Об извращенном и правильном понимании
слов Господа: "Не судите, да не судимы будете!" (Мф.7:1)
Великое преступление пастыри, которых
лучше назвать лже-пастырями, кои, под благовидным
предлогом мнимой христианской "любви" и "всепрощения",
сознательно или безсознательно, учат своих пасомых
толстовскому "непротивлению злу".
***
"Аще согрешит к тебе брат твой, иди и
обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает,
приобрел еси брата твоего"... (Мф.18:15).
Мало того! к такому благоразумному и
христианскому суду над согрешившим братом не только
разрешается, а даже предписывается привлекать и других
братий:
"...Аще ли тебе не послушает, поими с
собою еще единаго или два, да при устех двою или триех
свидетелей станет всяк глагол" (Мф.18:16).
Но и это еще не все! Если брат
продолжает упорствовать в творимом им зле, то надо
"поведать" о том Церкви, то есть церковной власти,
получившей от Самого Господа благодатное право "вязать и
решить":
"... Аще же не послушает их, повеждь
Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже
язычник и мытарь" (Мф.18:17).
Эти последние слова - самые страшные и
совершенно-неприемлемые для извращенной
мнимо-христианской идеологии современных пропагандистов
либерального модного нео-христианства, ибо они идут
совсем вразрез с их основными установками.
Но нравятся ли они или не нравятся
кому-нибудь, их из Евангелия никак не выбросишь: ведь
это - слова Самого Господа нашего Иисуса Христа.
Как же можно с ними не считаться?
Но современные нео-христиане, в составе
которых теперь числятся и ученые богословы и многие
высокие иерархи, с настоящим, подлинным Христовым
Евангелием вовсе не желают считаться, а самочинно
фабрикуют себе свое собственное "евангелие", как это в
свое время сделал и их идейный предшественник мрачной
памяти Лев Толстой.
Увы! Для многих современных весьма
нестойких, нетвердых в истинно-христианской вере
"христиан" это - большое искушение, соблазн, совершенно
сбивающий их с правого пути.
"Не судите, да не судими будете!"
Как это кажется привлекательным в
нео-христианском кривотолковании: "Я не буду мешать тебе
грешить, а ты за это мне не мешай грешить!"
Вот ведь в каком ужасающем, извращенном,
преступном преломлении предстает перед нами этот
священный текст в наше время!
А на самом деле, мы должны знать и
помнить, что осуждение осуждению рознь: что есть разные
виды осуждения.
Одно осуждение - греховное, а другое,
как мы уже видели, не только не греховно, а
предписывается самим Евангелием.
И это вполне понятно: ибо, если мы
никогда, никого и ни в каких случаях не будем осуждать,
то мы скоро потеряем всякую способность различать добро
и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.
Величайший из рожденных женами, святость
и безупречная нравственная высота которого
засвидетельствована Самим Христом-Спасителем, св.
Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и
саддукеев, говорил им: "Порождения ехиднова, кто сказа
вам бежати от будущаго гнева?" (Мф.3,7).
Что это? Греховное осуждение?
Сам Господь наш Иисус Христос,
предлагавший Своим последователям брать пример с Него,
говоря: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен
сердцем" (Мф.11,29), тем не менее не раз употреблял в
отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим
внимать Его Божественному учению, то же самое выражение:
"порождения ехиднова!" и нередко обращался к окружавшим
Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма
резкими словами осуждения: "род лукавый и
прелюбодейный!" (Мф.12:39), "о, роде неверный и
развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вам?"
(Мф.17:17). Книжников и фарисеев Он постоянно называл:
"лицемерами", "безумными и слепыми", "змеями" (Мф.15:7;
16, 3; 16, 6-12; вся 23-я глава), царя Ирода называл
однажды "лисицей" (Лк.13:32); "поносил", как выражается
само Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и
Капернаум за то, что они "не покаялись" (Мф.11:20-24).
