Евагрий Понтийский: Зерцало иноков и инокинь
Авва Евагрий Понтийский (346 - 399) - византийский богослов, философов, монах, автор ряда
трудов о монашеской жизни ("Слово о духовном делании",
"Зерцало иноков и инокинь" и т.д.). Разработал учение о восьми
помыслах, легших в основу учения о семи смертных грехах.
***
Зерцало иноков и инокинь
I. К монахам, живущим в киновиях и
общинах
1. Наследники Божии пусть услышат
словеса Божии, сонаследники Христовы пусть воспримут
речения Христовы, дабы даны были они в сердцах чад
ваших, и пусть слова мудрецов научат их.
2. Отец благой воспитывает детей своих,
отец же лукавый погубит их.
3. Вера есть начало любви, а конец любви
- ведение Бога.
4. Страх Господень сохранит душу, благое
же воздержание укрепит ее.
5. Терпение мужа порождает надежду,
благая же надежда прославит его.
6. Порабощающий плоть свою станет
бесстрастным, [заботливо] же питающий ее претерпит муки
из-за нее.
7. Дух блуда - в телах [людей]
неумеренных, дух же целомудрия - в душах [людей]
воздержанных.
8. Отшельничество, соразмерное любви,
очищает сердце, а отшельничество, сопровождаемое
ненавистью, приводит его в смятение.
9. Лучше [жить] в любви среди тысячи
[людей], чем, преисполнившись ненавистью, [проводить
жизнь] одному в заповедных пещерах.
10. Таящий памятозлобие в душе своей
подобен прячущему огонь в соломе.
11. Не давай обильной пищи телу своему и
не будешь видеть дурных сновидений. Ибо как пламя
уничтожает лес, так и голод иссушает постыдные видения.
12. Муж смелый устрашится, а [муж]
кроткий станет бесстрашным.
13. Сильный ветер разгоняет облака, а
памятозлобие [отгоняет] ум от ведения.
14. Молящийся за врагов станет
незлопамятным, удерживающий же язык свой не опечалит
ближнего своего.
15. Если раздражает тебя брат твой,
введи его в жилище свое и не медли войти к нему есть
свой кусок с ним. Это станет избавлением для души твоей,
и она уже не будет соблазняться во время молитвы.
16. Как любовь радуется бедности, так и
ненависть услаждается богатством.
17. Не достигнет богатый ведения, и
верблюд не пройдет через отверстие иглы (Мф.19:24;
Мк.10:25; Лк.18:25); пред лицем Господа не будет
возможно [совершить] ни того, ни другого.
18. Любящий серебро не узрит ведения, и
собирающий его покроется тьмой.
19. В бедных жилищах смиренных обретет
ночлег Господь, в обителях же гордых приумножатся
несчастья.
20. Бесчестит Бога преступающий закон
Его, соблюдающий же этот закон прославляет Творца его.
21. Если будешь усердно подражать
Христу, станешь блаженным; душа твоя умрет смертью Его и
не будет увлечена порочностью плоти своей; кончина твоя
будет как закат звезды, а воскресение твое будет
подобным восходу солнца.
22. Горе беззаконному в день смерти, и
неправедный погибнет во время лютое. Ибо как ворон
улетает из гнезда своего, так и душа нечистого
[человека] исходит из тела своего.
23. Душами [людей] праведных руководят
Ангелы, души же [людей] неправедных похищают бесы.
24. Там, куда вступил порок, обретается
и неведение; сердца же святых преисполнены ведением.
25. Немилостивый монах будет
нуждающимся, а питающий бедных - унаследует сокровище
[на небесах].
26. Лучше бедность вкупе с ведением, чем
богатство вкупе с неведением.
27. Украшение главы - венок, украшение
же сердца - ведение Бога.
28. Стяжай ведение, а не серебро;
[стремись] к мудрости паче богатства многого.
29. Праведные станут наследниками
Господа, а святые будут напитаны Им.
30. Состраждущий бедным губит гнев [в
себе], а питающий их преисполнится [духовными] благами.
31. В кротком сердце обретет покой
мудрость; душа, подвизающаяся в духовном делании, станет
троном бесстрастия.
