Семиотические аспекты христианской
проповеди
Любая проповедь ориентирована на
конкретную аудиторию, в зависимости от которой
изменяется содержание, композиция, стиль и даже
соответствующий способ произнесения. Как семиотика служит
делу проповеди, расскажет статья аспиранта Московской
духовной академии Зиновия Чеснокова.
***
Икона Господа "Всевидящее Око Божие"
Это одна из самых сложных символических
иконографических композиций: Господь уподобляется
солнцу, как источник света, а способ Божественного
ведения - глазу.
Всевидящее Око Божие Круг первый,
центральный, с четырьмя исходящими из него лучами,
заканчивающимися за большим кругом изображениями
евангелистов или их символов.
Круг второй представляет собой как бы
лицо человека, на котором помещены четыре глаза, нос и
уста. Надпись по окружности: "Величит душа моя Господа и
возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем".
Над вторым кругом изображена с воздетыми
руками Богородица. И третий круг пересекается множеством
густых лучей, исходящих из центра главного - Солнца
Правды-Иисуса Христа, направо и налево от Которого
написано: "Очи мои на верныя земли посадити и с собою".
Надпись на окружности: "Угль Исайи проявляяй солнце из
Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим
благоразумия просвещение подавая".
Круг четвёртый, самый большой,
изображает звёздное небо с тремя серафимами и надписями:
"Серафим слово Бог", или же в этом круге четыре ангела,
из которых два внизу со свитками.
Венчает всю икону круг, усечённый внизу,
в котором олицетворено "Небо небес" с тремя в нём
серафимами, окружающими Господа Саваофа,
благословляющего обеими руками; Св. Дух, от Него
исходящий, спускается в виде голубя на главу Богородицы.
Фигура Бога Отца внизу отчасти закрыта и окружена
ореолом, по краям которого надпись: "Бог с небесе сияния
своего сподоби мя". На всей же окружности четвёртого
круга надпись: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь
небо и земля славы Твоея". Господь, окружённый облаками,
сидит на радуге, подножием ему служит серафим с
распростёртыми крылами; на персях у Господа Св. Дух в
виде голубя.
На углах - четыре круга евангелистов, от
третьего круга - за четвёртый; на окружностях - имена и
толкование: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко
писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир;
Иоанн писан лев, во гробе положиша.
***
Величайшим проповедником Христианства
является святой апостол Павел. О познании Бога он
сказал: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество,
от создания мира через рассматривание творений
видимы" (Рим. 1:20). Таким образом, Бог благословляет
науку, смысл которой заключается именно в рассматривании
творений. Историк науки Уэвелл Уильям называл её
истолкованием Природы[1].
Там, где есть истолкование, есть и знак,
который подвергается интерпретации. Знак, его
истолкование, и все, что с этим связано, изучает
семиотика. Один из основоположников семиотики, Чарльз
Пирс в своей статье "Что такое знак?" пишет, что
рассуждение – это интерпретация (толкование) знаков.
Рассуждение – инструмент науки, без которого она не
существует. "Каждая интеллектуальная операция включает
триаду символов", "мы думаем только при помощи
знаков"[2]. "Искусство рассуждения – это искусство
располагать в определенном порядке такие знаки и
находить истину"[3]. Следовательно, можно построить
силлогизм: 1) Наука – это толкование (природы); 2)
рассуждение – это толкование (знаков). Общее место: И
наука, и рассуждение – это толкование.
Толковать можно только знак. Если наука
толкует природу, то это значит, что (как минимум для
Уэвелла) природа не есть объект, а только знак. Что же
тогда является её объектом? Исходя их слов апостола
Павла – Бог. Раскрытие семиотического аспекта науки
необходимо ведет к выводу о существовании Автора. Сама
природа есть живое Богословие.
Поскольку упомянули эту сферу, посмотрим
на творения великого богослова – святителя Григория
Назианзина. И он рассуждает, используя эллинскую
мудрость, толкует Писание, применяет символы, то есть
пользуется семиотикой.
Как и в любом искусстве, в Богословии и
в науке есть свои правила, соблюдение которых позволяет
познать истину и избежать ошибок. Об этих правилах пишет
свт. Григорий в слове первом о богословии.
"Богословствовать можно не перед всяким", то есть
проповеднику необходимо учитывать состояние слушателя. А
само содержание слова будет благовестием только тогда,
когда оно будет отражать личный опыт. Опыт – один из
методов и научного познания. Святой Иоанн Богослов
обращает наше внимание на то, что его повествование
именно о том, "что видели своими очами, что
рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни" (1
Ин.1:1). Богословие Святителя Григория отражает его
личный духовный опыт и предназначается строго
определенной аудитории, имеющей конкретные установки
восприятия. Семиотика существенным образом связана с
эмпирикой, так как без опыта, т.е. без объекта, знак
лишен смысла. А опыт всегда чей-то, это личный опыт.
И все это рассматривает семиотика.
Особую роль личного восприятия Пирс поясняет так:
"Символ может вместе со сфинксом Эмерсона сказать
человеку: Я – взгляд твоих глаз".
Чтобы убедиться, что проповедь Святых
Отцов – это всегда плод опыта и при этом предназначается
конкретной аудитории, а не для всякого человека, можно
поразмышлять над таким описанием явления Христа
преподобному Симеону Новому Богослову: "Итак, лишь
только я очистился и освободился от уз, Он подает мне
Божественную руку, поднимает из болота, весь, обнимая
меня, падает на шею и (увы мне! как я стерплю это)
беспрестанно целует меня"[4]. Переводчику пришлось в
сноске со ссылкой на другие тексты прп. Симеона
пояснять, что целование Христа – это свет. Приобщение к
нетварному Свету Божества. И прежде чем подумать о
болоте жизни в переносном смысле, в вашем сознании
возникает образ болота, понимаемый буквально, как вода и
жижа. Не имея представления о болоте в лесу, вы не
поймете мысли автора. В этом тексте толкованию
подвергаются слова-знаки "целовать" и "болото".
Семиотика универсальна для науки,
философии и академического богословия, значит, она может
быть общим языком их диалога.
***
Читайте также по теме:
***
Практические выводы таковы:
1) Раскрытие семиотических аспектов
пополняет апологетический инструментарий, служит делу
проповеди;
2) Знание законов семиотики позволяет
избегать помех коммуникации и ошибок в рассуждении и
проясняет изложение мысли;
3) Семиотика позволяет раскрыть творение
как диалог Бога с человеком и миром;
4) Семиотика побуждает к вниманию в
аскетической жизни, в которой важнейшее место занимает
правильное толкование внешних явлений и внутренних
состояний подвижника.
Мир – это множество знаков. И человек,
этот образ Божий – главный Знак. Знак присутствия Бога.
Зиновий Чесноков
Богослов.Ru - 14.07.2017.
Использованная литература
1. Исторiя индуктивныхъ наукъ от
древнѣшаго и до настоящаго времени Вильяма Уэвелля. Пер.
М.М. Антоновича и А.Н. Пыпина. Т.I. Изданiе "Русской
книжной торговли". СПб.: 1867. С.XV
2. Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестник
Томского государственного университета. — 2009. — №
3(7). —С.94
3. Там же.С.95
4. Божественные гимны преподобного
Симеона Нового Богослова. Правило веры. М.:2006, С.21
|