Мало того! Мы знаем из Евангелия, что
кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за
Своих распинателей: "Отче, отпусти им: не ведят бо что
творят" (Лк.23:34), не только употреблял резкие слова
осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и
решительным мерам физического воздействия: так, Он
дважды - в самом начале Своего общественного служения -
и вторично - в самом конце его, незадолго до Своих
крестных страданий, совершил изгнание торгующих из
храма. Живо и образно передают нам об этих событиях св.
евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного
торгашества, которое завели, под покровительством самих
священников и даже при участии первосвященников, имевших
большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском
храме, Господь Иисус Христос, "сделав бич из веревок,
выгнал из храма всех, и овец и волов, и деньги у
меновщиков разсыпал, а столы их опрокинул", сказав при
этом продавцам: "Дома Отца Моего не делайте домом
торговли" (Ин.2:14-17). А после Своего торжественного
входа во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова,
войдя в храм, "выгнал всех продающих и покупающих,
опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и
говорил им: написано: Дом Мой Дом молитвы наречется, а
вы сделали его вертепом разбойников" (Мф.21:12-13; Марк.
11, 15-17; Лк.19:45-46).
Что же это такое?
И как далеко это от той
мнимо-христианской "любви" и всеобъемлющего
"всепрощения", которые проповедуют современные либералы
- "нео-христиане"! И не найдут ли они, более
"любвеобильные", чем Сам Господь, такие слова и действия
Безгрешного Господа греховными и недопустимыми,
противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь
излюбленными ими выражениями "мракобесия",
"черносотенства", "мрачной средневековщины",
"ретроградства", "инквизиции" и т. под.?
Но можем ли мы думать, чтобы Господь
наш, Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на
землю ради спасения нас, людей, ради научения нас
Божественной Истине и жизни, согласной с нею,
противоречил, в чем бы то ни было, Сам Себе - поступал
вопреки Своему собственному учению?
Об этом, конечно, не может быть и речи:
думать так было бы величайшим кощунством!
Но вот Он так поступал!
Следуя примеру Самого Господа, и Его
Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях
"осуждать" людей, упорно противившихся той Евангельской
Истине, которую они проповедывали, и прибегать иногда к
самым решительным мерам воздействия для обуздания и
пресечения зла.
Так, св. Апостол Петр сурово осудил за
допущенный ими обман Ананию и Сапфиру, которые были
наказаны мгновенною смертью только за то, что "утаили из
цены земли", проданной ими, некую часть, вместо того,
чтобы полностью принести все в жертву Церкви
(Деян.5:1-11).
Св. первомученик Архидиакон Стефан
открыто при всех, в заседании синедриона, осудил своих
сородичей иудеев, назвав их "жестоковыйными" и "людьми с
необрезанным сердцем и ушами", и обвинив их в том, что
они "всегда противятся Духу Святому," что они "убивали
пророков" и, наконец, "сделались предателями и убийцами"
Самого Господа Иисуса Христа, о пришествии Которого
предвозвещали эти пророки (Деян.7:51-52).
Св. Апостол Петр осудил Симона-Волхва за
его попытку купить благодать Св. Духа за деньги, сказав
ему: "сребро твое да будет с тобою в погибель... вижу
тебя исполненнаго горькой желчи и в узах неправды"
(Деян.8:18-23).
***
Читайте также по теме:
***
Св. Апостол Павел, во время своего
первого миссионерского путешествия, сурово осудил
волхва-лжепророка Вариисуса, или Елиму, пытавшегося
отклонить от веры во Христа проконсула Сергия Павла,
сказав ему: "О, исполненный всякаго коварства и всякаго
злодейства, сын диавола, враг всякой правды!" и наказал
его слепотою (Деян.13:6-12).
Что это? Греховное осуждение? Отсутствие
христианской любви у Апостолов?
Тот же св. Апостол Павел, когда
новообращенные им к вере во Христа Коринфяне донесли
ему, что в их среде завелся отвратительный гнусный грех
кровосмешения - что "некто, вместо жены, имеет жену отца
своего", не сказал им на это: "Не судите, да не судими
будете!" или: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата
твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?" Нет!
ничего подобного! Св. Апостол тотчас же осудил этого
грешника, и Коринфянам повелел осудить его, вынеся ему
строжайший приговор и наказание: "Предать его сатане во
измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа
нашего Иисуса Христа" (1 Кор.5:1-5).
