Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Православные праздники / Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение, Неделя ваий)


Христианский народный символизм вербы, народный обряды и суеверия, связанные в освященной вербой в Неделю Вайи

Верба - образ крестного древа, древа смертного, ставшего орудием казни и через это орудием спасения и символом воскресения, жизни.

За неделю до Вербного воскресения в храмах уже звучат слова, раскрывающие особое значение вербы: "Шестyю седмицу поста имyще, предпрaзднственное пение, вайи принесeм Христу, грядyщему нaс рaди всести на жребяти осли... ветви добродтелей тому вси уготовим, яко да воскресение его рaдующеся узрим».

Ветви и ваийи - это верба, которая готовится особым образом, приносится в храм на богослужение и потом присутствует в доме, во многих обрядах и традициях у христиан по всему миру.

Освящение вербы

Уверен, что верба в храме это самый что ни на есть церковный обычай, а никакая не языческая традиция! Те же, кто утверждает обратное, всего лишь демонстрирует секулярное, протестантское по своей сути, мышление.

С Вербным воскресеньем в народе связано очень много примет, обрядов, суеверий, мифов. Но еще больше псевдо и околонаучных мифов ходит вокруг употребления вербы в традициях празднования этого дня сегодня, когда "наука" стала так доступна благодаря интернету и социальным сетям.

Главный миф, который бытует в нашем обществе, это то, что мы используем в этот день вербу, потому что у нас не растет пальма, потому, что верба - первое дерево, которое распускается к этому празднику.

Представление это в корне неверное, хотя и сформулировано в "Настольной книге священно-церковнослужителя" протоиерей Сергия Булгакова: 

В других славянских землях, там, где к этому времени распускается не только верба, но и пальмы, в Болгарии, в Сербии, в Польше, у католических народов, эта неделя называется Пальмовой, но при этом верующие в обрядах используют именно вербу.

Традиция украшения ветвей у католиков

Традиция украшения ветвей у католиков

Есть исследователи, которые доказывают, что в Иерусалиме Иисуса встречали не только пальмовыми, но и ивовыми ветвями. Именно в это различие обозначено в Евангелии ветвями и ваиями.

У русского народа ива - смертное древо, употребляемое в обрядах похорон, и до сих пор в деревнях на могилки втыкают вербу. Даже у Геродота упоминается, что скифы, прежде чем окончательно покинуть курган, засыпали его ивовыми ветвями. И одновременно ива - древо жизни: она очень живучая и вырастает, где ни воткни ветку в землю. Этим она символизирует победу жизни над смертью. Именно поэтому к веткам вербы часто добавляют зеленые веточки или цветы или же украшают их бумажными или восковыми бутонами.

Особое значение в народной традиции придают вербе с красной корой (ива остролистая, краснотал, шелюга). Именно ее называют "настоящей" вербой, запрещая из такой лозы плести предметы быта и обихода. Белые пушки-барашки на красном фоне коры изображали непорочного Агнца, своей кровью обагрившего древо крестное. потому в некоторых местах вербу называли Агновыми ветвями.

"Правильная верба" - верба с красной корой (ива остролистая, краснотал, шелюга)

Особое значение в народной традиции придают вербе с красной корой (ива остролистая, краснотал, шелюга). Именно ее называют "настоящей" вербой, запрещая из такой лозы плести предметы быта и обихода. Белые пушки-барашки на красном фоне коры изображали непорочного Агнца, своей кровью обагрившего древо крестное. потому в некоторых местах вербу называли Агновыми ветвями. Высыхая, кора такой ивы приобретает синий налет, а потом и вовсе выцветает, становясь белой.

И таким образом она сочетает в себе три цвета, связанных с распятием Христа: белый цвет - смерти, небытия и чистоты, непорочности, красный - цвет жертвенной крови и синий - неба. В тех землях, где такая верба не растет, ее заменяют обычной, но обвязывают белой, синей и красной нитками.

