Завещание преподобного Феодосия Печерского
"…На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие
видели, а видящие стали слепы…истинно говорю вам: кто не
дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и
разбойник… Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть
воры и разбойники; но овцы не послушали их... Вор приходит
только для того, чтобы украсть, убить и погубить…"
Ин. 9:39; 10:1, 8, 10
В современный литературе считается, что
антилатинские сочинения, приписываемые преп. Феодосию,
на самом деле относятся не к XI,
а к XII веку, адресованы они
не князю Изяславу Ярославичу (1054-1078), а князю
Изяславу Мстиславичу (1146-1154) и принадлежат перу
монаха Феодосия Грека, что показал русский
историк-эмигрант К.К. Висковатый, сотрудник Славянской библиотеки при Карловом
университете в Праге:
- Висковатый К. К вопросу об авторе и
времени написания "Слова к Изяславу о латинах" //
Slavia. Praha, 1939. Т. 16, сс. 535-567
- Подскальски Г. Богословская
литература Киевской Руси, 988-1237 гг. т.1. Спб.,
1996. -C. 294-296
- Назаренко А. В. "Зело неподобно
правоверным". Межконфессиональные браки на Руси в
11-12 вв. // Вестник истории, литературы и
искусства. Том I, Москва, 2005
Однако все это не
изменяет ценность этого, одного из древних русских
антикатолических произведений.
***
Господи, благослови! Я – Феодосий, худой раб
Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа – в чистой и
православной вере рожден и воспитан в добром научении
православными отцом и матерью.
Вере латинской (католической) не
приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, Причастия их
бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их
гнушайтесь.
Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед
их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою
душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры
лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная.
Собор Святого Петра - католический
собор, центральное и наиболее крупное сооружение
Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в
мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и
церемониальный центр Римской католической церкви. Над
его созданием трудилось несколько поколений великих
мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
Вместимость около 60 000 человек.
Живя в этой вере, не только избавишься от
грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни
и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной
вере – в католической или мусульманской, или армянской – не
увидят жизни вечной.
Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру.
Хвалящий чужую веру – всё равно что свою хулит. Если кто
начнёт хвалить и свою, и чужую, то он двоевер, близок к
ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно
хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в
своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только
по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного,
или в беду попавшего, – будет ли то жид или турок, или
латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды,
как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в
нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только,
но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке
печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же,
живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от
Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за
святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и святые
умирали за веру, а ныне живут во Христе. Ты же, чадо, если
увидишь иноверных с верными спорящих, лестью хотящих отвести
их от правой веры, – помоги православным. Этим как бы овцу
избавишь от пасти льва. А если смолчишь и оставишь их без
помощи, то это всё равно, как если бы ты отнял искупленную
душу у Христа и продал ее сатане.
Если скажет тебе кто из противящихся: "Ваша
вера и наша вера от Бога", то ты, чадо, ответь так:
"Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь ли
ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: "Един
Бог, едина вера, едино Крещение" (Еф. 4:5). Не слышишь ли
апостола Павла, глаголющего: "Аще ангел, пришед с небесе,
благовестит вам, не якоже мы благовестихом, да будет
анафема" (Гал. 1:8).
Вы же (латиняне), отринувшие проповеданье
апостольское и святых отец, восприняли неправую и
развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы
нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к
Божественным Тайнам вместе приступать, ни вам к нашим, ни
нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите,
а мы живому Богу чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную
наследовать.
Тако бо написано: "Воздастся комуждо по делом его".
О Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава. Аминь.
Православная газета, г. Екатеринбург
|