Николай Кавасила. Слово на
достопокланяемое и преславное Успение Пресвятой и
Пречистой Владычицы нашей Богородицы
Память: 20 июня / 3 июля
Праведный Николай Кавасила Хамает
(1322-1397/1398) - православный богослов и литургист,
учёный-энциклопедист, философ, писатель и представитель
византийской традиции исихазма.
Праведный Николай Кавасила
***
I. Думаю, всякий знает, что нет ничего
значительнее сегодняшнего нашего [словесного] труда,
если все в нем совершить, как должно. Я же настолько
ниже того, чтобы и пытаться рассмотреть здесь
[вспоминаемое событие] подобающим словом, что даже
полагаю, что хотя все люди являются должниками Девы за
эти [Ее] деяния, но нельзя им и надеяться достичь
словами величия предмета. Так что едва ли кто обвинит
нас в дерзости. Да и где место для дерзости? Не было бы
сообразно со здравым смыслом приступать к речи о великом
и готовиться к поражению. Ведь вряд ли кто обвинит
отставших там, где [вполне] не преуспел никто. И как
можно защищаться в том, в чем никто не обвиняет?
Итак, соизмерив [свой] глас с величием
события, перейду к гимнам, прибавив [еще] вот что: я
поднялся [с речью] не для того, чтобы учить слушателей,
как бы кто из них не лишился благодеяний Воспеваемой
[ныне] - всякий здесь знает об этом общем благе, - но
чтобы через посильное упоминание о причине моего
спасения способствовать благу души. По этой же причине,
думаю, все возносят песнь Пресвятой [Богородице], и нет
никого, кто не взялся [бы] за это делание, кто больше,
кто меньше преуспев в предложении [хвалы]. Ведь Ей
подобает множество похвал, не только за то, что через
Нее начало быть, но и за то, что было даровано людям
прежде [воплощения].
II. И пророки в своих вдохновенных речах
воспевали блаженную Деву, и все [от века] святыни:
скиния, кивот, палатки Моисея, и остальное, чем
гордились иудеи, - предвозвещали чудо Девы. Ведь эти
святыни и были, и начали быть только, чтобы Ее описать и
заранее указать на Нее людям. Но что я говорю? Все
похвалы, которые когда-либо слышали люди и когда-либо
возносил наш род, все до одной должны быть отнесены к
Деве. Ведь нет, подлинно нет никакого блага, ни
большого, ни малого, ничего, что можно было бы назвать
благом, которое не было бы принесено [в сей мир] Новой
Матерью и Новым [от Нее] Младенцем, не только в рождении
Его, но и до того, как Он родился.
Ведь если мы все делаем для того, чтобы
богатеть в Боге и если здесь предел для нас всех благ -
а это было бы недостижимо для людей без даров Девы - то
как же не к Ней, началу хвалы, должно быть обращено все,
что достохвально в человеческом роде? Ибо причиной всех
наших благ является соединение с Богом, а этого
соединения начало - Дева.
И поэтому для [человеческого] рода Она
является многопетым началом всякой красоты, всякой
святости, всех гимнов, и к Ней Одной восходит всякая
хвала. Впрочем, подобает отнести к Блаженной Деве и то,
что люди остались живы и вообще остаются людьми. И не
только они, но и небо, и земля, и солнце, и вселенная
через Блаженную Деву - как растение через плод - обрели
благобытие и вообще бытие. И если мы хвалим древо по его
плоду, а тот, кто испытывает радость о древе, похвалит
обыкновенно и плод, то кто же не поймет, что от всего
сущего всякое почитание, благодарение и украшение, если
то добродетель и похвала (Флп.4:8) - по слову ап. Павла
- подобают одной Деве? Так что можно сказать, что суд
Божий, наименовавший [создание] хорошим и хорошим весьма
(ср. Быт.1:31), был похвалой Деве.
III. Так издревле берет начало [Ее]
похвала. То, что Блаженная [Дева] является плодом
сотворенного, а также приношением всей Вселенной,
понятно из следующего: если все имеют в себе плодом то,
что делает природу не уступающей рождающему и являет
новой, какой она была изначально, то [спросим], кто
воссоздал людей? Откуда новая тварь? Кто переменил эту
Вселенную? Тех самых новых воссозданных граждан, которых
приняло небо, с земли переправила [туда] Дева. Земля же
возымела своим жителем нового человека, Самого Владыку
небес. Ведь она произвела не древний плод греха, тернии
и волчцы, но новый цветок праведности - Деву. Таким
образом, Та не только совлекла ветхость с человеческого
естества и представила всем людям возможность
возрождения, но и дарует и еще большую радость, а именно
ту, что сами небо и луна, и земля, и звезды станут
чуждыми всякого истления. Ведь тварь не прежде может
освободиться от истления, чем чада Божий улучат свободу.
