Официальное разъяснение Отдела внешних
церковных связей в связи с обращениями по поводу встречи
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой
Римским Франциском
В связи с поступающими в адрес различных
синодальных учреждений обращениями по поводу
состоявшейся 12 февраля 2016 года в Гаване встречи
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой
Римским Франциском официальный сайт Русской Православной
Церкви публикует разъяснение Отдела внешних церковных
связей Московского Патриархата.
Главной причиной встречи послужила
необходимость безотлагательно обсудить трагическую
ситуацию, связанную с преследованием христиан в ряде
регионов мира, в первую очередь на Ближнем Востоке, где
они сегодня подвергаются настоящему геноциду. Находится
под угрозой само существование христианства там, где
когда-то появилась Церковь Христова, где проповедовал
Сам Господь и Его святые ученики. Христиане массово
истребляются, изгоняются из своих домов, разрушаются
древние святыни, оскверняются храмы и монастыри. По
данным международных организаций, каждые пять минут в
мире убивают христианина. За сутки - около трехсот
человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан
обрушились такие гонения, каких не было никогда. В Ираке
проживало полтора миллиона христиан - осталось 150
тысяч; в Сирии из двух миллионов христиан осталось 500
тысяч. В Ливии христиан практически не осталось. В
Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты, убивая
христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит
в Пакистане, в Афганистане, и при этом христиане не
получают никакой защиты.
Столь ужасающая ситуация стала причиной
того, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви
единодушно принял решение о срочной необходимости
приложить все возможные усилия для противодействия силам
зла, жертвами которого становятся многие тысячи христиан
(Постановления, п. 9).
Русская Православная Церковь сама
испытала в XX веке страшное время гонений за имя
Христово. Пройдя через огненное горнило жестоких
испытаний, наша Церковь не может оставаться равнодушной
к убийствам и мучениям людей, которые подвергаются
преследованиям за веру во Христа. Русская Православная
Церковь и лично Святейший Патриарх Кирилл неустанно
возвышают свой голос в защиту страждущих братьев,
используя для этого как международные площадки, так и
встречи с мировыми религиозными, политическими и
общественными деятелями. В этом ряду стоит и встреча Его
Святейшества с Папой Франциском, который является
авторитетным религиозным лидером для миллионов людей на
Западе.
В Совместном заявлении, принятом по
итогам встречи, Святейший Патриарх Кирилл и Папа
Франциск призвали все силы, которые пытаются
противостоять экстремизму, к согласованным действиям.
Патриарх и Папа обратились к политическим лидерам,
увещевая их преодолеть разногласия и сплотиться в борьбе
с общей угрозой. Этот призыв оказался чрезвычайно
актуален, о чем свидетельствует и тот факт, что ведущие
мировые державы вскоре после встречи договорились об
установлении перемирия в Сирии. И сегодня уже многие
сирийцы объединили свои усилия в борьбе против
террористов, пытающихся разрушить их государство и
уничтожить в нем христиан. Лидеры христианских Церквей
Ближнего Востока с благодарностью отозвались на слова
сострадания и поддержки, обращенные к ним Патриархом
Русской Православной Церкви и главой Римско-Католической
Церкви.
***
***
Авторам поступающих обращений следовало
бы ответить на вопрос: если бы от вашей встречи с
влиятельным католиком зависела чья-то жизнь, в том числе
православного человека, разве ваша христианская совесть
позволила бы вам уклониться от этой встречи? Тем более,
когда речь идет о тысячах жизней. А ведь перемирие в
Сирии, достигнутое после состоявшейся встречи, сохранило
жизни многих людей, а в ближайшем будущем позволит
вернуться на свою землю тем, кто сейчас находится в
изгнании, в том числе и множеству православных. Если
усилия российских военных в Сирии, помогающих не только
христианам, но и представителям других религий,
воспринимаются нашими верующими положительно, за них
молятся и не ставят под сомнение их православную веру,
то почему в факте встречи Святейшего Патриарха и Папы
Римского видится отступление от православной веры?
На встрече в Гаване было уделено
внимание такой насущной проблеме, как прекращение
кровопролитного противостояния на Украине, которое болью
отзывается в сердце каждого верующего Русской
Православной Церкви. Одной из сил, вовлеченных в это
противостояние, являются украинские униаты, которые
признают своим верховным главой Папу Римского. На
встрече со Святейшим Патриархом Папа впервые на столь
высоком уровне признал, что уния не является путем к
единству, и в Совместном заявлении прозвучал призыв к
общественной солидарности и деятельному миротворчеству
на Украине. Важность этого заявления трудно переоценить.
