Христианский народный символизм вербы, народный
обряды и суеверия, связанные в освященной вербой в
Неделю Вайи
Верба - образ крестного древа, древа
смертного, ставшего орудием казни и через это орудием
спасения и символом воскресения, жизни.
За неделю до Вербного воскресения в
храмах уже звучат слова, раскрывающие особое значение
вербы: "Шестyю седмицу поста имyще, предпрaзднственное
пение, вайи принесeм Христу, грядyщему нaс рaди всести
на жребяти осли... ветви добродтелей тому вси уготовим,
яко да воскресение его рaдующеся узрим».
Ветви и ваийи - это верба, которая
готовится особым образом, приносится в храм на
богослужение и потом присутствует в доме, во многих
обрядах и традициях у христиан по всему миру.
Уверен, что верба в храме это самый что
ни на есть церковный обычай, а никакая не языческая
традиция! Те же, кто утверждает обратное, всего лишь
демонстрирует секулярное, протестантское по своей сути,
мышление.
С Вербным воскресеньем в народе связано
очень много примет, обрядов, суеверий,
мифов. Но еще больше псевдо и околонаучных мифов
ходит вокруг употребления вербы в
традициях празднования этого дня сегодня, когда "наука"
стала так доступна благодаря интернету и социальным
сетям.
Главный миф, который бытует в нашем
обществе, это то, что мы используем в этот день вербу,
потому что у нас не растет пальма, потому, что верба -
первое дерево, которое распускается к этому празднику.
Представление это в корне неверное, хотя и
сформулировано в "Настольной книге священно-церковнослужителя"
протоиерей Сергия Булгакова:
В
других славянских землях, там, где к этому времени
распускается не только верба, но и пальмы, в Болгарии, в
Сербии, в Польше, у католических народов, эта неделя
называется Пальмовой, но при этом верующие в обрядах
используют именно вербу.
Традиция украшения ветвей у католиков
Есть исследователи, которые доказывают,
что в Иерусалиме Иисуса встречали не только пальмовыми,
но и ивовыми ветвями. Именно в это различие обозначено в
Евангелии ветвями и ваиями.
У русского народа ива -
смертное древо, употребляемое в обрядах похорон, и до
сих пор в деревнях на могилки втыкают вербу. Даже у
Геродота упоминается, что скифы, прежде чем окончательно
покинуть курган, засыпали его ивовыми ветвями. И
одновременно ива - древо жизни: она очень живучая и
вырастает, где ни воткни ветку в землю. Этим она
символизирует победу жизни над смертью. Именно поэтому к
веткам вербы часто добавляют зеленые веточки или цветы
или же украшают их бумажными или восковыми бутонами.
"Правильная верба" - верба с красной корой (ива
остролистая, краснотал, шелюга)
Особое значение в народной традиции
придают вербе с красной корой (ива остролистая,
краснотал, шелюга). Именно ее называют
"настоящей" вербой, запрещая из такой лозы плести
предметы быта и обихода. Белые пушки-барашки на красном
фоне коры изображали непорочного Агнца, своей кровью
обагрившего древо крестное. потому в некоторых местах вербу называли Агновыми ветвями. Высыхая, кора такой ивы
приобретает синий налет, а потом и вовсе выцветает,
становясь белой.
И таким образом она сочетает в себе три
цвета, связанных с распятием Христа: белый цвет -
смерти, небытия и чистоты, непорочности, красный - цвет
жертвенной крови и синий - неба. В тех землях, где такая
верба не растет, ее заменяют обычной, но обвязывают
белой, синей и красной нитками.
Церковные песнопения праздника
многократно повторяют мысль о том, что верба, которая во
время службы находится в руках верующих и есть образ,
прообразом которого является крест, символ распятия и
воскресения:
"Общее воскресение прежде Твоея Страсти
уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы ПОБЕДЫ ЗНАМЕНИЯ НОСЯЩЕ, Тебе
победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне".
"Днесь благодать Святаго Духа нас собра,
и ВСИ ВЗЕМШЕ КРЕСТ ТВОЙ глаголем, благословен Грядый
во имя Господне, осанна в вышних".