32. Творящие лукавые [деяния] получат
мзду лихую, а творящим же [деяния] благие дана будет
мзда благая.
33. Ставящий западню [другому] попадет
[сам] в нее, а прячущий ловушку будет [сам] уловлен ею.
34. Кроткий мирянин лучше вспыльчивого и
гневливого монаха.
35. Гнев расточает ведение,
долготерпение же собирает его.
36. Как южный ветер силен в открытом
море, так и гнев - в сердце мужа.
37. Постоянно молящийся избегает
искушений, сердце же пренебрегающего [молитвой] всегда
волнуют помыслы.
38. Не увеселяй себя вином и не услаждай
себя мясом, иначе насытится плотяность тела твоего и
постыдные помыслы не покинут тебя.
39. Не говори: сегодня праздник и я пью
вино, а завтра Пятидесятница и я буду есть мясо. Для
монаха нет праздников, и [вообще] человеку не следует
набивать свое чрево.
40. Пасха Господня есть исход от порока,
а Пятидесятница Его - воскресение души.
41. Праздник Божий - прощение [взаимных]
обид; злопамятный же обретает скорбь.
42. Пятидесятница Господня есть
воскресение любви, ненавидящий же брата своего впадает в
ужасное прегрешение.
43. Праздник Божий есть истинное
ведение, посвятивший же себя лжеведению окончит жизнь
свою постыдным образом.
44. Лучше пост в чистоте сердца, чем
праздник в нечистоте души.
45. Уничтожающий злые помыслы в сердцем
своем подобен разбивающему младенцы своя о
камень (Пс.136:9).
46. Сонливый монах впадет в пороки,
бодрствующий же [инок] будет, как птица.
47. Во время бдения не предавайся пустым
рассуждениям и не отстраняй [от себя] духовные словеса,
потому что Господь наблюдает за душой твоей, и [если она
ленива в духовном], не избавит тебя от всякого зла.
48. Многий сон одебеливает мысль, благое
же бдение утончает ее.
49. Многий сон наводит искушения,
бодрствующий же [монах] избежит их.
50. Как огонь растопляет воск, так и
благое бдение [растопляет] лукавые помыслы.
51. Муж спящий лучше монаха
бодрствующего, но [преисполненного] пустыми помыслами.
52. Ангельское сновидение радует сердце,
а сновидение бесовское приводит его в смятение.
53. Покаяние и смирение исправляют душу,
милостивость и кротость укрепляют ее.
54. Помни всегда о своем исходе [из
тела], не забывай о вечном Суде, и тогда не будет
прегрешения в душе твоей.
55. Если дух уныния нападет на тебя, не
покидай жилища своего и не уклоняйся [от искушения], ибо
оно со временем приносит пользу. Ведь как серебро
очищается [от примесей], так и душа твоя заблестит
[подобно серебру].
56. Дух уныния отгоняет [благодатные]
слезы, а дух печали сокрушает молитву.
57. Алчущий материальных благ
поглощается многими заботами, а держащийся за них
впадает в горькие скорби.
58. Не держи скорпиона на груди, а
лукавого помысла - в сердце своем.
59. Не испытывай жалости, убивая змеиных
отпрысков, и не будешь рожать в муках [злые] помыслы в
сердце своем.
60. Как огонь испытывает золото и
серебро, так и искушения - сердце монаха.
61. Отгони от себя гордыню и удали прочь
тщеславие. Ибо не добившийся [мирской] славы ввергается
в печаль, а достигший ее становится горделивым.
62. Не отдавай сердца своего гордыне и
не говори пред лицем Божиим: силен я, - дабы Господь не
оставил души твоей и лукавые бесы не смирили бы ее. Ибо
тогда враги через воздух наведут ужас на тебя, явив тебе
страшные ночи.
63. Ведение оберегает житие монаха,
отпавший же от ведения попадет в руки разбойников
(Лк.10:30).
64. Из духовного Камня струится поток, и
душа, подвизающаяся в [духовном] делании, пьет из него.
65. Избранный сосуд (Деян.9:15) - душа
чистая, душа же нечистая преисполнится горечи.
