Как и почему появились легенды об
обретении креста?
Итак, почему появляются все эти легенды
про "еврейский след" в "обретении Креста" в 326 г.? – А
потому что от современников (Евсевия
Кесарио-Палестинского и его преемника Геласия, Евсевия
Никомидийского и даже от епископа с 363 по 867 гг. Града
Иерусалима Кирилла) нет никаких рассказов о том, как
Крест был найден! Ну, казалось бы! Такое событие! И
вдруг просто лаконично сообщают: "Крест нашли и вот его
будут ежегодно 14 сентября выставлять на поклонение". И
все? А как нашли? Где? Кто подсказал? – Перед нами
стыдливое (!) "молчание века".
А ведь если бы было
реальное обретение Креста, то сами Иерусалимские
епископы трубили бы об этом на каждом перекрестке,
рассказывали бы обо всем в деталях – чтобы все знали! Но
нет! Полное молчание. Именно стыдливое!

Воздвижение Креста Господня. Икона
Разумеется, это молчание порождало не
только сомнения у самих христиан, но и желчную критику
со стороны наших врагов. А как же не "заткнуть рот"
критиканам? Тем более, что за всем этим стоит
экзальтированная авгýста и все это уже оформилось в
официальный храмовый культ. И вот через полвека, не
видавший в глаза Иерусалима священник из Аквилеи Руфин
(он посетил Палестину уже после того, как настрочил свою
"историю"), сочиняет рассказ о том, как был найден
Крест. Ну, да, конечно, из Аквилеи оно ж виднее! Вскоре
после него его слова почти слово в слово повторяет
Сократ Схоластик, писавший уже в первую четверть V в. Но
у обоих в рассказе большая лакуна: Непонятно, кто
рассказал "обретателям", что крест лежит под основанием
капища Афродиты? У Руфина и Сократа получалось так, что
они нашли его чуть ли ни по "наитию" (хотя прямо так не
говорилось). Т.е. разрушили капище, "нашли" три креста и
стали их прикладывать к больной женщине. Так а кто
подсказал, что искать надо именно там? – Вопрос без
ответа. И тогда уже в 440-х за дело берется Созомен
(т.е. прошло уже более 100 лет, а сам он родился в 400
г.), который "с потолка снимает" фигуру некоего еврея,
живущего на Востоке (в Месопотамии?) и от отца
унаследовавшего книги, в которых был рассказ о месте
захоронения Креста. Он, де, и сообщил Елене.
***
Читайте также по теме:
***
Не говоря уже о том, что "всплывший"
через столетие "факт с Востока", неизвестный прямым
участникам события, уже не вызывает к себе никакого
доверия, рассказ еще и по содержанию недостоверен. Ни
один еврейский текст никогда не станет описывать место
захоронения "проклятого" креста. Ну и выше мы уже
отмечали, что никакого захоронения быть не могло – крест
использовались по много раз, а затем, когда брус уже был
непригодным для распятия, его использовали как дрова для
отопления казарм. Так же никакой еврей не мог (!)
записать у себя в книгах о том, где захоронен крест
(даже если бы такое и было), потому что капище Афродиты
строили уже в римской колонии Элии Капитолина, куда
евреи не входили более 200 лет!
Вот почему Церковь Кесарии Приморской и
Иерусалима в лице своих ученейших епископов III века
(учеников Оригена, а не всякий там пустоголовый сброд)
даже и не заикалась про то, что "где-то тут есть крест".
Кстати, в оной из речей Оригена
(сказанной как раз в Иерусалиме) про гроб как раз
сказано что-то в духе "и гробница Его, должно быть,
где-то в этом городе, если не была разрушена, то снова,
наверное, использовалась для погребения", но, мы, мол,
за ней не гоняемся и не ищем ее, потому что она нам не
важна. Но вот про Крест никто даже не заикался!
Потому что все знали римские практики:
Остатки крестов сжигались в казармах солдатами в печках.
И уж точно не стали бы ни евреи, ни римляне "хоронить
три креста". Писавшие эти сказки явно не представляли
себе количество распятий в Иерусалиме того времени. Во
время Иудейской Войны римляне распинали в день по
несколько сотен человек. И даже если бы каким то
невероятным стечением обстоятельств крест Распятия
Иисуса остался целым с 30 по 66 г., по в 66-70 гг. он
непременно был бы несколько раз "использован по
назначению", а затем затерялся бы среди сотен других
крестов.
И снова повторю: У нас, христиан, есть
Живой Христос! Воскресший! Его крест – символ Его
терпения и победы Бога. Он остается символом в любом
виде – наносимый рукой с верой, или изображаемый на
иконе, дереве, камне. Нет ни малейшей нужды в артефакте
"того самого" креста! Только языческое сознание Елены
(принявшей христианство, но по мышлению оставшейся
язычницей) создало этот проблемный для Церкви прецедент
с "поисками артефактов".
…Мы живем в XXI веке, в эпоху
технологических достижений, позволяющих определять ДНК в
костях и волосах, и т.д. Я знаю о случае, когда
"берцовая кость" "иже во святых отца нашего имярек"
оказалась …берцовой костью осла! Когда "лучевая кость
вифлеемского младенца" была такой длины, что весь
младенец разместился бы вдоль нее целиком.
Когда в виде
"нетленных мощей преподобного имярек" оказывался …труп
красноперого комиссара нач. ХХ в. (он мумифицировался в
песчаной почве и даже четко видно, что
он обрезан, т.е.
он был иудей – этот случай в начале 2000-х расследовал
прекрасный честный священник из СПб Георгий Митрофанов,
но его Комиссия по канонизации святых заставила
замолчать, потому что мощи уже были объявлены
"нетленными и мироточивыми").
***
Читайте также по теме:
***
Если мы хотим сохранить Залог Христа для
психически нормальных и умственно полноценных
современников, то нам необходимо очиститься от всего
этого залам! Никто не говорит о том, чтобы не почитать
крест – почитаем! С благоговением изображаем,
уважительно относимся! Но не нужно втирать людям сказки
про обретение "того самого" креста. Так же и со святыми:
Почитайте подвиги и память преподобного Александра
Свирского. Но мне почему-то кажется, что его не радует
тот факт, что под его именем в раке лежит мумия
красноперого комиссара!
Необходимо учится смотреть правде в глаза!
Феогност Пушков, архимандрит
Живой Журнал - 03.09.2025.
|