Мало того! Св. Апостол Павел предписал
затем Коринфянам вообще "не сообщаться с блудниками" и
не только с блудниками, но и с "лихоимцами", или
"хищниками", или "идолослужителями" и со всеми теми,
"кто называясь "братом" (то есть, "христианином")
"остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем,
или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже
и не есть вместе... извергните развращеннаго из среды
вас" (1 Кор.5, 9-13).
Приведенных нами выше мест Священного
Писания, кажется, более чем достаточно, чтобы видеть,
как надо правильно понимать слова Господа: "Не судите,
да не судими будете!", то есть убедиться в том, что эти
слова отнюдь не исключают всякого рода осуждения
ближнего - что есть "осуждение" не только
позволительное, но даже необходимое, предписываемое
самим Законом Божиим и совестью, так как истинный
христианин не может относиться к явному злу и греху
равнодушно, не замечать его и мириться с ним, под
лукавым предлогом "неосуждения", "христианской любви" и
"всепрощения".
Надо хорошо знать и помнить, что
совершенно чуждо истинного христианства зловредное
Толстовское учение "о непротивлении злу" (кстати
сказать, погубившее нашу несчастную Родину-Россию и
ввергнувшее ее в страшные кровавые ужасы большевизма!):
всякий истинный христианин - непримирим ко злу, где бы и
в ком бы он его ни встречал.
Примеру Самого Господа Иисуса Христа и
Его Святых Апостолов следовали затем на протяжении всей
истории Церкви и все истинные христиане, всегда
осуждавшие зло и боровшиеся с ним, хотя бы это стоило им
всевозможных тяжких лишений и даже самой жизни.
Так боролись со злом темного язычества и
идолопоклонства святые мученики, не только пассивно
умиравшие за Имя Христово, но и весьма решительно
осуждавшие, иногда в весьма резких словах и выражениях и
даже действиях заблуждения и нечестие идолопоклонников.
Решительно и безкомпромиссно боролись с
лжеучителями-еретиками Святые Отцы Церкви, отнюдь не
считая еретиков "инакомыслящими" (как это стало модно в
наше время выражаться!), к которым надо проявлять
"терпимость", к которым надо "подходить с пониманием", а
разсматривая их, как "лютых волков, не щадящих стада",
по выражению Слова Божия (Деян.20:29), и сурово осуждая
их на Вселенских и Поместных Соборах, всячески
предостерегая от общения с ними правоверующих, и
предавая их анафеме.
Что это? Греховное осуждение или
отсутствие любви?
Нет! Это не более, как вполне законное
применение в жизни слов св. Апостола: "Какое может быть
общение у света со тьмою? Какое согласие между Христом и
Велиаром? или какое соучастие вернаго с неверным?"
(2 Кор.6:14-15).
И Преподобные Отцы наши и Матери -
христианские подвижники и подвижницы - "осуждали" этот
мiр, во зле лежащий, самим фактом своего ухода из него.
Они следовали призыву Слова Божия: "Изыдите от среды их
и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму
вы, глаголет Господь, и буду вам во Отца, и вы будете
Мне в сыны и дщери" (2 Коринф. 6, 17-18).
А теперь, в переживаемое нами страшное
время циничного и откровенного лютого безбожия, мы, как
христиане, верные Христу-Спасителю и Его Истинной
Церкви, не можем не осуждать со всею решительностью
безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся
искоренить во всем мiре веру Христову, и разрушить
Святую Церковь - осквернивших Отечество наше и
надругавшихся над нашими Святынями.
Не можем мы не осуждать и всех тех, кто
сотрудничает с ними, кто поддерживает их и содействует
укреплению их власти, помогая им, тем самым, в их адских
замыслах.
Мы осуждаем слуг грядущего Антихриста и
самого Антихриста...
Неужели все это есть греховное
осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить
нас в этом современные умники - нео-христиане,
исполненные какой-то необыкновенной "сверхлюбви" и
всеохватывающего "всепрощения"?
