О святости Церкви
Церковь свята, потому что свята глава ее Господь:
"Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему,
Святый Израилев" (Исаии. 47:4).
"Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь
Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом
всей земли назовется Он" (Исаии. 54:5).
В ней вечно пребывает Дух Святый:
"И Я умолю Отца, и даст вам другого
Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14:16).
"Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет
Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я
говорил вам" (Ин. 14:26).
Свято учение Церкви:
"Освяти их истиною Твоею; Слово Твое есть
истина" (Ин. 17:17).
Святы Таинства:
"И такими были некоторые из вас; но омылись,
но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса
Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6:11).
"…то кольми паче Кровь Христа, Который Духом
Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от
мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (Евр. 9:14).
Церковь постепенно идет к совершенству,
из младенчества возрастает в мужа совершенного:
"…доколе все придем в единство веры и
познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного
возраста Христова" (Еф. 4:13).
Святость в смысле безгрешности к членам церкви неприложима:
"…ибо все мы много согрешаем. Кто не
согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать
и все тело" (Иак. 3:2).
"…Если говорим, что не имеем греха, -
обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем
грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам
грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим,
что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его
нет в нас" (1 Ин. 1:8-10).
"Кто говорит: "я познал Его", но заповедей
Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины" (1 Ин. 2:4).
Если же члены Церкви и называются
святыми, то не в том смысле, что они безгрешны, а что
избраны и находятся под водительством Святого главы Церкви Господа:
"…ибо ты народ святый у Господа, Бога
твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был
собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор. 7:6).
"Но вы - род избранный, царственное
священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы
возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой
свет" (1 Пет. 2:9).
В смысле избрания называются святыми:
земля, горы и храмы:
"И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь
твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть
земля святая" (Исх. 3:5).
Нельзя же землю, и горы считать
безгрешными: они избраны.
Грешники своим присутствием не могут
осквернить Церкви и нарушить ее святости, потому что она
создана Господом для спасения грешников:
"Я пришел призвать не праведников, а
грешников к покаянию" (Лк. 5:32).
"Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим
Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен
Бог восставить его" (Рим. 14:4).
Как в теле есть немощные, больные и
неблаговидные члены, так и в Церкви всегда есть грешные
люди. Были они среди апостолов при жизни Христа:
"Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов
Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не
продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но
потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил,
что туда опускали" (Ин. 12:4-6).
"И когда они ели, сказал: истинно говорю
вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и
начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же
сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот
предаст Меня. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о
Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий
предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем
и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит
ему: ты сказал" (Мф. 26:21-25).
Грешники были при апостолах среди первых
христиан первой Церкви:
"В эти дни, когда умножились ученики,
произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их
пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей" (Деян. 6:1).
"Есть верный слух, что у вас появилось
блудодеяние, и при том такое блудодеяние, какого не слышно
даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца
своего" (1 Кор. 5:1).
Есть грешники и теперь в Церкви:
"А в большом доме есть сосуды не только
золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в
почетном, а другие в низком употреблении" (2 Тим. 2:20).
Будут грешники до последних времен;
поэтому-то Христос сравнивает Церковь:
(Мф. 13:24-41) пример: притча о плевелах.
"Еще: подобно Царство Небесное неводу,
закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который,
когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали
в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века:
изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных" (Мф. 13:47-49).
Апостолы не ушли от Христа из-за того,
что Иуда был вор и предатель; первые христиане также не
оставляли Церковь, видя в ней слабых, грешных людей.
Сектанты укоряют Православную Церковь в том, что в ней есть
грешники, видимо считая себя одних святыми. Такая гордость
противна Христу, возлюбившему грешников до смерти крестной,
не согласна с заповедью апостола, повелевшего снизходить к
немощам братиев своих, а не оставлять из-за этого Церкви:
"Не будем оставлять собрания своего, как
есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и
тем более, чем более усматриваете приближение дня оного"
(Евр. 10:25).