Искупление же этой свободы породила Дева -
Перворожденного из мертвых.
Тогда земля освободится от тления и
исполнится чаемое - подаяние нетления, ожидая которого -
по слову ап. Павла - вся тварь совокупно стенает
(Рим.8:22). Так и пророк говорит, обращаясь к Богу: от
плода дел Твоих насытится земля (Пс.103:13 no LXX) имея
в виду сей [дивный] Плод, то есть Деву. Дева же
прикровенно называется чаянием земли. Ведь и сама Она -
по реченному - будет насыщаться явлением славы Спасителя
(ср. Пс.16:15). Если же Писание дает людям именование
земли, то ясно, что через Нее совершалось исполнение их
молитв о наступлении того дня, которого чаяли пророки.
Ведь то блаженство, из которого произойдя и которое
утеряв, мы так желали, и [вернуть] которое никто из нас,
ни из ангелов, ни из людей не был достоин - и мы все
дальше оказывались от возможности вернуться в прежнее
положение, и стенали, одного его желая, - то блаженство
одна нам вернула Блаженная [Дева] и исполнила чаяние,
при чем Она так крепко соединила с людьми Того
Единственного Чаемого, обретя Которого нечего больше
искать, что приобщила ему не внешние обстоятельства
нашей жизни, но само наше естество.
И Она оказала это благодеяние не только
людям, но и [всему] этому миру, и хотя небо поставлено
пределом благодеяний, но и этот предел Она перешла,
покрыты были небеса величием (ср. Авв.4:3). Ведь и
Ангелам, самим Началам и Властям Она послужила во благо,
и для них испустила свет, и им дала возможность стать
премудрее и чище, и лучше, нежели прежде познавать Божию
благость и премудрость. Ведь многообразная премудрость
Божия через Нее была открыта Началам и Властям; и бездну
божества и премудрости и ведения Божия (Рим.11:3) как бы
через очи или свет Блаженной увидели все. Она явилась
единственной путеводительницей для всякой души и всякого
разума к достижению божественной истины.
IV. Так Дева соделала новое небо и новую
землю. Более того, Она Сама есть новая земля и новое
небо. Земля, потому что от земли [и произошла]. Новая
же, потому что ни в чем [греховном] не уподобилась
предкам, ветхую не унаследовала закваску, но, по слову
ап. Павла, Сама стала новым тестом (ср. 1Кор.5:7) и
некоему новому роду положила начало. Кто не знает затем,
что Она является Небом? Новым же, потому что далеко
[отстоит] от всякой ветхости, как ставшая чуждой всякого
истления, и потому что недавно в конце сих дней. Она
была дарована людям по Божественному обетованию, которое
возвестил Исаия: "Я дам вам новое небо и новую землю"
(Ис.66, по LXX). Если хочешь, то Дева является еще
землей и небом сверхъестественными и необыкновенными
(чудесными), ибо, возникнув от земли, Она превзошла небо
и чистотой, и величием. Величием, ибо Того, Кого небо не
могло вместить, Она в Себе имела обитателем; чистотой
же, потому что то, чему люди [никогда] не могли стать
самовидцами, ни при разорванных, ни при отверстых
небесах, благодаря ей становится беспрепятственно
доступным. Мало того, Она и путеводствует устремляющимся
к Богу, пока не доставит [до неба]. Надлежит вывести еще
и следующее: если бы Она не была оставлена посредницей
между Богом и людьми, не оказалось бы возможным, чтобы
дольние оказались общниками премирным.
Написано, что небо не вынесло
Божественный луч, но при его прохождении разверзлось.
Ведь, когда Дух сходил на Равночестного [Ему Сына],
Иоанн увидел разверзающиеся небеса (Мк.1:10). Сия же
Блаженная при нахождении на Нее Духа только наслаждалась
еще большим миром, который как говорит ап. Павел -
превыше всякого ума (Флп.4:7) и соделалась
преестественным местопребыванием для Ипостаси Самого
Спасителя, Ипостаси, которая не знает никакого Предела.
