Правильно выбрать лестницу
Обычный язык – особенно язык рекламы,
которую мы слышим постоянно, хотим мы этого или нет –
говорит об "успехе" как о цели жизни, о чем-то таком,
чему должны быть подчинены наши устремления. "Если вам
нужен успех – делайте то-то и то-то". Но что такое
успех? Бизнес-словарь лаконично определяет "успех" как
"достижение цели". Вы поставили себе целью увеличить
объем продаж – и вы достигли увеличения. Это и
называется успехом. Но слово "успех" употребляется и
гораздо шире – когда речь идет о "философии успеха", о
неком целостном отношении к жизни, которое определяется
стремлением к Успеху с большой буквы. Что же в этом
случае означает слово "успех"?
"Успехом" считается богатство и
известность; именно к достижению богатства и известности
предполагается направлять все усилия. Именно отсутствие
того и другого подается как великое несчастье, законный
повод для ненависти и презрения к другому человеку или к
себе самому. Дурацкая поговорка "Если ты такой умный,
где же твои деньги" воспринимается как последняя и
окончательная истина о человеческом достоинстве.
Однако стоит нам присмотреться к
предлагаемым образцам "успеха", как открывается странный
парадокс. Картина успеха, которую развертывает перед
нами массовая культура, больше похожа на картину
крушения. Как это ни загадочно, но в качестве образцов
нам предлагают людей, многие из которых (уже в этой,
земной жизни) откровенно несчастны. Еще более загадочно
то, что люди с готовностью принимают их за образцы.
Майкл Джексон казался воплощением
американской мечты – чернокожий парень из небогатой
семьи, талантом и упорным трудом поднявшийся к вершинам
богатства и славы. Как мечтают подростки – и в США, и в
России, и по всему миру – о такой карьере! Вспышки
софитов, ревущие толпы поклонников, горы денег,
собственное поместье, лицо, которое узнает весь мир...
Такая слава не приходит сама собой – Джексон был
настоящим работоголиком, по словам тех, кто работал с
ним, он мог трудиться по нескольку суток без перерыва.
Несомненно, он был музыкально и пластически одаренным
человеком. Но был ли он счастлив?
Как писал в день 50-летия артиста Сева
Новгородцев, "очевидцы говорят, что узнать нашего
юбиляра нелегко. Он сидит, с бледным и безжизненным
лицом, говорит редко, тихим и хриплым голосом". Свое
пятидесятилетие артист пережил ненадолго...
Стоило ли вкладывать свою жизнь в это?
Телевидение и глянцевые журналы держат нас в курсе жизни
знаменитостей – "звезд", и мы вовремя узнаем, что
такая-то знаменитая на весь мир певица лечится от
алкоголизма, а такой-то миллиардер судится с бывшей
женой, которая полна решимости сделать его из
миллиардера миллионером. Кто-то умирает от передозировки
наркотиков, а кто-то после вечеринки то ли совершает
самоубийство, то ли случайно запивает пригоршню
снотворных таблеток стаканом водки. Тот ли это успех, к
которому стоит стремиться?
Недавний экономический кризис вызвал,
как сообщали СМИ, "эпидемию самоубийств" среди
разорившихся предпринимателей. Нет ничего более нелепого
и безумного, чем лишить себя жизни, но почему люди так
поступили? Вся их жизнь была вложена в бизнес, посвящена
достижению финансового успеха – и когда этот успех
рухнул, они не смогли этого пережить.
Одна из книг по ведению бизнеса
предлагает яркий образ – человек карабкается по
лестнице, во всем себе отказывает, идет на все,
забирается на самый верх – и наконец обнаруживает, что
лестница была приставлена не к той стене. Поэтому так
важно вовремя разобраться с тем, куда мы, собственно,
держим путь и куда мы хотим попасть. К какой цели мы
стремимся.
Люди стремятся к счастью; но что может
сделать людей счастливыми? Мы живем в обществе, которое
внушает нам, что счастье – в потреблении. Настойчивая
реклама, образы кино и популярных романов уверяют нас,
что счастье, полнота жизни, самоуважение человека
определяются теми товарами и услугами, которые он может
потребить. Мы живем в мире, управляемом "похотью очей",
как говорит Апостол, или "глазами завидущими", как
говорит поговорка. Человек чувствует себя буквально
обязанным потреблять, потреблять и потреблять. Эта
потребительская гонка, в итоге превысившая реальные
возможности экономики, и приводит к экономическим
кризисам.
