Обетом не поймать Бога в ловушку, чудом
не доказать бытие Бога
- Отец Алексий, мы понимаем, что без
усилия ничего не произойдет. Никакое чудо. Но вот мы
делаем усилие, берем обет на отказ от чего-то важного...
- Да, мы делаем усилие. Но невозможно
заставить Бога какими-то своими собственными способами
совершить чудо. Обетные вещи имеют смысл, как некое
посвящение себя Богу. Например, я беру обет с утра до
ночи читать Псалтирь и буду ждать, что Бог в это время
будет воспитывать моего сына? Это же смешно!
- А если родители молятся о рождении
ребенка, например?
- Хорошо, что молятся, усиливают свою
молитву чтением Псалтири. Но Бога это ни к чему не
обязывает. Обет не может быть такой вещью, которой можно
как бы поймать Бога в ловушку.
Протоиерей Алексий Уминский
- Например, родители по благословению
берут обет читать определенные молитвы за больного
ребенка и, конечно, ждут чуда. Но ребенок не
выздоравливает. А потом видят, например, в Дивеево, как
другой малыш встает из инвалидной коляски и начинает
ходить. Это что – родители этого мальчика больше
молились?
- Не знаю. Тут нет общего правила и
какого-то арифметического решения. Если будешь делать
так, то будет так. Для одного человека так, для другого
– другое. Я знаю немало случаев, когда люди, получая
чудо исцеления, тут же успокаивались и тут же начинали
жить своей обычной прошлой жизнью.
У меня есть пример из жизни моей
приходской общины. Одна женщина впервые в своей жизни
пришла на исповедь в храм с глубочайшими слезами
покаяния, поведала о том, что ее муж находится в
тяжелейшем положении в больнице в реанимации. Было очень
глубокое покаяние, женщина после исповеди и причастия
пошла в больницу и понесла крестик своему мужу, который
врачи ему передали. Муж надел крестик и через какое-то
время выздоровел. Они оба дали Богу обещание, что
обвенчаются, что у них начнется духовная жизнь, но
ничего в итоге не сделали. Ровно через год муж был убит.
Сейчас эта женщина, слава Богу, – глубоко верующий
церковный человек. Чудо произошло.
А есть другое чудо, замечательное
прекрасное чудо, которое мне рассказали мои близкие
друзья. Их подруга не могла долгое время найти работу. И
так случилось, что она нашла работу буквально за неделю
до Пасхи. И ей обязательно надо было идти на работу в
Великий четверг, а она была так настроена на Причастие,
что для нее это было настоящей трагедией. И женщина
пошла в Великий четверг на работу, не в храм. Но сердцем
своим она, видимо, была все-таки в храме. И когда она
вечером вернулась домой, то вдруг увидела, что старая
веточка вербы, стоящая в вазочке без воды, – вся
зеленая. И уже после Пасхи она всем эту ветку зеленую
показывала. Ей даже сказали: "Хоть в воду поставь, ведь
нельзя же так чудо эксплуатировать!" Вот настоящее чудо.
Господь увидел сердце человека.
Такие чудеса, может, не самые главные,
но они не забываются. Такие тихие, но удивительные
события входят в жизнь человека настолько, что его жизнь
меняется, а потом через него меняется и жизнь других
людей.
- Отец Алексий, как Вы относитесь к такому
мнению, что у Бога на твои молитвы есть три ответа: да;
не сейчас; у меня есть что-то лучшее для тебя?
- Возможно. Даже больше ответов. Люди,
которые молятся Богу, хотят что-то от Него получить, все
время добавляют: "Да будет воля Твоя!"
- Происходят в наше время реальные чудеса?
У кого-то чудеса происходят, у кого-то
нет. Невозможно сказать, чтобы у всех происходило по
одинаковому сценарию. Такого не бывает. И думать об этом
– неправильно. Надеяться, уповать на Бога, но всегда
надо доверяться Богу до конца.