И приняла Его с такой легкостью, что выносила во чреве и
без болезней родила. Так что то, что пророк называет
небом небес, единственным, подобающим Единому Богу,
говоря - Небо - небо Господу (Пс.113:24 по LXX), так это
говорится о Блаженной Деве. Сказано еще: и небеса
нечисты в очах Его (Иов.15:15). Ближняя же Божия, Дева,
не только чиста от скверн, но и прекрасна. И не просто,
но совершенно прекрасна, ведь сказано: Вся ты прекрасна
(Песн.4:7 по LXX). He от людей твое избрание, но Сам Бог
провозглашает Тебя Блаженной и не просто, но с
восхищением: Как ты прекрасна, ближняя моя (Песн.4:1 по
LXX). Однако вся праведность человеческая, - говорит
Писание, - пред Лицом Божиим сквернее всякой скверны
(ср. Ис.64:6) и заслуживает имени лукавства. Отсюда
очевидно, что праведность Девы не вмещалась в
человеческих границах, но вышла за них не то, чтобы на
немного или намного, но так, что можно прикоснуться к
образу [этой праведности], но настолько превзошла общую
природу, что не обретешь и половины пути [до нее].
V. Вследствие этого Она покрыла всякое
человеческое лукавство и явила людей достойными
жительства с Богом, а землю пребывания на Ней Спасителя.
Все уклонились, сделались равно непотребными (Пс.13:4),
не было никого, кто бы мог оказать помощь находящемуся в
опасности [погибнуть] роду или сдержать поток греха.
Ведь ни священники, ни судьи, ни вся совокупность
пророков, ни другие, прилеплявшиеся к Богу, от которых
можно было надеяться на что лучшее роду (человеческому],
никто из них ни в чем не мог послужить общему [спасению]
и самих себя явить чистыми от вины и проклятия, но всех
их нисходящих отсюда принял ад. И уже было недостижимо
нам вернуться к прежней жизни, так как люди не могли
иметь в себе для того достаточно сил, а благие Ангелы,
хотя молитвенно испрашивали нам лучшей участи и
стремились помочь, но уступали перед огромностью
[человеческих] зол. Тот же Один, в Ком была нужда людям,
отвращался от раны [рода человеческого] вследствие
греха. И Господь [с небес] призрел на землю, чтобы
видеть, и не было разумеющего, ищущего Бога (Пс.13:2 no
LXX), как в теле, когда оно совершенно охвачено
болезнью, для желающего приступить с лечением не
оставалось уже никакого места, откуда можно было бы
пробудить здоровье. Ибо Он, будучи человеколюбив, желал
нам спасения, но не обретал никого, с кого мог бы по
праву положить начало благодеяниям. Ибо таков закон
Божественного правосудия, что иногда Он дарует
благодеяния, делающие нашу природу лучше, даже и не
желающим того; те же благодеяния, которые совершенствуют
наше желание и произволение, сотворяют нас жилищем Бога,
испрашивают мир свыше, столь величественны и настолько
превосходят всякую человеческую надежду, что Он
доставляет их не всем, но тем, кто был готов прежде
принести соответствующее расположение.
Вследствие этого, прежде сошествия [в
мир] Спасителя и с этим связанных Таинств, которые
возводили назад нашу отпавшую от Божественной любви
волю, требовалась некоторая человеческая праведность, не
только уравновешивающая всю эту скверну, но и с
достойной удивления прибавкой, в силу которой природа
была бы удержана от мерзости и очищена от позора греха,
укрощена дерзость общего врага, и Бог бы протянул людям
руку примирения.
VI. Случается же так, что эту дивную
праведность за весь мир принесла Дева, стала за нас
очищением и умилостивлением и освятила весь род
[человеческий]. И как поток света или огонь, куда бы не
достигли, всюду передают [себя], так и Она всем уделила
от своего сияния. И как свет дает красоту видимым вещам,
хотя и не во всех присутствует, но его получил в удел
солнечный диск, таким же точно образом человеческая
красота, все величие природы и благодать, которыми она
украшалась, пока человек не потерял Бога, и которые бы
имела, если бы он сохранил Божественный закон, и вся
имевшаяся праведность, и то, что нужно было иметь, но
чего не доставало [все это] соединилось в одной
Блаженной [Деве] и всем [стало] оправданием (Рим.5:18)
как говорит о Спасителе ап. Павел. Была же Она некой
сокровищницей, источником, самой сущностью уже не знаю,
как еще и сказать, человеческой святости.
