Иконография Вознесения Господня
Вознесение Господне, вспоминаемое на
сороковой день по Пасхе, является одним из древнейших
христианских праздников, установленным, по всей
видимости, уже в IV веке. Великие отцы Церкви – святые
Иоанн Златоуст и Григорий Нисский – являются авторами
самых первых бесед на Вознесение, а блаженный Августин в
своих сочинениях упоминает о повсеместном праздновании
этого дня [1].
Источником иконографии Вознесения
Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых
апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения
Вознесения относятся к V веку.
Вознесение Господне. Фреска, середина XI века.
Церковь Святой Софии в Охриде
Примерно 400 годом датируется так
называемый Бамбергский аворий – резная плакетка из
слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой
здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу
Господню, дополненное изображением юного безбородого
Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из
сегмента облака видна десница Бога, которая словно
"втягивает" Спасителя на небо. Движение Христа
достаточно порывисто: левая нога согнута, а правая
далеко отставлена назад. Под ступенчатой горкой, по
которой восходит Иисус, изображены фигуры двух людей,
павших ниц. Описанная композиция по-разному трактовалась
исследователями. Известнейший ученый-византинист Н.П.
Кондаков считал, что она показывает не Вознесение, как
это утверждал Н.В. Покровский, а сам момент Воскресения
Христа [2].
Вознесение Господне. Слоновая кость, начало V века.
Бамбергский аворий. Мюнхен
Фигуры у подножия горы он понимал как
изображения двух поверженных римских стражей, а не
учеников Господа, так как последних должно было быть
двенадцать. Стоит, однако, отметить, что в христианском
искусстве изображение самого главного момента
Евангельской истории – момента Воскресения –
отсутствует, его не описывают святые евангелисты и о нем
не говорят церковные песнопения. В свою очередь Н.В.
Покровский убедительно трактовал изображенное на
плакетке Вознесение как своего рода буквальную
иллюстрацию на текст Деяний святых апостолов, где о
Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: "Сего Иисуса
Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он
быв вознесен десницею Божиею…" (Деян. 2:32–33) [3]. В
средневековом искусстве западнохристианского мира
подобные изображения Вознесения встречаются достаточно
часто, что, вероятно, связано еще и с тем, что на латыни
слова "вознесение" и "восхождение" обозначаются одним
словом – ascensus.
Другим древним примером иконографии
Вознесения является одна из сцен, представленная на
резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V
век). Она исполнена раннехристианской символики и
особого вероучительного характера. Юный Спаситель со
свитком в левой руке изображен стоящим в круглом
медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По
сторонам от Него – крупные буквы α (альфа) и ω (омега),
отсылающие к тексту Откровения Иоанна Богослова, где
Господь говорит: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец"
(Откр. 1:8).
Вознесение Господне. Деталь резных дверей церкви
Санта Сабина в Риме, V век
Вокруг ореола Христа расположены символы
святых евангелистов, а ниже – свод с небесными светилами
и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над
головой изображенной между ними Женщины крест в круге. О
присутствии Богоматери при Вознесении Сына ничего не
сообщается у евангелистов, однако Ее образ будет отныне
центральным во всех иконах праздника как свидетельство о
возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы. Следует
также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа
на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и
апостол Павел. Это несоответствие исторической
действительности не смущало художников, так как они
создавали прежде всего символический образ Новозаветной
Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и
вверенной Им после Вознесения апостолам.
В чрезвычайно развитом по иконографии
Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586 г.) особо
подчеркивается триумфальный характер события и его связь
со вторым пришествием Господа. Так, стоящую в центре
Богоматерь по сторонам фланкируют фигуры двух ангелов в
белых одеждах. Десница ангела, возглавляющего правую
группу апостолов, показана в жесте речи, тогда как
ангел, изображенный слева, указывает на возносящегося во
славе Христа. Это является прямой иллюстрацией текста
Деяний святых апостолов: "И когда они смотрели в небо,
во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в
белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите
и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на
небо, придет таким же образом, как вы видели Его
восходящим на небо". (Деян. 1: 10–11). Эсхатологический
смысл композиции подчеркивается и изображением под
славой Христа тетраморфа с огненными колесами,
описанного в текстах ветхозаветных пророчеств (см.: Иез.
1: 4–25) и Апокалипсисе (см.: Откр. 4: 7–8).
Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Рабулы, 586
год. Библиотека Лауренциана, Флоренция
На одной из паломнических ампул,
хранящихся в сокровищнице собора в Монце (VI–VII вв.),
Христос, возносимый ангелами, представлен сидящим на
престоле, тогда как в рассмотренных выше памятниках Он
был изображен стоящим. В более позднее время Спаситель
чаще всего показан сидящим на радуге.
В монументальной живописи Вознесение уже
в раннехристианскую эпоху располагалось в своде купола.