Не случайно те силы, которые являются противниками
установления мира в этой стране и давно выступают с
обвинениями в адрес Русской Православной Церкви, прежде
всего, украинские греко-католики, обрушили резкую
критику в адрес Папы Франциска за то, что он подписал
Совместное заявление.
В этом заявлении также подчеркивается,
что раскол среди православных на Украине может быть
уврачеван только каноническим путем. Заявление стало
реальной поддержкой Украинской Православной Церкви
Московского Патриархата, которая в условиях конфликта
подвергается нападкам со стороны раскольников и
националистических сил за свою верность церковному
единству. Благодаря подписанному в Гаване документу
правда о происходящем на Украине стала известна всему
миру, а Украинская Православная Церковь, подвергавшаяся
до того времени попыткам информационной блокады,
получила поддержку на самом высоком уровне.
В ходе двухчасовой беседы Святейший
Патриарх Кирилл обсудил с Папой Франциском также другие
важнейшие темы - отстаивание традиционных христианских
ценностей в Европе, защиту семьи, жизни и достоинства
человека. Широко известны факты дискриминации, которой
сегодня подвергается христианская вера в западном мире.
Для агрессивной светской идеологии, вдохновляемой
мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной
(Еф. 6:12), не важно, к какой конфессии принадлежат те,
кто именует себя христианами. Законодательство многих
стран сегодня требует исключить всякое упоминание о
Христе из общественной жизни. Зачастую запрещается
ношение нательного крестика, установка рождественской
елки в публичных местах, открытое свидетельство о своей
вере. Подвергается пересмотру понятие о семье,
насаждается представление о том, что существуют какие-то
альтернативные виды брака, который якобы уже можно не
рассматривать как союз только между мужчиной и женщиной.
В таких условиях голос Русской Православной Церкви, ее
твердая позиция в защиту традиционной нравственности
могут стать ориентиром для тех, кто заботится о
сохранении нравственных основ жизни человека и общества.
В Совместном заявлении Патриарх Кирилл и Папа Франциск
четко сформулировали согласованный подход к этой теме.
В ряде поступающих писем выражается
забота о чистоте Православия. В связи с этим отмечаем,
что Святейший Патриарх Кирилл постоянно подчеркивает
важность отстаивания православной веры в наше непростое
время. В своей проповеди в неделю Торжества Православия
20 марта 2016 года он обратился с воззванием к верным
чадам Русской Православной Церкви: "Мы должны защищать
Православие, как защищали его отцы VII Вселенского
Собора, как защитили его Патриарх Мефодий и императрица
Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель
Марк Ефесский и наши исповедники и новомученики Церкви
Русской".
Отдел внешних церковных связей обращает
внимание на то, что великий защитник Православия
святитель Марк Ефесский, на которого часто ссылаются
противники любого соприкосновения с католичеством,
признавал факт трагического разделения Восточной и
Западной Церквей и верил в возможность восстановления
утраченного единства на основе истины православной веры.
Приветствуя Папу Евгения IV от имени представителей
Восточной Православной Церкви на открытии
Ферраро-Флорентийского собора в 1438 году, святитель
обращает к нему такие слова: "Сегодня члены Тела
Господня, ранее разделенные и рассеченные в течение
многих веков, спешат к взаимному единению! И не страждет
Глава - Христос Бог - быть над разделенным Телом, и
Любовь не желает совершенно отъять от нас узы любви!
Поэтому Он побудил тебя, Первенствующего среди
священнослужителей Его, пригласить нас сюда… Итак,
Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока
приходящих: обними их, бывших в разделении в течение
долгого времени; уврачуй смутившихся" (цит. по: Архим.
Амвросий (Погодин). Святитель Марк Ефесский и
Флорентийская уния. Свято-Троицкий монастырь Русской
Зарубежной Церкви, Джорданвилль, 1963). Когда же,
вопреки ожиданиям, на соборе было провозглашено единство
на основе компромисса, недопустимого в вопросах веры,
святитель Марк Ефесский твердо противостал такому
решению и не стал подписывать объединительный документ.
Именно так поступает Святейший Патриарх
Кирилл, ревностно защищая православную веру и отстаивая
интересы Русской Православной Церкви в диалоге с
инославными, иноверными и неверующими. Уклонение от
такого диалога было бы преступлением перед Господом,
повелевшим Своим апостолам идти и учить все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их
соблюдать всё, что Он заповедал(Мф. 28:19-20). Если бы
апостолы сидели взаперти, избегая любого контакта с
иноверными, проповедь Евангелия Христова никогда бы не
вышла за пределы Сионской горницы. Гнушение людьми
другой веры или иных взглядов уподобляет человека
фарисеям, главным опасением которых было: как бы не
оскверниться от соприкосновения с теми, кто с их точки
зрения неправо веровал.