Поэтому из всех людей, бывших от века,
Она Одна обитала в Святилище как некая предварительная и
очистительная жертва, перед великой жертвой [Спасителя],
принесенная за весь род, так что, когда Предтечею за нас
во Святая Святых вошел Иисус (Евр.5:20), туда прежде
Спасителя во внутреннейшее за завесу (Евр.6:19) Саму
Себя принесла Отцу Блаженная Дева. Спаситель, умерев на
Кресте, совершенно примирил Отца с людьми; Дева же,
принеся Себя Богу, помогла примирению тем, что принесла
для людей его Устроителя и соделала Сего Посланника
(Евр.3:1) братом для тех, за которых Он будет ходатаем
перед Богом как уже единоприродных Ему и Своих. Посему
Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть
милостивым и верным Первосвященником пред Богом
(Евр.2:17). И Сей, будучи в Одной Ипостаси и тем, чем
мы, и Богом, стал общим Пределом каждой природы; а
отсюда соединение Бога и людей, и примирение, и самый
мир, и все, что к этому относится. Блаженная же, будучи
человеком, отсюда восприняв свой род и имея
преестественную праведность, приближаясь в ней Одному
Богу, через свое человечество возвеличивает человеков,
Бога же подвигает к любви к людям, привлекая Его Своей
красотой. И Спаситель воспринял наказание за то, в чем
мы были виноваты. Он не знал за Собой ничего того, за
что бы подлежал ответственности, ибо Он не сделал
никакого греха (1Пет.2:22), но воспринял на Себя наши
прегрешения и пострадал за нас. И раны Единственного
Безвинного для всех тягчайше прегрешивших людей, стали
достаточными для освобождения от осуждения.
А Блаженная Дева, единственная и одна
только из всех людей принесшая Богу достойную душу,
смогла послужить для помощи другим. Поэтому Ей Одной из
всего множества когда-либо принявших вещания с Неба, Бог
сказал: "Радуйся!" Ведь не было никого, кто бы, будучи
освобожден от обвинений, мог бы быть чист и от
наказания. Бог всем назначил скорбеть и печалиться. И
люди подлежали этому наказанию, за то, что подлинно
нарушили закон радости и мира. Что же касается Блаженной
то тем, что Она удостоилась услышать "Радуйся!" и была
поименована благодатной и благословенной, ясно показано,
что Ее нельзя было обвинить ни в чем том, за что
подлежала ответственности человеческая природа.
VII. Нам, нуждавшимся во многих
очищениях, нужна была и новая за нас жертва, непорочная
и святая. Если же алтарь, который был начертанием и
образом Ее благодеяний, [именовался] Святая Святых, то
какое именование приличествует [ставшей алтарем] в
действительности? Ведь [тот] алтарь не просто настолько
же уступал Деве, насколько начертания и образ [уступают]
истине, но много больше и даже как бы беспредельно. Там
были херувимы, осеняющие очистилище (Евр.9:5), как
говорил ап. Павел, Сию же Всепетую, осенили не сами
херувимы или кто-либо высший их, но Тот, Кому служат
херувимы, [Тот, кто есть] Сила Всевышнего (Лк.1:32), как
о том и возвестил Божественный Гавриил. Ведь и жертва
священнее очистилища, так как оно от жертвы свою
приемлет святость; и окропление крови доставляет ему
освящение. Блаженная же Дева настолько святее всякой
жертвы, что и высказать невозможно. Ведь кровь этой
новой жертвы не алтарь воспринял и не огонь потребил, но
Сам Бог взял Себе и облекся в ризы спасения и в одежду
веселия(Ис.61:10 по LXX), защитительную для людей от
всякого страдания. И не устыдился Он сего покрова, но
подлинно именует его Своей славой и Своим царством. И
поистине, когда, облачившись в это одеяние, Он
приобщился человеческого бытия, тогда, говорит
[Писание], - Царство Небесное стало близко при дверях
(Мк.13:29). О сем царственном наряде ангелы вопрошали
Спасителя: "Отчего же одеяние Твое красно?" (Ис.63:2). В
нем Господь царствует (Пс.65:10), как говорит Писание. В
эту силу Он облекся и в эту славу. В этом одеянии и в
этом поясе победил сильного, связал его, пораженных же
трепетом вырвал из рук его и в целости спас. И, по слову
ап. Павла, стала плоть Спасителя для нас спасаемых силой
Божией (Кор.1:18).
