Сбываются ли астрологические прогнозы
Астрология – это не просто учение о
влиянии на нас далеких звезд, астрология – разновидность
оккультизма со всеми его последствиями.
В древности волхв или маг совмещал в
своем лице обязанности колдуна, астролога, гадателя,
толкователя снов – в общем, был полноценным
оккультистом. И в наши дни тот, кто мыслит окружающий
мир в магических категориях, увлекается звездными
гороскопами. Современный колдун для лучшего эффекта
заклинания обязательно учитывает астрологическую
ситуацию на данный момент. А простые смертные, наивно
увлекшись "звездной мудростью", выслушивают прогноз на
неделю, тем самым вверяя свою жизнь не Богу, а холодному
расположению космических глыб.
Автор этих строк прекрасно помнит, как
ведущие астрологи нашей страны супруги Глоба вдохновенно
предсказывали необычайные события, которые должны ждать
нас в 1990-х и начале 2000-х годов. В частности, Павел
Глоба пророчествовал как о судьбоносных, так и о вполне
прагматичных вещах: что Союз социалистических республик
не развалится[1] , что в середине 2000 года последует
денежная реформа, от которой мы весьма пострадаем [2],
что в 2004 году Россия станет духовным центром Земли,
даст ей нового спасителя, которого якобы упоминали еще
Христос и арийский пророк Заратустра [3], что президентом
США станет Хиллари Клинтон [4], а на Украине Виктор
Янукович не станет президентом никогда[5]. Ничего не
исполнилось, зато на протяжении всех этих лет сама
эйфория слушателей астрологии стала основой привития
оккультизма сотням тысяч людей.
Астрология говорит о влиянии на жизнь и
судьбу человека небесных тел: Солнца, Луны, планет, в
зависимости от их положения относительно зодиакальных
созвездий. Если гадания, например, по картам сразу
набрасывают тень на подобный способ как явно оккультный,
то астрология претендует на роль особой учености, пусть
и не совсем традиционной (для большего наукообразия при
составлении гороскопов используются даже компьютерные
технологии).
Можно ли сказать что-то по этому поводу,
основываясь на Священном Писании? Кстати, сами астрологи
иногда вспоминают евангельских волхвов с востока,
увидевших звезду новорожденного Царя и пришедших
поклониться Ему. Только вот звезда эта была не совсем
обычная – движение ее по небосводу совершалось отличным
от бездушных светил способом: И вот, звезда, которую
видели они на востоке, шла перед ними, как наконец
пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф.
2: 9). Какая еще звезда могла бы так передвигаться
(сначала явить себя на востоке, а затем двигаться от
Иерусалима к Вифлеему) и стать над местом, где родился
Христос? По словам Святых Отцов (таких как Иоанн
Златоуст и Феофилакт Болгарский), это было особое
знамение Ангелов об исполнении древних пророчеств –
Рождении Спасителя мира Иисуса Христа. Подобно тому, как
огненный столп предшествовал ветхозаветному Израилю на
пути к Обетованной Земле, так и теперь чудесная звезда
предшествует представителям язычества на их пути ко
Спасителю.
Святитель Иоанн Златоуст, а за ним
блаженный Феофилакт Болгарский в Толковании на святого
Матфея Евангелиста говорят, что это было явление
божественной и ангельской силы, приведшей восточных
магов ко Христу, тем самым символически упразднившей
магию. Как известно из предания, волхвы – Валтасар,
Гаспар и Мельхиор – стали со временем христианами.
Именно об этом поется в тропаре Рождества Христова: В
нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися,
Солнцу Правды, то есть служившие звездам посредством
этой чудной звезды научились служить Христу, Солнцу
Правды.
Но не только это можно извлечь из
Писания касательно отношений людей и небесных тел. В
Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на
горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой
силой юноши с просьбой о помощи, поскольку ученики
Христа не смогли его сына исцелить (см.: Мф. 17:14–18).
Причем в данном случае одержимость имела одну
особенность – бес овладевал мальчиком в новолуние, так
что он падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену,
бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением
Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в
новолуние? Согласно святоотеческому толкованию, демон
пытался скрыть свои действия, так чтобы люди думали,
будто виной страданий юноши была Луна – сотворенное
Богом небесное тело (вспомним, что в повествовании о
творении мира Библия особо замечает светило малое – Луну
– см.: Быт. 1:16). Исцеляя юношу, Господь запрещает
мучить отрока не Луне, а демону, показывая, кто есть
подлинный виновник человеческих мук и страданий.