Профессор Д.В. Айналов считал, что древнейший образ
праздника в интерьере храма находился в куполе ротонды
Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной христолюбивым
императором Константином Великим [4]. Документально
зафиксированный древнейший образ Вознесения находился в
церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в
1469 году. Особое значение композиция Вознесения имела в
системе росписи храмов в постиконоборческую эпоху. В
мозаиках и росписях византийских церквей IX–XI веков
сцена Вознесения, наряду с сошествием Святого Духа и
образом Христа Пантократора, повсеместно использовалось
для купольной декорации. Она удовлетворяла не только
формальным условиям средневизантийского декора (верхняя
часть храма – небесная зона), но и имела естественный
центр – образ возносящегося Господа в медальоне, вокруг
которого, по замечательному сравнению О. Демуса, подобно
спицам колеса, располагались ангелы. Их сложные позы
создавали впечатление ритмичного движения, почти танца
[5]. Всегда четное число ангелов могло быть различным: в
Вознесении из церкви Святой Софии в Охриде (середина IX
века) сферу со Спасителем возносят четыре ангела, в
других памятниках их может быть шесть или даже восемь.
К древней, но более редкой традиции
относится и размещение Вознесения в конхе алтарной
апсиды, древнейший пример чему можно видеть в ротонде
святого Георгия в Фессалониках (конец IX в.) [6].
Вознесение Господне. Фреска, середина XI века.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове
На Руси композиция Вознесения
представлена в купольных росписях IX–XII веков – в
Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в
Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви
Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал
текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов
от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: "Вси
языци восплещите руками, воскликните Богу гласом
радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе
трубне", – прославляли уже вознесенного Господа,
завершение Его искупительной миссии на земле [7].
В русских высоких иконостасах Вознесение
появляется в составе праздничного ряда с середины XIV
века (праздничный чин 1340–1341 гг. иконостаса церкви
Святой Софии в Новгороде). Многочисленные иконы имеют
единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела,
указывающие на небо, и двенадцать учеников славят
Христа, изображаемого в голубой славе, которую
поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери
различаются. Чаще всего Она представлено фронтально, с
молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками
ладонями к зрителю. Апостолы изображаются в различных
положениях, подчас довольно экспрессивных. На тверской
иконе середины XV века из Государственной Третьяковской
галереи ученики Христа не стоят двумя статичными и
упорядоченными группами, как, например, на
иконе-таблетке конца XV века из Новгородского Софийского
собора. Каждый из них охвачен движением: один, держась
за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми
жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от
Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия
благословения.
Вознесение Господне. Икона, конец XV века. Двухсторонняя
икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде
Если рассматривать варианты изображения
ангелов, то примечательной является икона из
праздничного ряда иконостаса Кирилло-Белозерского
монастыря (около 1497 г.). Ангелы, стоящие по сторонам
Богоматери в нижней части иконы, показаны с опущенными
руками и в темных одеждах, в отличие от всех приведенных
выше примеров. Ангелы же, несущие славу, не парят по
сторонам от нее так, что видны их летящие фигуры
целиком, а изображены словно прижавшимися к мандорле с
согнутыми в коленях ногами, уходящими за ее края. Их
лики показаны не в профиль, а почти фронтально.
***
Читайте также теме:
***
В псковской иконографии Вознесения в XVI
веке появляется новая существенная деталь. В центре
образа на горках под славою Господа изображается камень
с отпечатками стоп Спасителя. Это напрямую отсылало
молящихся к реликвии, хранящейся в часовне на месте
Вознесения – Елеонской горе, а также к ветхозаветным
пророчествам: "И сказал мне: сын человеческий! Это место
престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить
среди сынов Израилевых во веки" (Иез. 43: 7) и "Вот, на
горах – стопы благовестника, возвещающего мир" (Наум 1:
15). Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо
читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви
Пскова (ныне в Новгородском музее) и иконе середины XVI
века из праздничного ряда псковской церкви Николы со
Усохи (Государственный Русский музей). В обоих образах в
верхней части иконы изображены трубящие ангелы.
Вознесение Господне. Икона, 1542 год. Из
праздничного ряда иконостаса церкви Новое Вознесение в
Пскове
На иконе начала XVII века строгановского
мастера Михаила из Благовещенского собора в
Сольвычегодске (Государственный Русский музей)
представлен не только камень Вознесения, но редкая
иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда
включена дополнительная сцена "Благословение апостолов",
согласно евангельскому рассказу непосредственно
предшествовавшая Вознесению (см.: Лк. 24: 51).
Многочисленные образы Вознесения
передают главную радость праздника – радость о Христе,
возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой
жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.
Светлана Липатова
Православие.Ru - 04.06.2008.
Использованная литература
1. Скабалланович М. Толковый Типикон. -М., 2004. -С. 263.
2. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. -М., 2001. -С.485.
3. Там же.
4. Айналов Д.В. Эллинистические мотивы византийского искусства // Записки ИРАО. СПб., 1901. Т. 12. Вып. 3–4. -С. 185–186.
5. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. -М., 2001. -С. 34–36.
6. Сарабьянов В.Д. Евангельское повествование в программе росписей Софии Киевской // Искусство христианского мира. Вып. 10. - М., 2007. -С. 214–215.
7. Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 45.
|