О, новые Таинства! О, восхищения
достойная праведность!
О, душа, таковым целомудрием
уцеломудрившая свое тело!
О, тело, не видавшее естественного,
вознесенное вместе с душой.
О, ум, [исполненный] тамошнего света!
Что скажу, что вымолвлю (ср. Дан.10:17),
говорит в затруднении пророк. Бога, Которого никакое не
вмещает место и не заключает в себе творение, даже если
бы оно и увеличилось в бесчисленное число раз, Сего Дева
одела Своими кровями, и, что более того, сделалась
прекрасной ризой Прекрасному Царю, хотя Бог не так
соединился с плотью, как тело с одеждой, и не так
человеческая природа стала причастна Божественному лучу,
как одежда царскому блаженству. Ведь в том, что касается
воплощения Спасителя, не произошло слияния природ между
собой, но каждая остается несмешанной с другой и
сохраняет все свои свойства. В остальном же, [ипостасное
единение] настолько превосходит тот образ, насколько
полное соединение совершенное разделение. Соединение это
и не может явиться для прочих примером и для него нельзя
привести пример, но оно является совершенно особенным,
первым и единственным: кровь Девы становится кровью
Бога. Как о том сказать? С взятым [от Девы] он вошел в
такое совершенное общение, что оно становится
равночестным, единопрестольным, и собожественным Его
Божественной природе. На такую высоту святости взошла
Дева! Так относящееся к Ней превосходит всякое
разумение!
VIII. Она была человеком; от людей
произошла; была причастна всему, свойственному нашему
роду, но не стала наследницей одинакового с нами образа
мыслей и не оказалась связанной тем же навыком пороков,
но противостала греху и порче, положив конец [предел]
лукавству. Так Она стала святым начатком и поводырем по
дороге, ведущей к Богу. Ведь Она имела такое
расположение души, как если бы Она одна была в этом
мире, не существовало других людей, никакая другая тварь
не была создана, но Она одна была возле Единого Бога.
Она не обращала внимания ни на что тварное и не пеклась
ни о чем, но, как только явилась среди людей, так и
удалилась от них для лучшей своей части; и пройдя все
творение землю, небо, солнце, звезды и весь лик,
пребывающих возле Бога, не прежде остановилась, чем
соединилась с Богом, Чистая с Чистым. И стала Она пред
Богом священнее жертв, честнее алтарей. Пророков,
праведников и священников Она стала настолько святее,
насколько освящающий превосходит освящаемых в отношении
святости. Ведь никто не был свят, прежде, чем явилась
Блаженная, но именно Она, первая и единственная
отставшая от греха совершенно, явилась святой и святой
святых и, если чем можно именовать, высшим; и для других
отверзла врата святости, достодолжно приготовившись для
восприятия Спасителя, а через это смогли стать святыми
все пророки, священники и все вообще, достойными
оказавшиеся Божественных Таинств.
Ведь первый и единственный Плод Девы
принес святость в мир, и об этом говорит блаженный
Павел: Иисус предтечею за нас вошел во Святое [Святых]
(Евр.11:26). Если же прежде, чем к нам пришел Спаситель,
можно услышать, что многие улучали сие именование
[святости], то это потому только, что они участвовали в
Таинствах образно. Ведь и Моисей, по свидетельству ап.
Павла, прежде, чем Христос был поношаем, поношение
Христово почел большим для себя богатством, нежели
Египетские сокровища (Евр.11:26).
Также и Крещение, и преподание евреям
духовного хлеба и воды, имело место до того, как хлеб
сошел с неба и прежде, чем был [на них] Дух Святой,
потому что Иисус еще не был прославлен (Ин.7:39). Это
совершалось еще и с той целью, чтобы [люди] как следует
приготовились к истинной святости и оказались способны
воспринять тот луч, от которого воссияло спасение, чему
соответствуют и следующие слова Спасителя: За них Я
посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною
(Ин.12:19). Что же до тех древних, которые жили до
явления Спасителя, то они восприняли освящение в неких
образах и тенях. Все сии, свидетельствованные в вере, не
получили обещанного, ... дабы они не без нас достигли
совершенства (Евр.11:39,40), - как говорит aп. Павел.
