Отчет о вскрытии мощей русских святых в 1918-1920
годах
Отчет VIII-го (ликвидационного) Отдела
Народного Комиссариата Юстиции VIII-му Всероссийскому
Съезду Советов...
Вскрытие раки с мощами святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора в муромском Благовещенском соборе. 1919 год
***
"Моща - нетленное тело угодника Божия" (Словарь живого великорусского языка Вл.
Даля)
"Мощи - тела святых христианской церкви,
оставшиеся после их смерти нетленными" (Словарь Брокгауза и Ефрона)
***
22-го октября 1918 года, при приеме на
учет богослужебного имущества Александро-Свирского
монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей
более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра
Свирского была обнаружена восковая кукла.
Это известие, переданное
коммунистической прессой во все, даже отдаленные углы
Советской России, естественно вызвало крайнее смущение,
как в стане церковников, так равно и среди масс... Сами
же трудящиеся массы начали требовать осмотра содержимого
в раках и в других местах. Таким образом..., в целом
ряде губерний, в присутствии духовенства,
экспертов-врачей и представителей Советской власти было
произведено, по имеющимся в VIII Отделе сведениям, 63
вскрытия мощей. Вскрытия эти обнаружили целый ряд
фальсификаций, при помощи которых служители культа
обманывали народные массы. Оказалось, что серебряные
гробницы, часто блистающие драгоценными камнями,
содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль
кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных
тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток,
ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.
Особо бьющие в глаза случаи
фальсификаций были обнаружены при вскрытии мощей Тихона
Задонского, Митрофана Воронежского, Ефросиньи
Суздальской, Питирима Тамбовского, Артемия Веркольского
и др. В Жабынской пустыни, Тульской губ., массивная
гробница, в которой, по уверениям церковников, якобы
находилось нетленное тело Макария, оказалась совершенно
пуста.
***
Читайте также по теме:
***
Насколько сильно церковники были
скомпрометированы скандальным для них разоблачением
мощей, можно судить уже по тому, что патриарх Тихон еще
19-го февраля 1919 г. счел себя вынужденным обратиться к
епархиальным архиереям с особым "доверительным" письмом,
в котором заявляет, что "считая необходимым по
обстоятельствам времени (!) устранить всякий повод к
глумлению и соблазну", он поручает архиереям "по
собственному их усмотрению и распоряжению с
архипастырской заботливостью и рассуждением, устранить
всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во
всех тех случаях, когда и где это признано будет
необходимым".
Сами церковники были отлично осведомлены
о всех фальсификациях. Это видно, например, из того, что
член синода, митрополит Сергий 20-го февраля 1919 г., за
№ 207 А, предлагает Владимирскому епархиальному совету
принять к неуклонному исполнению особые
правила "положения св. мощей в раки и выставления их для
благоговейного поклонения верующим". Из этих "правил" мы
узнаем, что "перекладывать мощи ватой, устраивать для
них особые тюфячки и другие приспособления отнюдь не
нужно", "предварительно положеныя в раку необходимо
расположить кости на прилично покрытой доске (картон и
под) и плотно к ней прикрепить отдельными повязкам или
обшей пеленой (можно зашить)", "если же мощи сохранились
в виде нескольких разрозненных костей", в этом случае
митрополит рекомендует "собрать их в какой-либо
приличный ковчежец (металлический или деревянный)",
который и "поставить в раку (если она уже есть)".
Митрополит Сергий, несмотря на свои
слишком откровенные указания, все же предвидит
возможность массы самых разнообразных "недоуменных
случаев", а посему настоятелям монастырей, приходов,
благочинным предписывает "в случае каких-либо недоумений
при применении этих правил обращаться за указаниями к
местным преосвященным викариям или к нему". "Каждый,-
заключает Сергий,- во вверенном ему городе, соборе или
монастыре должен принять соответствующие меры и о
последующем донести мне".
Таким образом, по сигналу из недр
патриаршей канцелярии, параллельно с публичным
освидетельствованием на местах мощей, в присутствии
трудящихся масс и представителей Советской власти,
начинается тайный предварительный осмотр этих мощей
исключительно представителями духовенства, причем
последние, по совету патриарха, в "целях устранения
всякого повода к глумлению и соблазну" производят
очистку рак от таких предметов, как, например, коробки
из под сардин, брошки с надписью "Шура" и т.д.
"Обретение" этих именно предметов в раках "святых мощей"
было точно зафиксировано в протоколах вскрытия,
подписанных представителями самого же духовенства.
