Троянский конь неоязыческих праздников как часть информационных войн с государством и Церковью
"Праздник – это период непосредственного
контакта сакральной и мирской сторон существования
человека. Праздник является универсальной и важнейшей
чертой цивилизации, в то же время особенности праздников
отражают различия между цивилизациями", – так, на мой
взгляд, очень точно дал определение этому понятию
известный религиовед Мирча Элиаде.
Праздники, по существу, являются
воплощением народной культуры, квинт-эссенцией
характерных черт национального менталитета. Народ,
забывший свои традиционные праздники, постепенно
утрачивает и свою культуру, а потом и вовсе теряет себя
в океане иных языков. Поэтому неудивительно, что
"экспорт праздников" – довольно распространенный метод
современных информационных войн, вспомним хотя бы
Хэллоуин и "День святого Валентина". Широко используют
этот метод и различные сектантские движения, к примеру,
продвигаемый кришнаитами
"Праздник красок холи". Не
стали исключением в выдумывании новых праздников и
современные неоязычники.
***
Читайте также другие статьи автора:
***
Неоязычество начало активно развиваться
в нашей стране с конца 80-х годов прошлого века, когда
распад советского государства открыл двери также и сонму
разнообразных иностранных сект.
Время шло, заморские секты, хотя и
собрали немалую жатву одурманенных душ на просторах
нашего Отечества, в настоящее время в массе своей
притихли. Однако неоязычество, прямо заявляющее о своей
исконности, использующее соответствующую атрибутику и
риторику, напротив, стало все чаще и чаще напоминать о
себе.
В настоящее время среди новых
религиозных движений неоязычество является одним из
наиболее активно развивающихся и по сути самым
враждебным христианству.
Вышень, Крышень и Баба-Яга
Современное неоязычество очень
примитивно, наивно, а порой и просто кажется глупостью.
В нем нет никаких вразумительных учений ни о
предназначении человека, ни о его посмертии, ни о
происхождении Вселенной – по сути неоязычество вообще
сторонится классических для любой религии глобальных
вопросов.
***
Читайте также по теме:
***
На неоязыческих сайтах царит широчайший
разброс мнений относительно славянского пантеона. Кого в
него включать? Только широко известных Перуна, Велеса
или Сварога? Или, быть может, Бабу-Ягу и Деда Мороза?
Или совсем уж оригинальных Вышеня и Крышеня? По этим
вопросам царит полный хаос предположений и мнений. При
этом кто-то считает богов личностями, другие считают их
проявлениями единого бога или аватарой обезличенной
природы или просто обожествленными предками.
Некоторые из неоязычников являются
сторонниками реинкарнации, другие, напротив, отрицают
ее. Словом, в данном случае абсолютно уместно сказать,
что неоязычеств столько же, сколько и неоязычников.
Однако неоязыческие адепты выработали
набор простейших лозунгов и мифов, вроде "мой бог меня
рабом не называл", "слава роду, смерть уроду", "слава
богам и предкам нашим", "кровавое крещение Руси" и т.п.
У части нашего общества в силу
изменившегося сознания, которое сформировали современные
масс-медиа, информация, основанная на текстах,
апеллирующая к логике и рацио, практически не
воспринимается; напротив, та информация, которая
приходит в образах, впечатлениях и взывает к эмоциям,
усваивается достаточно просто. Клиповое мышление стало
повсеместно распространенным. Поэтому нет ничего
удивительного, что подобные неоязыческие мифы и лозунги,
имеющие яркую эмоциональную окраску, легко
воспринимаются некоторыми людьми и становятся основой их
мировоззрения.
***
Читайте также по теме:
***
Бизнес и беснования на "Купалу"
Последнее время неоязычниками все более
и более пропагандируется нелепое празднество "Купала",
которое широко рекламируется в молодежной среде.
Современные многобожники обещают заманчивые эротические
игрища на природе, кучу позитива и здоровья, море
"славянского" пива и медовухи. Бурная фантазия
неоязычников поистине безгранична, однако при этом не
лишена прагматизма и основывается на строгом
маркетинговом расчете.
Сегодня неоязычество – это устоявшийся
бизнес в виде книгоиздательства, торговли всякого рода
атрибутикой и "славянской" одеждой. Лавки с такого рода
продукцией – неизменная составляющая всех празднеств и
фестивалей, поэтому неудивительно видеть такой мощный
рекламный ажиотаж.
Однако давайте все же разберемся, что
предлагают праздновать многобожники и каким образом это
действо обычно проводится.
Известный миссионер священник Георгий
Максимов пишет: "Неоязычники продвигают "ночь на Ивана
Купалу" как языческий праздник, во время которого надо
прыгать через костер, – будто бы от этого здоровья
прибавится. На самом деле Иван Купала – это просторечный
перевод имени Иоанна Крестителя, поскольку по-гречески
"крестить" дословно означает "погружать в воду". И не
только имя совпадает, но и сам день памяти с церковным
праздником в честь святого Иоанна. Неоязычники заявляют,
что будто бы это христиане приурочили день своего
святого к славянскому языческому празднику "Купалы". В
таком случае непонятно, почему в тот же самый день с
древности отмечали этот праздник и греки, и грузины, и
румыны, которые никакого отношения к славянам не имеют.
