Николай Кавасила. Изъяснение священных
одежд
Память: 20 июня / 3 июля
Праведный Николай Кавасила Хамает
(1322-1397/1398) - православный богослов и литургист,
учёный-энциклопедист, философ, писатель и представитель
византийской традиции исихазма.
Праведный Николай Кавасила
***
Диаконское облачение и священническая
фелонь
Одежда диакона имеет рукава, так как он
служитель и ему необходимо иметь руки, хорошо
приспособленные для дела. [Одежда] же священника,
именуемая фелонью - без рукавов, что обозначает
непригодность иерея для человеческой деятельности и то,
что он и в обыденной жизни пребывает как бы вне плоти и
мира, и во время [совершения] своего служения, которое
во всем зависит от одной только божественной длани и [в
которое] он сам не привносит никакой человеческой
инициативы.
Епитрахиль
Епитрахиль символизирует изливающуюся
благодать священства, которая почивает на шее принявшего
ярмо Христово; [епитрахиль] спускается по груди до ног,
умягчая сердце и освящая все тело. Ее следует
подвязывать поясом - попечением о добродетелях и
наказанием телесных похотей и как бы растопить их,
согласно заповеди божественного Павла, повелевающего
Тимофею: не пренебрегай благодатию, тебе данной
(1Тим.4:14).
Омофор
Архиереям вместе с фелонью полагается и
омофор, полагаемый на плечах. Он обозначает
домостроительство и милость к находящимся "под их
рукой". Его носят епископы, словно удерживая [им]
подопечных, как матери носят на руках и на плечах детей,
еще не умеющих ходить. Это же может и епископ по
отношению к тем, кто находится в его попечении.
Гонагион
А поскольку [священник] является не
только отцом и педагогом, но и судьей, знающим как
наказывать духовно, нечто подобное мечу препоясывает
его, т.н. гонатион [1], который делается в виде ножей, и
когда мы слышим [слова] "кинжал духа" (Еф.6:17), то
сказанное [становится] ясным. Когда гонатион прикрепляют
к поясу, то говорят: препоясал меч свой на бедро свое,
Сильне (Пс.45:4), ибо воистину силен имеющий в себе
крепкого Бога.
Николай Кавасила, праведный
Перевод А.Ю.Никифоровой по изданию:
Nicolas Cabasilas. Explication des ornements
sacrus.
Explication des rites de la Divine Liturge /
Explication de la Divine Liturge. Paris,1963.
Первый вариант перевода опубликован
в сборнике Византийские очерки. СПб., 2001
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Обычно епигонатион.
***
Труды праведного Николая Кавасилы:
|