Нечистая сила старается и в наши дни использовать тот же
самый прием – влиять на жизнь человека, по-видимому,
соотнося случающиеся с ним события с расположением
небесных тел.
Астрологический талисман - пентакль. Его рекомендует
применять от “сглаза и порчи” книга “Практическая
магия”, изданная в 1991 году
Правда, читатель книги Бытия заметит,
что светила были сотворены в том числе и для знамений. –
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для
освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для
знамений, и времен, и дней, и годов (Быт. 1:14). Что же
это за знамения? Яркий пример подобных знамений
произошел во время крестных мук Спасителя, когда
сделалась тьма по всей земле до часа девятого и померкло
солнце (Лк. 23:44–45). Поскольку на земле совершилось
великое беззаконие – люди убили Того, Кто пришел
даровать им свет вечной жизни, духовная тьма временно
восторжествовала, и в знак этого земля покрылась на три
часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник вечного
света, Солнце правды, и в знамение этого померкло
видимое нами солнце.
Знамения бывают и более низшего порядка.
Преподобный Иоанн Дамаскин об этом писал: "Эллины
говорят, что восхождением, захождением и сближением
звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела;
этим и занимается астрология. Мы же, напротив,
утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и
бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и
подобное; но предзнаменованиями наших действий они
никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные
Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если
мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем,
мы делаем по необходимости. То же, что происходит по
необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если
мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны
ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется
несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже
более того: раз все ведется и влечется необходимостью,
то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления
Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не
нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то
нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем, разум нам,
несомненно, дан для обдумывания наших действий, почему
всякое разумное существо в то же время есть существо
свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают
причиною ничего совершающегося в мире – ни возникновения
возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат
предзнаменованием дождей и перемены воздуха. Иные, может
быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то
предзнаменованиями войн и что качество воздуха,
зависящее от солнца, луны и звезд, различным образом
производит различные темпераменты, навыки и
расположения; но навыки относятся к тому, что находится
в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются
под его руководством" [6].
Есть, правда, в современной науке
молодая отрасль – гелиобиология, открытая советским
ученым, профессором Александром Леонидовичем Чижевским
(1897–1964). Эта наука показывает, например, явную
зависимость некоторых болезней и эпидемий от уровня
солнечной активности. Некоторое влияние простирается
даже на психическую сферу людей. Ученый, которого знают
обычно по его изобретению, "лампе Чижевского", в 1915
году увлекся исследованиями солнечных пятен и обнаружил
синхронность между максимальным количеством пятен,
проходившим через центральный меридиан Солнца, и
военными действиями на фронтах Первой мировой войны.
Чижевский обратился за советом к К. Э. Циолковскому,
который предложил накапливать материал для построения
научной теории, что отчасти и было выполнено.
Смысл концепции А. Л. Чижевского
сводится к тому, что циклы солнечной активности
проявляют себя в биосфере, а именно, влияют на жизненные
процессы, начиная от урожайности злаковых культур и
кончая заболеваемостью и психической настроенностью
человечества. Это сказывается даже на динамике
исторических событий – войн, восстаний, революций,
политико-экономических кризисов и т. д. Впрочем,
Чижевский всегда пояснял, что состояние солнечной
активности не является основополагающей причиной земных
процессов, а лишь способствует более острому проявлению
уже назревших на земле процессов (это, в частности,
изложено в ключевой книге ученого: Чижевский А. Л.
Земное эхо солнечных бурь. – М.: "Мысль", 1976).
Иными словами, в гелиобиологии все
объясняется не расположением светил и знаками зодиака, а
физическим влиянием солнечной активности на
растительную, биологическую и психическую жизнь.
Приведем элементарный пример: если Солнце не будет
светить в достаточной мере, цветок не вырастет, а если
будет светить слишком сильно, то он завянет, и мистика
тут не причем. Кстати, в некоторых ситуациях современные
астрологи манипулируют данными метеорологии, а также
другими научными данными о природных воздействиях на
организм человека, например, влиянии фаз Луны на
сердечно-сосудистую систему.
Проблема астрологии (равно как и
хиромантии – гаданиям по линиям руки, а также
нумерологии – гаданиям по числам, складывающимся, к
примеру, из номеров года, месяца и дня рождения) во
многом связана с сильнейшим соблазном человечества –
верой в судьбу (поэтому решение этого вопроса вскрывает
суть не только астрологии, но заодно хиромантии и
нумерологии). Судьба и свобода – понятия, противоречащие
друг другу. Свобода есть величайший дар Бога человеку.