Сегодня для многих людей чудо – это не
явление Бога. Это волшебство, это фокус. Это ничем не
отличается от сеанса у экстрасенса. От кого что получить
– неважно, главное, чтобы работало. Главное, чтобы это
случилось помимо меня, ведь человек, надеясь на чудо, не
понимает того, что главное чудо – это, когда сам человек
может в своей жизни что-то поменять с помощью Бога.
Самое большое чудо в нашей жизни – когда грешник
становится святым. Большего чуда на свете нет. Когда
человек грешный, безбожный, живший в системе координат,
которая никак не совпадает с Евангельскими ценностями,
вдруг обращается в веру и становится рабом Божьим и всю
свою жизнь посвящает Богу. Выше этого ничего быть не
может. Но такое чудо людям не нужно. Людям нужно
волшебство. И книжечки о святых не о чуде говорят. Они
говорят о добрых волшебниках под именем наших святых, об
удивительных феях, названных именами подвижников
благочестия.
Самое главное для таких людей – получить
чудо, самое главное – что-то унести. И, простите за
такое резкое слово, но это становится выгодным
коммерческим предприятием, потому что люди готовы за
чудо заплатить. Заплатить готов каждый и это очень
понятно: я дал – я получил. Это очень просто: я дал
деньги, расплатился и теперь могу рассчитывать на чудо.
С другой стороны, чудеса являются
удостоверением, что Бог есть. И в этом тоже есть
определенная двойственность. Бытие Божие не доказывается
чудесами. Очень показателен спор вокруг Туринской
плащаницы. Есть масса совершенно неопровержимых, на
первый взгляд, доказательств ее подлинности и ровно
столько же доказательств ее фальсификации. И те и другие
определения доказывают ученые с мировыми именами. Но
плащаница не дается в руки ни тем, ни другим. Не
является плащаница доказательством бытия Божия, даже
если она – истинное чудо и истинный факт, говорящий о
Воскресении Христовом.
Никакое зафиксированное мироточение или
исцеление от мощей, никак не может доказать Бытие Божие.
Потому что Бытие Божие не нуждается ни в каких
доказательствах. Потому что вера на то и вера, что она
не требует никаких доказательств.
И если бы в христианской истории не было
никаких чудес вообще, если бы никто никогда не
исцелялся, никто никогда не воскресал из мертвых
(имеется в виду не Христос, а явления чудес), не было
других сверхъестественных явлений – как Он по водам
ходил, как Серафим Саровский на воздухе молился, как
старцы будущее прорекали, – даже если бы в истории
Христианства всего этого не было, а все остальные
религии просто кишели бы чудесами, все равно истинных
христиан было бы ровно столько, сколько их сегодня.
Ведь чудесные явления предлагает любая
религиозная система. Любая религия вам предложит
нетленные мощи – в Индии йоги в мощах пребывают, у бурят
обнаружился лама в совершенно чудесном мощевидном
состоянии.
Исцеления – есть везде исцеления, когда
люди молятся Богу. Все, что есть в системе христианских
представлений о чуде, есть в любой точке земного шара. И
говорить, что наше чудо настоящее, а их ненастоящее, что
наши чудеса Бог творит, а у них бесы поработали – поди
докажи. А почему Бог не может помогать индусу или
услышать молитву мусульманина и послать ему дождь или
исцеление?
Поэтому мусульмане или представители
других синкретических религий с полной легкостью
прибегают к нашим святыням, так спокойно пытаются
получить от них исцеление, потому что для них это
естественно – обращаться к источнику, из которого текут
чудеса. А что будет потом, не имеет значения. Сознание
человека таково, что оно любит пользоваться, совершенно
не задумываясь о том, что происходит. И мне кажется, что
сегодняшняя надежда на чудо и желание чудес во многом
оправдывает нашу человеческую безответственность,
нежелание нести свой крест, отсутствие самого
элементарного смирения.
А так, чудеса случаются каждый день –
маленькие, тихие, незаметные, известные только
человеческому сердцу, ответ на потаенные молитвы...
Каждый день происходят чудеса, потому что они не могут
не происходить там, где Бог и человек встречаются,
побеждаются законы этого мира – внутри самого человека,
самим человеком и человеком вместе с Богом.
Беседовала Тамара Амелина
Православие и мир - 07.07.2010.
|