Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Апология христианства перед исламом


Пропаганда ИГИЛ достигла вершин по качеству и эффективности

Представитель Генпрокуратуры РФ Юрий Хохлов заявил, что ИГИЛ использует в своей пропаганде принципы, заимствованные из "поп-культуры". Это действительно так, но одной "поп-культурой" ИГИЛ не ограничится: за его контентом чувствуется рука профессионалов мирового уровня. Газета "Взгляд" проанализировала особенности, принципы и каналы пропаганды исламистов.

По мнению Хохлова, "поп-культура" помогает вербовщикам активнее завлекать в свои ряды представителей молодого поколения. Тут важно подчеркнуть: о кинематографичности и игровых элементах в пропаганде исламистов говорили с самого начала их активной медийной кампании. Причем, помимо элементов поп-культуры, технологи ИГ успешно используют и другие методики, и пропагандистская машина государства-левиафана набирает свои обороты с каждым днем.

Для того чтобы грамотно бороться с угрозой, ее следует осознать, принять и проанализировать и лишь потом вырабатывать пути защиты и уничтожения заразы. ИГ это касается в первую очередь. Газета ВЗГЛЯД представляет вниманию читателей систематизированный анализ принципов, каналов и продуктов пропаганды "Исламского государства" на данный момент. Так, говоря о принципах пропаганды, необходимо выделить следующие:

Страх, жестокость и брутальность

Взрывы, казни, стрельба в воздух и расстрелы – излюбленные сюжеты пропагандистских сюжетов ИГ. Казни заложников и "послания близким" – это не только элемент запугивания, это еще и элемент романтизации. С одной стороны, демонстрация крайней жестокости призвана вызвать священный страх у врагов исламистов, это расчет на то, что при следующем штурме они в панике побросают оружие, завидев черно-белый флаг.

Но в насаждении этого образа есть и другой смысл. Образ бородатого солдата удачи, бросившего все и отправившегося на другой край земли ради борьбы за свою веру, – один из самых успешных образов, позаимствованный еще у "Аль-Каиды" и развитый в ИГ до максимума. Именно за ним, за образом силы и беспощадности бессознательно следуют наиболее слабые психологически объекты пропаганды. Жестокий лидер не всегда негативен в умах его последователей. "Убивать врагов без страха и пощады" – вот сокровенное желание молодых людей, с радостью направляющихся в Сирию. А пик этой методики – образ ребенка, отрезающего голову врагу – заставляет молодых исламистов думать в русле "если даже ребенок способен на это, а я сижу дома, то какой же я воин?". Логика при этом, как правило, не работает. Первый принцип пропаганды ИГ направлен не на нее, а на животное начало в человеке.

Кинематографичность и интерактивность

Большинство экспертов сходятся в оценках роликов ИГ как чрезвычайно качественных. Это не просто сводки с полей. Это продукт, причем достаточно дорогостоящий и снятый руками далеко не профанов. Большая часть официальных роликов "Исламского государства" имеет свой сюжет, линию, специальный музыкальный ряд, тщательно подобранные фоны, хронометраж и транслирует вполне конкретные посылы. Свежий пример – детальная сцена казни под гусеницами танка одного из сирийцев, который был танкистом. Принцип "око за око" продемонстрирован намеренно жестоко и театрально, вплоть до деталей истерзанного трупа. То же самое и с предыдущими материалами казней, как основного видеоконтента, воздействующего на психику. Конец ролика всегда известен заранее, но от этого напряжение при его просмотре у зрителя не спадает. Все снято в лучших традициях голливудских триллеров, местами даже более качественно.

Получивший широкую известность ролик, на котором террорист запечатлел момент своей смерти на камеру GoPro, – еще один пример продуманности тактики исламистских пропагандистов. Количество видеокамер на поле боя периодически сравнивается с количеством автоматов. Интерактивность в данном примере возведена до максимума. Еще немного – и юным сторонникам джихада будут предлагать "поиграть" за своего персонажа в армии ИГ. Качество контента и при этом остается чрезвычайно высоким. Так, минифильм о золотом динаре ИГ делали явно не в полевых условиях и явно специалисты, неплохо разбирающиеся в видеографике.

Современность и своевременность

Несмотря на то, что ИГ транслирует консервативные ценности и "возврат к корням", это не мешает пропаганде террористов быть современнее любой другой пропаганды, в том числе и западной. Это в очередной раз наталкивает на мысли о зарубежных консультантах, сведущих в деле современных public relations гораздо больше, чем бедуины.

Все посылы ИГ формируются гораздо раньше, чем о них начинают говорить противники исламистов. Подвижность подходов, стремление перестраиваться под среду быстрее, чем меняется сама среда – отличительные черты пропаганды квазигосударства. Еще до того, как мировая общественность была окончательно запугана видео с казнями, Абу Бакр отдал приказ запретить съемку подобных вещей. Очевидно, не по доброй воле, а чтобы не "перегнуть" и не "перегреть аудиторию".