Церковные песнопения праздника многократно повторяют мысль о том, что верба, которая во время службы находится в руках верующих и есть образ, прообразом которого является крест, символ распятия и воскресения:

"Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы ПОБЕДЫ ЗНАМЕНИЯ НОСЯЩЕ, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне".

"Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и ВСИ ВЗЕМШЕ КРЕСТ ТВОЙ глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних".

Тропарь, который четко указывает, что наши предки, стоя в храме с пучками вербы, воспринимали ее как образ креста! В день Вербного воскресенья тропарь и стихира звучат в храме больше десятка раз!

Принесенные веточки часто украшали бумажными цветами и лентами, иногда это делали только после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить вербу ходили или в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье к праздничной Литургии

Верба ("вербушки") - ветвь кустарника ивы, освященная в церкви, - главный атрибут празднования Вербного воскресенья. С ветвями ивы палестинской, схожей с пальмовыми ветвями, как с ветками оливы в древности встречали и прославляли победителей, и с ними же народ приветствовал Иисуса Христа во время его торжественного въезда в Иерусалим.

В лес за вербой было принято ходить рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки часто украшали бумажными цветами и лентами, иногда это делали только после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить вербу ходили или в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье к праздничной Литургии. Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. В Беларуси, на Урале, в Сибири для нее делали украшенный тряпочками и лентами "теремок" из соломы, который вешали перед иконой, а в первый день Пасхи в него также клали освященное яйцо.

Как только освященную вербу приносили домой (иногда прямо у церкви), ею "для здоровья" ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей. При этом приговаривали: "Верба бела бьет за дело, верба синя бьет не сильно, верба красна бьет напрасно. Не я бью - верба бьет. Ось недалечка красно яэчко!", "Не я бью - верба бьет, вербахлест бьет до слез", "Верба красна, бей до слез, будь здоров!", а стегая ребятишек: "Как вербочка растет, так и ты расти".

В некоторых местах с той же целью ударяли скот или давали ему съесть веточку или ее почки (в Саранском у. это должно было предохранить скот от падежа).

В среднерусской полосе скотину, особенно овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай (Московская губерния) или в хлебцы (Ярославская губерния), для того чтобы овечки "водились". В некоторых местах вербные почки сменило специально испеченное из теста в форме почек и освященное вместе с вербой в Лазареву субботу печенье - "барашки" (Костромская губрения).

Такие же "барашки", "бабашки" или "акатушки" по числу скотины и птицы пекли в Можайском уезде Московской губернии. Чаще они имели круглую форму, а кое-где состояли из кольца и шарика. Тесто для них делалось из ржаной муки с добавлением толченого конопляного семени или отрубей. В последнем случае простые ржаные "бабашки" пекли для себя, а с отрубями скармливали скотине.

В Рязанской губернии также существовал обычай в этот день печь из теста небольшие шарики - "орешки", которыми кормили овец, чтобы они принесли по паре ягнят близнецов каждая. Такое печенье называлось "кытька", а вербное воскресенье слыло "ягнячим праздником".

В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в "чистый четверг", при этом говорили: "Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните".

Повсеместно было принято ударять каждую скотинку, провожая ее со двора и гоня в поле в день первого выгона скота, на Егория Вешнего. При первом выгоне лошадей в ночное, производившемся обычно на Николу Вешнего, лошадей стегали только вербой. После этого выбрасывать вербу считалось грехом, ее обычно сжигали в печи, "пускали на воду" или втыкали под крышу хлева, чтобы скотина не блуждала, всегда возвращалась домой и имела приплод. В Никольском уезде Вологодской губернии вербу после выгона скармливали коровам, считая это верным средством, способным защитить их от волков и медведей.

Чтобы сберечь посевы, веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее "оживет", а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба. Иногда это действие объясняли тем, что скот летом не будет убегать с пастбища домой.

Во многих местах верили, что освященная верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, - град, а брошенная в огонь, прекращает пожар. Повсеместно хозяйки прятали освященную вербу за иконы в убеждении, что она защитит от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчелы хорошо роились, уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и воска.

Даниил Крапчунов

В Контакте - 09.04.2023.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Православные христианские праздники"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru