Культура поведения человека как
противоположность толерантности и экстремизму
Доклад руководителя
Информационно-консультационного центра по вопросам
сектантства при соборе св. Александра Невского г.
Новосибирска Заева Олега Владимировича, прочитанный на
научно-практической конференции "От экстремизма к
толерантности" в администрации Центрального района г.
Новосибирска 25 ноября 2010 года.
Олег Заев, руководитель
Информационно-консультационного центра по вопросам
сектантства при соборе св. Александра Невского г.
Новосибирска
***
Общеизвестно, что общество развивается
по законам живого организма. Так же общеизвестно, что
любой обладатель организма, каковым является, к примеру,
человек, будет направлять свои усилия для сохранения
своего здоровья, и, наверное, еще большие усилия для
борьбы с появившейся болезнью. Именно так мы и
поступаем. Невероятно трудно представить себе человека,
который бы помогал раковым, к примеру, клеткам расти
быстрее. Вероятно и такое встречается, но это уже при
психическом расстройстве. Так и в обществе:
противоестественно, чтобы здоровое общество сотрудничало
с силами его разрушающими.
Из названия конференции совершенно
очевидно, что значение слова "толерантность" многими
осмысливается сегодня как антитеза слову "экстремизм".
Сегодня борьба с экстремизмом является приоритетной
задачей нашего правительства, принявшего 25 июля 2002
года на заседании Госдумы Закон "О противодействии
экстремистской деятельности". Оставляя без рассмотрения
неоднозначность принятого закона, погорим о том,
насколько правомерно противопоставлять экстремизму
толерантность.
В сущности, под экстремизмом понимаются
действия, направленные на насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации, подрыв безопасности государства,
создание вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Мы помним, что именно экстремистские действия
революционеров и пропаганда новых идей ввергли Россию в
пучину внешних и внутренних войн. Кто бы спорил, что это
плохо. Однако, известно, что революция не единственный
способ изменения государственного строя. Сегодня наше
общество пытаются разрушить, в том числе, и при помощи
насаждения вредных для национального самосознания
программ, таких как: ювенальная юстиция, аборты с их
депопуляционными последствиями, увеличения численности
лиц противоестественной, не традиционной сексуальной и
религиозной ориентации. С целью закрепления этих идей в
нашем обществе и вводится в употребление понятие
толерантности, т.е. терпимости к разрушительным идеям, и
как следствие к поведению людей, инфицированных этими
идеями. Здесь уместно провести параллели между
растлением малолетних детей и растлением общества. Оба
действия должны быть квалифицированы как преступление.
Таким образом, при внимательном рассмотрении оказалось,
что экстремизм и толерантность являются двумя сторонами
одной монеты, а именно, прикрываясь толерантностью можно
осуществлять все тот же экстремизм по отношению к разным
странам и народам. Кстати сказать, 4 ноября празднуется
день национального единства. Празднество установлено в
честь освобождения Москвы бойцами народного ополчения
под предводительством весьма не толерантных, как сказали
бы сегодня экстремистски настроенных, Кузьмы Минина и
Дмитрия Пожарского от польских захватчиков и предавших
Россию бояр и князей. И всего через 12 дней, день 16
ноября в насмешку над предыдущим праздником теперь
объявлен международным днем терпимости. В обосновании
праздника сказано: "В последние годы наблюдался резкий
рост числа случаев проявления нетерпимости, экстремизма
и насилия во всем мире. Эту вызывающую тревогу тенденцию
отчасти подпитывает растущая тенденция к определению
различий с точки зрения самобытности, а не с точки
зрения мнений или интересов". Другими словами нам
предлагают учитывать мнения и интересы содомитов,
сектантов и других растлителей общества. Предлагают
использовать наше общество для захоронения
идеологических и религиозных отходов, которых видимо у
них накопилось в избытке. Нужно обладать совершенно
расстроенным сознанием, чтобы согласиться с таким
противоречием.
Однако если ни толерантность, ни
экстремизм не являются действиями, выводящими общество
из конфликтных ситуаций, то, тогда какое поведение
следует признать конструктивным. Думаю, что Вы
согласитесь к концу доклада, если я скажу, что именно
овладение национальной поведенческой культурой способно
наладить отношения в обществе. Слово "культура",
неразрывно связано со словом "культурный": говоря о
культуре, мы, прежде всего, имеем в виду культуру
поведения человека, и его духовный мир. Латинское слово
"cultura", означающее "возделывание", "воспитание",
"образование", "развитие", происходит от слова "cultus"
- "почитание, поклонение, культ".
