Признаки Церкви Христовой
Как на исходе Ветхозаветного периода
люди не могли узнать Христа, так и на исходе
Новозаветного периода люди разучились узнавать Церковь
Христову. В послании святого апостола Иоанна приведены
слова Господа Иисуса Христа: "Исследуйте Писания, ибо вы
думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они
свидетельствуют о Мне" (Ин.5:39).
Этими словами Он
призывает обратить внимание слушающих его людей на то
обстоятельство, что именно Он является и Источником и
Исполнителем Закона. Чтение Писаний без Него не спасает
человека, а отвержение обрекает на гибель. Христос есть
камень, отвергнутый строителями и "тот, кто упадет на
этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того
раздавит". (Мф.21:44)
Сегодня же Церковь, которая Христова,
обращается с увещеванием к заблудшим людям со словами:
"Исследуйте Евангелие, ибо вы думаете через Него иметь
жизнь вечную, а Оно свидетельствует о Церкви". Ибо тот,
кто крещен Святым Духом в Церкви, тот имеет верного
путеводителя к Богу. Кто же отверг Церковь Христову или
принял собрание лукавнующих за Нее, то отвергает
действие Благодати Духа Святого и взамен принимает
лукавого духа, в рабство которому он запечатлевается в
акте крещения. По этой причине сознание человека
наполняется "христом оболганным", "христом искаженным",
"христом неполным", "христом усеченным". Наполняется
потому, что лукавый дух, приблизившийся к человеку,
искажает в сознании человека прочитанные евангельские
слова, формируя из них уродливую сектантскую мозаику
вместо гармоничной, здравой, реальной картины духовного
мира.
Именно по причине множества прельщенных
сегодня наших сограждан, которые ошиблись дверьми и
оказались в собраниях беззаконных, мы попробуем
рассмотреть Евангелие и привести признаки Церкви
Христовой в надежде на исцеление плененных.
На основании Священного Писания мы
говорим о следующих сущностных свойствах Церкви
Христовой:
Указывая на рождение Новозаветной Церкви
(Деян.2:3-4), мы отмечаем присутствие Божие в Церкви как
первое сущностное свойство. Действительно, без Бога
Церковь становится простым собранием людей, хотя бы они
и читали Библию: "Он дал нам способность быть
служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что
буква убивает, а дух животворит" (2 Кор.3:6). Право
толковать Священное Писание принадлежит Духу Святому:
"Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на
всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет
говорить, что услышит, и будущее возвестит вам"
(Ин.16:13). Однако, ради обольщения и погубления лукавые
духи также толкуют Библию, уподобляясь диаволу, который
Писанием (Пс.90) искушал Христа в пустыне: "И повел Его
в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал
Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо
написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить
Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о
камень ногою Твоею" (Лк.4:9-11). Поэтому и встает вопрос
о проверке собрания и духа того собрания, от Бога ли
оно.
Второе сущностное свойство Церкви – это
свойство быть Телом Христовым. "Ныне радуюсь в
страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти
моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть
Церковь, которой сделался я служителем по
домостроительству Божию, …" (Кол.1:24-25). Сравнение
Церкви, глава которой Христос, с телом человека весьма
не случайно, и вот почему.
Во-первых, точно так же, как любое тело
человека имеет день рождения, так и Тело Христа –
Церковь имеет день рождения, именуемое Пятидесятницей –
временем схождения Святого Духа.
Во-вторых, точно так же, как тело
новорожденного изменяется во времени, увеличиваясь в
размерах, так и Тело Христово – Церковь изменяется во
времени, прирастая вновь обратившимися крещеными членами
"все тело, составами и связями будучи соединяемо и
скрепляемо, растет возрастом Божиим" (Кол.2:19). Причем
некоторые части человеческого тела по разным причинам
могут утрачиваться, что является аналогом отпадения от
Церкви людей, захваченных различными лжеучениями.
Человеческое тело при этом остается живым, хоть и
покалеченным, а утраченные части сгнивают в силу
прекращения кровообращения в них. Тело Христово -
Церковь так же остается всегда живым, скорбя и молясь о
возвращении отпавших по собственной воле частей.
