Почему гомеопаты так любят христиан?
На прошлой неделе в Москве состоялись
две конференции "Традиционная медицина и Православие" и
"Гомеопатия в современной клинической практике", а так
же выставка "Натуротерапия и гомеопатия - 2010".
Инициатором диалога между специалистами традиционной
медицины, представителями медицинской науки,
практического здравоохранения и священнослужителями
Русской Православной Церкви выступила "Профессиональная
ассоциация натуротерапевтов". Реального диалога, правда,
не получилось, и игра прошла в одни ворота, ни
представители медицинской науки, ни священнослужители не
вступили в дискуссию с фитотерапевтами и гомеопатами.
Если быть более точным, то врачей на
конференции было немало, но они были вполне солидарны с
организаторами и не возражали против эффективности
травяных настоев, иглоукалывания и высокопотенцированных
гомеопатических препаратов. А вот священнослужители,
открыв конференцию, вручив медали "Галена" и "Корсакова"
и прочитав доклады о явно недопустимых с христианской
точки зрения лечебных практиках, удалились с
конференции. В результате, не было благодарственных
молитв, по завершению рабочих заседаний, и не возникла
резолюция по поводу взаимной любви гомеопатов и православных…
Махать кулаками после драки некрасиво,
но и рваться на трибуну, если тебя туда не приглашают,
тоже мало похвальное занятие. Поэтому автор данной
зарисовки, оказавшийся единственным противником
гомеопатии на этом мероприятии, не будет анализировать
логику докладчиков и убедительность аргументов, а просто
поделится своими впечатлениями и результатами диалогов с
известными врачами гомеопатами. Начиная беседу со мной,
многие из них не знали о причине моего интереса к их
профессиональной деятельности, но в процессе разговора я
не оставлял сомнений в моем более чем спокойном
отношении к гомеопатическому методу.
В этом году исполняется 15 лет со дня
выхода знаменитого приказ № 335 от 29 ноября 1995 года,
изданного "в целях дальнейшего совершенствования
исследования метода гомеопатии в Российской Федерации".
Увы, но на прямой вопрос о том, что дало исследование
данного метода, один из инициаторов закона честно
отвечает – ничего. И виноваты в отсутствии научных
данных об эффективности гомеопатии, естественно, не
гомеопаты, а их метод, не допускающий поточного подхода
и двойного слепого рандомизированного
плацебо-контролируемого исследования. Так что приказ,
разрешивший гомеопатию ради ее исследования, по сути, не
выполнен, и Министерство Здравоохранения знает о данном
методе сегодня столь же мало, как и 15 лет назад.
Одной из целей конференций была
консолидация сил и координация работ в области
фитотерапии и гомеопатии. Сегодня у нас в стране нет
государственной организации координирующей работы в
области традиционной медицины и гомеопатии, поэтому
врачам, исповедующим не академические методы врачевания,
приходится самим через некоммерческие и
неправительственные ассоциации поддерживать как друг
друга, так и фирмы-производители лекарственных средств.
В области натуротерапии такая консолидация у нас в
стране, видимо, произошла и в орбиту добросовестных
поставщиков попали не только российские и европейские
фирмы, но и производители традиционных народных снадобий
из Китая. С гомеопатией ситуация чуть-чуть похуже и
четкого взаимопонимания между представителями различных
гомеопатических школ, похоже, нет.
Такого рода конференции проходят
ежегодно, но данная уникальна и необычна своим особым
интересом к теме взаимоотношения религии и целительства.
Вопрос о том, какие методы физического оздоровления
приемлемы с духовной точки зрения, не совсем очевиден и
разобраться в том, какое влияние на душу оказывает та
или иная духовная практика, бывает порой не так просто.
Двух мнений не было по вопросу возможности использования
травяных отваров и корневых настоек православными
христианами. И даже китайские методики акупунктуры,
можно сказать, получили благословение, если конечно их
используют как форму массажа и не сопровождают
нашептываниями и не увязывают процедуры с фазами Луны и
положением Юпитера на небосводе. Полный отлуп был дан
всем вариантам уринотерапии и экстрасенсорики, однако
разговоры про энергоинформационные взаимодействия и
запись лечебной информации на сахарную крупку лазером
или даже через Интернет звучали с высокой трибуны и не
вызывали бурной реакции зала. В кулуарах классические
гомеопаты возмущались возможностью приготовления нужной
потенции требуемого препарата с помощью компьютерных
технологий, но слова из песни не выкинешь, и в трудах
конференции энергоинформация, волновой геном, бозонные
поля и память воды соседствуют с живописаниями случаев
из практики и исследованиями гомеопатических препаратов
в различных потенциях на кроликах.