66. Без молока не может быть вскормлено
дитя, а без бесстрастия не может вознестись горе сердце.
67. Бесстрастие предшествует любви, а
любовь - ведению.
68. К ведению присовокупляется мудрость,
благоразумие же порождает бесстрастие.
69. Страх Божий рождает благоразумие,
вера же во Христа дарует страх Божий.
70. Раскаленная стрела цепляет душу, а
муж, предающийся духовному деланию, гасит ее.
71. Ведение отвращает крик и
богохульство, мудрость же избегает коварных речей.
72. Приятен мед и сладки соты, но
ведение Бога слаще их.
73. Внимай, монаше, словам [духовного]
отца своего и не считай неуместными наставления его.
Когда он тебя отправляет [куда-нибудь], всегда призывай
его на помощь [в молитвах] и в мысли [всегда]
сопутешествуй с ним. Ибо подобным образом ты избежишь
злых помыслов, и лукавые бесы не одолеют тебя. Если он
вверит тебе серебро, не растрачивай его, а если что
заработаешь, отдай ему.
74. Дурной эконом угнетает души братии,
а злопамятный не имеет жалости к ним.
75. Растрачивающий монастырское
имущество совершает преступление против Бога, и
нерадеющий о нем не останется безнаказанным.
76. Несправедливый эконом распределяет
дурно, эконом же справедливый дает [каждому] по
достоинству.
77. Злословящий брата своего погибнет, а
не заботящийся о немощном не узрит света.
78. Мирянин, прислуживающий больному
брату [своему], лучше отшельника, не жалеющего ближнего
своего.
79. Глупый монах не радеет об орудиях
ремесла своего, монах же разумный заботится о них.
80. Не говори: сегодня я остаюсь [в
монастыре], а завтра уйду [из него], потому что ты
рассудил об этом, не подумав как следует.
81. Монах в затворе, который будет
усердно думать о лживых речах, введет в заблуждение
[духовного] отца своего.
82. Украшающий одежды свои и наполняющий
чрево свое пасет лукавые помыслы - такой [человек] не
может восседать вместе с [мужами] рассудительными.
83. Если приходишь в селение, не
приближайся к женщинам и не задерживайся в [долгих
беседах] с ними. Ибо подобно тому, как [рыба]
заглатывает крючок, так и душа, [заглотнув наживку
блуда], повлечется [в ад].
84. Долготерпеливый монах будет
возлюблен [Господом, монах] же, раздражающийся на
братий, станет ненавистен Ему.
85. Кроткого монаха любит Господь,
дерзкий же [монах] будет отвержен Им.
86. Боязливый монах много ропщет, а
сонливый монах оправдывает [свою сонливость] головной
болью.
87. Если опечалился брат твой, утешь
его, а если страдает он - сострадай с ним. Делая это,
обрадуешь сердце его и великое сокровище соберешь [себе]
на небе.
88. Монах, не соблюдающий заповеди
[духовного] отца [своего], будет хулить седины
породившего его [в Боге] и злословить о жизни чад его, а
Господь будет скорбеть о нем [самом].
89. Ищущий оправдания для [своего]
отделения от братии будет обвинять [в этом духовного]
отца своего.
90. Не внимай речам против отца своего и
не возбуждай душу непочитающего его, дабы не прогневался
Господь на дела твои и не изгладил имя твое из книги
живых.
91. Слушающийся [духовного] отца своего
любит самого себя, противоречащий же ему впадет во зло.
92. Блажен монах, сохраняющий заповеди
Господни; свят [монах], соблюдающий слова [духовных]
отцов своих.
93. Ленивый монах будет строго наказан
[Богом], а если он [еще] впадет и в дерзость, то
потеряет и одеяние свое монашеское.
94. Блюдущий язык свой прокладывает
прямой и верный путь [ко спасению], а хранящий сердце
свое преисполнится ведением.
95. Монах двуязычный приводит в смятение
братии, [монах] же верный воцаряет [духовный] мир [среди
них].
96. Уповающий на воздержание свое падет,
смиряющий же себя вознесется.
