Сезонное православие или дача vs храм
Куда исчезают их храмов православные
после Великого поста? Начинается дачный сезон, и многие
прихожане уезжают на дачи, в деревни и просто отдыхать.
Священник Александр Ермолин о том, как сохранить веру и
огород.
***
Вот и прошел Великий Пост, а следом за
ним пролетела, как одно прекрасное мгновение, и Светлая
седмица. Оба эти периода церковной жизни схожи тем, что
в это время в храм приходит гораз до больше людей, чем
обычно. В Пост, а особенно в последнюю его неделю, в
храм приходят те "записные православные", которые обычно
делают это раз в год. Все-таки совесть подсказывает, что
хотя бы и редко, но надо бы причаститься и
исповедоваться.
На Светлой состав уже другой – это уже в
большинстве своем прихожане, а не "захожане". Эти люди
пришли для того, чтобы поучаствовать в Таинстве
Евхаристии, принять участие в крестном ходе и
порадоваться Светлому Христову Воскресению. Потом
Радоница (девятый день после Пасхи) с ее наплывом людей
с записками и …все. Начинается тишина. Своего рода
"духовный штиль". Людей в храме почти нет, количество
причастников резко уменьшается. И это затишье
продолжается где-то до Троицы…
В чем причина? Куда пропадают люди? Все
очень просто. Начинается дачный сезон, и многие
прихожане уезжают на дачи, в деревни и просто отдыхать.
Вот об этом феномене "сезонного Православия" и
предлагаю сегодня поговорить.
"На дворе июнь - на попа плюнь"
Народная поговорка
Две категории
И тут уместно разделить дачников на две
категории. Первая - это те, кто уезжают на дачу или в
деревню, но продолжают ходить в какой-то храм
поблизости. Есть многие сельские храмы, в которых летом
кипит жизнь, а зимой полная тишина и никого нет. Тут нет
ничего плохого. Ведь человек не прекращает свою
религиозную и, что очень важно, литургическую жизнь.
К этим же людям можно отнести и тех, кто
живет целые сезоны на даче, но не имеет физического
здоровья для того, чтобы куда-то ездить. Таких людей
достаточно много. Родственники увозят их на дачу, и там
они на свежем воздухе живут, работают. Многие из них
регулярно читают утренние и вечерние молитвы, жития
святых и в целом ведут христианский образ жизни. Но я
не про них. Я про тех, кто имеет и силы, и здоровье.
Эти люди образуют вторую категорию.
Категорию тех, кто уходит в аграрную жизнь, что
называется, "с головой". Они не ходят ни в какой храм и
ждут окончания аграрных работ для того, чтобы вновь
вернуться в свой городской храм. При этом все остальное
время многие из них являются ревностными прихожанами,
строго соблюдают посты и регулярно ходят в храм.
И тут позволю себе привести простую
аналогию. Представьте себе солдата, который дает
присягу. Присяга – вещь серьезная, она дается на всю
жизнь. А теперь представьте себе солдата, который дает
присягу с исключениями. Вот с мая по сентябрь я не служу
Родине. Все остальное время - пожалуйста, готов. Причем
готов служить со всей серьезностью, даже готов подвиги
совершать. Но с мая по сентябрь никак. Понятно, что
такой солдат может существовать только в нашей фантазии.
Ну, или быть аналогией дачника, который забывает про
храм на несколько месяцев подряд. "Никакой воин не
связывает себя делами житейскими, чтобы угодить
военачальнику" (2 Тим. 2:4) – говорит об этом Священное
Писание.
***
***
Три "Но"
Представителям этой второй категории
хотелось бы напомнить несколько важных вещей.
Во-первых, христианство немыслимо без
Евхаристии, без Причащения Святых Христовых Тайн. А для
этого необходимо участие в богослужении. Человек,
который ради дачных забот отказывается от участия в
главном Таинстве Церкви, на мой взгляд, прекрасно
характеризуется словами из Апокалипсиса: "ты тепл, а не
горяч и не холоден" (Откр. 3:16). О регулярном участии в
Евхаристии говорят и канонические правила,
предполагающие даже отлучение человека, не
приступающего к Святой Чаше без уважительной причины
продолжительное время.
Во-вторых, "...шесть дней работай и делай
всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу
твоему. Не делай [в оный] никакого дела" (Втор.5:13-14).
Понятно, что для христиан самый главный день – это
воскресение, и оно должно быть посвящено Богу. Поэтому в
огромном количестве дачных дел нужно уметь "сделать
паузу" и посвятить хотя бы один день Богу.
И, в-третьих. Далеко? Трудно? Да,
бывает так, что далеко ехать до храма. Но, вместе с
тем, надо помнить, что никто и не обещал, что будет
легко. Апостолы три года ходили за Спасителем, пережили
многое в этой непростой "дорожной жизни". Вспомним
слова Петра: "вот, мы оставили все и последовали за
Тобою" (Мф. 19:27). А что Господь говорит им в ответ?
"Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или
отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради
имени Моего, получит в сто крат" (Мф. 19:29).
И еще одна прекрасная мысль из Нового
Завета: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие
усилие восхищают его" (Мф. 11:12). То есть христианину
всегда нужно прилагать усилия. Ничего в этом мире, а уж
тем более в мире духовном, не дается просто так. Для
всего нужны усилия.
***
***
Ответ критикам
И сразу отвечу критикам. Всем тем, кто
хочет сказать: "Легко ему рассуждать, а нам нужна
картошка, морковка, лук, чеснок, продукты и т.д.". Все
это нужно каждому человеку. Если есть такая
возможность все это вырастить на даче и таким способом
хотя бы немного сэкономить семейный бюджет, то это
замечательно. Просто очень важно правильно расставлять
приоритеты. Вспомните евангельское "отдавайте кесарево
кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:21), и тогда все станет на
свои места.
Александр Ермолин, иерей
Храм сошествия Святого Духа
-
05.05.2018.
|