Фарисеям, а не апостолам и не святителю
Марку Ефесскому уподобляются те горе-"ревнители
Православия", которые сегодня смущают народ Божий
лживыми рассказами о предательстве Православия. Дело же
апостолов и святителя Марка Ефесского продолжают те, кто
без страха вступают в диалог с инославными - не ради
достижения вероучительных компромиссов, а ради
свидетельства о чистоте и истине православной веры, ради
нахождения приемлемых форм взаимного сосуществования,
ради спасения жизни гонимых христиан, ради совместной
защиты семьи как освященного Богом союза мужчины и
женщины, ради защиты жизни и мира на земле.
Отвечая на выраженную в ряде поступивших
обращений озабоченность, подчеркиваем, что в ходе
встречи в Гаване не обсуждались ни богословские, ни
канонические вопросы. В Совместном заявлении Патриарха и
Папы есть прямое указание на то, что между православными
и католиками нет евхаристического общения. Документ не
замалчивает различий в понимании и изъяснении веры,
которые послужили причиной разделения. Переговоры
Патриарха и Папы не ставили целью преодоление этих
различий, и никаких договоренностей по ним принято не
было.
Патриарх и Папа не участвовали в каких
бы то ни было совместных литургических действиях и не
возносили совместных молитв, поэтому ссылки на
недопустимость совместных молитв с еретиками в
соответствии с канонами Православной Церкви в данном
случае абсолютно неуместны. Сама встреча, как известно,
происходила не в культовом помещении, а в зале ожидания
аэропорта.
Ошибочно утверждая, что все святые
называли католичество не иначе как ересью, нынешние
псевдо-ревнители Православия нередко ссылаются на
святителя Филарета Московского. Между тем, этот великий
святитель писал в своей книге "Разговоры между
испытующим и уверенным о православии Восточной
Греко-Российской Церкви": "Испытующий: По сему признаку
и Восточная, и Западная Церковь равно суть от Бога.
Уверенный: Да, поскольку и та, и другая исповедуют
Иисуса Христа во плоти пришедша, то в этом отношении они
имеют общий Дух, который от Бога есть… Изъявленное мною
справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не
простирается до суда и осуждения Западных христиан и
Западной Церкви. По самым законам церковным, я предаю
частную Западную Церковь суду Церкви Вселенской, а души
христианские суду или паче милосердию Божию".
Когда Россию и Русскую Церковь постигли
тяжкие испытания гонений, святитель Тихон, Патриарх
Всероссийский (1865-1925) в ответ на послание
последователей различных протестантских исповеданий,
выражавших соболезнование гонимой Русской Православной
Церкви, писал от имени Поместного Собора 1917-1918 гг.:
"В вашем любезном послании мы желали бы видеть залог
того, что христиане всех исповеданий подвигнутся заедино
противостать во всеоружии Божием вратам ада". А в 1921
году, в связи со страшным голодом, поразившим нашу
страну, святитель Тихон направил Папе Римскому Бенедикту
XV послание, в котором, обращаясь к Папе "Ваше
Святейшество", просит его о помощи голодающим.
В наши дни весь мир, а особенно
христиане Ближнего Востока и Африки, переживают
тяжелейшие испытания, требующие, как и в начале XX века,
солидарности всех христиан. Именно в этом свете следует
воспринимать встречу в Гаване, на которую Святейший
Патриарх Кирилл пошел, следуя примеру святителя Марка
Ефесского, чья память совпадает с днем интронизации
Святейшего, и святителя Тихона - великого печальника
Земли Русской. Движимый состраданием и озабоченностью
судьбой тех, кто за исповедание имени Христова сегодня
подвергается преследованиям, Святейший Патриарх
встретился с Папой Франциском, как он встречается со
многими религиозными и политическими лидерами мира,
отстаивая интересы Православия и Русской Православной
Церкви, идеалы мира, добра и христианской любви.
Призываем не поддаваться искушениям
лукавого, который стремится внести раздор в церковную
среду, старается использовать любой повод, чтобы посеять
семена сомнения в сердца людей. Русская Православная
Церковь и ее Патриарх твердо и незыблемо стоят на страже
православной веры, ощущают ответственность за судьбу
человеческой цивилизации и отстаивают свою позицию перед
лицом любых испытаний. Наша верность Матери - Русской
Православной Церкви - должна проявляться в горячей
молитве за нашего отца Святейшего Патриарха Кирилла,
чтобы Господь дал ему силы в его исповедническом
служении и поддержал в несении тяжелого
первосвятительского креста.
Патриархия.Ru - 15.04.2016.
|