"...Чувствую мощь!" Интернет как новое измерение в околоцерковном пространстве
"За прошедшие десять лет мы убедились,
что многие былые страхи относительно сетевых технологий оказались действительно оправданны. Для
части наших сограждан Интернет стал способом бегства от реальной жизни в иллюзорный мир,
средством удовлетворения низменных потребностей и пространством для совершения
высокотехнологичных преступлений. Но равным образом мы убедились и в том,
что в умелых и ответственных руках Интернет может быть уникальным инструментом донесения до
человека церковной проповеди, посредником в живом общении с ближним, находящимся вдали,
проводником к богослужебной жизни Церкви" (Из обращения Святейшего Патриарха
Кирилла на Епархиальном собрании 2010 г.).
Когда Интернет стал доступным широким
слоям населения и начал увереннее входить в самые разные
сферы жизни, многие верующие даже не задумывались о том,
какое влияние окажет глобальная сеть на религию.
Отдельные исследователи, впрочем, предупреждали, что
необычайная свобода и безответственность позволят
публиковать в сети провокационную информацию, вбрасывать
ложные сообщения, разжигать внутрицерковные конфликты и
подвергать сомнению авторитеты. Признаться, читая
православные форумы и блоги, приходишь к мнению, что
высказанные 10 лет назад опасения подтвердились. Даже
один человек может "заговорить" поднятую тему, свести на
нет интереснейшую дискуссию, попутно унизив ее
участников. О причинах такого поведения и путях
разрешения проблемы корреспондент украинской газеты "Одигитрия"
беседует с известным миссионером иеромонахом Макарием Маркишем.
- Отец Макарий, когда Патриарх
благословил осваивать Интернет, речь шла о проповеди,
удобном средстве общения с паствой, миссионерстве. Но
сегодня в глобальной сети наблюдаются антицерковные
настроения. Почему так происходит?
- Потому что антицерковные (точнее,
безбожные) настроения наблюдаются на планете Земля
непрерывно с момента начала 3-ей главы книги Бытия - или
столь же удаленной точки на оси времени в любой другой
хронологии.
Интернет же вошел в нашу жизнь лишь
совсем недавно, причем куда более весомо и грубо, и,
главное, куда более стремительно, чем известный
"водопровод, сработанный еще рабами Рима". И по мере
вхождения в нем начали сказываться все те же до боли
знакомые качества человеческой природы, которые издревле
терзают нас, и ради победы над которыми Бог пришел на
землю.
Если бросить взгляд в прошлое, мы
увидим, что практически любое техническое достижение
начинает служить врагу человеческого рода едва ли не
быстрее, чем человеку. И компьютер ничуть не исключение.
Вспоминаю пионера электронно-вычислительной техники в
СССР, академика А.П. Ершова: сколько замечательных
предсказаний сделал он о будущем компьютерных сетей, но
даже ему не пришло в голову, что недосягаемым лидером
интернет-коммерции станет порнография. О чем речь?...
- Но есть ведь и православный Интернет,
и там тоже далеко не все гладко... С наглым невежеством
судят о важных церковных делах, поливают грязью всех
подряд, вплоть до Патриарха, - и всё это в среде людей,
которые называют себя верующими.
- Вся соль в том, что "границы разделов"
в Интернете очень размыты, и это его объективное
свойство. Вот, к примеру, православная газета: в нее
никогда, ни при каких условиях, не попадет, скажем,
материал из математического журнала или руководства по
зоотехнике, - не говоря уж о похабщине и безбожии. Есть,
конечно, такие строго ограниченные ресурсы и в сети,
прежде всего, основные церковные и епархиальные сайты,
но ими православный Интернет отнюдь не исчерпывается!
Стоит только открыть на сайте свободный
доступ для комментариев, обмена мнениями, обсуждения и
т.п. - что и привлекает сегодня массы досужей публики, -
как будьте уверены: эта зона быстро превратится в
помойку. Причем не думайте, что все, или хотя бы
значительное число участников в этом повинны: достаточно
лишь нескольких анонимных "активистов", которые
производят неслыханный объем агрессивного вздора в
единицу времени, неустанно воспроизводя хорошо знакомую
нам атмосферу интернет-дискуссии: собаки брешут, ветер
носит...
Это несчастные люди, полное подобие
наркоманов, пьяниц и игроков в рулетку. Они живут в
игрушечном, "пластмассовом" мире (plastic universe -
старинное английское выражение), который сами же для
себя выстраивают, проводя месяцы и годы за компьютером.
И если известная Моська при всём своём ничтожестве имела
хоть какой-то рациональный мотив ("Пускай же говорят
собаки: Ай, Моська! Знать, она сильна..."), то у них и
этого нет: лишь извращенная психика получает "подпитку"
за счет выплеснутой злобы и бессовестной лжи.
Есть об этом превосходная сатирическая
сценка: бьет в самую точку. На приеме у психотерапевта:
- Комменты пишете?
- Пишу!
- Сколько в день?
- Три тысячи.
- И что при этом чувствуете?
