Блуд и безбрачие среди русских крестьянок до революции
Полагаем, что читатель неоднократно
сталкивался со сказками о том, как благочестиво и
целомудренно жили наши предки раньше, в древности:
девственность хранили, не блудили, не
прелюбодействовали, разводов не было и т.п. Это можно
слышать как от православных
священников, так и
от неоязычников. В
этом материале, что же было на самом у русских людей в
некоторых губерниях в XVII - XIX
веках. В статье приведены ссылки на другие публикации о
прошлых и современных нравах.
Регистрационный билет проститутки на право работы на Нижегородской ярмарке. 1904–1905 годы
***
В середине XIX века количество спасовцев
в России достигло по меньшей мере миллиона человек. К
тому моменту это направление старообрядчества, которое
до 1730 года запрещало брак, пересмотрело свои взгляды и
разрешило спасовцам заключать браки в православных
церквях. Однако в то же время крестьянки-спасовки начали
отказываться от замужества. Исследованию этого явления
посвящена книга историка, профессора Северо-западного
университета в США Джона Бушнелла "Эпидемия безбрачия
среди русских крестьянок" (издательство "НЛО").
Воздержание от брака и массовый блуд оставили заметный след в
демографических источниках и повлияло на жизнь деревни
от Ярославля до Астрахани.
Дворяне обнаруживают сопротивление
крестьянок браку и реагируют на него
До 1750-х гг. мало кто из дворян чинил
препятствия замужеству своих крепостных женщин за
пределами своих владений или проявлял интерес к возрасту,
в котором их крепостные вступали в брак. После 1750 г.
многие помещики - по крайней мере, владельцы крупных
имений, составлявшие подробные инструкции по их
управлению, - напрямую вмешивались в браки своих
крепостных и в общих устанавливаемых правилах, и в
конкретных случаях. Их могло беспокоить то, что их
крепостные девки не выходят замуж или что выходят
недостаточно рано, тормозя таким образом образование
тягла, ядром которого в большинстве имений являлась
супружеская пара.
Проблема эта не была вымыслом душевладельцев: когда выяснилось, что в некоторых
имениях женщины действительно отказываются выходить
замуж, многих помещиков это побудило ввести правила
terminus ante quem. В этих правилах иногда
устанавливался предельный возраст вступления в брак и
для мужчин, но большинство мужиков и так были не против
жениться. Когда соседские девки противились замужеству,
женихи обращались к своим владельцам за помощью.
Зачастую именно эти просьбы открывали помещикам глаза на
существование проблемы женского отношения к браку.
Весьма возможно, что некоторые помещики начали требовать,
чтобы их крепостные девки выходили замуж в своих
вотчинах, потому что их тревожили трудности мужиков в
поиске невест: выход замуж на сторону мог еще усугубить
нехватку незамужних девок.
***
Читайте также по теме:
***
Борьба с блудом: Петр Бестужев-Рюмин
требует, чтобы девки выходили замуж к 20 годам
Петр Бестужев-Рюмин (1664–1743) -
единственный вотчинник, о котором известно, что в первой
половине XVIII в. он ввел правило относительно возраста
выхода замуж. Проблема, которую он таким образом думал
решить, состояла не в нежелании крепостных девок
выходить замуж, а в их добрачном блуде. Бестужев узрел
эту проблему лишь потому, что впал в немилость при дворе.
В 1712 г. Петр I определил его гофмейстером к своей
племяннице, вдовствующей герцогине курляндской Анне
Иоанновне. Бестужев заведовал финансами Анны, "присматривал"
за соблюдением интересов России в герцогстве и в
какой-то момент попал к Анне в любовники. В 1727 г. он
был вызван в Санкт-Петербург для расследования обвинения
в обогащении за счет Анны Иоанновны. К его возвращению
назад место в кровати Анны уже было занято Эрнстом
Бироном. В 1728 г. Бестужев был арестован после того,
как Анна обличила его в расхищении ее имения (тут она
как минимум преувеличила) и в дворцовой интриге, в
которой была замешана его дочь. После вступления на трон,
с Бироном в свите, в 1730 г. Анна сослала 66-летнего
Бестужева в "дальние селения", которыми оказалось его
имение вдоль северного участка р. Шексны на севере
Новгородской губернии. Бестужеву там принадлежали
обширные владения. В двух селах были приходские церкви,
и он жил по очереди то в одном, то в другом: в Люковеси
в 10 километрах на запад и в Городище в 8 километрах на
юг от маленького городка Череповца - оба на берегах
Шексны. Более мелкие деревни были разбросаны промеж них
в густых лесах, частично уходя глубже в чащу [1].
Бестужев-Рюмин, вероятно, до этого в
своих вотчинах не бывал и по приезде, похоже, имел мало
представления о жизни крепостных. Он служил как минимум
тридцать лет без сколь бы то ни было продолжительного
отпуска, не считая периода расследования; время же,
когда он мог оторваться от политических дел, проводил,
скорее всего, в своей усадьбе под Москвой. Когда в 1731
г. он выпустил Инструкцию своему пошехонскому приказчику,
единственное правило, касавшееся брака, звучало
несколько противоречиво: "Девок крестьянских на сторону
не отдавать, а кому отпускная подписана будет, вывод
брать наперед по 5 рублей, а смотря по состоянию и по 3
рубля". Далее он добавил, что если брак заключается в
своей вотчине, то отдавать следует без вывода. Толковать
это правило можно следующим образом: по возможности не
позволяй девкам выходить замуж на сторону, если же
позволил, бери по 5 рублей, но я согласен и на 3 рубля.