Во-третьих, точно так же, как в
человеческом теле происходит обновление клеток с
периодичностью раз в семь лет, а это означает, что на
смену отмирающим клеткам рождаются новые, так и в Церкви
происходит обновление: на смену апостолам пришли
рукоположенные ими ученики, которых, в свою очередь,
сменили другие ученики. Прекращение в человеческом
организме обновления клеток указывает на прекращение
жизнедеятельности организма, а проще говоря, является
признаком смерти. Так и в Церкви, нарушение
рукоположения укажет на прекращение существования
Церкви, что возможно лишь при одном условии, которое
есть Второе пришествие Христа и переход Церкви из одного
состояния в другое. Раньше этого события остановка
рукоположения невозможна, потому, что невозможно
разрушить Божие Слово. Подтверждением этой мысли о
непрерывности или постоянстве пребывания Церкви на земле
служат слова Священного Писания: "и Я говорю тебе: ты -
Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада
не одолеют ее" (Мф.16:18). "Истинно также говорю вам,
что если двое из вас согласятся на земле просить о
всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца
Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя
Мое, там Я посреди них" (Мф.18:19-20). "Итак, идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и
се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь"
(Мф.28:19-20). Так закрепляется мысль, что Церковь не
может исчезнуть, ее не может не быть. А, следовательно,
каждому историческому периоду соответствуют конкретные
христиане, о которых Церковь не может не знать и не
вправе забыть. "Поминайте наставников ваших, которые
проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их
жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7).
В-четвертых, не смотря на обновление
клеток, в человеческом организме сохраняется память о
прошлых событиях, которые кладутся человеком в копилку
мудрости и служат источником опытности, и в тот же время
составляют биографию человека от начала его рождения до
текущего момента времени. Поскольку живущему
человеческому телу присуща биография, то и Церкви как
Телу Христовому присуща история Ее жизни. Другими
словами, история Церкви – это история борьбы Святого
Духа вместе с людьми против разного рода попыток
уничтожить Церковь лукавым предводителем лукавого
войска. Это время накопления духовного опыта
противодействия созидания разрушению. Так что истории
Церкви, повествующей о стоянии христиан в вере, с одной
стороны, и свидетельстве Божием в прославление их, с
другой стороны, непрерывно от века к веку, не может не
быть. К тому же само Священное Писание призывает нас к
тому, чтобы мы пользовались преданием, то есть
переданным изустно знанием и опытом: "Итак, братия,
стойте и держите предания, которым вы научены или словом
или посланием нашим" (2 Фес.2:15). И здесь было бы
уместно сравнить конспекты, которые сектанты пишут во
время своих собраний, с поучениями учителей, скажем,
Православной Церкви, или Римско-католической, а потом
спросить, не читали ли они конспекты своих
предшественников, положим 20-ти или 200-летней давности.
А в случае отсутствия таких конспектов, справедливо
будет усомниться в том, жила ли данная община реально,
поскольку не сохранилось свидетельства о ней в мировой
истории, а, равно, и не существовало учения этой группы
верующих в том виде, в каком оно изъясняется ими в
настоящий момент. Поэтому представление о жизни и учении
этой группы лишь фантазии в голове нашего оппонента,
сформированные опытными руководителями.
В-пятых, в человеческом теле от рождения
и до смерти, оживляя его в каждый момент времени, течет
одна и та же кровь, которая является плотской или
вещественной душой тела: "только плоти с душею ее, с
кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой
жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу
человека от руки человека, от руки брата его" (Быт. 9,
4-5). "… ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа
его" (Лев.17:14). Все знают, что каждому живущему
человеческому телу присуща кровь с определенными
свойствами, как-то: резус фактор, группа крови и др., не
изменяемые во времени. В Церкви, как в Теле Христовом,
наполняя и оживляя Ее, действует Святой Дух, Который
усвоен Ей от рождения в день Пятидесятницы, и который
останется с ней во веки веков, ибо верность Божия не
есть верность человеческая. Точно так же, как и крови
человеческой, оживляющей человеческое тело, Святому
Духу, омывающему Тело Христово (Церковь), присущи
определенные, не изменяемые во времени свойства, которые
проявляются в неизменном учении о Неизменном Боге. Это
обстоятельство, в свою очередь, позволяет, сравнивая во
времени признаки Святого Духа, которые выражаются в
неизменяемом свидетельствовании о Христе, определять
Тело Христово, то есть Церковь.