IX. И что сказать о пророках, которые,
если бы не получили даров Девы, не могли бы освободиться
от оков ада. Подлинно святее блаженная Дева самих
Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Ведь если
Бог есть награда за святость, награда, которая, хотя
дается всем одинаково, однако улучается в большей мере
тем, кто проявил большее усердие, то Дева с
необходимостью преимуществует в святости за понесенные
подвиги. Святость измеряется близостью к Богу. Говорится
[в Писании], что Херувимы окружают Бога и принимают от
Него исходящий свет, взирать же никак не дерзают. Дева
же новым и неизреченным образом приняла в Себе Того, Кто
никаким не объемлется местом. И не некое блистание и
славу, но Саму восприняла Она Божественную Ипостась. И
насколько явнее, чем Херувимам, Бог явился Деве много
больше, чем то возможно выразить настолько же Она, с
необходимостью, святее и священнее.
Также и то из сущего, в чем Божественная
Премудрость по преимуществу бывает явлена, Она
препобеждает чистотой и святостью. Ведь и в видимом
мире, то, что находится возле [источника] света, видится
чище остального. И хотя Бог одинаково присутствует во
всем, можно указать на различие в Его явлении тварям.
Если же это так, то кто будет отрицать, что Дева святее
всех людей и Ангелов? И если через Ангелов людям были
даны Завет Божий, ветхий Закон [...через Ангелов
возвещенное слово было твердо... - говорит ап. Павел
(Евр.2:2)], и все другие знамения правосудия и силы, то
Дева не в сих только пределах возвестила Бога, но явила
людям Саму Воипостасную Премудрость Божию, не в
знамениях и образах, но непосредственно Самого Бога,
Спасителя, и [явила] не людям только, но и Началам и
Властям, дабы ныне соделалась известною, - как говорит
ап. Павел, - ...и начальствам, и властям на небесах
многоразличная премудрость Божия (Еф.3:10). И ведь не
сказал он, "...дабы соделалась более известной, чем
прежде, когда, пусть и несовершенно, была известна", но
просто "дабы соделалась известною", показывая, я думаю,
что то знание, которое было до Блаженной Девы, было
настолько смутным, что никак нельзя соразмерить его с
другим знанием, произрощенным [Блаженной]. И, как то и
подобало, она воссияла Солнце правды не только для
людей, праведных и неправедных, лукавых и благих, но и
для самых премирных Сил.
Итак, Дева настолько выше всех творений,
насколько то, что соделано Спасителем как
домостроительство нашего спасения, невозможно сравнить
ни с чем иным из сущего. Ведь если Она соделала Ангелов
настолько совершеннейшими по сравнению с ними же самими,
что, по суждению Апостола, прежнее их блаженство нельзя
и сравнить с последующим, то давайте оценим Ее
превосходство, каково оно в действительности.
Ведь если меньший благословляется
большим (Евр.7:7), то каково же различие между тем,
чтобы благотворить и получать благодеяния? Поэтому
пророк видел Деву Престолом Божиим, [Престолом] высоким
и превознесенным, вокруг Престола стояли Серафимы (ср.
Ис.6:12). И не просто стояли, но со страхом и трепетом,
не дерзая смотреть прямо на него. Написано и то, что они
никогда не усыпают и нет конца их славословиям Богу. И
все это тем более справедливо для Блаженной, сколь более
Она восприяла Божественный Свет. И это я говорю не
только применительно к бывшему по Ее отшествии отсюда,
но и о Ее пребывании в этом мире, ибо Она так же не
усыпает, как и предстоящие Богу Силы, и являет
преимущественное перед другими усердие к Богу с тем,
чтобы и насладиться всех Божественных даров. Поэтому то,
что подобает прочим святым [уже] после разлучения с
телом, непременительно обладать добродетелью и благом,
Деве [усваивается] и прежде оставления тела.
