Макарьевские чтения могут стать местом
для форсайт-проектов по духовно-нравственному воспитанию
в регионе
Уже седьмой год в Томске проводятся
Макарьевские пелагические чтения, которые за это время
стали знаковым местом обмена опыта духовно-нравственного
воспитания молодежи. Чтения проводятся Томской
митрополией Русской Православной Церкви, Департаментом
общего образования и Департаментом по культуре и туризму
Томской области. По замыслу организаторов "смысловым
ядром Чтений является личность и деятельность известного
подвижника в деле просвещения, "Апостола Алтая",
просветителя Томской земли, святителя Макария Невского,
много сделавшего для развития образования в Сибири и
оставившего богатое наследие по духовно-нравственному
воспитанию".
Святитель Макарий Невский, апостол Алтая. Прижизненный портрет
- Молитва святителю
Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому
(бывшему епископу Бийскому и архиепископу Томскому).
Добрый, усердный миссионер и архипастырь,
просветитель народа, в последние годы жизни проявил
себя как противник политической смуты, духовный
писатель, молитвенник и аскет, покровитель Алтайской
и Томской земель, миссионеров и клира,
преподавателей и студентов, заботливый отец простому
народу, деятельно и молитвенно откликавшийся и
откликающийся сейчас на все нужны простого народа
-
Святитель Макарий Невский, митрополит Московский и Коломенский
(житие) - иеромонах Иов Гумеров
- Святитель Макарий Невский и русская идея - епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан
Об истории Чтений, достижениях,
проблемах и перспективах будет наш разговор с заведующим
Отделом духовно-нравственного воспитания Томского
института повышения квалификации и переподготовки
работников образования (ТОИПКРО) Олегом Александровичем
Котиковым. ТОИПКРО является одним из активных партнеров
Макарьевских чтений с самого их начала.
***
- Макарьевские чтения уже давно
проводятся, так что стала забываться их история
появления и развития. Вы принимает в них деятельное
участие с самого начала…
- Изначально они начались как чтения в
среде педагогов воскресных школ Томской епархии
инициативой и энергией Ирины Юрьевны Коноваловой. Быстро
пришло понимание, что необходимо налаживать методическое
сотрудничество педагогов светских и воскресных школ,
перед которыми сейчас стоят одни и те же цели –
духовно-нравственное воспитание детей.
Было решено, что такая площадка как
Макарьевские чтения может стать форумом, местом, где
педагоги должны с одной стороны осознавать новое
содержания образования, соответствующие реалиям нашего
времени, а с другой стороны воспринимать самый лучший
накопленный опыт.
Первоначально это были традиционные
педагогические конференции, с семинарами,
мастер-классами. Потом мы познакомили педагогическую
общественность, в том числе и управленцев нашей системы
образования, с личностью святителя Макария, с его
подвижничеством и его деятельностью в сфере образования.
Для них это было действительно удивительное открытие.
Затем пришло понимание и более активное содействие со
стороны Департамента общего образования Томской области
и Департамента образования Администрации г.Томска.
Олег Котиков, заведующим Отделом
духовно-нравственного воспитания Томского института
повышения квалификации и переподготовки работников
образования (ТОИПКРО)
Не могу не заметить, что Чтения просто
стремительно стали развиваться, когда в Томск прибыли в
2011 году мощи святителя Макария Невского.
- Кто являются активными участниками
Макарьевских чтений?
- На секциях работает традиционный
педагогический актив около сорока человек, те с кем мы
работаем в течение уже не одного года. То есть это
сформировавшееся сообщество православных педагогов
Томска и области, активно принимающее участие и в
Кирилло-Мефодиевских чтениях, многие преподают курс "Основы
религиозных культур и светской этики".
К сожалению, этот круг педагогов
расширяется не очень быстро. Свежей "крови" и новых умов
маловато… Крайний дефицит педагогов мужчин, занимающихся
духовно-нравственным воспитанием детей. Впрочем, думаю,
есть условия для того, чтобы появились новые люди.
Этому способствует, например, конкурс "За
нравственный подвиг учителя". Так в прошлом году в нем
приняло участие 42 человека, а в этом году уже 70
педагогов. Это хорошая динамика.
- Если значимые перспективы развития у
Макарьевских чтений?
- На мой взгляд, Чтения могли бы стать
местом, где бы зарождались концептуальные идеи будущего
развития духовно-нравственного воспитания в регионе, или
как сейчас любят говорить, создавались форсайт-проекты в
этой сфере. Пока Чтения это лишь обмен знаниями и опытом
на уровне образовательных организаций и приходов. К
концу десятилетия существования Чтений этот уровень нам
пора преодолеть и начать мыслить масштабно.
Примечание ред. Форсайт (англ. foresight
— видение будущего) —попытка заглянуть в отдаленное
будущее науки, технологии, экономики и общества на
основе масштабного опроса экспертов с целью определения
областей стратегических исследований и технологий,
которые смогут принести наибольшие экономическую и
социальную пользу.
- А для чего это нужно и почему важно?
- Образование обозначено в законе как "единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый
в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков,
ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и
интересов". С первого взгляда кажется, что это вполне
удовлетворительное определение. Но… Неочевидны ответы на
три вопроса. Во-первых, что это за цели? Ради чего
делается? Во-вторых - важно понимать, что есть это "благо"?