Пусть не лгут они на Господа и на Его
Святое Евангелие!
Пусть не приписывают себе, в своей
фарисейской гордыне и самообольщении, любви большей, чем
имела ее Сама Воплощенная Любовь - Господь и Спаситель
наш!
А как надо правильно понимать изречение
Господа: "Не судите, да не судими будете!" это прекрасно
объясняет великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст:
"Здесь Спаситель не все вообще грехи
повелевает не судить и не всем без исключения запрещает
это делать, но тем только, которые, сами будучи
исполнены безчисленных грехов, порицают других за
маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает
здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями
своих ближних, в каких-нибудь маловажных и ничтожных
поступках, сами безсовестно творили великие грехи" (см.
том 7, стр. 260).
Следовательно, запрещается не суждение о
поступках ближнего и не осуждение злых его поступков
само по себе, а злое чувство в душе по отношению к
ближнему, со стороны человека, который сам так же
грешит, или даже еще больше, не думая о своем
собственном исправлении.
Запрещается не объективное "суждение" о
ближнем, не безпристрастное осуждение его недоброго
поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как
это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых
побуждений - из гордости и тщеславия, из зависти или
обиды.
Иными словами, запрещается всякая злоба
и злорадство в отношении грешащего ближнего, на личной
почве, а отнюдь не справедливая, чисто-идейная,
принципиальная, безстрастная оценка его поступков и
поведения, каковая не только не противна Евангелию и не
предосудительна, а наоборот - даже необходима, дабы мы
не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру
и злу, и зло не восторжествовало бы, вследствие этого, в
мiре.
Великое преступление поэтому совершают
те современные пастыри, которых лучше было бы назвать
лже-пастырями, кои, под благовидным предлогом мнимой
христианской "любви" и "всепрощения", сознательно или
безсознательно, учат своих пасомых толстовскому
"непротивлению злу".
Какое это страшное, беспросветное
лукавство!
Какое это подлинное фарисейское
лицемерие!
"Совсем никого и ни за что не осуждать"
- такого настроения в современном христианском обществе
только и хотят добиться слуги грядущего Антихриста, для
того, чтобы им легко и просторно было действовать,
подготовляя в мiре обстановку, благоприятную для
скорейшего воцарения их "Властелина".
Неужели в наше время каждому честному и
сознательному христианину еще может быть не ясно, что
безусловное "всепрощение" нужно лишь врагу Христову -
Антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство
различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно
приняли его, а затем - и самого Антихриста, не помышляя
о борьбе с ним?
Это - не больше, как
лицемерно-фарисейское лукавство врага, жаждущего нашей
погибели!
Ведь если бы христианское всепрощение,
дарованное нам Воскресшим Христом-Спасителем,
простиралось, так сказать, автоматически и на тех,
которые не желают каяться и исправлять свою жизнь, тогда
не давал бы Господь Своим Апостолам, а в лице их и всем
их преемникам, пастырям Церкви, наряду с властью
"разрешать грехи" власть "вязать" их и не сказал бы,
явившись им по Воскресении: "Имже отпустите грехи,
отпустятся им, и имже держите, держатся", то есть: не
отпустятся (Ин.20:23).
Какая, в самом деле, безпредельная и
безразсудная дерзость - считать себя любвеобильнее
Самого Бога и "исправлять" Евангелие Христово, сочиняя
какое-то свое собственное "евангелие"!
Будем же всячески беречь себя, братие,
от этой лукавой закваски современного фарисейства!
Решительно борясь со всякими
самомалейшими проявлениями зла и греха в своей
собственной душе, не будем бояться вскрывать и
изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя
обнаруживает - не по гордости и по самолюбию, а
единственно - по любви к истине. Наша главная задача в
это лукавое время лживого безстыдства - сохранить
всецелую верность и преданность подлинной Евангельской
Истине и Начальнику нашего спасения - воскресшему
тридневно из гроба Xристу-Жизнодавцу, Победителю ада и
смерти.
Аверкий Таушев, архиепископ
Цитировано по:
Современность в свете Слова Божия.
Слова и речи. Том 2., 1991
|