Влечение к интернету и девайсам сильнее
сексуального
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
рассуждает о плюсах и минусах современного Интернета
для духовной жизни человека…
Девайсы и повседневная жизнь
Это очень правильный, очень часто
задаваемый, очень справедливый вопрос, но все же и очень
общий. Для каждого тут свой ответ. Например, то, что мне
приходит на ум: священнику, который мне сам об этом не
говорил, но имел все признаки зависимости, было
необходимо их пресечь, потому что случилось так: он
находился в храме, в алтаре, с планшетом и забыл дать
возглас. И плохо не то, что он забыл дать возглас, но
то, что он служил, а сам был "вне службы", как бы "не
служащий".
Зависимость от девайсов, судя по тому,
что я читаю (сам я не являюсь их активным
пользователем), сила устремления, тяготения, влечения к
использованию этих устройств, в которых есть
изображение, действие, возбуждение, сильнее сексуального
влечения. И если человек в самом деле испытывает такую
привязанность, ему нужно быть очень внимательным к своей
привычке. Мы видим, что есть привыкание. И есть люди, и
в Греции тоже, которых Интернет и девайсы поглотили
настолько, что они не едят, они заболевают, у них
колоссальные проблемы, и, я думаю, для них это подобно
смерти, не знаю, может, я преувеличиваю, но ведь именно
это происходит. И Церковь такой человек не услышит. Тому
же, кто хочет бороться, и у кого еще нет полного
привыкания, но он заходит в Интернет, в его грязные,
отравленные уголки, нужно признаться самому себе: меня
это затягивает. И вывод очевиден.
Наука и Интернет
Кто-то может спросить: а могу я
использовать Интернет для подготовки к выступлению, для
работы или для связи и общения с людьми, то есть для
более разумных целей? Я бы сказал: да, но и тут нужно
быть внимательным. Вот вам другой пример: я постоянно
слушаю на конференциях доклады, в которых тысячи
отсылок. И все – из Интернета. Это такие простенькие
доклады: один сказал то-то, другой то-то, третий то-то.
И лишь немногие предлагают что-то более личное и более
глубокое. Большинство же – цитирование статей и доклады
со сносками. Что это значит? То же, о чем мы сказали.
Процесс познания становится поверхностным.
А ведь ты мог бы воспользоваться
пятью-шестью ссылками, опереться на них, чтобы
задуматься, сформулировать проблему и произвести на свет
то, что имеешь внутри себя. Плохо, если работа
становится слишком фрагментарной: у меня есть вопросы, я
нахожу на них ответы и вам их предлагаю. Налицо
механизация способности человека рождать, производить,
создавать свой собственный продукт, вкладывать в него
свое собственное выражение, свой собственный талант,
свой собственный дар. Но и тут, конечно, все зависит от
ситуации. Есть некие основы, но когда люди подходят к
нам с конкретными вопросами, все зависит от ситуации.
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай Хаджиниколау
Духовная жизнь и мобильный телефон
Я и сам борюсь. Поскольку я знал, что
это такое, у меня не было мобильного еще недавно. Сейчас
он у меня есть, а вместе с ним и вся митрополия у меня в
ладони. Я совершенно не уверен в том, что это хорошо.
Прежде всего, с телефоном на меня хлынуло огромное
общение: я все время общаюсь. Мне приходят смс от
капитана лайнера из Норвегии, а на следующий месяц с
Карибских островов... и я не успеваю! Я получаю смс-ки
из Вьетнама, из Мумбаи, из Америки, из Европы –
отовсюду. Я не могу! Мы видели вас в Интернете, и
поэтому... начинает излагать свой вопрос... Меня
засыпают вопросами люди, которые нуждаются в общении,
хотя бы в таком. Конечно, когда я знакомлюсь с кем-то из
этих людей лично, то радость нашего общения и с его
стороны, и с моей становится намного сильнее. На это
Интернет не способен!
И неплохо, что мы знакомимся с
человеком, вселяем в него надежду, но для меня лично это
создает огромную проблему – поглощает массу времени. В
результате этого "пастырского общения" я лишаюсь общения
с Небом. Я сам не хотел бы, по правде сказать,
находиться где-то и видеть, что мне посылает ответное
смс без десяти двенадцать ночи митрополит Мезогейский. Я
бы хотел, чтобы в этот час он молился, а не общался.
