Иерархия епископов: митрополиты и патриархи
Портал "Богослов.Ru" продолжает публикацию
переводов статей французского византиниста Бернара Флюзена,
осуществленную преподавателем МДА игуменом Дионисием
(Шленовым) совместно с П.В. Кузенковым.
Поместные Церкви – это Церкви одной
провинции или совокупности нескольких провинций, и именно на
этом уровне будут осуществлены самые значительные
преобразования.
Епархии и митрополии
Никейский собор, упорядочивая существовавшую
ранее практику, постановил (4-е и 5-е правила), что епископы
одной провинции (или епархии) должны собираться два раза в
год у митрополита (титул епископа, занимающего кафедру
столицы провинции). Власть митрополита над другими
епископами епархии, подчиняющимися ему (его "суффраганы"),
таким образом усиливается, особенно в вопросе о выборе и
поставлении новых епископов. Уже на этом уровне Церковное
деление приспосабливается к государственному, и когда
создаются новые провинции, организация Церкви обычно
учитывает их. В VI в. иногда вспыхивают раздоры.
Система имеет свои исключения. В Египте
митрополиты не обладают реальным значением, поскольку
епископ Александрии сам рукополагает епископов в провинциях.
В заново отвоеванной (при Юстиниане) Италии подобным образом
складываются особые права Рима в отношении окрестных ("περὶ
τὴν Ρώμην") областей
(provinciae suburbicariae). С другой стороны, в некоторых
провинциях, помимо полноценных митрополий, существуют также
митрополии без подчиняющихся им епископий, обладатели
которых иногда именуются автокефальными архиепископами.
Эти почетные митрополиты наряду с
патриархами и теми, кто занимает кафедры настоящих
митрополий, носят титул архиепископа. Иногда они пытались
установить свою власть над другими кафедрами и стать
полноправными митрополитами. В двух случаях епархия была
поделена на две: в Памфилии, где город Сида с 458 г.
подчинил себе половину городов этой провинции, подчинявшихся
ранее Перге (главный город Памфилии, расположенный на р.
Кастрос); и в Евфратисии (Евфратской Сирии), где город
Сергиуполь (Эр-Русафа), ставший митрополией, приобрел себе
определенное количество епископов-суффраганов. Но в этом
случае имеются в виду новосозданные епископии.
Халкидонский собор обязал епископов каждой
провинции собираться два раза в год, однако Юстиниан не
требует более одного ежегодного собрания. Областной собор
решает общие вопросы: споры между епископами, исследует их
дела согласно поданным апелляциям. С другой стороны,
митрополит исполняет важные гражданские функции: губернатор
провинции приносит в присутствии митрополита присягу при
вступлении в должность; в 569 г. Юстин II, обобщая одно из
положений Прагматической санкции 554 г., постановил, что
митрополит участвует в выборе кандидатов на пост губернатора.
Формирование патриаршей системы
Организация Церкви менее ясна при описании
уровня церковного управления, высшего, чем митрополичий. С
появлением патриархатов в IV и V вв. наблюдается
существенный прогресс, но столкновения, характерные для
церковной истории того времени, происходят по большей части
в результате соперничества между крупнейшими кафедрами.
Никейский собор, усиливший власть
митрополитов, обращает свое внимание и на высшие инстанции,
способные разрешать столкновения между различными епархиями
или трудные ситуации, в которых оказывается митрополит. 6-м
правилом Собор утвердил положение, уже реально
существовавшее: Александрийский епископ, по образцу епископа
Рима, имеет власть (ἐ ξουσία)
над Египтом и Ливией; подтверждаются преимущества (πρεσβεία)
Антиохии "и иных областей". Иерусалимский епископ получает
особые почести, при этом оставаясь в зависимости от
Кесарийского митрополита. В Восточной империи существует
четко организованная церковная единица – будущий диоцез
Египта, где Александрийский архиепископ обладает властью над епископами.
Ситуация с Антиохией и диоцезом Востока
менее ясна. Никакая другая власть, возвышающаяся над
митрополией, не упоминается. Для того, чтобы пересмотреть
решение областного собора (например, запрет епископа),
предусматривается, что митрополит может обратиться к
епископам соседних областей или вынести данную проблему на
обсуждение "большего собора".