97. Не предавай себя насыщению чрева - и
тебя не одолеет ночной сон. Подобным образом ты станешь
чистым, и Дух Господень снизойдет на тебя.
98. Поющий псалмы успокаивает яростное
начало [души], а долготерпящий станет не ведающим страха
[перед бесами].
99. Из кротости рождается ведение, а из
дерзости - неведение.
100. Как вода, [питая растение,
позволяет] ему расти, так и смирение [позволяет] сердцу
подниматься над гневом.
101. Ищущий пиры погасит светильник
[свой], и душа его узрит тьму.
102. Вкушай хлеб свой, отмеривая на
весах, и мерою пей воду свою - тогда дух блуда убежит от
тебя.
103. Давай старикам вино и немощным
также приноси его, потому что износилась плоть юности
их.
104. Не подставляй ноги брату своему и
падению его не радуйся. Ибо Господь ведает сердце твое и
в день смерти предаст тебя.
105. Монах разумный будет бесстрашным,
монах же неразумный претерпит [многие] беды.
106. Лукавое око ослепит Господь, но
простого [сердцем] Он освободит от мрака.
107. Как утренняя звезда на небе и как
пальма в раю, так и чистый ум - в кроткой душе.
108. Мудрый муж взыщет логосы Божии, а
[муж] немудрый подвергнет их осмеянию.
109. Ненавидящий ведение Бога и
отвергающий созерцание Его подобен [человеку],
поражающему копьем сердце свое.
110. Ведение [Святой] Троицы лучше
ведения нетелесных [сущностей], а созерцание Ее превыше
логосов всех веков.
111. Седины старцев - кротость, а жизнь
их - ведение истины.
112. Кроткий молодой человек многое
выдерживает, но кто поддержит малодушного старца? Видел
я гневного старца, горделиво восседающего на сидении
своем, но больше надежд возлагал на того, кто моложе
его, [однако более кроток].
113. Соблазняющий мирян не останется
безнаказанным, а подстрекающий их - порочит звание свое.
114. Того, кто приводит в смятение
Церковь Господню, истребит огонь, а того, кто противится
иерею, поглотит земля.
115. Любящий пчел вкушает соты от них, а
собирающий этих пчел [в улья] - преисполнится Духом.
116. Почитай Господа - и познаешь логосы
нетелесных [вещей]; служи Ему - и Он явит тебе логосы
веков.
117. Без ведения не вознесется горе
сердце, и дерево не расцветет без влаги.
118. Плоть Христова есть деятельные
добродетели, и едящий Ее станет бесстрастным.
119. Кровь Христова есть созерцание
тварных вещей, и пьющий Ее умудрится Ею.
120. Грудь Господня есть ведение Бога, и
припадающий к ней станет Богословом.
121. Умозритель и посвящающий себя
[духовному] деланию повстречались друг с другом, [ибо]
посередине их стоял Господь.
122. Тот, кто стяжал любовь, стяжал
сокровище, [ибо] воспринял благодать от Господа.
123. Мудрость ведает догматы бесов,
благоразумие же выявляет коварство их.
124. Не отвергай святые догматы, которые
установили отцы твои, не оставляй веры крещения твоего и
не уничтожай духовной печати, дабы Господь [всегда]
пребывал в душе твоей и сохранил тебя в день лютый.
125. Слова еретиков - вестники смерти, и
принимающий их губит свою душу.
126. Ныне же, сын, послушай меня: не
приступай к дверям мужей беззаконных и не броди около
ловушек их, дабы не быть уловленным [ими]. Удали душу
свою от лжеведения. Ведь я часто говорил с ними,
выведывая мрачные речи их, и яд аспидов (Пс.139:3) нашел
в них. Нет благоразумия и нет мудрости в словах их. Все,
принимающие их, - погибнут, а любящие их - преисполнятся
всяческим злом. Знаю я отцов догматов ваших и в пустыне
[не раз] встречался с ними. Враги Господа шли мне
навстречу, бесы [прелестными] речами боролись со мной, и
я не узревал в словах их истинного света.
127. Лжец отпадет от Бога, а вводящий в
заблуждение ближнего своего впадет в несчастия.