Это гонка, которая истерзает вас и в
итоге оставит ни с чем: вся ее механика построена на
постоянном провоцировании потребностей, которые не могут
быть насыщены. Купив самый мощный компьютер, или машину,
или еще что-нибудь, уже через год вы окажетесь
обладателем старья – а реклама будет настойчиво
предлагать вам самую последнюю модель.
Для счастья нужно нечто другое.
Психологи в разных странах неоднократно проводили
специальные исследования, чтобы выяснить, что делает
людей (по их собственному признанию) более счастливыми;
выяснилось, что счастье мало зависит от возраста или
денег, но зависит от отношений с другими людьми и с
Богом. Люди, у которых есть семья и друзья, счастливее
одиноких, и – к некоторому удивлению неверующих
исследователей – люди, живущие церковной жизнью,
счастливее людей, равнодушных к вере. Счастье
предполагает отношения любви и доверия с ближними и
осмысленную цель в жизни. Но мы очень часто выбираем
несчастье: поворачиваемся от любви к эгоизму, от
достойных целей к погоне за миражами. То, что ложные
цели и ложные ценности делают людей несчастными – не
предмет веры; это легко видеть на множестве примеров.
Человек, который выбирает деньги, а не дружбу,
сиюминутное удовольствие, а не отношения верности, любви
и доверия, будет несчастен. Это чудовищно глупый выбор,
как чудовищно глупым является грех вообще – но люди его
совершают. Как говорит Писание, какая же польза ему, что
он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах,
в большом раздражении, в огорчении и досаде (Еккл.
5:15-16).
Мирская система отчета, которая меряет
состоятельность личности размером ее банковского счета,
является грубо и очевидно ложной. Святой, достигший
самой полной личностной реализации, может отойти ко
Господу, не оставив после себя ничего, кроме четок.
Безумный богач, наготовивший "много богатства на многие
годы", может прийти к страшному краху. Подлинный успех
человека измеряется тем, как он послужил Богу; две лепты
вдовицы могут оказаться гораздо больше, чем два миллиона
богача.
Может ли, в таком случае, христианин
говорить об "успехе"? Требует ли наша вера социальной и
деловой пассивности, должен ли христианин устраняться
богатства, власти и известности? Многие так и считают,
но тут мы рискуем впасть в одну серьезную ошибку.
В евангельской притче господин наделяет
своих рабов определенными талантами, "каждого по его
силе". Благоразумные рабы пускают серебро господина
своего в оборот и умножают вверенное им; неразумный раб
решает, что самое безопасное – закопать серебро в землю,
чтобы потом вернуть господину в полной сохранности. Как
мы все помним, его расчет оказался неверен. Господь
ожидает от нас, чтобы мы употребляли на пользу данные
нам таланты. Это значит, что человек, обладающий,
скажем, композиторским даром, должен слагать музыку во
славу Божию, талантливый ученый – совершать научные
открытия, а человек с деловыми способностями –
организовывать производство, создавать рабочие места,
производить полезные вещи и зарабатывать деньги, чтобы
было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4:28).
Среди первых христиан, несомненно, было
много бедняков и рабов – Благая Весть утверждала
высочайшее достоинство любого человека, независимо от
его социального положения. Но в первохристианских
общинах бывали и люди, занимавшие высокое положение в
обществе – например, апостол Павел упоминает Ераста,
городского казнохранителя (Рим. 16:23), о котором
церковное Предание говорит как об одном от 70-ти. Быть
городским казнохранителем такого крупного торгового
центра, как Коринф, – это высокий социальный статус, и
Ераст вовсе не оставляет своей должности, когда приходит
ко Христу. Как говорит апостол, служите друг другу,
каждый тем даром, какой получил, как добрые
домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет.
4:10). И способности к тому или иному роду деятельности,
и социальное положение – это Божии дары, которые должны
быть употреблены во славу Божию. Благочестивые купцы,
возводившие храмы и больницы, приобретавшие немалые
материальные богатства и обращавшие их к духовной
пользе, могут послужить нам примером.
Бедность и невысокий социальный статус –
не признак провала, а богатство и власть – не признак
достижения; единственный успех, который имеет значение,
это те слова, которые спасенная душа услышит от Господа:
хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над
многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего
(Мф. 25:21).
Труд, в основании которого лежит желание
послужить Господу, принесет добрые плоды и во времени, и
в вечности. Стремление к богатству, известности и власти
ради них самих обернутся крушением и несчастьем – очень
часто уже здесь, на земле. "Ибо никто не может положить
другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус
Христос. Строит ли кто на этом основании из золота,
серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, –
каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в
огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково
оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот
получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит
урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:11–15).
Сергей Худиев Православие и современность - 28.06.2010.
|