"…снисходя друг другу и прощая взаимно, если
кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы"
(Колос. 3:13; Еф. 4:2).
О суде Церковном и об отношении к грешникам:
"Если же не послушает их, скажи церкви; а
если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник
и мытарь" (Мф. 18:17).
Власть принадлежит в церкви пастырям:
"…чтобы, если замедлю, ты знал, как должно
поступать в Доме Божием, который есть Церковь Бога живаго,
столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15).
"Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты
довершил недоконченное и поставил по всем городам
пресвитеров, как я тебе приказывал" (Тит. 1:5).
Пастыри принимают согрешающих и отлучают:
"Кому простите грехи, тому простятся; на ком
оставите, на том останутся" (Ин. 20:23).
"Истинно говорю вам: что вы свяжете на
земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле,
то будет разрешено на небе" (Мф. 18:18).
Миряне должны исполнять постановления пастырей:
"Повинуйтесь наставникам вашим и будьте
покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как
обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не
вздыхая: ибо это для вас неполезно" (Евр. 13:17).
По приказанию ап. Павла коринфяне отлучили кровосмесника:
"Внешних же судит Бог. Итак, извергните
развращенного из среды вас" (1 Кор. 5:13).
И опять приняли его по раскаянии: (2 Кор.2:5-11).
Мирянам не дана власть судить и отлучать согрешивших братьев:
"Если все тело глаз, то где слух? Если все
слух, то где обоняние?.. Не может глаз сказать руке: "ты мне
не надобна"; или также голова ногам: "вы мне не нужны".
Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо
нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о
тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более
благовидно покрываются; а благообразные наши не имеют в том
нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном
большее попечение" (1 Кор. 12:17; 21-24). Если все судьи,
кого им судить и кто их будет судить.
Грешников не должно сразу отлучать от
Церкви, а прилагать всякие средства к их обращению и вразумлению:
"Умоляем также вас, братия, вразумляйте
бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте
долготерпеливы ко всем" (1 Фес. 5:14).
Грешников нужно иметь на замечании:
"Если же кто не послушает слова нашего в сем
послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним,
чтобы устыдить его" (2 Фес. 3:14).
Кротко наставлять:
"с кротостью наставлять противников, не даст
ли им Бог покаяния к познанию истины" (2 Тим. 2:25).
Исправлять в духе кротости:
"Братия! если и впадет человек в какое
согрешение, вы, духовные, исправляте такового в духе
кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6:1).
Обличать:
"…держащийся истинного слова, согласного с
учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и
противящихся обличать" (Тит. 1:9).
Заграждать уста и строго обличать:
"Ибо есть много и непокорных, пустословов и
обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно
заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не
должно, из постыдной корысти. Из них же самих один
стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери,
утробы ленивые". Свидетельство это справедливо. По сей
причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере" (Тит. 1:10-13).
Молиться за них:
"Признавайтесь друг перед другом в
проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много
может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16).
"Если кто видит брата своего согрешающего
грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь,
то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти:
не о том говорю, чтобы он молился" (1 Ин. 5:16).
Лишать их причащения Тела и Крови Христовой:
"Но я писал вам не сообщаться с тем, кто,
называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или
идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником;
с таким даже и не есть вместе" (1 Кор. 5:11). В словах: "не
есть вместе" нужно понимать таинство св. Причащения, потому
что через обыкновенную пищу с грешниками Сам Христос имел общение. Пример:
"Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и
говорите: "вот человек, который любит есть и пить вино, друг
мытарям и грешникам" (Лк. 7:34).
"В какой бы город или селение ни вошли вы,
наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не
выйдете" (Мф. 10:11).
"В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте,
что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды
свои; не переходите из дома в дом" (Лк. 10:7).
Если после всех этих мер грешник не
раскается, то его надо отлучить от Церкви; т.е. прибегнуть к
самому высшему наказанию впредь до его обращения:
"Если же не послушает их, скажи церкви; а
если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник
и мытарь" (Мф. 18:17).
"Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема" (1 Кор. 16:22).
