Даля урмане названы славянами, "жившими на севере, в
очищенных от леса местах". Поскольку есть он-лайн версии
словарей Даля, можно легко убедиться, что слова "урмане"
там вовсе нет: http://slovardalja.net/ view_search.php
есть слов урман - хвойный лес.
Живой журнал - 05.11.2015.
|