Таким образом, КУЛЬТУРА - это
совокупность духовных и материальных ценностей,
формирующаяся людьми, исповедующими тот или иной культ,
и направленная во внешний по отношению к культу мир во
свидетельство о своих достоинствах. Эта совокупность
рождается людьми, живущими духом этого культа. И с
одной стороны, культура нужна как внутренним, я имею
виду представителей какого-либо культа с мировым
значением, так и внешним людям, которые еще ничего не
знают об этом культе. Собственно, культура нужна для
того, чтобы материализовать, проявить скрытые от внешних
людей ценности. Живя духовной жизнью, эти люди
исполняются различных дарований, которые стараются
вернуть обществу в виде материальных и духовных
ценностей. В одухотворенном социуме рождаются
талантливые люди: политики, чиновники, конструкторы,
архитекторы, художники, музыканты, историки, философы,
ученые, поэты, простые ремесленники и земледельцы – люди
богатые мудростью, удалью, песней, танцем, сказкой,
былью, частушкой и прочее. Как наполнившийся сосуд
сохраняет и отдает налитую в него воду, так и духовный
человек возвращает обществу то богатство, каким
наполнился в результате духовной жизни. В различных
мировых культах духовное богатство различается. Плоды
духовной жизни, выраженные и материально и духовно,
нужны, конечно же, не только членам культа, но и внешним
для культа людям. Кто не восторгался удобством и
красотой мостов, величественных архитектурных
сооружений. Кто не поражался искусному творчеству
иконописца, музыканта, художника. Однако, внешним к
культу людям это нужно не только в виде материальных
плодов для потребления. В большей степени культура
выполняет задачу первой ступени: дает возможность,
оставаясь свободным от культа, что-либо узнать о культе
более подробно. Не каждый человек придет в храм, придет
в синагогу или мечеть. Предварительно люди знакомятся с
культурой, и это их ни к чему не обязывает: они
по-прежнему остаются свободными от культа. Культура
свидетельствует делами: то, о чем люди в культе говорят
словами, исповедуя свою веру, в культуре является
овеществленным или проявленным. И внешнему человеку
становится понятно, на сколько поведение человека в
повседневной жизни и экстремальных ситуациях
соответствует заявленному: говорят о Боге любви, а
проявляют ли любовь хотя бы к ближнему; говорят об
истинности веры, а проявляется ли истина в их жизни;
говорят о знании посмертной участи человека, а готовы ли
к смерти сами. Стало быть, культура в большей степени -
это ступенька для внешних, которая помогает людям,
оставаясь свободными, знать все необходимое об этом
культе.
***
- Святитель Макарий Невский и русская идея - епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан
- Что значит быть русским? Русский – значит, православный! - Максим Степаненко, Анастасия Кошечко
- О сектоведении (если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма "образованных" людей. Слово "образованных" привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле) - Олег Заев
- Культура поведения человека как противоположность толерантности и экстремизму - Олег Заев
- Педагогика соОБРАЗности. Для тех, кто хочет понять, то, что происходило, происходит и будет происходить не только в российском образовании, но в России в целом. Причины появления ювенальной юстиции - Андрей Остапенко
- Цели и методы христиана-педагога - иеромонах Димитрий Першин
- Православный компонент образования: основные проблемы и особенности применения - иерей Алексей Алексеев
- Нравственно-эсхатологическая и социальная суть православной культуры (Почему диакон Андрей Кураев не прав, говоря, что преподавать православную культуру может невоцерковленный учитель?) - Максим Степаненко
- Без правильной ценностной ориентации у молодых нет будущего - Анастасия Кошечко
***
Мешают ли культурообразующие религии
друг другу? Вовсе нет. Сегодня создается искусственная
истерия для того, чтобы добиться упразднения всех
религий для создания единого экономического,
идеологического и религиозного пространства.
Международный день терпимости – часть этой программы.
Представители различных мировых религий с их культурой
похожи на детей, которые вышли во двор на прогулку и
один из них говорит, предположим: "А у меня мама самая
красивая, а мой папа самый сильный". То же самое могут
говорить и другие, выказывая преимущества и достоинства
своей семьи. Каждый ребенок по-своему будет прав,
поскольку нет для него роднее и ближе людей, чем его
родители. Однако справедливости ради, каждый из них
может сходить в гости к соседу и составить свое мнение.
