Так еретик ли Патриарх Кирилл?
Протоиерей Всеволод Чаплин: думаю, стоит мне ясно обозначить свою
реакцию на утверждения о том, что Патриарх Кирилл –
еретик. Такие слова недавно произнесли несколько
священнослужителей. Убежден: для того, чтобы обвинить
человека в ереси, надо ответственно разбирать его
высказывания, а также систему его взглядов в целом. Пока
этого никто не сделал, поэтому и обвинения вряд ли можно
считать обоснованными.
Сложность еще и в том, что настоящей
системы взглядов, развитой и последовательно выражаемой,
у Патриарха Кирилла просто нет. За несколько десятилетий
своего служения он произнес массу проповедей и сделал
массу заявлений, но очень многое в них было сказано
ситуативно, чтобы понравиться аудитории, а разным
аудиториям нравятся разные вещи. От многого пришлось
отказаться, многое пришлось пересмотреть, однако не было
ясно и честно сказано, почему та или иная позиция
изменилась.
С письменными текстами Его Святейшества
все еще сложнее. Сам этот человек не способен написать и
пяти связных страниц. Он вообще не в состоянии держать в
голове нескольких страниц письменного материала, не в
состоянии понять, что вносимая им поправка или новая
идея может войти в противоречие с другим элементом того
же текста или вообще убить его логику. Это не возрастные
особенности – так было всегда.
Слухи о Патриархе как об "интеллектуале"
сильно преувеличены. Да, это человек эрудированный и
обладающий острым умом. Он может вспомнить полезный для
какой-либо дискуссии исторический факт, может извлечь
несколько цитат из "длинной" памяти или из намедни
прочитанного, может сказать яркую фразу или предложить
внести в текст эффектную поправку. Но в этот момент
перед его внутренним взором нет никакой распространенной
системы воззрений, которую он бы последовательно
развивал. Он просто старается держаться в рамках
текущего набора политических "приличий" и
"допустимостей", а главное – в рамках православных
вероучительных норм и духовных интуиций. Первые рамки
держатся непременно – ни разу этот человек не обличил
власть имущих так, чтобы те отреагировали, а без реакции
какое обличение… Вторые рамки, слава Богу, обычно тоже
соблюдаются - хотя и не всегда, что отметили многие
критики. Однако полуслучайные фразы, за эти рамки
вышедшие, на продуманную и ясно сформулированную ересь
определенно не тянут.
Письменные тексты митрополиту, а затем
Патриарху Кириллу обычно писали люди с системным
мышлением, со сформировавшимися взглядами. Так,
концептуальные речи на Всемирном русском народном соборе
в последние годы писал Александр Рудаков под моим
руководством. Богословские тексты готовила команда
митрополита Илариона. Тексты по общественно значимым
вопросам – моя команда. "Озвучиватель" мог внести свои
идеи, мог предложить некоторые поправки – более или
менее грамотные, - но концепции, которую он мог бы
пронести через десятилетия, у него не было никогда. В
целом в итоге получалось неплохо. Сейчас происходит все
больше спонтанных выступлений по важнейшим вопросам –
посмотрите на стыдливо порезанную собственной
пресс-службой речь в Мосгордуме с ее "тошниловками" и
раскрытием источников познаний о жизни в виде разговоров
работающих на него сторожей и дворников. Абсолютная
власть повлияла на нынешнего Патриарха крайне плохо –
он, похоже, возомнил себя человеком, в высшей степени
компетентным во всех вопросах и имеющим в них последнее
слово. И это создает грандиозную опасность для него
самого, для Церкви и для окормляемых ею народов.
Возьмем, например, сферу христианской
социальной мысли, в которой я работаю более четверти
века. Уже в 90-е годы появилась концепция критики
секулярного общественного порядка, возникшего в
результате глобальной дехристианизации. Возникла и
идейная основа постепенного возвращения к христианским
основам права, государства и общества. Все это
выразилось в Основах социальной концепции Русской
Православной Церкви. Дискуссию по проекту этого
документа митрополит Кирилл реально возглавлял, умело
гася явные противоречия, но в текст, слава Богу, глубоко
не вмешивался. Я довольно активно развивал концепцию
рехристианизации общества, государства и права
применительно к разным жизненным ситуациям – в первую
очередь в своих радио- и телепрограммах. Бешеное
давление на православные и даже светские СМИ,
направленное на то, чтобы убить мои программы и лишить
меня права выступать, я считаю бунтом убожества,
дорвавшегося до власти и желающего быть "на всех
похоронах покойником". Но с этим бунтом мы справимся.
Между прочим, люди с ясной и
проработанной системой взглядов в Церкви есть – даже
если взгляды у них не совпадают и иногда меняются, о чем
они честно говорят. Это люди очень разные: митрополит
Иларион, Алексей Осипов, Константин Душенов, Владимир
Осипов, отец Андрей Кураев, отец Савва (Тутунов),
Александр Щипков, тот же Александр Рудаков, многие
другие. Решения надо принимать, выслушав их всех, а еще
лучше - усадив их вместе за выработку общей позиции и
отказавшись от малейших попыток эту позицию предрешить,
"продавить" собственное видение, непонятно чем
обоснованное, при помощи зычного голоса, закрытия
дискуссии и переписывания документов "за кулисами". Все
эти методы – нецерковны по сути. Потому что греховны и
безнравственны.
Чтобы Патриарха не обвиняли в ереси,
надо все важнейшие церковные решения и документы
предварительно обсуждать всей Церковью – с возможностью
доступа к процессу всех желающих и с концептуальной
работой людей, которым есть что сказать. И должен быть
полностью исключен псевдохаризматичсекий волюнтаризм,
убивающий соборность и настоящую церковность. Он опасен
и разрушителен. Он кончится большой бедой. Если он будет
продолжаться, нынешнему Предстоятелю одна дорога - в
Новый Иерусалим.
Сигналов уже очень много – даже
публичных. А непубличных еще больше. Недаром одна
ключевая в Церкви фигура все время гадает, когда "Святейшенька"
помрет, а вторая – правда, уже попавшая под расчистку
поляны для угодливых убожеств – пишет друзьям: "Бачилы
очи шо выбыралы, а тепер хоч повылазить"…
Всеволод Чаплин, протоиерей
Православная политика - 12.04.2016.
Примечание МС, Совершенно соглашусь с протоиереем Всеволодом Чаплиным,
для того, чтобы стать еретиком, нужно много думать и
читать, много читать и анализировать, много думать и
писать. У таких людей, как Патриарх, на такую
интеллектуальную работу нет времени. От людей такого
типа требуется умение понимать людей, и выбирать в себе
в команду компетентных специалистов, чтобы они могли
компетентно думать – это первый и главный талант
руководителя. Второе принятие правильных решений на
основе компетентных рассуждений и идей компетентных
специалистов в его команде.
|