Иустин Философ. Речь к эллинам
Память: 1 / 14 июня
Иустин Философ (ок. 100 - 165) – яркий
раннехристианский апологет, в последствии пострадавший
за веру. Первым привил христианскому вероучению понятия
греческой философии и положил начало богословскому
истолкованию истории. Ему принадлежат следующие
творения: "Первая Апология", "Вторая Апология" и "Диалог
с Трифоном Иудеем".
Мученик Иустин Философ. Фреска, 1546 год. Церковь
свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон
***
Содержание
По словам Евсевия (Ц. Ист. IV, 18)
Иустин написал, кроме так называемых двух апологий [1],
еще книгу против эллинов, в которой он обширно
рассуждает о весьма многих вопросах, составляющих
предмет исследования, как у христиан, так и у эллинских
философов и говорить о природе демонов. Подобным образом
свидетельствует Иероним (Cat. Scr. eccl. с. 23): "есть и
другое сочинение его против язычников, в котором он
рассуждает и о природе демонов". Это именно сочинение
издатели и исследователи творений св. Иустина (Нурри,
Маран, из новейших Отто) думали видеть в дошедшем до нас
небольшом апологетическом произведении под названием
"речь к эллинам" (λόγος προς Ελληνας). Она состоит из 5
глав и содержит изложение оснований, по которым автор
оставил язычество и сделался христианином. В язычеств он
не нашел ничего святого: боги, как изображаюсь их Гомер
(гл. 1) и Гезиод (гл. 2), причастны всем грубым порокам
и злодеяниям; герои вовсе не мужественны (гл. 3);
религиозные собрания и торжества представляют множество
приманок для чувственности и побуждений к распутству
(гл. 4). Поэтому автор убеждает язычников, подобно ему,
сделаться христианами (гл. 5). Из этого содержания речи
к эллинам ясно открывается, что к ней не могут
относиться вышеприведенные слова Евсевия о сочинении
Иустина против эллинов: в ней нет, по крайней мере,
пространного, рассуждения о спорных предметах у христиан
и философов, ни в частности о природе демонов.
На этом основании, а также по различию
слога "речи к Эллинам" от подлинных сочинений Иустина, в
настоящее время ученые католические (Мёлер, Гефеле) и
протестантские (Земиш, Неандер) не признают речи к
эллинам сочинением Иустина, хотя происхождение их
относят ко временам этого апологета или немного позже
его.
В изданном Кюртоном в 1855 году собрании
памятников сирской литературы (Specilegium Syriacum)
находится перевод речи к эллинам, в котором сирский
переводчик позволил себе кое-где сокращения или
распространены против оригинального текста. В сирском
переводе указан писателем этого сочинения Амвросий,
сенатор, который написал его для своих товарищей
сенаторов, поднявших крик негодования по случаю перехода
его в христианство: в этом Амвросие Кюртон и Нольте
(Theol Quartalschr. Tὒb. 1860) видят Амвросия друга и
покровителя Оригенова.
1. Не думайте, Эллины, что мое
отступление от ваших обычаев неразумно и неосновательно.
Я не нашел в них ничего святого или угодного Богу. Ибо и
сами творения ваших поэтов ничто иное, как памятники
необузданности и разврата. И кто обратится к мудрейшему
из них, тот несчастнейший из всех людей. Во-первых,
например, говорят, что Агамемнон, содействуя бешеной
страсти и неумеренной похоти своего брата [2], охотно
принес свою дочь в жертву [3] и привел в волнение целую
Грецию из-за того, чтобы возвратить Елену, похищенную
презренным пастухом. Когда же, по начатой войне, добыли
они пленных, сам Агамемнон пленен был Хризеидою и еще
поднял ссору с сыном Фетиды за Бризеиду [4]. Сам же сын
Пелея [5], перескочивший чрез реку, разрушивший Трою и
победивший Гектора, этот герой ваш сделался рабом
Поликсены, и был побежден мертвою амазонкой [6]; когда
он снял приготовленное богом оружие и надел брачную
одежду, то сделался жертвою любви [7] в храм Аполлона. И
сын Лаерта [8], царь Итаки приобрел славу добродетели
только своим лукавством. Ибо он не имел истинного
благоразумия, и это показало его плавание в местах, где
находились сирены, потому что не мог закрыть своего
слуха силою благоразумия. Также и Аякс, сын Теламона,
носивший семикожный щит, будучи принужден уступить
Одиссею в споре за оружие Ахиллеса, сделался бешеным. Я
не хочу такого рода уроков. Ибо я не домогаюсь такой
добродетели-верить басням Гомера, так как предмет его
песнопений, начало и конец Илиады и Одиссеи, – женщина.