Х. И, конечно, это было сообразно [Ее
достоинству]. Ведь тело, которое смогло оказаться так
далеко [от обычного удела], без сомнения превзошло свое
именование. Это уже не было тело душевное или что-либо
подобное ему, но, по речению ап. Павла, тело
духовное(1Кор.15:44), ибо Дух стал обитать в нем и
изменил все пределы естества. Кроме того, то, что не
позволяет, присутствуя, святым внутренне переменяться,
то с преизбытком было присуще Блаженной Деве. Ведь и
святые, будучи исполненными всякого желания быть рядом с
пределом желаемого, при том, что вся сила разума
обращена на созерцание подлинно Сущего, не могли дать в
себе место иному [желанию], ни отвратить [от Него] свой
взор и ум, хоть бы перед ними и выставлялось все
видимое. Кто не знает, что все это в мере, превышающей
разумное понимание, было присуще Деве, и что только Она
Одна приняла Бога образом неописуемым?
Отсюда ясно, что и прежде Своего
преставления Она непременительно обладала сей дивной
добродетелью и преестественным благом. И будущих благ
была общницей, и в настоящем веке царствовала в царстве,
уготованном для праведников, и жила жизнью, сокрытой во
Христе, Ей же открытой, жизнью устойчивой среди текучей.
Ведь надлежало Блаженной владеть всем поименованным
неким новым образом, перед которым бы отступили законы
естества. Это показала и Она Сама, воспев полученные Ей
Божественные благодеяния: Сотворил Мне величие Сильный
(Лк.1:49).
XI. О, новые награды! О, равночестные им
труды! Ведь уже после наград и венцов я имею в виду
Солнце Правды Которого Она приняла и с Которым
соединилась, Она, вместо предлежавшей Ей радости (ср.
Евр.15:2), познала ради нас болезни и печали. Она стала
соучастницей Сыну в бесчестии и поношениях, в бедности,
испытанной Им, и во всяком опыте, который возле
нареченного родителя [Иосифа] Он с долготерпением
воспринял, разделяя участь Сына для блага моего
спасения. Она была возле Него и при начале чудес, и при
исправлении [Им] [нашего] естества. Она сострадала Ему,
терпевшему недоброжелательство от Им
облагодетельствованных, так что и Сама не осталась вне
ненависти, которой Его ненавидели. Она первая, по
избытку человеколюбия, подвигла Сына к благодеяниям
[человеческому роду], даже до времени, когда Он сказал:
Еще не пришел час Мой (Ин.2:4). Этим Он ясно показал,
какую свободу обращения к Нему Он сообщил Матери, так
что Она могла переменять границы времен, которые Он Сам
положил.
Каких же великих скорбей приобщилась
Дева, когда Спаситель претерпевал за нас страшные
страсти и подчинился смерти? Какими пронзена была
стрелами? Ведь если бы даже Сын Ее был просто человеком
и ни кем иным, ничего более горького нельзя было
причинить Матери. Ныне же Он и Сын, и Ее Одной, и Сам
Один, [рожденный] чудесно, не причинивший огорчения ни
Ей, ни вообще никому, но доставший всем такие
благодеяния, что они превзошли всякое ожидание. Что
должна была чувствовать в Своей душе Блаженная, видя в
таких бедах Сына, Благодетеля всего человеческого
естества, Кроткого, Смиренного сердцем (Мф.11:29),
Который не вопиял и не возвышал гласа (Ис.42:2),
Которому никто не мог вменить никакой вины, влекомого
этими дикими зверями, обнаженного, ударяемого плетьми,
как при тирании, вопреки всем законам и праву,
осужденного самыми преступными голосами [судей] к
постыднейшей смерти - умереть среди отъявленных злодеев?
Я думаю, не было в людях никогда подобной скорби. Ведь
если необходимо оплакать несправедливо пострадавших, то
нет ничего, что бы было дальше от справедливости, чем
смерть Спасителя. Действительно, никто [из нас] не
пострадал вполне несправедливо, ибо, хотя бы он и не
сознавал за собой ничего того, за что был осужден,
соделал то, за что мог бы быть по праву обвинен. Но о
Спасителе пророк говорит: греха Он не сотворил (Ис.53:9
по LХХ).
Затем, если нельзя не уязвляться
несчастьями близких, то попомним, что никто никому не
был так близок, как Дева Спасителю. Поэтому превышающую
силы естества и большую меры описания скорбь
претерпевала Дева, такую, как никто из людей, -
Праведная Мать, видевшая неправедное судилище.