Здесь нельзя не упомянуть о таком
признаке Святого Духа, как единомыслие в учении о Боге,
не изменяемое во времени и, как свидетельство
неизменности, подразумевает наличие в Церкви письменных
источников, принадлежащих церковным учителям. "Бог же
терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии
между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы
единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа
нашего Иисуса Христа" (Рим.15:5-6). Таким образом, мы
должны славить и учить о Нашем Господе не отлично от
того, как это делали наши предшественники христиане.
Причем это единство в единомыслии не может прерываться.
Из этого же следует, что группы людей безразличной
численности, которые содержат противные утверждения, по
определению не могут принадлежать к одному телу,
поскольку их различное исповедование указывает на
различный в них дух. Двух же частей одного тела с
разными параметрами крови, как и двух тел с одной и той
же кровью, не может быть, поскольку такое положение
противоречит Священному Писанию: "Одно тело и один дух,
как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один
Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех,
Который над всеми, и через всех, и во всех нас"
(Еф.4:4-6).
Следующим сущностным свойством является
усвоенная Святым Апостолам власть связывать: "и дам
тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то
будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то
будет разрешено на небесах" (Мф.16:19). "Истинно говорю
вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе;
и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе"
(Мф.18:18). "Сказав это, дунул, и говорит им: примите
Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на
ком оставите, на том останутся" (Ин.20:22-23). Здесь
говорится о свойстве власти. Таким образом, для того,
чтобы быть причастным к Церкви Христовой, совершенно
необходимо быть причастным или, другими словами,
согласиться с тем, что связала Церковь в лице Апостолов
либо их учеников во время, предшествующее нам. Другое
значение этого свойства проявляется в том, что Христова
Церковь всегда указывает правильное направление и
предлагает средства для спасения души: "… чтобы, если
замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием,
который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение
истины" (1 Тим. 3, 15). Отсюда категоричность в
различении добра и зла, ибо тот, кто видит отчетливо,
понятно и доходчиво объясняет, почему так, а не иначе.
По этому поводу Иоанн Богослов в своем послании пишет:
"Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет
антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и
познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас,
но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались
бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не
все наши". (2Ин.2:18-19).
Обращаю внимание читателя, что последнее
Евангельское чтение совершенно однозначно определяет
порядок появления расколов, ересей и сект: "они вышли, и
через то открылось, что не все наши". То есть согласно
текстов Священного Писания основным условием определения
сектантства всегда служит бытие Церкви, отщепление от
которой и определяет, что те которые вышли не есть наши,
то есть теперь не принадлежат Церкви, а те, которые
остаются в единстве с апостолами и их духовными
учениками-преемниками, те и составляют Тело Церкви,
которая есть столп и утверждение истины.
***
Читайте также по теме:
***
Тот же, кто говорит неопределенно:
"спасение возможно в разных конфессиях и церквях" и
предлагает различные пути ко спасению (мол разные
религии ведут к одному и тому же Богу), выдает таящееся
в нем лукавство. Из этого свойства логично вытекает, что
признак истинности заключается в единстве между собой в
Боге, в то время как признак ложности заключается во
множественности своего мнения (своей веры): "Когда
говорит он (диавол. – авт.) ложь, говорит свое, ибо он
лжец и отец лжи" (Ин.8:44). Как следствие вывод: Церковь
Христова одна, а сект множество.
Следующее сущностное свойство Церкви –
соборность, которое мы находим в книге Деян.15:1-29.