2. После Гомера Гезиод написал "труды и
дни". Кто может поверить его забавной Феогонии? Он
говорит, что Крон, сын Урана, отнял у отца власть и
завладел скипетром; потом же, опасаясь подвергнуться
подобной участи от своих детей, решился пожрать их; что
Зевс, скрывшись при помощи Куретов, заключил отца в
оковы, и разделил его власть с своими братьями: Зевсу,
как говорят, достался эфир, Посейдону море, Плутону же
ад. Плутон похитил Кору [9], и Деметра [10], скитаясь по
пустыне, искала свою дочь. И эту басню прославил
элевсинский огонь [11]. Далее, Посейдон обесчестил
Меланиппу в то время, как она купалась, и также многих
Нереид, так что если будем перечислять их имена, то
потратим множество слов. Точно также и Зевс совершали
многообразные любодеяния – с Антионою в виде сатира, с
Данаею в виде золота, для Европы изменился в быка, а для
Лиды сделался крылатым существом. Его любовь к Семеле
изобличила и его похотливость, и ревность Геры [12]. Он
также похитил, как рассказывают, фригийца Ганимеда, чтоб
он исправлял должность виночерпия. Таким-то образом вели
себя дети Крона. И ваш знаменитый сын Латоны [13],
славившийся искусством прорицания, сам себя изобличил во
лжи. Он преследовал Дафну, и не мог ее настигнуть; он не
предсказал близкой смерти сыну Аякса, который спрашивал
его во время жертвоприношения, я уже умалчиваю о делах
Афины, более свойственных мужчине, о женоподобной жизни
Диониса и о блудодеяниях Афродиты [14]. Прочтите эллины,
Зевсу, о законах, поставленных против тех, которые
оскорбляют родителей, о наказаниях, положенных за
прелюбодейство, и о гнусности деторастления. Научите
Афину и Артемиду, какие дела приличны женщине, a Диониса
тому, что свойственно мужчине. Что достойно уважения
представляет женщина, носящая оружие? Что хорошего в
мужчине, который украшается венками, носит кимвалы и
женскую одежду и проводить время в пьяных пирах с толпою
женщин?
3. Таков же и тревечерний Алкид [15],
знаменитый храбростью предводитель битв, сын Зевса: он
убил сильного льва и поразил многоглавую гидру, умертвил
неукротимого вепря, рассеял летающих птиц, которые
пожирали людей, и вывел из ада треглавого пса [16],
очистил от нечистот стойла Авгия [17], убил быков и
оленя, извергавших огонь из ноздрей своих, и с самого
дерева достал золотой плод его, умертвил также ядовитого
змея, (за что он убил Ахелоя [18] и убийцу гостей своих,
Бузириса, не прилично говорить) перескочил горы, чтобы
достать воды, издававшей, как говорят, членораздельные
звуки. И он, который мог совершить столько великих дел,
как дитя, забавлялся кимвалами сатиров, и побежденный
любовью к женщине, находил себе удовольствие в том, что
улыбающаяся Лидянка [19] секла его. И наконец, не могши
снять Нессова хитона [20], сам устроил себе костер и
окончил жизнь. Пусть не ревнует и не завидует Гефест
[21], если его, старика и хромого, возненавидели и ему
предпочли Арея молодого и красивого [22]. Итак, боги
ваши, эллины, изобличены в разврате, герои ваши
немужественны, как показывают их действия, доставившие
предметы для ваших драм, – преступления Атрея,
прелюбодейство Тиеста, злодеяния Пелопидов, зависть
Даная, поведшая к убийствам, и его опьянение, в котором
он истребляет своих детей, пиры Тиеста [23] учрежденные
Эринниями [24]. Окрыленная Прокна доселе стенает, и ее
сестра [25] Афинянка, лишенная языка издает жалобный
крик. Нужно ли упоминать о пронзенных иглами ногах
Эдипа, об убиении им Лая [26], о женитьбе его на матери
и о взаимном убийстве его братьев, которые в то же время
и его дети?
4. Я возненавидел и торжественные
собрания ваши. Там чрезмерные наслаждения для
чувственности, там сладкозвучные трубы, возбуждающие к
бесчинным движениям, там обильные намащения благовониями
и украшения венками. И у вас совершается такое множество
порочных дел, уничтожающих стыд и помрачающих ум, когда
движимые силою невоздержания приходите в неистовство: вы
привыкли делать нечестивые и развратные соития. Поэтому
я так сказал бы вам: зачем же ты, будучи эллином,
негодуешь на своего сына, когда он, подражая Зевсу,
злоумышляет против тебя и подобно ему осквернил твое
ложе? Зачем почитаешь его врагом, а подобного ему
обожаешь? Зачем гневаешься и на жену твою, если она
живет развратно, a Афродите воздвигаешь храмы? Если бы
обо веем этом говорили люди посторонние, то это могло бы
казаться пустым обвинением, а не истиною; но это
воспевают ваши же поэты, об этом гласят ваши же истории.