XII. Надлежало чтобы Она соучаствовала
Сыну в Его промышлении о нас постоянно. И как Она
предала Ему Свою плоть и кровь, и со Своей стороны стала
причастной Его благодеяний, так равным образом
приобщилась Она всех скорбей и печалей. Он, будучи
пригвожден ко Кресту, был прободен в ребра копьем, Ее же
сердце пронзил меч, как провозвестил божественный
Симеон. И другие общие Сыну и Матери [муки] добавили те
псы, припомнив прежние Его слова, именуя льстецом и
пытаясь уличить в обмане. Так Она, став первая
причастной смерти Спасителя, вследствие этого прежде
всех стала участницей в Воскресении.
Ведь Она сподобилась созерцания и
приветствия Сына, сокрушившего власть ада и воскресшего,
и сопровождала Его, восходившего на Небо, пока это было
возможно, а по вознесении Его заместила Его Апостолам и
другим спутникам Спасителя общими с Ним благодеяниями,
восполняя недостаток Христа (ср. Кол.1:24) лучше кого бы
то ни было другого. Да ведь и кому как не Матери это
подобало?
Надлежало, чтобы сия всесвятая душа
разрешилась от всесвященного тела. Она разрешается и
соединяется с [Душой] Сына, с Первым Светом - второй.
Тело же по кратком пребывании в земле, и само вместе [с
душой] удалилось [отсюда]. Надлежало Ей пройти по всем
путям, по которым прошел Спаситель, воссиять живым и
мертвым, в полноте освятить естество и снова получить
подобающее место. Поэтому гроб принял Ее на малое время,
а затем Небо восхитило эту новую землю, духовное тело,
сокровищницу нашей жизни, славнейшую Ангелов и святейшую
Архангелов. И возвращен был Трон Царю, рай - древу
жизни, диск - Солнцу, древо - Плоду, Мать - Сыну, во
всем достойная Своего порождения.
XIII. Какое слово будет достаточным для
рассказа о Твоей, Блаженная, праведности, о дарах
Спасителя Тебе и Твоих совокупности людей (всем людям)?
Никакое, даже если бы кто говорил языком человеческим и
ангельским (1Кор.13:1), как изрек ап. Павел. Мне
кажется, что Она [уже] имеет часть в вечном блаженстве,
уготовленном праведникам, но, конечно, Дева то ведает и
ей о том возвещать. Ведь не видел того глаз, не слышало
ухо (1Кор.2:9), и мир не может вместить (ср. Ин.21:25) -
как свидетельствует великий Иоанн. Только там по праву
можно увидеть Твои чудеса, где новое небо и новая земля,
где Солнце правды, которое не заходит и не покрывается
мраком. Ритор Твоих деяний - Сам Спаситель, а
рукоплещущие - Ангелы. Только там ты можешь встретить
достойный (Тебя) глас. Людям же это исполнить
невозможно, но мы постольку принимаемся за речи о Тебе,
поскольку это способствует освящению языка и души. Ведь
и одно только слово, относящееся к Тебе, или
воспоминание [о Тебе] восставляет душу, очищает разум и
делает нас из плотских духовными, из греховных святыми
(из далеких от святости ей причастными).
О, полнота благ, известных нам в этой
жизни и тех, которые узнаем по отшествии отсюда!
О, Дева, ставшая при начале блаженства и
святости и открывшая путь другим!
О, спасение людей, свет миру, путь ко
Спасителю, врата, жизнь, и иных достойная именований,
которые ради спасения, совершенного Спасителем, могут
быть к Тебе приложены. Он ведь Виновник, Ты же
совиновница моего освящения и всего то-го, что от
Спасителя через Тебя и что от Тебя Одной я получил. Твоя
кровь [в той Крови], которая омывает грехи мира; от Тебя
то Тело, в котором я получил освящение, в котором Новый
Завет, в котором вся надежда на спасение. Твое чрево -
царство Божие. Но, о высшая всех хвалений и всякого
прилагаемого именования, приими песнь, не пренебреги
усердием, даруй что лучшее о Тебе помыслить и воспеть и
ныне, в этой жизни, и после, в жизни вечной. Аминь.
Николай Кавасила, праведный
Перевод прот. Максима Козлова
по изданию: Patrologia Orientalis
Tome XIX - Fascicule 3 - N 9 Paris,
1925: 377-392
Святоотеческое наследие
***
Труды праведного Николая Кавасилы:
|