На самом деле наши дохристианские предки
никакого "дня Купалы" не знали, а эти игрища
представляют собой суеверия, возникшие в народе уже на
почве христианского праздника (как и гадания под
Рождество, например). Неоязычникам удалось широко
распропагандировать эту нелепость с прыжками через
костер – хотя нет никаких свидетельств вообще, что
древние славяне занимались такой ерундой".
Несмотря на заверения в том, что ритуал
прибавит здоровья, на деле происходит обратное. Каждая
новая "Купала" прибавляет новостей, подобных этим:
"18-летний парень и 17-летняя девушка
получили серьезные ожоги во время празднования Ивана
Купала в Белгород-Днестровском районе. У них ожоги
поверхности тела 40% и 10% соответственно. Пострадавшие
получили ожоги во время прыжков через костер".
Священное Писание говорит о том, что все
боги язычников бесы (Псалом 95, 5), поэтому участие в
неоязыческих играх и реконструкциях, даже не всерьез,
может обернуться тяжелыми нервно-психическими
заболеваниями и личностными расстройствами. Беснования
на языческих праздниках подтверждают и сами участники
такого рода мероприятий. В интернете можно без труда
найти соответствующие отзывы непосредственных участников
купальских празднеств:
Дина Лебедь: "Беспредел начался в
пятницу ночью. Команда окрутников (неоязычники,
изображающие нечисть на праздниках – авт.) ввалилась к
нам в лагерь и разметала на людей горящий костер. Меня
чуть не огрели по голове горящим дрыном, еле успела
увернуться. Пошли куролесить дальше, подхватили какую-то
девушку, завалили на землю и начали изображать
изнасилование.
Второй раз они прошлись по ярмарке,
раскидывая товар и ломая прилавки, но тут уж народ
встретил их колами, травматом, газовыми баллончиками и
мордобоем. Когда с девицы из окрутников сорвали маску,
оказалось, что она под какими-то препаратами. В той или
иной мере были разгромлены все лавки".
Другие участники обсуждения уверяют, что
такого рода поведение как раз очень естественно и
показывает высокую степень одержимости духами, с
которыми опытные неоязычники вошли в контакт.
Именно так проходит подавляющее
большинство неоязыческих празднеств.
Болван, чурбан и "paganos"
Как я уже писал выше, неоязычники – это
не единая секта в привычном понимании, поскольку
какой-либо единой идеологии или признаваемых всеми
язычниками общих лидеров у них нет. Это скорее
субкультура, объединенная ненавистью к православному
христианству, которая просто зашкаливает: расстрел
прихожан в церкви г. Южно-Сахалинска, взрыв в церкви г.
Владимира, осквернение поклонного креста в Новоольговом
городке близ Старой Рязани – и это лишь небольшой список
преступлений, которые успели совершить последователи
современного язычества.
Об изначальном славянском многобожии
историкам известно немного, поскольку до прихода
христианства на славянские земли письменность у славян
отсутствовала. Известно, что в разных славянских
племенах почитали своих "племенных" богов. Какой-либо
общей для всех славян религиозной системы сформировано
не было. Кроме того, в пантеон нередко включали богов
соседних народов – таким, к примеру, является
прибалто-скандинавский Перун. Также есть сведения о
человеческих жертвоприношениях, совершавшихся волхвами и
старейшинами в честь славянских богов.
С Крещением Руси такого рода практика
была полностью искоренена.
Тех, кто придерживался многобожия, после
принятия христианства стали называть латинским словом
"paganus", которое стало ассоциироваться со всем
нечистым, мерзким и вредоносным. От него произошли такие
слова, как "поганый", "поганка", "поганец" и "погань".
Вообще, большинство слов, связанных с дохристианскими
славянскими верованиями, имеют в русском языке крайне
отрицательное значение, а порой и просто являются
ругательствами. Таким, например, является слово
"болван", изначально обозначавшее культовую языческую
статую, изготовленную из дерева или камня. Его синонимы
– истукан, идолище, чурбан или чурка. Остатки язычества
довольно быстро ушли в область бытовых суеверий, став
уделом людей мнительных и недалеких.
Святой Николай Сербский говорил: "По
крови мы – арийцы, по фамилии – славяне, по имени –
сербы, а по сердцу и духу христиане". Тем самым
подчеркивая, что христианство никогда не уничтожало
национальной культуры народа, а, напротив, одухотворяло
и обогащало народную традицию.
Праздников расплодилось ныне очень
много. Прежде чем принимать решение, участвовать ли в
них вам или вашим детям, нужно постараться за яркими
наклейками, клиповыми лозунгами и многообещающими
призывами рассмотреть их реальную задачу.
Максим Кузнецов
Газета "Благовест" - 31.05.2017.
|