5. Итак, придите, эллины, и приобщитесь
несравнимой мудрости, примите научение от Слова Божия и
познайте Царя нетленного и Его героев, которые не делают
убийства людям. Самый вождь наш – Слово Божие, которое
постоянно предводительствует нами, ищет не телесной
крепости, не красоты вида, не знатности происхождения,
но чистой души, огражденной святостью жизни; знаки
нашего Царя – божественные дела, так как чрез Слово
вселяется в душу некоторая сила: (миротворящая труба для
души волнуемой бранью, оружие, прогоняющее сильные
страсти, учение погашающее огонь душевный): эта сила не
производить поэтов, не делает философами, ни знаменитыми
ораторами; но своим влиянием подлежащих смерти делает
бессмертными, людей – богами, и с земли переносит
превыше Олимпа. Придите же, научитесь; будьте такими,
как я, ибо и я был таков, как вы. Меня увлекла
Божественная сила учения и могущество Слова. Ибо как
искусный заклинатель, вызвавши ужасного змея из его
убежища, обращает его в бегство от себя, так и Слово
изгоняет из внутренностей души все пагубные страсти, и
прежде всего похоть, от которой рождается всякое зло –
вражды, ссоры, зависть, злоумышления, гнев и тому
подобное. Когда же изгонится из души похоть, то в ней
водворяется тишина и спокойствие. И освободившись от
тяготивших на ней зол, она отходить к Создавшему ее. Ибо
ей должно возвратиться туда, откуда вышла, откуда
получила начало или существует.
Иустин Философ, мученик
Азбука веры
Примечание
1. См. Прав. Обозр. за 1862 г. в
Приложении: об апологиях св. Иустина.
2. Т.е. Менелая, коего жена Елена была
похищена Парисом: это и было поводом войны греков с
троянцами.
3. Агамемнон принес Ифигению в жертву
богине Диане, чтобы испросить у нее свободный выход для
своего войска, задержанного ею гневом в беотийской
Авлиде.
4. Бризеида и Хризеида – пленные
девушки, из-за которых произошла распря между
Агамемноном и Ахиллесом. Гом. Илиада 1. 7 и дал.
5. Т.е. Ахиллес.
6. Умертвивши амазонскую царицу, он
прельщен был ее красотою.
7. Т.е. жертвою мщения, которым
управляла ревнивая любовь: Ахиллес был убит Парисом.
8. Улисс.
9. Иначе – Прозерпину.
10. Или – Церера.
11. Сн . Минуц. Фел. Octav. 21.
12. Или – Юноны, его жены.
13. Аполлон.
14. Иначе – Венеры.
15. Т.е. Геркулес: он называется
тревечерним потому, что Зевс его отец, пришедший в
отсутствие Амфитриона к жене его Алкмене, три ночи
соединил в одну.
16. Т.е. Цербера.
17. Авгий, царь Эпейский в Элиде, имел
необыкновенное множество стад.
18. Геркулес убил Ахелоя из-за Дианиры,
дочери даря Этолийского.
19. Омфала царица лидян.
20. Центавр Несс, убитый Геркулесом,
подарил Дианире свою великолепную одежду, которую она
послала Геркулесу, почитая ее пропитанною составом,
привораживающим любовь; но туника Несса была отравлена
ядом, от которого страшно страдало тело надевшего ее
Геркулеса, и чтобы прекратить свои мучения он сделал для
себя костер, на котором и сгорел.
21. Вулкан.
22. Т.е. Марса, которого полюбила
Венера, жена Гефеста.
23. Пиры Тиеста, -на которых были
предложены ему в угощение его собственные дети, убитые
братом его Атреем.
24. Или – фуриями, богинями гнева и
мщения, особенно за нарушение родственных обязанностей.
25. Филомела.
26. Лай – отец Эдипа, a Иокаста – его
мать.
***
Молитва мученику Иустину Философу:
- Молитва мученику
Иустину Философу. Иустин – раннехристианский
апологет, в последствии пострадавший за веру. Первым
привил христианскому вероучению понятия греческой
философии и положил начало богословскому
истолкованию истории. Ему молятся о дарование
мудрости и веры, мужества во время гонений,
вразумлении сектантов и иноверцев.
Акафист мученику Иустину Философу:
- Акафист мученику Иустину Философу
Канон мученику Иустину Философу:
- Канон мученику Иустину Философу
Житийная и научно-историческая литература о мученике Иустине Философе:
Труды мученика Истина Философа:
|