Второй Вселенский собор (первый
Константинопольский, 381 г.) 3-м правилом устанавливает
положение Константинопольской кафедры и уделяет ей второе
почетное место после Ветхого Рима, поскольку Константинополь
– это Новый Рим. Этот же собор устанавливает как непреложный
принцип, что епископам не подобает вмешиваться в дела
Церквей, которые им не принадлежат, и определяет различные
округа: епископ Александрии управляет Египтом; епископы
Востока – только Востоком, преимущества Антиохии, как и на Никейском соборе, сохранены; епископы Асии управляют Асией,
то же самое имеет силу для Понта и Фракии. Таким образом,
принимаются во внимание пять восточных диоцезов, в то время
как диоцезы Иллирика, которые недавно присоединились к
Константинополю в гражданском отношении, в церковных
вопросах продолжают находиться в косвенной зависимости от
Рима. И на этом этапе организация Церкви формируется, хотя и
несовершенно, по образцу административного устройства империи.
На деле воплощение данных принципов
продолжает развиваться. В Константинополе деятельные
епископы расширяют привилегии своей кафедры. Ефесский собор
не принимает новые решения, но на нем ощущается умаление
Антиохийской кафедры: Кипрским епископам удается, по крайней
мере предварительно, добиться признания независимости своей
Церкви от Антиохии. Ювеналий Иерусалимский, в свою очередь,
намеревается стать независимым от Антиохии, собрав Церкви
Палестины под своей властью. Осуждение Нестория на первом
Эфесском соборе и способ проведения второго Эфесского
собора, казалось, знаменуют умаление Константинополя и
победу Александрии. Однако эта тенденция была изменена на IV
Вселенском соборе.
Действительно, на Халкидоне уменьшается роль
Александрии, епископ которой Диоскор был низложен, и
подтверждается значительность Константинополя [Herman.
1951-1954]. Правила 9-е и 17-е устанавливают право апелляции
к Константинополю о епископах трех диоцезов: Асии, Понта и
Фракии. Константинополь возвышается главным образом
благодаря "28-му правилу", которое предоставляет ему права,
равные правам Старого Рима, и устанавливает его юрисдикцию.
Это правило Халкидона [Martin, 1951-1954]
имеет особое институционное значение (Во франц. тексте:
имеет статус отчасти). Его первая часть
посвящена привилегиям Константинополя, равным тем, которые
получал Старый Рим как столица империи, поскольку
Константинополь является местом нахождения императора и
сената. Вторая часть определяет юрисдикционное содержание
этих преимуществ. Правило не будет принято Римом, который не
только озабочен претензиями Константинополя, но также,
исходя из своих "апостольских" привилегий (связь с апостолом
Петром), не может принять политические аргументы,
используемые Халкидонскими отцами для определения уровня кафедр.
Наконец, Собор определяет положение
Иерусалима, решив, что три области в Палестине, изъятые из
ведения Антиохии, будут находиться в юрисдикции Иерусалима.
Так начала вырисовываться система пяти патриархатов: Рима,
Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима –
"пентархия" Юстиниановой эпохи, управляющая имперской
Церковью. Титул патриарха при этом войдет в употребление
постепенно, в период после Халкидона. Однако пять
патриархатов никогда не поделят между собой всю имперскую
Церковь, поскольку Кипр и Церковь отвоеванной Африки не
зависят ни от одного из глав названных патриархатов.
Флюзен Бернар
Богослов.Ru - 19.03.2009.
Выходные данные книги: Le Monde Byzantin I.
L'Empire romain d'orient (330-641) / Sous la direction de
Cécile Morrisson. Paris: Press Universitaires de France,
2004. P. 111-141 (Chap. 4. Bernard Flusin. Les structures de
l'Église impériale). Русский перевод был выполнен с учетом
новогреческого перевода: O Βυζαντινός κόσμος Ι.
Ἡ Ανατολική Ρωμαική
Αυτοκρατορία (330-641). Αθήναι, εκδόσεις ΠΟΛΙΣ, 2007. Σ.
193-224 (Κεφ. 4).
При переводе был сделан ряд кратких
добавлений, необходимых по смыслу, которые поставлены в
круглые скобки. Ссылки на литературу, указанную в конце,
приводятся в квадратных скобках.
|