Астрология же побуждает перекладывать ответственность за
собственные поступки на небесные светила, внушает мысль
о предопределении. По сути, астрология превращает
человека в игрушечный механизм, все действия и поступки
которого прописаны звездными схемами.
Апологет II века Татиан Ассириец в своей
"Речи против эллинов" писал: "Они (демоны), показавши
людям порядок расположения звезд, как играющие в кости,
ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли
кто или подсудимый, такими сделались по определению
судьбы; убийцы и убиваемые, богачи и бедняки –
порождения той же судьбы, и всякое рождение, как на
сцене, доставляет наслаждение тем, которые, как говорит
Гомер, "смех несказанный воздвигли" (Илиад. 1:599; Одисс. 8:326)" [7].
***
Читайте также по теме:
***
Что же плохого в том, что жизнь
связывается с фатальным предначертанием судьбы?
Во-первых, это принижает достоинство
человека, созданного по образу Божию, и значит,
свободного, призванного разумно созидать свою жизнь.
Во-вторых, вера в судьбу заранее
оправдывает все грехи и пороки, к которым человек
способен скатиться.
В-третьих, судьба не способна освятить
каким-либо возвышенным смыслом трагические
обстоятельства человеческой жизни, например, внезапной
инвалидности, преждевременной гибели, крушения жизненных
надежд или смерти ребенка – так "на роду написано" и
всё. Христианство же показывает, что все, даже самые
скорбные события жизни, не являются только результатом
слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в
Божий Промысл, то есть Его живую заботу о нас, главной
целью ставящую наше вечное спасение. Даже несчастный
случай, неожиданно пресекающий жизнь, не есть
предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о
человеке. Апологет Татиан, кстати, далее говорит: "Но мы
выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного
Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем
и ее законоположителей" [8].
Замечена одна удивительная особенность –
многие люди, далекие от теплой веры в Бога, считают, что
астрологические прогнозы имеют к их жизни прямое
отношение, что их характеры точно соответствуют
прописанным по их поводу астрологическим
характеристикам. Когда же человек обретает душой своей
Бога и приходит к жизни церковной, то он вдруг
прозревает, насколько его душа и характер независимы от
звездных расписаний, что жизнь его уже не подчиняется
астрологическим закономерностям, не сообразуется с
расположением звезд, а направляется удивительным,
милосердным и премудрым Промыслом Божиим. Суть этого
феномена заключается в том, что суеверные люди сами в
своем уме подгоняют под астрологический прогноз события
своей жизни, которая у каждого человека настолько
многообразна и глубока, что в этой палитре обязательно
найдутся цвета, схожие с жалкими мазками гороскопа.
Когда же человек освобождается от суеверия, он видит и
чувствует, что подлинная жизнь отличается от гороскопов
так же, как живое дитя отличается от куклы.
Блаженный Августин в толковании на книгу
Бытия посвятил целую главу разбору учения астрологов:
"Что касается их всевозможных разглагольствий о влиянии
звезд и их мнимых опытов астрологической науки, то мы
всемерно должны охранять от них чистоту своей веры".
Блаженный Августин пишет, "что наши души по своей
природе не подчинены небесным телам". Далее он объясняет
всю нелепость влияния звезд на нашу жизнь: "Что может
быть нелепее и бессмысленнее, если, убедившись этими
примерами, они нам скажут, что роковое значение звезд
имеет отношение к судьбе одних только людей? Да в этом
они и сами убедятся на примере близнецов, которые весьма
часто при рождении получают одни и те же созвездия,
однако живут различно, различно бывают счастливы или
несчастны и различно умирают. Ибо хотя уже при самом
появлении из утробы матери между ними существует
некоторое различие, однако различие [по дальнейшей
жизни] между иными из них бывает настолько велико, что
не может быть выведено из астрологических
вычислений" [9].