Изучающему деяния Первого Апостольского Собора
открывается, что до принятия решения означенным Собором
несогласие между христианами по вопросу обрезывания не
являлось грехом. Но после Собора всякий несогласный с
его решением оказывался противником установлений Бога и
людей. Подобным же образом обстоит дело с другими, как
Вселенскими, так и поместными соборами. Соборным разумом
Церкви был составлен канон Библейских книг, и совершенно
неразумно взять (украсть) Священное Писание из Церкви и
забыть взять толкование к Нему. В этом случае выходит,
что человек или группа людей полагаются только на
собственный интеллект, который не идет ни в какое
сравнение с соборным разумом Церкви, питаемым от Духа
Святого. К тому же, такой человек или группа людей,
находящиеся по неведению и легкомыслию вне сообщения с
Духом Святым, оказываются в состоянии состязания с
лукавыми духами, значительно превосходящими как отдельно
взятый интеллект, так и совокупный человеческий, каким
бы высокоразвитым этот интеллект ни был. Все это потому,
что лукавые бесплотные духи имеют громадное
превосходство перед плотяной (от слова "плоть") природой
человека в опыте обмана, берущего свое начало от
грехопадения и измеряемое тысячелетиями. Да и интеллект
бесов многократно превосходит человеческий. Следствием
такого состязания неизменно становится победа лукавых
духов над человеком или группой и управление их
поведением с целью окончательного порабощения.
Подытоживая все выше перечисленное,
можно утвердительно сказать, что лишь совокупность всех
сущностных свойств Церкви и делает Ее Церковью
Христовой. Лишь к такой Церкви относятся слова апостола
Павла: "чтобы, если замедлю, ты знал, как должно
поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога
живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3:15). Как
следствие, справедливо обратное утверждение о том, что
искажение или умаление одного из них приводит к подмене
Церкви Христовой собранием нечестивцев, в котором люди
объединились вокруг искаженного, оболганного Христа.
Выделив, таким образом, важные
сущностные свойства Церкви Христовой, остается показать,
как они проявлялись в различные исторические времена, а
в каком собрании они сохранились в наши дни, я думаю,
ответит уже сам человек, понимая, что берет на себя
ответственность за свой выбор.
Дальнейшее решение остальных вопросов
уже исходит из того, что "Церковь так содержит",
"Церковь так учит". Здесь мы с вами находимся иногда в
положении, когда в Священном Писании "черным по белому"
не написано, как поступать. Есть, скажем, вопрос
крещения младенцев, который нужно изъяснить нашему
современнику. Есть указание, ссылка, но она не прямая,
то есть черным по белому не написано: “младенцев
крестить нужно”, или наоборот: “младенцев крестить не
нужно”. Полагаю, что в этом случае необходимо обратить
внимание на следующее место Священного Писания, где
Господь говорил: "Еще многое имею сказать вам; но вы
теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух
истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан.16:12).
Стало быть, первые христиане были воистину наставлены
Святым Духом в вопросе Таинства Крещения, и знали, как
поступать с младенцами. Для всех это было настолько
понятным, что и вопросов не возникало, а, как следствие,
не появилось и посланий Апостольских. Впрочем, речь в
приведенном отрывке из Священного Писания идет не только
о том времени, когда сошел Святой Дух в день
Пятидесятницы, но всякого нового человека Святой Дух
вводит в меру взросления и соответствия Своему
Откровению. Каждый взрослый человек понимает это,
поскольку точно так же он поступает, воспитывая своего
ребенка. Ведь сознание младенца не готово к тому, чтобы
в полной мере объяснить ему всю сложность этого мира. Он
желает, допустим, гвоздь засунуть в розетку, и что мы
ему говорим? Неужели мы в полноте будем ему расписывать
весь курс высшего электротехнического учебного заведения
по части поражения человека электрическим током? Нет. Мы
говорим на понятном для него языке. По мере взросления
понимание процессов поражения человека электрическим
током восходит на необходимый и достаточный уровень,
соответствующий уровню сознания подрастающего человека.
Так и действие Святого Духа в Церкви Христовой является
гарантией того, что понимание происходящих в обществе
процессов будет правильно и своевременно осмыслено, и
выработано верное поведение. Этот пример как нельзя
нагляднее показывает, что толкование Священного Писания,
которое содержит Православная Церковь, не есть что-то
новое, но это то Откровение, которое было дано Церкви
изначально в лице святых апостолов, и в дальнейшем
разъясняемое Церковью при содействии Святого Духа.
Олег Заев
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 20.05.2005.
|