- Власть, могущество чувствую!..
- Примеры, примеры, подробнее!
- Ну, допустим, снял Бондарчук фильм,
сорок миллионов потратил, семьсот профессионалов с ними
работало. А я сел и написал: "Обитаемый Остров - полное
... ". И всё! Мощь чувствую! Власть чувствую!
Когда говорят о "верующих" людях,
которые упражняются в подзаборной лексике и риторике
(заборы служили им излюбленным форумом в докомпьютерную
эру), остается только вспомнить слова Апостола: "Бесы
веруют и трепещут". Полезной иллюстрацией их "верований"
служит характерная реплика:
- Сукин сын!! Я гораздо лучший
христианин, чем ты!
Знакомо, не правда ли? Даром, что
перевод с английского, и дошло до нас еще из прошлого
века (когда массовое общение в Интернете сводилось к т.
наз. группам Usenet).
- В чем причина такого явления? Ведь в
реальной жизни иерархичность отношений учитывается,
субординация сохраняется, этические нормы не нарушаются.
- Во-первых (и, вероятно, в главных)
нарушаются и в реальной жизни: лже-епископ Диомид и
кучка подобных ему оборотней в рясах, к сожалению,
существуют в действительности, и наивные души, гибнущие
от яда их лжи, тоже вполне настоящие. То же самое
происходит и в других Поместных Церквах: я сам был
свидетелем ужасающих последствий "Бостонского раскола" в
80-х годах прошлого века. Так что Интернет работает
здесь лишь как усилитель сигнала; генератором же служит
грех в человеческом сердце.
И если продолжить аналогию с техникой,
усилитель этот весьма широкополосный! Компьютер
усиливает все человеческие способности, в том числе и
множество самых разных грехов, от примитивной
мизантропии (злобы и ненависти к людям и всему, что есть
доброго в мире), от невежества, несдержанности,
упрямства, занудства, до тонкой, трудно уловимой гордыни
утончённых интеллигентов... Анонимность при этом
становится универсальным прикрытием любого зла.
Надо добавить сюда и постыдную
коммерцию: если в Интернете извлекают доход,
просто-напросто щелкая по рекламе нижнего белья и
туалетной бумаги, то политтехнологи и социальные
инженеры не поскупятся на оплату дружного хора
интернет-мосек, когда им нужно облаять что-то важное и
ценное для нас с вами... Я даже провел по этому поводу
небольшой эксперимент у себя в "Живом Журнале" (см. там
заметку "Русофобия на правах рекламы").
- Если Интернет выявляет и усиливает
такой широкий спектр человеческих грехов и слабостей, то
почему именно Церковь бьет тревогу? Ведь негативные
явления, связанные с Интернетом, известны всем, но мало
кто относится к ним столь серьезно...
- Понять это несложно. Кроме Церкви (и
семьи - "малой церкви") нет на земле ничего, что жило бы
законом любви. Всё прочее, что мы видим в человеческом
обществе - государство, хозяйство, наука - живут
законами целесообразности, эффективности, справедливости
и т.п.; и когда эти законы нарушаются, последствия
далеко не столь губительны, как от пороков, которые
множатся в околоцерковной среде, в частности за счет
Интернета. И, конечно же, семья страдает от подобных
пороков в не меньшей мере: это, к счастью, в последние
годы начали понимать практически все цивилизованные
люди.
- Не лучше ли тогда вовсе отключиться от
общения в Интернете, как предлагают некоторые?
- С тем же успехом и на тех же
основаниях можно было бы отключиться и от телефона, и от
книг: ведь сколько всякой мерзости говорят и
печатают!... Православные люди, духовенство и миряне,
вполне могут общаться друг с другом в Интернете
посредством электронной почты или закрытых групп, и
тогда их "электронное" общение ничем не отличается от
любого другого. Но когда такое общение выносят в
"неогороженное пространство", открывают его для
бесконтрольного доступа анонимных участников, результат
в конечном итоге бывает именно таким, как сказано выше.
- Может, беда и в доступности
информации? Ведь получив ее частично, кто-то начинает
думать, что получил всё, хотя рассмотрел лишь макушку
айсберга. Отсюда и поспешные, поверхностные суждения,
раздоры из-за недоразумений...
- Нет, беда не в этом. Беда в
прорастании липы. Я ценю это благородное древо, но его
имя созвучно с печальным знамением нашего времени: с
утратой любви к истине за счет растущей любви к себе.
Люди ищут что-нибудь веселенькое, интересненькое,
развлекающее, щекочущее нервы, льстящее злорадству и
самолюбию, - липу вместо истины. Отсюда - липовый
("пластмассовый") мир, где нет разницы между
компьютерными играми и реальностью.
- Появляющиеся в сети открытые письма,
обращения анонимной "православной общественности", в
которых звучит критика священников и иерархов - как
относиться к такой практике?
