Николай Велимирович. Слово на вход Господень в Иерусалим
Одна из самых чудесных подробностей
жизни Спасителя была увидена пророком Захарией сквозь
темную пелену времен и описана так: ...ликуй от радости,
дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой
грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий
на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9:9). А евангелист Лука, очевидец, так описывает это
событие: Он пошел далее, восходя в Иерусалим. И когда
приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой
Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в
противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого
осла привязанного, на которого никто из людей никогда не
садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас:
"зачем отвязываете?" Скажите ему так: "он надобен
Господу".
Вход Господень в Иерусалим. Икона, X век. Слоновая кость
Посланные пошли и нашли, как Он сказал
им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его
сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он
надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув
одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И,
когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда
Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество
учеников начало в радости велегласно славить Бога за все
чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь,
грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в
вышних!
И некоторые фарисеи из среды народа
сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он
сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут,
то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то,
смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты
хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но
это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни,
когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и
стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей
твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то,
что ты не узнал времени посещения твоего.
И, войдя в храм, начал выгонять
продающих в нем и покупающих, говоря им, написано: "дом
Мой есть дом молитвы", а вы сделали его вертепом
разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники
же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и
не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ
неотступно слушал Его (Лк. 19: 28-48).
Это описание исторического события,
произошедшего двадцать столетий назад, как его приводит
очевидец. Однако это событие имеет, кроме исторического,
еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение
для каждого современного христианина. В соответствии с
духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую,
а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в
душу.
Множество народа, в тесноте и давке
радостно ожидающего и приветствующего Христа,
символизирует собой благородные чувства и возвышенные
мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего
Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа,
ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют
собой низменные желания и приземленные мысли, которые
берут верх над благородной природой человеческой и
угнетают ее. Теперь эта низменная природа людская
восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение
Бога в душе непременно уничтожит ее.
Храм Иерусалимский символизирует собой
святое святых человеческой души, то сокровенное место,
где Дух Святой и у самого большого грешника имеет
крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли,
и низменная природа людская и его употребила для своих
дурных целей.
***
Читайте также по теме:
***
Христос исцеляет лишь тех болящих, что
припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые
порывы души, хотя и болящей, жаждут единения с Богом и
стремятся к Нему – единственному в мире Врачу.
Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует
гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и
извергает из себя.
Никто на этом свете не счастлив кроме
того, кто широко открыл врата своего духовного
Иерусалима – своей души – и принял Бога в себя.
Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество
не прогоняет его одиночество, но усугубляет его. А тот,
кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не
чувствует одиночества. Никто не умирает вечной смертью
кроме того, в ком умер Бог.
Николай Велимирович, святитель
Православие.Ru - 28.03.2010.
|