Во всех этих мерах по отношению к грешникам
видна любовь и материнская заботливость Церкви. Как человек
не сразу отрубает себе заболевший палец, а использует все
средства к его исцелению и уже при нужде удаляет его, так и
Церковь использует все меры к покаянию грешников, чтобы он
не погиб, а был жив. Такие снисходительные меры вполне
согласны со словом Божиим: "Бог, - говорит ап. Павел, -
соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее
попечение. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все
члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1
Кор. 12, 24; 26).
Любовь к грешнику и заботу о нем Господь
Иисус Христос прекрасно изобразил в притче о смоковнице: (Лк. 13:6-9).
Милосердный Господь долго терпит ("Не медлит
Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то
медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но
чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:9)) о наших грехах,
ждет нашего покаяния, не удаляет из виноградника своего -
св. Церкви, но как бесплодную смоковницу окружает нас своею
любовию, особым вниманием: не раскаемся ли мы, не начнем ли
новую жизнь? Господь знал, что Иуда вор (Ин. 12:4-6), но ему
Он поручил носить кружку; знал Господь, что Иуда предаст
Его, и, тем не менее, терпел его среди других апостолов, до
последнего часа был внимателен к нему. На тайной вечери
Господь подал Иуде первому кусок хлеба (Ин. 13:26), но Иуда не раскаялся.
Следовало бы гордецам научиться от Господа
любви и снисходительности к грешникам, а не бегать от них,
или сразу требовать их удаления из Церкви и тем самым лишать
их возможности получить спасение. За такую гордость и
жестокость сбываются над ними обличительные слова Господа:
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете
Царство Небесное человекам; ибо сами не входите, и хотящих
войти не допускаете". (Мф. 23:13).
Сектанты говорят, что человек может спастись
и вне Церкви, только бы он веровал в Иисуса Христа и жил
благочестиво. В подтверждение этой мысли они приводят слова:
"где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них"
(Мф. 18, 20). Все еретики и противники Церкви Христовой
оправдывают себя этими словами. Но эти слова относятся к
членам церкви, пребывающим в ней и повинующимся ее власти;
про них сказано, что если они соберутся двое или трое
где-нибудь, то Господь услышит их, а не про тех, кто воюет
против Церкви и Христа.
Ветка, срубленная с дерева, не может расти и
жить; хотя листья долгое время остаются зелеными на ней, но
сок в ней засыхает и жизнь ветки умирает. Так и всякий
человек, отделившийся от Церкви, не может спастись. По
внешнему виду он, будто бы, благочестив, но нет в нем жизни
и Духа Церкви, нет оживляющей благодати и он духовно
умирает, разлагается на части. Этим объясняется бесконечное
дробление отделившихся от Церкви людей на секты.
"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не
может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так
и вы, если не будете во Мне... Кто не пребудет во Мне,
извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви
собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин. 15:4; 6).
Они, как отделенные от Тела Христова члены,
не имеют в себе жизненного духа и единства и медленно
умирают, разлагаются, гниют, сохраняя снаружи
привлекательный вид. Если бы можно было спастись помимо
Церкви, то Иисусу Христу не нужно было страдать за нее и
созидать Кровию Своею. Так сектанты отвергают искупившего их
Господа (2 Пет. 2:1) и умаляют спасительное тело Церкви Его.
Апостолы ясно учили, что помимо Церкви никто не может
получить спасения, ибо таково было обетование Божие (Ин. 15:1-6).
В день Пятидесятницы уверовало 3000 человек.
Но чтобы получить спасение, им необходимо было креститься и
вступить в Церковь (Деян. 2:38-47). Корнилий был
добродетельный муж, но и ему необходимо было для спасения
присоединиться к Церкви (Деян. 10:44-48). "Кто не со Мною,
тот расточает" (Мф. 12:30). Отвергая Церковь и отделяясь от
нее, сектанты идут против Христа.
"Кому Церковь не мать, - говорит св.
Киприан Карфагенский, - тому и Бог не Отец".
Противосектанский катехизис
|