Так же и представители мировых религий тоже честно
должны говорить о достоинстве своего культа. Может ли
кто-нибудь помешать им в этом? Да и нужно ли вообще
мешать? Вовсе нет. Почему? Потому что при таком
положении дел каждый внешний для культа человек получает
право на свободное самоопределение. Он может испытать
культуру одного культа, затем другого культа, сравнить
их и сделать свой выбор в пользу одного из них, либо
отказаться от членства вообще.
Сегодня нам навязывают понятие
толерантности и нужно иметь в виду, что это понятие
существует в двух значениях: одно из них будет
негативным, а другое относительно позитивным.
Определиться в этом вопросе возможно, если определить
понятие культурного человека. Культурный человек - это
человек, который в рамках своего, свободно принятого
религиозного культа, получил представление о добре и
зле. Соответственно доброе он будет возделывать, а злое
- изгонять. В известном смысле культурного человека
можно уподобить садоводу. Садовод в своем саду, огороде,
участке весьма хорошо осведомлен о том, какие растения
культурные, а какие сорные. Культурные растения заведомо
слабые и требуют от него заботы, возделывания, то есть
культивирования. И он эти растения будет высаживать по
разным значениям: одни будут его питать, другие лечить,
третьи давать эстетическую радость. И все растения ему
нужны и все он будет возделывать, и все будет защищать
от сорняков. И было бы странным, если человек наравне с
культурными растениями стал защищать еще и сорные
растения. Это же противоестественно. Сорным растениям
всего-то и нужно, чтобы их не тревожили, а задушить
культурные растения для них дело нескольких недель.
Общеизвестно, что мировые религии потому
и приняты сознанием большинства людей в различных
странах, поскольку формируют представление о добре и
зле, и являются основанием для законотворчества.
Соответственно, члены исторических мировых культов
стараются возделывать, умножать, защищать те ростки
духовных растений, которые принесут добрые, полезные для
жизни общества плоды. И совершенно не допустимо,
противоестественно для человека смешивать в своем
сознании категории добра и зла, а равно, позволять
кому-либо управлять своим сознанием. Наставленный,
наученный различать добро и зло он будет вести себя как
культурный человек везде, где он присутствует: на
работе, в трамвае, в семье и в коллективе. Он будет
культивировать добро и выкорчевывать с корнем зло. И
приучать его мириться со злом будет равнозначно
привыканию к яду, что само по себе уже
противоестественно. Такая толерантность сама есть зло.
В сущности такое значение смыкается с медицинским
определением слова "толерантность" - привыкание к яду.
Но другое значение толерантности,
которое предполагает терпимость, в смысле
снисходительности, к другим садоводам и их методикам,
должна присутствовать в сознании человека. Есть
представители ислама, иудаизма, индуизма, которые на
своей территории возделывают свои духовные сады.
"Терпимость значит... не признание ересей, а только
отсутствие гонения, допущение иноверцам пребывать в
своей природной религии, коснеть в заблуждениях, доколе
не озарит их свет благости, квакер ли это или еврей, —
гернгутер или мусульманин, папежник или язычник".
(Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита
Московского и Коломенского, по учебным и
церковно-государственным вопросам. М., 1886, т. 4, с
557-558). Такое значение толерантности, как вы
понимаете, вовсе не означает соглашательство со всеми
существующими мнениями и идеями, а только терпимость,
которая выражается лишь в отсутствии гонений со стороны
созидающего общества к некоторым из них, сосуществование
с которыми относительно безопасны для него. Так, как
представители традиционных религий и конфессий понимают
добро и зло, так они и культивируют, формируют духовные
растения в своем народе. Мы со своей стороны, и они в
некотором смысле, соревнуемся и это совершено
нормально. Сравнивая свою веру с верованиями других
народов, люди сравнивают и плоды своей жизни. Люди
говорят: "А мы вот так любим свое отечество и способны
его защищать, так воспитываем детей, так создаем семьи.
Вот наши цели в жизни, и вот как мы понимаем саму жизнь.
