Мария Египетская: зачем нам показывают
пример, который никто не смог повторить?
Для чего существуют в педагогике
примеры? Чтобы показать, как не нужно поступать, или,
наоборот, показать, как нужно жить и делать. Или
показать, что если кто-то смог достигнуть чего-то, то и
ты при определенных усилиях и условиях это можешь
сделать.
Но для меня непонятно, для чего Церковь с
таким упорством уже столетия, несмотря на смену
экономических эпох, уклада жизни, образования и просто
нынешних реалий жизни, показывает нам Великим постом
жизнь Марии Египетской?
Жизнь человека, которую до сих пор за
почти 1500 лет никто не повторил. Никто не повторил…
На прошлой неделе поминали жизнь
преподобного Иоанна Лествичника - пример его жизни
повторили, и, возможно, даже превзошло множество
христиан. Тысячи и тысячи христиан смогли повторить даже
Христову Голгофу.
Но жизнь и подвиги Марии Египетской
никто не смог повторить…
Любой адекватный школьный учитель
понимает важность рефлексии. Вот, ты преподал детям
материал. Какую реакцию он вызвал у детей? Понят ли он
детьми? К каким последствиям он привел? И самое главное
- каким
положительным действиям он побудил детей?
Зачем людям показывать пример, который
никто и никогда не повторит? Зачем показывать опыт
жизни, который не выполним для миллионов русских
блудников, блудниц и детоубийц? Какая пустыня и
десятилетия в нищете и голоде для людей, которые не
могут оставить курение и рукоблудие? Да что рукоблудие и
курение, им не в
силу оставить смотреть сериалы и ток-шоу в течение 40
дней поста.
Всякий ли из нас сможет стать
космонавтов? Единицы из нас. Но сотни людей (точнее -
525 человек) во всем мире, видя пример Юрия Гагарина,
стали космонавтами за последние полвека. Но никто за
1500 лет так и не повторил подвиг Марии Египетской.
Педагогически правильно ли рассказывать
о подвиге Александра Матросова 3-летним мальчикам? Не
целесообразно ли это рассказывать уже юношам и молодым
солдатам?
Педагогически не правильнее рассказывать
о подвиге Марии Египетской именно в монастырях, в коих
сейчас по 3,5 монаха? А мирянам показать пример уже
близкого святого подвижника, опыт которого действительно
так западет людям в душу, что некоторые их них смогут не
смотреть сериалы в течение Великого поста, не играть в
компьютерные игры, читать ежедневно Евангелие, бросят
курить, принципиально будут хранить девство до брака -
вот великий духовный подвиг сейчас для молодых людей! И,
возможно, некоторые смогут достигнуть такой
подвижнической жизни, что зарегистрируют своей блудное
сожительство перед государством, и примут венцы супругов
в Церкви или вообще достигнут святости, достойной
канонизации в наше время - выкинут телевизор из дома.
Для чего нам сейчас ставят в пример
жизнь монахов, которые прожили по 40 лет в пустыни в
посте и молитве, а потом стали чудотворцами, прозорливцами
и ходить по воде?
Что делать отцу трех детей, слушая эти
жития? Все бросить и скрыться в тайге? Что делать
сейчас современной блуднице?
Не лучше педагогически и миссионерски
ставить людям других героев веры? Например, вместо Марии
Египетской читать удивительное и воодушевляющее житие
мученицы Татианы Гримблит?
А пока ее иконы даже нет в некоторых храмах Томской
епархии…
Даже жизньсвятителя Николая Японского
ближе и реальнее к исполнению для современного
христианин, чем жизнь преподобного Иоанна Лествичника.
А разве не реальный к исполнению пример
праведного старца Феодора Томского, когда благородный
муж, оставив мир уже на склоне лет, выполнив свой долг
перед семьей и Отечеством, решил заняться покаянием и богомыслием?
Может напрячься и поискать сейчас
праведника, который молиться больше двух раз в день,
читает Священное Писание каждый день, работает в поте
лица и платит десятину, соблюдает все заповеди, помогает
в благовестие своему приходу, девство сохранил, женился
на девственнице, венчаны, дома нет телевизора, ни дети,
ни сам он не играет в компьютерные игры, не пьет, не
курит, не сквернословит, по Турциям и
Таиландам в отпуск не ездит, и полуголый с женой
там не расхаживает... И именно его житие читать Великом
постом вместо недосягаемого жития Марии Египетской...
Стоп... уф... Я сам размечтался о
нереальном праведнике!
Ниже привожу рассуждения Игнатия
Тихоновича Лапкина, которые к моему удивлению совпали с
моими давними мыслями:
Закостенение в средневековом образе
мышления, проповеди, действия, отсутствие быстрой
проповеднической и даже богослужебной рефлексии на
быстро меняющийся мир - не в этом ли причина, что сейчас
как и пять лет назад у нас в храмах по-прежнему только
0,5 % россиян? Тысячи людей крестим, десятки в лучшем
сотни становятся добрыми христианами.
Только в Томске было крещено за
последние 10 лет не менее 50 тыс. человек. Где эти люди?
В храмах Томска как и пять лет назад по 3000 человек в
воскресение на Литургии.
Сколько беззакония в России, сколько
неверующих и маловеров, а до сих пор Русская Церковь не
ввела в свое богослужение молитвы о благовествующих - о
миссионерах и катехизаторах. Пренебрегая между прочем
заповедью самого Господа: "Тогда говорит ученикам Своим: жатвы
много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы,
чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9:37-38)
Однако, как только петух жаренный с
Майдана клюнул – тут же начали молиться о мире на
Украине. Но этот петух понес пожар, не потому что чуть
ли не во всех епархиях миссионерские отделы состоят из
одного из руководителя, а катехизаторы на приходах - одни
молодухи (простоволосые, да одетые иногда как клубные
блудницы) да старухи без
религиозного образования?
Наши епископы настолько безразличны к
миссии, что даже Патриарху приходится грозить на
Миссионерском съезде: "Идет работа – значит, владыка
отзывается на миссионерскую тему, нет работы – не
отзывается. Выводы будем делать на уровне Синода: а
может быть ошиблись, владыка не может быть правящим,
может быть ему лучше быть викарным, или вообще
возглавлять приход где-нибудь…"
Разве может нам дать покаяние,
побуждающее к праведной жизни и активной проповеди
чтение жития Марии Египетской? Что нас вразумит,
заставит ревновать о вере?
Для меня ответ один - опыт Донецкой
области, где разрушено более 70 православных храма, а если и
от этого не вразумимся - Бутовский полигон. Начиная с
Судей и кончая коммунистическим вавилонским пленением, Бог не был
оригинален в способах приведения людей к праведной
жизни…
Между тем, от Киева пошло христианство,
ныне юбилейный год памяти князя Владимира... Это знак
величайший и страшный!
И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как
отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим,
который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: "будет имя
Мое там" (4Цар.23:27)