Осмотр мощей в Твери застает кости князя Михаила
Тверского уже обряженными в новые одежды самого
последнего производства. Процесс новгородских
церковников с епископом Алексеем во главе показал, что,
оперируя сообщенным выше посланием Тихона, церковники
неоднократно прибегали к новым приемам обмана.
Деятельность VIII Отдела в данной
"мощенной эпопее" выразилась в сообщении на места
инструкций к установлению организованного порядка
вскрытий, гарантирующего соблюдение известного такта по
отношению к религиозным чувствам сторонников
православной религии. Так, например, VIII Одел от своих
провинциальных работников требовал, чтобы вскрытие
производилось в наиболее благоприятное для данной
операции время и отнюдь не во время богослужений, чтобы
к участию в осмотре мощей были бы привлекаемы самые
широкие массы (от рабочих организаций, волостных
советов, профес, союзов и т. д.), чтобы самый процесс
вскрытия (распоясание, снятие одежд, извлечение черепа,
костей и проч., содержимого в раке), где то окажется
возможным, непременно бы поручался представителям
духовенства...
Народный Комиссариат Юстиции 25-го
августа 1920г. распубликовал особый циркуляр, коим
предлагалось следующее:
1) местные исполкомы при соответствующей
агитации последовательно и планомерно проводят полную
ликвидацию мощей..., избегая при этом всякой
нерешительности и половинчатости при проведения своих
мероприятий
2) ликвидация названного культа мертвых
тел, кукол и т.п. осуществляется путем передачи их в
музеи
3) в случаях обнаружения шарлатанства,
фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний,
направленных к эксплуатации темноты, как со стороны
отдельных служителей культа, так равно и организаций
бывших официальных вероисповедных ведомств, - отделы
юстиции возбуждают судебное преследование против всех
виновных лиц, причем ведение следствия поручаетеся
следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или
Наркомюста, а самое дело разбирается при условиях
широкой гласности.
Помещая сводку вскрытий, выясняющую,
между прочим и дальнейшую судьбу уже вскрытых мощей,
здесь мы должны только сказать, что осмотр мощей по
городам Советской России в общем был произведен без
каких-либо экцессов и волнений на этой почве...
Сводка вскрытий "мощей", произведенных
... в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.:
Наименование мощей |
Дата вскрытия |
Результаты осмотра |
Мощи Артемия Веркольского,
Архангельская губ. |
20 декабря 1918 |
Разделенный на 3 части гроб, в
первой части вата, во 2-й церковное облачение, в
3-й небольшой красный сундук, перевязанный
шнуром и запечатанный печатями Веркольского
монастыря. По вскрытии сундука обнаружено:
обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий
кирпич. Признаков костей нет.
При вскрытии присутствовали
монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи
со словами, вот как нас до сего времени
обманывали, начали снимать с себя монастырскую
одежду и, бросая в угол церкви, говорили:
"довольно нас дурачить". ... Одна из деревенских
женщин, когда увидела то, что было найдено
вместо мощей, сказала: "я-то, дура, прошлый год
приходила сюда и, когда подходила к раке, вся
дрожала от страха, думая, что здесь
действительно нетленный святой, а вот тут
смотри, какая дрянь наложена вместо святого".
11-19 г. (Великий Устюг). |
Авраамия мученика, г. Владимир |
12 февраля 1919 |
По снятии покровов была
обнаружена вата свежего происхождения, в которой
лежала группа костей не одного лица, по крайней
мере двух. Одна кость по внешнему своему виду
отличается от всех других свежестью, вследствие
своей плотности и белизны. Внутри черепа вата. |
Князя Георгия, г. Владимир. |
15 февраля 1919 |
В княжеских одеждах недавнего
происхождения мумифицированный труп. Длинные
белые шелковые чулки с фабричным клеймом. |
Князя Андрея, г. Владимир. |
13 февраля 1919 |
Под княжескими одеждами большое
количество ваты, в вате кости со следами явного
разрушения. |
Князя Гавриила, Юрьев-Польский. |
17 февраля 1919 |
Кости скелета, лежащие на слое
ваты. Мелкие кости кистей рук и ступней ног
отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости.
Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме
всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро
ребенка. |
Петра и Февронии, г. Муром. |
10 февраля 1919 |
Ящик, вышиною 5 верш.,
разделенный деревянной переборкой на 2 половины.
Как в той, так и в другой половине человеческие
кости, далеко не все, очень немногие, самые
крепкие, как то: бедра, плечевые кости, череп.