А вот это смерть в нашем понимании, и вот так мы
готовимся к смерти". И каждый внешний человек, может
сравнить качество того, во что они верят, и как они
создают свою культуру. И, как следствие проделанной
работы, может выбрать для себя способ и предмет
верования.
Применительно к сегодняшнему времени
необходимо удерживать в сознании, что не существует
абстрактной культуры. Вернее так скажем, ее пытаются нам
навязать, ее создают, но это будет искусственная,
миксовая (от слова миксер – смешивать разные
составляющие), синкретическая культура, которая не
восходит к определенному историческому культу, а стало
быть, не содержит созидающих ценностей, которые помогали
бы человеку сохранять душевное и физическое здоровье.
Сегодня в нашем обществе получили распространение
молодежные субкультуры и тоталитарные секты. И
совокупное сознание общества должно этому явлению
противопоставить систему традиционных ценностей,
подтвердив их жизнестойкость.
Что есть добро, что есть зло, что
поддерживать мне как культурному человеку, а против чего
восстать?
Как-то мне пришлось выступать перед
социальными педагогами, и мы много говорили о причинах
девиантного поведении детей, но поразило их самое
последнее, когда речь зашла, о том, что дети и вообще
общество разучилось противостоять злу как таковому. И
это показатель того, насколько серьезно наше общество
утратило связь со своей культурой. Рассмотрим ситуацию.
Предположим, в школьном классе ученик совершил какую-то
шалость: кнопку подложил или клей налил на стул, птицу
запустил в класс или мелом намазал. Учитель спрашивает:
"Кто сделал?". Молчат, никто не скажет, а если и скажет,
то будет отторгнут коллективом: ябеда, стукачок. А как
преодолеть зло, неужели с ним мириться? Те люди, которые
научены культуре поведения, предположим в рамках
христианства, знают, что в Священном Писании содержится
ответ на этот вопрос. В Евангелии от Матфея (Мф.
18:15-22) апостол Петр вопрошает: "Господи! сколько раз
прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи
ли раз?" А Господь говорит: "не говорю тебе: до семи
раз, но до седмижды семидесяти раз" - и поясняет: "Если
же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его
между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел
ты брата твоего". О чем же сказано? Во-первых, говорится
о необходимости иметь знание и ясное представление о
том, что за поступок совершил твой брат - добро или зло.
Тот, кто намерен обличить, должен иметь убеждение и
обоснование в том, почему поведение следует признать
греховным? Во-вторых, говорится о необходимости проявить
мужество, чтобы обозначить и защитить свою позицию прямо
перед другим человеком. Сначала один на один, а затем
довести до конца и обличить зло перед коллективом,
собранием, Церковью. В-третьих, говорится об умении
отличить обличение от осуждения. Большинство людей
сегодня не только светских, но и тех, которые ходят в
храмы, лишены, ясного представления об этом, к
сожалению. И уже после того, когда человек исполнил
правильно первую часть, далее сказано: "если же не
послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы
устами двух или трех свидетелей подтвердилось".
Сколько раз мы сталкивались с
ситуациями, когда люди являются свидетелями
совершающегося на их глазах беззакония. Когда, может
быть, начальник не прав, может, сослуживец не прав. Но
чем это чаще всего заканчивается – разговорами в
курилке, на кухне за чаем и т.д. Ну, посудачили,
поплакались, эмоционально разрядились, на этом все и
заканчивается. Возможен и крайний случай: сорвались и
выплеснули наружу свои негодования. Очень немного
сегодня людей, способных понимать и противостоять злу.
После того, когда человека усовестили и первый, и второй
раз, то в третий необходимо сообщить об этом проступке
учителю, начальнику, архипастырю. И в этом случае это
уже не стукачество, а это уже забота о согрешающем.
Потому что если бездействовать в этом случае, то зло
укоренится в человеке, после чего умножится и
распространится на других как вирус. Свидетель духовного
беззакония в случае бездействия становится соучастником,
и для того, чтобы развязать себя с преступлением он
должен обозначить свою позицию, обличив совершителя.
Вот что значит быть культурным человеком
в любые времена. Именно культурному человеку свойственно
останавливать зло, а мы, к сожалению, разучились это
делать. И все потому, что мы потеряли связь со своим
историческим культом, каковым является Православие,
который ясно и не двусмысленно научает нас различать
добро и зло, и защищать добро от зла.
Олег Заев
Политическое образование - 20.11.2015.
|