128. Рай Божий лучше вертограда
зелейного (Втор.11:10), и река Господня лучше великой
реки, затемняющей землю.
129. Вода небесная надежнее воды
египетских мудрецов, черпающих из земли.
130. Подобно тому, как поднимающие
колеса оказываются внизу, так и возносящие слова свои
умаляются ими.
131. Мудрость Господня возвышает сердце,
а благоразумие Господне - очищает его.
132. Логосы Промысла покрыты мраком, и
созерцания Суда трудны для постижения, но муж,
[преуспевший в духовном] делании, познает их.
133. Очищающий себя узрит умные
естества, кроткий же монах познает логосы нетелесных
[вещей].
134. Говорящий, что Святая Троица есть
тварь, богохульствует на Бога, а отвергающий Христа Его
- не познает Его.
135. Созерцание миров расширяет сердце,
логосы же Промысла и Суда возвышают его.
136. Ведение нетелесных [вещей] возносит
горе ум и представляет его Святой Троице.
137. Помни о давшем вам в Господе ясные
притчи и не забывай во время молитвы о смиренной душе
моей.
II. Увещание к девственнице
1. Люби Господа, и Он возлюбит тебя;
служи Ему, и Он просветит сердце твое.
2. Чти матерь свою, как Матерь Господа,
и не оскорбляйседин родившей тебя [в Духе].
3. Люби сестер своих, как дочерей матери
своей, и не оставляй пути мира.
4. Восходящее солнце пусть увидит книгу
в руках твоих, а после второго часа - рукоделие.
5. Молись непрестанно и помни о Христе,
родившем тебя.
6. Отказывайся от встреч с мужчинами,
дабы образы воображения не рождались в душе твоей и не
стали преткновением во время молитвы.
7. Возлюбленный твой - Христос, а
поэтому отвергни всех мужчин и будешь жить, не покрывая
себя позором.
8. Ярость и гнев удали от себя, и пусть
памятозлобие не поселится в тебе.
9. Не говори: сегодня поем, а завтра не
буду есть, - потому что не с благоразумием делаешь это.
Ибо [когда неблагоразумно совершаешь это], то телу
твоему будет нанесен вред и ты будешь страдать от боли в
желудке.
10. Есть мясо - нехорошо и пить вино -
не благо; их следует давать [только] недомогающим.
11. Дерзкая дева не спасется, а живущая
в роскоши - не узрит Жениха своего.
12. Не говори: огорчила меня служанка, и
я накажу ее, - потому что нет рабства среди дочерей
Божиих.
13. Не внимай речам суетным и избегай
побасенок старух-бродяжек.
14. На праздники пьянствующих не гляди и
на свадьбы чужих не ходи. Ибо дева, творящая это,
нечиста перед Господом.
15. Отверзай уста свои для слова Божия и
удерживай язык свой от многословия.
16. Смиряй себя пред Господом, и
вознесет горе тебя десница Его.
17. Не отворачивайся от бедного во время
горя [его], и не оскудеет елей в лампаде твоей.
18. Делай все ради Господа и не ищи
славы человеческой, потому что слава человеческая - как
цвет травный, а слава Господня пребывает во веки.
19. Деву кроткую любит Господь, дева же
гневливая ненавистна [Ему].
20. Послушная дева вызовет сострадание,
вступающая же в прекословие весьма неразумна.
21. Ропщущую деву Господь оставляет на
погибель, а благодарную избавит от смерти.
22. Постыден смех и позорно бесстыдство,
и только неразумная дева впадает в них.
23. Кокетничающая нарядом своим выходит
за пределы целомудрия.
24. Не живи вместе с мирскими
[женщинами], дабы не развратили они сердца твоего и не
сделали бы недействительными праведные намерения [твои].
25. Ночью со слезами призывай Господа, и
пусть никто не замечает тебя молящейся - тогда и
обретешь благодать.
26. Желание прогулок и любовь [к
посещению] чужих домов губят [молитвенное] состояние
души и уничтожают ее рвение [по Богу].
27. Верующая дева [ничего] не
устрашится, а неверующая [в страхе] побежит и от
собственной тени.
28. Зависть изнуряет сердце, а ревность
пожирает его.