Все это издавало характерный гнилой запах. |
Князя Константина, "чад его"
Михаила и Феодора, матери Ирины, г. Муром. |
10 февраля 1919 |
Четыре мешка с костями. Вата и
тряпки, которым придана форма груди. Но при
вскрытии мешка, в котором должна была находиться
голова Ирины, оказался череп с провалившейся
срединой, набитый, как и другие, ватой и
тряпками. На дне раки под головам фигур с левой
стороны найдена костяная брошка с надписью
"Шура". |
Ефросинии Суздальской |
12 февраля 1919 |
Матерчатая кукла с кусками
костей. |
Евфимия Суздальского |
12 февраля 1919 |
Груда истлевших и рассыпающихся
от времени костей.
Служители культа заявили, что
они будто бы сами не знали правды о мощах.
(Анкета) |
Митрофана Воронежского. г.
Воронеж. |
3 февраля 1919 |
Череп с прилепленными волосами,
несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько
перчаток и, наконец, вместо центральной части
"тела" - мешок, набитый разной трухой без
костей. |
Тихона Задонского, г. Задонск. |
28 января 1919 |
Череп. Высохшая, превращающаяся
при прикосновении в порошок часть берцовой
кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет.
Фальсификация рук и ног при помощи ваты и
картона. В перчатке прорез, в котором вложен
картон телесного цвета, и к нему прикладывались
верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки.
Вместо груди - железный каркас. |
Сергия Радонежского, г. Сергиев,
Московская губ. |
11 апреля 1919 |
Изъеденные молью тряпки, вата,
полуразвалившиеся человеческие кости, масса
мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной
коробке в провощенной бумаге недавнего
происхождения русо-рыжеватые волосы. |
Саввы Сторожевского, г.
Звенигород |
17 марта 1919 |
Кукла из ваты. В вате 33 сильно
разрушившихся и переломленных кости. Среди
"мощей" две денежных марки, одна в 20 к., другая
в 10. |
Мстислава Удалого, Новгород |
3 апреля 1919 |
Человеческий череп, отделенный
от туловища, правой руки нет, левая от туловища
отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На
месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок
и почерневших костей. |
Князя Владимира, Новгород |
3 апреля 1919 |
Груда чёрных костей, тряпок и
трухи, череп, расколовшийся на две половины.
Никакого сходства с человеческим скелетом грудь
не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки
кожаных сапог машинного производства. В груде
трухи видны коконы засохших червяков. |
Анны, жены Ярослава, Новгород |
3 апреля 1919 |
Костяк не сохранился. Кое-где на
остатках костей - засохшая кожа. Череп разрушен
совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды
труха, при развертывании которой отделяется
масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке. |
Иоанна Новгородского, Новгород |
3 апреля 1919 |
В бесформенной груде костей
трудно что-либо определить. Полуразвалившийся
череп от времени почернел, кожи на остатках
костей нет. При развертывании остатков одежды
выделяется удушливый запах и масса пыли. |
Кирилла Новоезерского, Белозёрск |
февраль 1919 |
Кукла, изображающая человека, с
формою лица человеческого и со всеми его
частями, как то: носом, подбородком и т. д.
Казалось, что под этим покровом действительно
находится человек. Под покровом в
действительности нашли лишь груду костей, причем
некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть
головной коробки - сохранили свою форму, все же
остальные кости превратились в порошок. В черепе
две медных монеты 1740 и 1747 гг. |
Александра Свирского. Лодейн.
у., Олонецкая губ. |
22 октября 1918 |
Литая рака, весом в 40 пудов, в
раке восковая кукла. |
Всеволода-Гавриила |
27 февраля 1919 |
Цинковый ящик, размером 18/10
вершков, в котором оказались остатки
разрозненных обгоревших костей, во второй нижней
половине мусор из золы, земли, остатков извести
и кусочков дерева. |
Афонские мученики Ефимий,
Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губ. |
21 февраля 1919 |
В серебряном ящике на зеленой
бархатной подушке три части отпиленных
человеческих костей, одна от локтевой, а две от
большой берцовой. Вид костей обычный, какими
бывают все кости умерших. |
Питирима Тамбовского, Тамбовская
губ. |
29 февраля 1919 |
Металлическая кукла, ящик-футляр
в форме человеческого тела и длиною в средний
рост человека, створчатый, раскрывающиеся
спереди и посередине в обе стороны. Внутри
залитые воском кости. Восковой слепок с головы и
в нём небольшие обломки теменных, затылочных и
височной костей. |
Михаила Тверского, Тверь |
18 мая 1919 |
Под большим количеством покровов
обнаружена схима белого цвета и в ней в
беспорядочном виде кости. Череп лежит с
отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с
ребрами.