В-третьих, что есть обучение и воспитание в интересах
человека, семьи, общества и государства?
Сложность в том, что у верующих и
атеистов, у православных и иноверцев, у людей разных
социальных слоев и т.п. часто совершенно разное
понимание целей образования, блага, и, конечно, разные
интересы. У государства же нет определения общенародного
блага. И в системе образования тоже. Цель образования
хоть и прописана в государственном стандарте, но пока у
нас не обозначены базовые ценности, исходящие из
понимания духовности, мы не можем однозначно сказать,
каково должно быть содержание образования.
Также у нас нет общественного осознания,
что общество у нас включает и сообщества верующих людей.
Большинство управленцев всех уровней, как правило,
категорически отделяют церковь от общества, как будто
верующие - это инопланетяне, которые со своими детьми
живут и учатся на Марсе.
И вот тут-то важно кто и как будет
определять все эти понятия. Поэтому Макарьевские чтения
– это та площадка, где этот процесс может и должен идти.
Мы просто обязаны через обсуждение в среде наших ведущих
региональных и российских экспертов и педагогов осознать
и сформулировать указанный понятийный аппарат,
определить, где мы находимся, куда движемся и ради чего
все это делается.
Тем более, что у нас есть специалисты,
обученные форсайт-технологиям в образовании. Например,
Евгений Губин, который прошел стажировку во Франции, и
пока никак не задействован в Чтениях. Технологии
стратегического планирования не так просты и требует
квалификации для решения сложных задач в режиме
фасилитации…
Прим. ред. Фасилитация (от англ.
facilitate — помогать, облегчать, способствовать) -
стиль управления. Фасилитация отличается от простого
управления тем, что её способ не директивный, то есть
таковой, который не выходит за рамки самоорганизации
управляемой системы.
В контексте масштаба личности святителя
Макария и Томска, как одного из сибирских
инновационно-образовательных центров, Макарьевским
чтениям нужно вырваться из узкого масштаба обсуждения
воспитания в ограде воскресной или общеобразовательной
школы. Воспитательная среда молодежи – это все
пространство их пребывания в регионе.
- Идея впечатляет, но насколько мнение участников
Чтений будет авторитетно для всего педагогического
сообществ области?
- У ТОИПКРО есть поручение Департамента
общего образования Томской области разработать программу
развития воспитательной компоненты в системе образования
региона. В основе этой программы должны лежать и те
рекомендации, которые могут быть разработаны экспертами
и подкреплены их коллективной экспертной
ответственностью. И резолюции участников Чтений будут
востребованы.
Религиозный опыт – это опыт всего
человечества в течение нескольких тысяч лет, он не может
быть вычеркнут из системы образования. Хотя у нас и его
пытались изживать из образования 70 лет. Увы,
действенной и главное жизнеспособной системы
нравственного воспитания советская атеистическая
педагогика не смогла создать. Именно ее воспитанники и
уничтожили советскую социальную систему, а потом
наступил нравственный и духовный беспредел 90-х…
- Какие еще проблемы актуальны сейчас?
- Проблема, которая стоит внимания –
формализация духовно-нравственного воспитания в школах.
Пять лет как введен курс ОРКиСЭ, и все
это время то современное, актуальное
духовно-нравственное воспитание, о котором мы с Вами
говорим, практически сводиться к предмету ОРКиСЭ – 34
часа (!) в 4-м классе.
***
***
Также современная школа в рамках системы
стимулирования деятельности педагогов практически не
заинтересована, чтобы её педагоги участвовали в
конкурсах и мероприятиях, связанных с
духовно-нравственным воспитанием.
В районах области смотрю системы оценки
качества образования. За участие в физкультурном
мероприятии - 8 баллов, участие в социальном проекте – 1
балл, а участие в мероприятиях духовно-нравственного
воспитания не учитывается вообще никак!
Зачем молодому педагогу тратить время на
участие в Макарьевских чтениях? Нужно кормить молодую
семью… Вот они и заняты утилитарно значимыми
мероприятиями.
Все это необходимо и возможно обсуждать
на мероприятиях Чтений, находить решения, а после
обращаться с соответствующими резолюциями в Департамент
общего образования области, к руководству региона, к
нашей общественности.
- Да, Вы подняли серьезные проблемы в
современной школе, которые, как я вижу, не то, чтобы
эффективно, вообще практически не решаются. Думаю, есть
смысл обсудить в дальнейшем общую ситуацию во всей
системе образования, ибо это ключ к пониманию проблем в
регионах.
- Не соглашусь с мнением, что не
делается ничего. Идет сложный, острый процесс поиска
нового содержания качества образования на всех уровнях
ответственности. Но обстоятельства уже требуют
конкретных решений и действий в области
духовно-нравственного развития и воспитания как
личности, так и общества в целом. Конечно, многое не
сдвинется с места в регионах без решений на федеральном
уровне. Но и на местах можно многое решить усилиями
сообщества специалистов, ответственных за
духовно-нравственное воспитание. И здесь я выражаю
надежду на деятельное участие и поддержку Томской
митрополии РПЦ.
Беседовал Максим Степаненко
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 01.12.2014.
|