29. Презирающая немощную сестру [свою]
отдалит [себя] от Христа.
30. Не говори: это - мое, а то - твое,
ибо во Христе все общее.
31. Не вникай с суетным любопытством в
чужую жизнь и не радуйся падению сестры своей.
32. Помогай нуждающимся девам и
знатностью своей не превозносись.
33. Не произноси речь из уст своих в
церкви Господней и не поднимай очей своих. Ибо Господь
знает сердце твое и наблюдает над всеми помышлениями
твоими.
34. Всякую злую похоть отгоняй от себя,
и враги твои не ввергнут тебя в печаль.
35. Пой [псалмы] от [всего] сердца
своего, а не двигай только языком своим во рту.
36. Неразумная дева возлюбит серебро, а
дева разумная отдаст и [последний] кусок свой.
37. Как неудержим напор огня, так и
трудноисцелима уязвленная душа девы.
38. Не предавай душу свою помышлениям
лукавым, дабы не осквернили они сердца твоего и не
сделали далекой от тебя чистую молитву.
39. Тяжела печаль и неодолимо уныние, но
сильнее обоих слезы к Богу.
40. Голод и жажда гасят злые похоти, а
доброе бдение очищает мысль.
41. Гнев и ярость отвращают любовь, а
памятозлобие ниспровергает дары [Божии].
42. Тайно наговаривающая на сестру свою
останется вне чертога брачного - она будет взывать пред
вратами его, но не найдется никого, кто бы услышал ее.
43. Светильник девы немилостивой
погаснет, и она не увидит прихода Жениха своего.
44. Стекло, упавшее на камень,
разбивается, а дева, прикасающаяся к мужчине, не
сохранит невинности.
45. Кроткая женщина лучше девы гневливой
и раздражительной.
46. Принуждающая с [игривым] смехом
мужчину к речам подобна накидывающей петлю на выю свою.
47. Дева, накидывающая на себя покров
стыда, подобна жемчужине в золотой оправе.
48. Бесовские песни и напевы флейты
расслабляют душу и губят упругую силу ее, которую ты
должна хранить во всякое время, дабы не покрыть себя
позором.
49. Не услаждайся насмешками и не
радуйся вместе с шутницами, потому что Господь оставит
их.
50. Не презирай сестру, [любящую]
поесть, и не превозносись воздержанием своим. Ибо не
знаешь, какова воля Господа и кто предстанет пред лицем
Его.
51. Скорбящая о том, что почернели глаза
и истощилась плоть ее, не будет радоваться и бесстрастию
души.
52. Тяжко воздержание и труднодостижима
непорочная чистота, но нет ничего слаще Небесного
Жениха.
53. Души дев [чистых] будут осияны
Светом, души же нечистых узрят мрак.
54. Видел я мужей, растлевающих дев
[еретическими] догматами и делающих тщетным их девство.
Ты же, чадо, внимай догматам Церкви Господней, и никто
чуждый [Ей] да не переубедит тебя. Ибо праведные
унаследуют Свет, а нечестивые усвоят себе мрак.
55. Очи дев узрят Господа, уши их
услышат слова Его. Уста дев поцелуют Жениха Его.
Обоняние дев почувствует благоухание благовоний Его.
Девственные руки прикоснутся к Господу, и непорочная
чистота плоти [дев] будет благоприятна [Ему]. Душа девы
украсится венцом и будет всегда жить с Женихом своим.
Одеяние духовное будет дано ей, и вместе с Ангелами на
небесах будет праздновать она. Неугасимо будет гореть
лампада ее, и масло не истощится в сосудах ее. Богатство
вечное получит она и унаследует Царство Божие.
56. Слова мои, чадо, сказаны тебе, и
пусть сердце твое сбережет их. Помни о Христе, хранящем
тебя, и не забывай о Троице поклоняемой.
Евагрий Понтийский, авва
Цитировано по:
Перевод А.И. Сидорова
Цитировано по:
Творения аввы Евагрия.
Аскетические и Богословские трактаты.
- М., "Мартис", 1994.
Святоотеческое наследие
***
Труды аввы Евагрия Понтийского:
|