Известно, что в одной и той же
катастрофе погибают люди, родившиеся под самыми разными
созвездиями, с самыми различными астрологическими
прогнозами. Напротив, двое близнецов, родившихся
практически одновременно, часто имеют совершенно разные
характеры и способности, кардинально противоположные
судьбы, о чем и пишет блаженный Августин. Астрологи
пытаются объяснить это тем, что два близнеца рождаются
все же не одновременно. Но в таком случае составляемые
на протяжении тысячелетий гороскопы уже не верны, ибо
почти никогда неизвестна секунда рождения конкретного
человека. Блаженный Августин дальше приводит пример из
Ветхого Завета: "Рука младшего Иакова, при рождении,
оказалась держащею за пяту старшего, так что они
родились как бы один, надвое простершийся, младенец. Так
называемые созвездия их не могли быть, конечно,
различными. Что же может быть нелепее мысли, будто
астролог, рассматривая эти созвездия, мог бы по одному и
тому же гороскопу, по одной и той же Луне сказать, что
один из них будет любим, а другой не любим матерью? Ибо
если бы он сказал что-нибудь иное, то сказал бы очевидно
ложь, а если бы сказал именно это, то хотя сказал бы
правду, но несогласно с нелепыми предсказаниями своих
книг" [10].
Господь, призывая человека к возвышенной
цели, имеет о нем Свой план. Заранее ведая глубины души
и будущее произволение нашего сердца, Бог, конечно,
может предуказывать человеку его дальнейший путь. Так,
младшему сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому
Иосифу во снах было явлено его будущее возвышение перед
братьями. Он в простоте сердца передавал сны семье, и
когда братья из зависти решили его погубить, они
сказали: Убьем его и увидим, что будет из его снов (Быт.
37:20). Пытаясь разрушить намерение Божие о возвышении
их младшего брата, они сами невольно способствовали
исполнению воли Божией о нем – Иосиф попал в Египет, где
через много лет стал высокопоставленным чиновником, а
его братья приезжали к нему в голодное время с просьбой
о помощи.
Однако подобные предуказания не являются
неизбежным определением, как бы железным руслом, по
которому должна пролегать излучина человеческой жизни.
Бытие личности определяется не предопределением или
созвучием небесных светил, а Божией заботой о людях. В
этом отношении большое значение имеет, к чему
добровольно склонится сердце человека. Горячая молитва и
искреннее покаяние способны изменить даже Божие решение
о людях. В Священном Писании мы читаем о том, как Бог
повелел пророку Ионе идти в Ниневию и предвещать, что за
нераскаянные грехи город вскоре будет разрушен. Иона
ходил по городу и говорил: Еще сорок дней, и Ниневия
будет разрушена (Ион. 3:4). Далее в Писании приводятся
интересные слова: И поверили ниневитяне Богу (Ион. 3:5), то есть, они поверили, что вскоре Бог действительно
накажет их за их грехи. Тогда они стали поститься,
каяться, и Бог принял раскаяние людей, помиловал город,
изменив Свое решение – разрушения не произошло. И увидел
Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и
пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на
них, и не навел (Ион. 3:10). На формирование истории
общества и судеб отдельно взятых людей влияют самые
разные факторы, в том числе и внутренние, например,
свободное самоопределение человека.
У пророка Иеремии мы читаем: Так говорит
Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь
знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо
уставы народов – пустота (Иер. 10: 2–3). Еще раз
повторим, что наша жизнь определяется не созвездиями, а
Промыслом Божиим, который учитывает самоопределение
каждой конкретной личности. В таком случае нет строгого
шаблона жизни, в который должен неумолимо вписываться
своими поступками человек. Значит, переживая о будущей
участи своей или своих близких, нужно обращаться не к
гороскопам, хиромантам, гадателям или прорицателям, а к
Богу посредством личных молитв и участия в Таинствах
Церкви, ибо что лучше устроит нашу жизнь, как не
благодать Духа Святого, подаваемая посредством молитв и
литургической жизни?
Валерий Духанин
Православие.Ru - 21.10.2011.
Использованная литература
1. Павел Глоба. "Комсомольская правда", 27.03.91.
2. Павел Глоба. "АиФ" № 1-2. 01.98.
3. Павел Глоба. Газета "Нижегородский рабочий" за 21.03.91.
4. Павел Глоба. "Комсомольская Правда"
за 17.01.08.
5. Газета "Факты" от 10. 07. 2009 г.
6. Иоанн Дамаскин, прп. О свете, огне,
светилах, как о солнце, так о луне и звездах / Точное
изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 7.
7. Татиан. Речь против эллинов /
Сочинения древних христианских апологетов. – М.:
"Благовест" – Спб.: "Алетейя", 1999. С. 17.
8. Там же. С. 18 – 19.
9. Августин, блж. О книге Бытия /
Творения. – М.: "Паломник", 1997. С. 201.
10. Там же. С. 201 – 202.
|