***
Современные нравы - подборка публикаций:
***
В августе 1737 г. Анна простила
Бестужеву-Рюмину его прегрешения и разрешила жить в
Москве или в любом другом его поместье. Вероятно, он
написал свою Инструкцию 1737 г. до или сразу же после
отъезда из Пошехонья. В ней он не только расписал
обязанности приказчика, но и составил частичную
этнографию жизни своих крепостных душ. Они занимались
подсечно-огневым земледелием ("Также в подсеках работали
и чистили по вся годы") и жили в разбросанных на большой
площади починках, типичных для крестьян, которым
приходилось каждые несколько лет расчищать пригодные для
пахоты участки леса. Они должны были держать больше
лошадей и скота и употреблять навоз в удобрение. За
непоявление в церкви к воскресной обедне или на
ежегодную исповедь полагался штраф - 1 копейка. Отмечать
праздник с варением пива можно было не больше двух-трех
дней. Все это было добавлено к его Инструкции 1731 г. Он
также внес две поправки в свой наказ о браке. Во-первых,
в правило о том, чтобы девки замуж на сторону не
выходили, он добавил слова "без прошения". Может быть,
Бестужев-Рюмин исправлял противоречие в правиле от 1731
г., а может, до него дошло, что для некоторых крепостных
из далеко заброшенных дворов обмен дочерьми с чужими
крестьянами неизбежен. Во-вторых, он постановил девок
отдавать замуж не позже 20 лет. Этому требованию
предшествовало объяснение: ребята и девки, мол, войдя в
возраст, делают что хотят, то есть развратничают.
Родители их работать не заставляют, и "от того своевольничания и безстрашия ребята пристают к воровству,
а девки впадают в блуд <…> а девки в блудном деле,
которых уже девок и брюхатых за муж выдали, а другие и
родили в девках, которые и наказаны при собрании всех
людей кошками… И для того крестьянам детей своих
содержать бы в крепости и страхе и наказании и для того
отцам и матерям дочерей своих в девках выше 20 лет не
держат, отдавать за муж, а ежели прежде 20 лет от
безстрашия отцова и несмотрения матерня впадет в блуд, и
за то отцу и матери и девке, и блуднику, которой с ней
сблудит, ежели изобличается при собрании людей жестоко
кошками наказаны будут".
Бестужев-Рюмин утверждал также, что его
пошехонские крепостные женят малых своих ребят на
взрослых девках, а другие женятся в одинаковом возрасте
и что мужья с женами начинают ненавидеть друг друга,
живут порознь и занимаются прелюбодеянием. Неясно, то ли
он считал причиной прелюбодеяний женитьбу мальчиков на
девках старше их, то ли равенство возраста, то ли и то и
другое, а возможно, не то и не это.
Эти положения Инструкции 1737 г. стали
прямым результатом наблюдений Бестужева-Рюмина за
крепостными во время его опалы. Он требует, чтобы девки
выходили замуж к 20 годам, в попытке побороть половую
безнравственность, процветавшую при попустительстве
родителей. Такое отношение родителей к добрачному сексу
вполне естественно, если в течение какого-то времени
подобное считалось нормой в данной местности. Возможно,
это тот самый случай: эта часть Пошехонья находилась в
том районе, где - по утверждению Маркелла, архиепископа
Вологодского и Белозерского в 1658 г., - незаконные
браки и наложничество были повальным явлением2. Принимая
во внимание глухие леса, низкую плотность населения и
расстояния между многими лесными поселенцами и их
священниками, это неудивительно. В конце XIX в.
крестьяне вспоминали времена, когда, по их словам,
пошехонская молодежь предавалась свальному греху [2]. Но
поведение, отмечаемое Бестужевым-Рюминым, могло быть
одним из побочных результатов раскольничества.
Пошехонские леса в те времена и позже изобиловали
староверами беспоповского толка, и недоверие к институту
брака вполне могло проявиться у крестьян в описываемом
Бестужевым-Рюминым виде. В Инструкции 1737 г. он нигде
не упоминает старую веру, но в самой первой статье речь
идет о нерегулярном посещении церкви. Хотя мы не можем
сказать, насколько распространены были тенденции,
отмеченные Бестужевым-Рюминым, и чем они объяснялись, мы
можем утверждать, что, если бы он не провел какое-то
время в своем пошехонском имении, ему о них ничего не
было бы известно.
Использованная литература и примечания
1. Петр Михайлович Бестужев-Рюмин и его
Новгородское поместье // Русский архив. 1904. № 1. С. 5.
Луковеси ныне лежат на дне Рыбинского водохранилища.
Местный ландшафт вырисовывается из бестужевской
Инструкции 1737 г., а также описан в документе от 1680
г., где вновь подтверждаются права Троицкой Филиппа
Ирапского пустыни на землю в том же районе (Шумаков С.
А. Обзор "Грамот Коллегии экономии". Вып. 2. С.
170–174).
2. Акты, собранные в библиотеках и
архивах Российской Империи. Т. 4. СПб., 1836. С.
145–146. По материалам ревизии 1858 г. не менее чем
6,31% незамужних баб брачного возраста в Пошехонском
уезде имели незаконных детей (Ярославская губерния.
Списки населенных мест по сведению 1859 года. СПб.,
1865. С. XIV).
Джон Бушнелл
Цитировано по: Бушнелл, Д. Эпидемия безбрачия среди русских крестьянок.
Спасовки в XVIII- XIX веках / Авториз. пер. с англ. Лары
Пуцелло-Бушелл. - М.: Новое литературное обозрение,
2020. - 416 с. (Серия Historia Rossica)
Интернет-издание N + 1 - 01.06.2020.
|