"Православная" астрология: эпоха Возрождения…
гороскопов
"Я верю в Бога и Судьбу", - не раз
приходилось слушать такие слова как от людей совершенно
невоцерковленных, так и более-менее постоянных
"захожан". На самом деле, "Бог" и "судьба" - это понятия
несовместимые и в духовной жизни может быть либо одно,
либо другое. Либо мы верующие православные христиане и
верим в Творца, руководящего нашей жизнью и желающего
нам лишь блага, либо мы язычники, верящие в слепую
судьбу. Но это в идеале.
На самом деле, в наше время много людей,
которые искренне считают себя православными, сочетая
христианство с верой в судьбу, приметы и прочее. Так
почему же православные не верят в судьбу и говорят о ее
несовместимости с верой в Бога?
Застрявшие в античности
Вера в судьбу была частью греко-римской
языческой религии. Греки называли своих богинь судьбы -
Мойрами, а римляне – Парками или Фатами. Они знали
судьбу каждого человека и пряли нить его жизни, а в
нужный момент обрывали ее. Также любимыми занятиями
греков и римлян были гадания, разнообразие которых
просто поражает: гадания на внутренностях животных, по
полету птиц и много других проявлений языческой
фантазии.
Казалось бы, времена античности давно
прошли, но, к сожалению, два тысячелетия христианской
культуры не смогли до конца истребить веру в судьбу. Из
античного мира гадания перекочевали в средние века,
когда астрологи занимались гаданиями, определением
судьбы по звездам и т.д. Воспетая художниками и поэтами
эпоха Возрождения для православного человека ставит
вопрос - а, собственно говоря, возрождение чего? И, если
внимательно присмотреться, то это было возрождением
язычества. Такой великий представитель эпохи
Возрождения, как, например, философ Гемист Плифон, был
откровенным язычником. И он был не одинок в своих
исканиях.
Верующие в гороскоп
Проживший много лет в Италии эпохи
Возрождения православный святой Максим Грек писал о вере
в судьбу и всякого рода гаданьях как о биче своего
времени. К сожалению, все это перешло и в нашу культуру.
Откроем словарь Даля и посмотрим, сколько в нем
выражений о судьбе: "кому что на роду написано", "знать,
уж так суждено", "чему быть, того не миновать", "кому
сгореть, тот не утонет"… Эти и многие другие выражения
свидетельствуют о вере русского народа в судьбу.
И в наши дни эта вера не изжита до сих
пор. Практически любое уважающее себя издание или
радиостанция снабжает свои выпуски гороскопом с
астрологическим прогнозом. Современному человеку,
живущему в сумасшедшем ритме мегаполиса, проще верить,
что все в его жизни уже решено и лишь надеяться, что
решено в пользу богатства и славы. Для него это гораздо
проще, чем долго и упорно работать над собой и
заниматься самосовершенствованием.
Клевета на Бога
Православная Церковь подчеркивает, что
вера в судьбу лишает человека самого главного -
возможности выбора. Преподобный Максим Грек, бывший
свидетелем разгула всякого рода суеверий, в своей
"Беседе души и ума об астрологии" призывал не винить в
своей греховности внешние обстоятельства: "пусть ни
ворующий не говорит, что в его воровстве виновата
планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его
желания, на татьбу; ни развратник пусть не считает
виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не
выставляет планету Сатурна или Марса виновниками
совершаемого им убийства".
Вера в судьбу опасна еще и тем, что
является клеветой на Бога. Ведь если Он все
предопределил, если по Его воле я стал убийцей, то
значит Господь не благ. Вера в судьбу, по словам
преподобного Максима, "представляет Бога виновником для
людей всякого зла, и несогласным Самому Себе, и
несправедливым, тогда как Он один по существу всеблаг и
всеправеден; но и являет Его Самого виновником пагубы
бесчисленного множества людей".
Пересчитанные волоса
Православная Церковь противопоставляет
вере в судьбу - веру в Бога, дающего свободу своему
созданию. "У вас же и волосы на голове все сочтены" (Мф.
10:30), – напоминает нам евангелист Матфей. Да, Господь
знает наше прошлое, настоящее и будущее в мельчайших
подробностях, но, как любящий Отец, оставляет за нами
свободу выбора. Вера в Бога дает человеку надежду, вера
в судьбу - лишает ее.
Хочу закончить цитатой из преподобного
Максима, в которой он напоминает нам о нашем высоком
призвании: "Мы же, как дети вышнего Царя, поставленные
Им владыками и получившие от Него власть наступать на
змей и скорпионов, - не будем бояться ни влияния звезд,
ни круга счастья, но с радостью и свободно будем
проходить поприще настоящей жизни, воспевая всегда
Христу Царю победную песнь". Вот так и будем делать.
Александр Ермолин, иерей
Протоинфо - 30.08.2016.
|