С другой стороны, когда я отправляю
одно-другое сообщение, а человек мне не отвечает, потому
что у него нет времени, я сетую на то, что он меня
игнорирует. Посмотрите, какая еще существует проблема!
Я радуюсь священникам, которые либо
очень мало пользуются мобильным телефоном, либо совсем
им не пользуются, и понимаю их. Но думаю, что для одних
– одно, для других – другое. И в Церкви каждый имеет
свой талант, и свою благодать, и свое призвание, и
внутреннее извещение о том, как ему жить.
***
Читайте также по теме:
***
Чего не может Интернет?
Не знаю, у меня нет простого ответа, но
одна часть моей мысли и моего сердца говорит, что через
Интернет не обнять человека, не облобызать его.
Невозможно, чтобы вы общались, и ты видел, как человек
во время вашего общения плачет. Это очень сильно! И
неосуществимо через Интернет, чтобы ты целовал экран и
получал реальный "ответ", скажем, через скайп. С другой
стороны, смотрите, совершенства не бывает, и если
другого не дано, то в той ситуации, в которой мы
находимся, мы можем общаться и так, и могут быть
получены ответы на какие-то вопросы, и может быть
просвещен наш путь, даже через Интернет. Только не стоит
увлекаться чрезмерно.
Полное отсутствие при полном присутствии
Я сейчас стараюсь избегать участия во
всех комитетах, национальных комиссиях, потому что
больше им не верю. Но когда все же участвую, это что-то
страшное. Ты находишься на заседании комитета, который
занимается важнейшими вопросами, как, например, анамнез
пациента и тем, что связано с этим. Присутствуют девять
человек, шесть из них с мобильными телефонами, на
которых что-то печатают; у председателя три мобильных
телефона. Кто-то один выступает, секретарь ведет запись,
все остальные "отсутствуют". Я предполагаю, что то же
самое происходит на заседании Совета министров и на
других подобных мероприятиях. Ум этих людей отсутствует
и находится в другом месте. Кто-то шепотом разговаривает
по телефону. Картина ужасная!
Трагедия в том, что то же самое я
наблюдал и на встрече епископов. Это обезличивает. Это
неладно.
Новость и 189 фото внизу
А еще неумеренность. Идёт постриг монаха
на Святой Горе. Люди взбираются на стулья, верующие
поднимают свои мобильники и не перестают щелкать ими.
Один с видеокамерой, другие – с другими девайсами. Что
мы отображаем? Таинство? Таинство нельзя отобразить! Оно
переживается мистически внутри нас. Все эти вспышки и
сами люди, которые фотографируют и попадают на церковные
веб-сайты, и вы видите, что совершено освящение,
панигир... присутствовало несколько десятков человек...
и 189 фотографий внизу. Зачем? Это заблуждение.
Заблуждение и неумеренность.
К сожалению, мы к этому привыкли. И, по
правде сказать, большинство из нас предпочтут зайти на
такой веб-сайт и там провести время, вместо того чтобы
взять в руки книгу, или помолиться, или даже войти в
Интернет, но там найти то, что разбудит нашу душу, чтобы
не только наши глаза и наши уши услышали (глаза тоже
слышат, когда мы читаем), но и душа получила весть.
Это вопрос совсем не простой. И нужно
устраивать на эту тему встречи - не конференции с
докладами, а обсуждения, - задавать себе вопрос: а что
же дальше?
Человеку необходима личная свобода
И одно дело использование всего этого
взрослыми, другое – молодежью. Это другой язык. Лучше я
скажу половину на греческом языке, чем все на суахили.
На суахили греки меня вообще не поймут. Я это переживаю,
общаясь со школьниками, которые приходят ко мне. Они
мыслят иначе. И я должен максимально включиться, чтобы
не они меня потянули за собой, а я бы смог их развернуть
в другом направлении, не сбить с пути, нет. И не
навязать что-то. Но сделать так, чтобы они поняли, что
им нужна личная свобода. Чтобы они смогли ясно мыслить и
тогда не соглашаться со мною. Чтобы они увидели
проблему, задумались над ней - и только после этого
опровергли мою позицию или согласились с тем, что я им
говорю.
Вопрос сложный, так как влечение очень сильно. И неудержимо развитие.
Николай Хаджиниколау, митрополит Месогейский и Лавреотикийский
Перевела с новогреческого Александра Никифорова
Православие.Ru - 09.08.2018.
|