- На это невозможно ответить в сжатом
виде... Есть разные обстоятельства, разные объекты и
формы критики. Чего в итоге больше - пользы или вреда -
выясняется только на деле, причем чаще всего в динамике:
раскрытие внутрицерковных проблем бывает вынужденным,
когда других путей больше нет, когда мы, духовенство, не
принимаем должных мер к их внутрицерковному разрешению.
Анонимные же "обращения" раскрывают лишь одно: безумие
их авторов.
При серьезных конфликтах дело решают не
письма и обращения, а церковные суды: в последние годы
они набирают силу, и можно быть уверенными, что правовой
нигилизм истребится в церковной среде так же, как и в
гражданской.
- Что можно сделать в сложившейся
ситуации? Как защитить верующих от лживой,
провокационной информации?
- Точно так же, как разумные родители
защищают детей от простуды: не кутать их, не прятать от
каждого сквозняка, а укреплять здоровье, развивать
иммунитет, закаливать организм. В нашем случае это
означает активизацию епархиальных и общецерковных СМИ,
печатных и электронных, оперативную реакцию Церкви на
возникающие вопросы и трудности, донесение до каждого
гражданина живого слова Архиереев и Патриарха. И,
конечно же, просвещение, развитие навыков работы в
Интернете, содействие людям в усилиях отличить пшеницу
от плевелов. Насколько мне известно, Синодальный
Информационный отдел разворачивает работу в этом
направлении.
Если же кто-либо из носящих священный
сан будет упорствовать в распространении такой
информации - пускай пеняет на себя. Не хочу называть
имени одного "популярного священника-блоггера" (вы легко
его найдете по сводкам заседаний Общецерковного суда):
блоггерства его никто не лишает, но священства своего он
лишился. Другие на очереди.
Последнее время общие усилия по защите
Интернета возникают в самых разных сферах, причем
результаты весьма обнадеживающие. К примеру, сотрудники
российской полиции задержали преступника-педофила
благодаря помощи со стороны Лиги безопасного Интернета,
созданной общественностью для борьбы с половыми
извращенцами во Всемирной сети.
- Но Интернет, видимо, навсегда
останется зоной бесконтрольного самовыражения...
- Что ж, в свободных странах наш язык,
перо и печатный пресс тоже никто не контролирует, кроме
нашей совести, - однако это нимало не приближает нас с
вами к матерщинникам и порнографистам. Надо просто
немного потрудиться, чтобы четче провести упомянутые
выше "границы разделов".
Недавно, например, протоиерей Всеволод
Чаплин призвал выделить в Интернете зону общения,
которая была бы доступна только для тех, кто входит в
сеть под своим настоящим именем. Интернет позволяет это,
причем сравнительно просто: уже сегодня для некоторых
денежных расчетов в сети необходимо удостоверить свою
личность. Когда эта технология распространится и
упростится, можно быть уверенными, что православный
верующий, как и любой уважающий себя человек, будет
пользоваться только ею; другая же зона, с анонимными
персонажами, останется для "бесконтрольного
самовыражения" - как некогда стены кабинок в
общественных уборных.
- А как же церковная миссия? Не
пострадает ли она, если православные отступят в
отдельную зону? Может, для участия в дискуссиях с
агрессивными анонимами лучше создавать "группы
оперативного информационного реагирования", как
предлагает протодиакон Андрей Кураев?
- Так ведь и в тех самых кабинках мы
тоже миссию не затеваем и по этому поводу ничуть не
печалимся... Одно и то же свойство - адаптивность,
гибкость, "самоуправляемость" (не столько в техническом,
сколько в социальном смысле) порождает как пороки
Интернета, так и его неоспоримые достоинства. Никто не
мог предвидеть волну богомерзкой похабщины, которая
зальет наши компьютеры - но никто ведь и не предвидел
Лигу безопасного Интернета! Рекламу в сети, конечно,
можно было предвидеть - но кто бы подумал, каким спросом
будут пользоваться средства блокировки этой рекламы...
То же самое и с анонимностью, и
разделением Интернета на зоны: увидим, как пойдут дела.
Сегодня уже гораздо трезвее, чем вчера, оценивают
читатели скандальный лай по любому серьезному поводу (о
чем я писал в упомянутой заметке "Русофобия на правах
рекламы"); можно надеяться, что завтра нормальные люди
будут воспринимать его так, как он заслуживает, и
"бесконтрольное самовыражение" в Интернете разделит
компанию с порнографией.
Предложение о. Андрея Кураева направлено
против возникновения "православных гетто", и в этом он,
конечно, прав. Знаю, что уже сегодня по его призыву в
сети действуют многие добровольцы: помоги им Господь. Но
я полагаю лучшим, и сам, как могу, добиваюсь того, чтобы
направить в "гетто" всех анонимных мосек: пускай там
лают хоть до потери пульса и ощущают свою мощь...
- Римский судья Кассий, рассматривая
дело, обычно задавал вопрос "Кому выгодно"? Как бы Вы
ответили на него в контексте затронутой темы?
- Добрые результаты - людям. Злые - дьяволу.
Макарий Маркиш, иеромонах
Православие.Ru - 08.07.2011.
|