Вертикальная координата. Вознесение Господне
Проповедь протоиерея Андрея Ткачева на праздник
"Вознесение Господне"...
***
Вознесение Господне. Икона, конец XV века. Двухсторонняя
икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде
Человек – существо с прямым
позвоночником. Ему невозможно, не теряя достоинства,
менять естественное положение тела. На четвереньках
человек – не совсем человек. Вот блудный сын, измученный
голодом, желает питаться из свиного корыта. Не иначе,
ему для этого нужно склониться, опуститься на землю,
стать одного роста с презираемыми животными.
Так грех гнет нас к земле. Сначала –
напором искушений, от которых подгибаются колени. Затем
– стыдом, когда лицо опущено и на высоту небесную
смотреть совестно. Еще грех не стал делом, не совершился
как факт, еще он только в виде помысла живет в сердце,
словно червь – в яблоке, а человек уже опускает глаза.
Так было с Каином, когда жестокая боль
обиды уязвила его гордыню. "Каин сильно огорчился, и
поникло лице его" (Быт. 4: 5). Зная сердце человеческое,
видя, какие мысли зреют в его недоступной человеческому
взору глубине, Бог предостерегает Каина от
зарождающегося в нем греха. "Если делаешь доброе, –
говорит Господь, – то не поднимаешь ли лица? А если не
делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя
к себе, но ты господствуй над ним" (Быт. 4:7).
Что было после с Каином, мы помним. И та
успешность в делах земных, которой отличалось затем
потомство Каина, есть отчасти следствие его некогда
опущенных в землю глаз. Отсюда – успехи в скотоводстве,
металлургии и выделывании тканей, которыми отличались
каиниты. Опустив однажды лицо к земле от стыда, Каин
стал со временем отцом успешной в делах земных
цивилизации.
Такое естественное движение головы и
глаз, как взгляд на небо, не всем дается одинаково
просто. Человек, мучимый совестью, гораздо естественней
сгибается к земле, опускает глаза. Небо, этот "престол
Божий" (Мф. 5: 34), осознается чистым и святым. Поэтому
блудный сын, составляя покаянную молитву, готовится
сказать: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою"
(Лк. 15: 18).
И вот Вознесение выпрямляет наши
согбенные спины. Оно заставляет смотреть вверх. Причем –
с радостью.
Смотрели вверх и очевидцы Христовых
страданий. Гора сама по себе высока. Снизу вверх смотрят
на гору все, кто стоит у ее подножия. Крест же
возвышается над самою горою. Христос сказал: "Когда Я
вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12:32). Он доныне влечет к Себе человеческие души, и, когда
мы поднимаем лицо к Голгофе, глаза наши бывают полны
слез.
Но не так в Вознесение. Тогда, проводив
Его долгим взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим
"с великой радостью. И пребывали всегда в храме,
прославляя и благословляя Бога" (Лк. 24:52–53).
Христос жив! Христос вышел победителем
из схватки со смертью! Правда, Царство Израильское Он
устроит еще не в это лето. И вообще Он творит много
такого, что люди оказываются к Его делам не
приготовленными. Вот и сейчас повелевает не отлучаться
от Иерусалима, но ждать "силы свыше". Он не говорит все
сразу, а то, что говорит, не сразу понятно. Его мысли –
не наши мысли. Но главное – Он жив и обещал быть с нами
до скончания века! А раз так, то ничего не страшно.
Христос возносится, и люди смотрят в
небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и
интересного в этот час нет для апостолов на земле. Все
самое важное для них там, куда Христос восходит.
Вознесение Господне. Икона, 1542 год. Из
праздничного ряда иконостаса церкви Новое Вознесение в
Пскове
Как интересно, что язычники
всматривались некогда в ночное небо, и это небо светом
особенной звезды привело их к Младенцу-Мессии. Первое
пришествие возвещено темным небом, украшенным звездами.
Небом же, но уже ясным и дневным, будет возвещено и
Второе пришествие. Вот ангелы в белых ризах говорят
апостолам: "Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите
на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет
таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо"
(Деян. 1:11).
Праздник Вознесения становится
праздником возвещения о Втором пришествии. Это теперь –
главная цель поднятия на небо глаз.
***
Читайте также теме:
***
Но не забудем и Крест Голгофский. Он
тоже, как помним, заставлял поднимать лицо к небу.
Крест, Вознесение, Второе пришествие. В последний день
все эти события сольются в одно, потому что перед
славным явлением Христа для суда над миром, "явится
знамение Сына Человеческого (Крест, то есть) на небе; и
тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына
Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и
славою великою" (Мф. 24:30). Восплачутся, потому что до
сих пор все время смотрели в землю, все дела свои делали
только ради земли, земным успехом мерили свои усилия.
Тем же, кто не забыл о небе и о Том, Кто восшел туда
после Воскресения, Господь говорит: "Когда же начнет это
сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши,
потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21:28).
Вознесение Господне. Фреска, середина XI века.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове
Восклонимся и распрямимся, грешники.
Распрямим спины все, искупленные кровью Сына Божия; все,
не забывшие об этой великой цене искупления; все,
говорящие Христу: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр.
22:20).
Нам не нужно более ползать в прахе и
стоять на четвереньках. Достоинство нам возвращено, и
усыновление нам подарено. Вертикальную координату
сообщает вознесшийся Господь мыслям верующего сердца
человеческого. И вновь слышит домой вернувшийся сын
голос Отца: "Принесите лучшую одежду и оденьте его, и
дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите
откормленного теленка, и заколите; станем есть и
веселиться" (Лк. 15:22).
Андрей Ткачев, протоиерей
Православие.Ru - 01.06.2011.
|