***
Читайте также по теме:
***
Докладчики признавали обоснованность
ряда претензий высказанных священнослужителями Греции и
России к философии и методу гомеопатии, но неизменно
отмечали, что виноваты в этих завихрениях конкретные
люди, а не сама "Божественная гомеопатия", изобретенная
Ганеманом. Не хочется здесь развивать эту тему (по
поводу философии гомеопатии написано уже не мало), но
нельзя не отметить то, что очень многие докладчики
первопричиной любой болезни считают грех или, по крайней
мере, наши мысли и наш образ жизни. Работая с
первопричиной, они в первую очередь восстанавливают
целостность человека, а дальше уже он сам легко
справляется с любой хворью. Наши российские гомеопаты,
активно используя православную терминологию и приводя
людей к вере, не знают, почему Господь Бог помогает не
только им, но и всем другим гомеопатам в том числе,
исповедующим буддизм и индуизм, атеизм и иудаизм. Они
говорят, что Бог един и ему дорога любая, даже самая
паршивая, овца. Видя первопричину болезни в
духовно-душевной сфере, именно с данной субстанцией они
пытаются работать, назначая гомеопатические препараты и
помогая организму настроиться на излечение. При этом в
понятие целостности часто входит вся семья, и они
указывают на невозможность исцеления ребенка, пока мать
не изменит свое отношение к чаду и жизни… Гомеопаты не
скрывают, что с верующими людьми им легче работать и при
соработничестве с Церковью результаты терапии
оказываются более значимыми и долговременными. Верующий
человек понимает, что причина болезни очень часто
кроется в нем самом, и охотно идет на изменение своей
жизни ради улучшения ее качества.
Порой слушаешь доклад и не можешь
отделаться от мысли о том, какое полезное и богоугодное
дело делает тот или иной врач-гомеопат, посвятивший свою
жизнь служению людям. Рука не поднимается написать
плохое слово о тех врачах, которые поехали в Беслан и
помогли вернуться к нормальной жизни сотням заложников,
выбитым из колеи террористами. Эти люди искренне не
понимают, как можно ругать их методику, когда она так
замечательно помогает справляться с жизненными
проблемами и невзгодами, и у нас в стране достаточно
часто приводит страждущего к Богу. Один известный
гомеопат однажды написал, что он мечтает о наступлении
того дня, когда первым врачом, встречающим пациента в
районной поликлинике, будет врач-гомеопат, и именно он
будет решать надо ли идти больному к онкологу и
гинекологу или можно обойтись сладкими шариками в нужной
потенции и организм сам справится с недугом. Не знаю,
наступят ли такие времена, но сегодня грамотные и
ответственные гомеопаты поступают именно так и если они
видят, что больному нужна помощь другого специалиста, то
они к нему его и направляют, не уповая на всесилие
"Божественной гомеопатии". Да и прочими лекарствами,
включая фитопрепараты, российские гомеопаты не
пренебрегают, практикуя комплексный подход к
восстановлению целостности человека, то есть его
исцелению.
Очень много докладов (почти все на
гомеопатической секции) в той или иной степени касались
взаимоотношений церкви и гомеопатии в дореволюционной и
советской России. Имена священнослужителей,
восхищавшихся успехами гомеопатии, постоянно звучали с
трибуны. Большинство упомянутых лиц, в том числе и
прославленных в лике святых, отмечали успехи данного
метода в те годы, когда достижения той медицины, которая
сегодня зовется академической, были более чем скромными,
а агрессивный атеизм был виден за версту. Трудно
сказать, что бы они сказали, увидев успехи современных
врачей. Естественно, гомеопаты не в восторге от
современной медицины и считают, что вред от
синтетических лекарств превышает пользу от их
применения. Одним из призывов к Церкви, прозвучавшим с
трибуны, было предложение обратить внимание на ряд
технологий академической медицины явно сомнительного
содержания, включая экстракорпоральное оплодотворение, а
не тратить силы на борьбу с гомеопатией.
На конференции не было врачей, готовых
аргументировано объяснить, почему малоэффективная
фармакологическая отрасль имеет годовой оборот более 300
миллиардов долларов, в производстве биологически
активных добавок приближается к 100 миллиардам долларов,
а отрасль гомеопатии вместе с гомотоксикологией и
комплексными препаратами с трудом дотягивает до
нескольких миллиардов евро. Не было на конференции и
священнослужителей не понаслышке знакомых с
гомеопатическим методом и готовых дать богословский
анализ законам Геринга, теории миазмов Ганемана и
философии Кента. Был только физик (ваш покорный слуга),
который отлично понимает, что никаких физических,
химических и биохимических оснований у гомеопатии
высоких разведений нет, и остается только один главный
инструмент любого гомеопата – слово. Именно оно,
по-видимому, является основной лечебной субстанцией у
всех последователей Ганемана вне зависимости от их
вероисповедания и исходного медицинского образования.
Кстати, о том, что без диалога и готовности человека
изменить свою жизнь невозможна никакая гомеопатическая
помощь, говорили все мои собеседники.
Владимир Решетов,
кандидат физико-математических наук
PS. В 11 номере журнала "Вокруг Света"
опубликована подробная статья "Лечение ничем",
обсуждающая медицинские аспекты гомеопатического метода.
Центр свщмч. Иринея Лионского - 28.10.2010.
|