Окружавшие раку были смущены.
Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин
говорил: "А я верил и ходил на поклонение 18
лет. (Правда, №10) |
Ефрема Новоторжского, г. Торжок. |
5 февраля 1919 |
Череп кирпичного цвета, внутри
черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних
костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая.
Лишние кости по наружному виду свежие. |
Иулиании Новоторжской, г.
Торжок. |
5 февраля 1919 |
Кости, между ними найдены кости
рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не
должно, так как руки у нее были отрублены, и она
"приплыла вверх по течению без рук".
Такое противоречащее житию
открытие весьма смутило духовных отцов, и
объяснить это "чудо" они затруднились. |
Аркадия Новоторжского, г.
Торжок. |
5 февраля 1919 |
Несколько штук костей, земля,
куски засохшей глины, кусок гнилой доски. |
Нила Столбенского, Осташков. |
25 февраля 1919 |
Под двумя густыми слоями ваты,
до 2 ф. каждый, груда трухлых костей,
переложенных ватой и пересыпанных порошком,
предохраняющим от гниения. Кости далеко не все.
Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и
хрупки, давность их, по заключению врачей, не
одинакова. |
Макария Калязинского, Калязин. |
8 февраля 1919 |
Череп, обе плечевые кости, кость
предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна
лопатка, наполовину истлевшая, несколько
позвонков, несколько мелких костей. Все кости
переложены ватой, которой и оказалось 5 ф. Кроме
того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7
шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка,
гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки,
сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф.,
сосновой стружки 4 ручных пригоршни.
Большинство присутствующих были
удивлены раскрытием обмана, но некоторые
наиболее пожилые люди были недовольны тем, что
разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей.
Среди монахов полнейшая растерянность,
замешательство и недоброжелательство. Некоторые
из монахов делали вид, что не ожидали обмана.
(Анкета) |
Макария Жабынского. г. Белев.,
Тульская губ. |
16 марта 1919 |
Гробница оказалась пустой.
Вследствие указания служителей культа, что мощи
"почивают под спудом", была разрыта могила под
ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков
"мощей" не найдено. |
Князя Феодора, Ярославль. |
9 апреля 1919 |
Скелет, покрытый покровом
высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне
туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а
также две мелких кости. Под скелетом в середине
на пелене из холста лежит раздвоенный череп
(лишний), неизвестно кому принадлежащий. |
Князя Василия, Ярославль,
Успенский собор. |
9 апреля 1919 |
Груда обуглившихся костей. |
Князя Константина, Ярославль,
Успенский собор. |
9 апреля 1919 |
Два деревянных ящика. В одном на
парчовой подставке две кости: плечевая левая и
малобердовая. Во втором также две кости,
распадающиеся с обоих концов. В самом
гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много
обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой
ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи. |
Игнатия Чудотворца, г. Ростов. |
25 апреля 1920 |
Череп. На верхней челюсти 6
зубов, на нижней 10. Распавшиеся от времени
кости ... расположены в беспорядке. Каких-либо
следов кожно-мышечного покрова не имеется. Среди
костей большое количество земли и перегнившего
дерева, куски извести, сгнившей материи,
небольшое количество древесного угля и масса
другого мусора. Среди человеческих костей
обнаружен череп крысы. Лопаточная кость
неопределенного зоологом млекопитающегося
животного и бабка стопы двухкопытного животного.
Кроме того обнаружен кусок ваты свежего вида,
сахарная бумага, кусок истлевшей кожи. |
Дмитрия Ростовского, Ростов. |
26 апреля 1920 |
Костяк, сохранивший на туловище
и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем
виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид
остатков костей ничем не отличается от
обыкновенных останков сгнившего трупа. |
Ефросинии Полоцкой. г. Ростов. |
26 апреля 1920 |
Мумифицированный труп. Грудная
клетка разрушена. Череп отделился от шеи. Волос
нигде не обнаружено. Покрывающая лицо кожа
скрыта под слоем какой-то плотной коричневой
массы. |
Иегумена Авраамия, г. Ростов. |
26 апреля 1920 |
Груда костей. |
Павла Обнорского, село
Воскресенское, Любимск. у. |
26 сентября 1920 |
Несколько досок, старых монет,
банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля,
щепки и кирпичи. |
Генадия Любимского. Любимск. у. |
28 сентября 1920 |
Небольшое количество осколков
костей. |
Редактор отчета Петр Красиков
Опубликовано в журнале "Революция и
церковь", 1920, №№ 9-12, -С.70-82.
Библиотека Якова Кротова
|