Тропарь, который четко указывает, что
наши предки, стоя в храме с пучками вербы, воспринимали
ее как образ креста! В день Вербного воскресенья тропарь
и стихира звучат в храме больше десятка раз!
Верба ("вербушки") - ветвь кустарника
ивы, освященная в церкви, - главный атрибут празднования
Вербного воскресенья. С ветвями ивы палестинской, схожей
с пальмовыми ветвями, как с ветками оливы в древности
встречали и прославляли победителей, и с ними же народ
приветствовал Иисуса Христа во время его торжественного
въезда в Иерусалим.
В лес за вербой было принято ходить рано
утром, до солнышка, в Лазареву субботу, накануне
Вербного воскресенья. Принесенные веточки часто украшали
бумажными цветами и лентами, иногда это делали только
после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить
вербу ходили или в тот же день к вечерней службе или
утром в воскресенье к праздничной Литургии. Освященную
вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за
иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. В
Беларуси, на Урале, в Сибири для нее делали украшенный
тряпочками и лентами "теремок" из соломы, который вешали
перед иконой, а в первый день Пасхи в него также клали
освященное яйцо.
Как только освященную вербу приносили
домой (иногда прямо у церкви), ею "для здоровья" ударяли
каждого из домочадцев, а чаще всего детей. При этом
приговаривали: "Верба бела бьет за дело, верба синя бьет
не сильно, верба красна бьет напрасно. Не я бью - верба
бьет. Ось недалечка красно яэчко!", "Не я бью - верба
бьет, вербахлест бьет до слез", "Верба красна, бей до
слез, будь здоров!", а стегая ребятишек: "Как вербочка
растет, так и ты расти".
В некоторых местах с той же
целью ударяли скот или давали ему съесть веточку или ее
почки (в Саранском у. это должно было предохранить скот
от падежа).
В среднерусской полосе скотину, особенно
овец, кормили почками вербы, запеченными в каравай
(Московская губерния) или в хлебцы (Ярославская губерния), для того чтобы
овечки "водились". В некоторых местах вербные почки
сменило специально испеченное из теста в форме почек и
освященное вместе с вербой в Лазареву субботу печенье -
"барашки" (Костромская губрения).
Такие же "барашки", "бабашки"
или "акатушки" по числу скотины и птицы пекли в
Можайском уезде Московской губернии. Чаще они имели круглую
форму, а кое-где состояли из кольца и шарика. Тесто для
них делалось из ржаной муки с добавлением толченого
конопляного семени или отрубей. В последнем случае
простые ржаные "бабашки" пекли для себя, а с отрубями
скармливали скотине.
В Рязанской губернии также существовал
обычай в этот день печь из теста небольшие шарики -
"орешки", которыми кормили овец, чтобы они принесли по
паре ягнят близнецов каждая. Такое печенье называлось
"кытька", а вербное воскресенье слыло "ягнячим
праздником".
В Енисейской губернии освященную вербу
скармливали коровам и овцам в "чистый четверг", при этом
говорили: "Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет,
так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните".
Повсеместно было принято ударять каждую
скотинку, провожая ее со двора и гоня в поле в день
первого выгона скота, на Егория Вешнего. При первом выгоне лошадей в ночное,
производившемся обычно на Николу Вешнего, лошадей стегали только вербой. После этого
выбрасывать вербу считалось грехом, ее обычно сжигали в
печи, "пускали на воду" или втыкали под крышу хлева,
чтобы скотина не блуждала, всегда возвращалась домой и
имела приплод. В Никольском уезде Вологодской губернии вербу
после выгона скармливали коровам, считая это верным
средством, способным защитить их от волков и медведей.
Чтобы сберечь посевы, веточки вербы
втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях
вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля
скорее "оживет", а рожь уродится хорошая и будет
пушистая, как верба. Иногда это действие объясняли тем,
что скот летом не будет убегать с пастбища домой.
Во многих местах верили, что освященная
верба может спасти человека и хозяйство от стихии:
брошенная против ветра, она останавливает бурю,
выброшенная во время града на двор, - град, а брошенная
в огонь, прекращает пожар. Повсеместно хозяйки прятали
освященную вербу за иконы в убеждении, что она защитит
от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство.
Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки у плетня,
чтобы летом пчелы хорошо роились, уродилось побольше
пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и
воска.