Сцены с разрушением Пальмиры – шедевральный образец современного искусства. Российским последователям оного одного прибивания тестикул к брусчатке на сегодняшний день явно недостаточно, чтобы вызвать шквал эмоций у публики. Исламисты же с этой целью справляются. И, опять же, очевидно, что памятники рушатся вовсе не для того, чтобы просто сравнять с землей кусок камня. Инженеры душ из ИГ отлично следят за повесткой, а их джихадистский SMM и скорость выпуска заявлений отличаются молниеносностью реакции, присущей лишь отдельным представителям мировых СМИ. "Аль-Каида" со своими радиозаявлениями через неделю после события сегодня выглядит просто смешно.

Элитарность и исключительность

Древний рекламный прием "только у нас и только сегодня", как ни странно, до сих пор работает. Смешно, но пропаганда ИГ базируется и на подходе "это поддельный джихад, настоящий только у нас и только здесь, поспешите и не ведитесь на подделки". Еще более забавным для стороннего наблюдателя может показаться то, что это работает. Боевики присягают на верность Абу Бакру, уходя из "Аль-Каиды" и других группировок, потому что начинают искренне верить в исключительность ИГ и его лидера, а также в то, что настоящий халифат строят именно они – и больше никто. Здесь на верхушку исламистов работает целый аппарат шейхов и толкователей, основной задачей которых является выведение псевдонаучных признаков исключительности халифата под началом Абу Бакра. Важная роль отводится и развенчиванию мифов о группировках, не влившихся в состав ИГ.

В свое время у Гитлера работал целый штаб "историков" и "геополитиков", включая одного из основателей геополитики Хаусхофера, основной миссией которого было обоснование теории расширения жизненного пространства. Лидеры ИГ успешно эксплуатируют опыт прошлых диктаторов, детально прорабатывая свою идентичность и исключительность.

Простота и безальтернативность

ИГ, ориентируясь на массы, не ставит перед ней сложных вопросов. Напротив, дает простые ответы. Радикалу больше не нужно мучиться в поисках истины, не нужно рефлексировать в духе "правильно ли я поступаю?", не нужно раздумывать о том, как правильно жить. За него уже все придумали и на все ответили. Все просто до безумия, все легко и понятно: садись за руль автомобиля с взрывчаткой, жми на педаль и на кнопку. Опять же, ничего нового здесь нет – по этой методике работает большинство сект. Но в "Исламском государстве" понятие извращенной истины возведено до экстремума. За отказ приходить на утреннюю молитву можно получить пулю в лоб. Как здесь в принципе можно задаваться вопросом о ее необходимости? В ответ на слепую веру радикалам в то же время дается цель и смысл жизни. Простая, понятная и делающая их существование не столь бесполезным, как им кажется.

Заражение смыслами и построение сети

Человек может умереть, а идеи живут вечно. Именно поэтому пропаганда ИГ сосредоточена на втирании в головы не просто посылов, но смыслов, образов и идей, которые никуда не исчезают со смертью очередного шахида, а напротив, становятся сильнее, получая подтверждение на практике. Террористы успешно ведут военную кампанию там, где воюют против централизованной армии, поскольку пользуются принципами работы спецназа, где каждый член группы – самостоятельная боевая единица со своей идеологией, своим пониманием реальности и полной автономностью. Задача пропагандистов ИГ – вырастить подобные автономные единицы в каждой точке земного шара. Прорастая в одном из его концов, семя ИГ начинает жить своей жизнью и работать на благо идей Абу Бакра.

Сетевой подход давно признан успешным и выделен в отдельный, научно обоснованный вид пропаганды. Разрастаясь по принципу грибницы (то есть без конкретного центра), у "Исламского государства" получается вырасти где угодно. И пропаганда здесь играет важнейшую роль. Многие теракты и вербовки осуществляются людьми, которые никогда не были на территории ИГ, а иногда даже не контактировали с его деятелями.

Говоря же о каналах пропаганды, необходимо выделить следующие:

Социальные сети

Во время становления ИГ террористами велась активная пропаганда в Facebook как в наиболее популярной соцсети в англоязычном сегменте. После признания организации террористической большинство материалов и профилей радикалов были удалены и заблокированы, но скрытая вербовка продолжается по сей день.

Куда более либеральный "Твиттер", напротив, предоставляет исламистам возможность транслировать свои сообщения в сеть практически без ограничений. Удаление аккаунтов членов ИГ происходит только после долгой процедуры официальных запросов со стороны правоохранительных органов. При этом в "Твиттере" существует целый ряд аккаунтов на арабском языке, за которыми не наблюдает практически никто. Англоязычные пропагандисты обычно мимикрируют под новостные агентства, но транслируют исключительно происламистскую риторику. Как ни странно, ретрансляторами сообщений о деятельности ИГ без его прямого упоминания часто становятся американские и английские эксперты и журналисты. В особенности в этой категории следует выделить липовых исследователей процессов на Ближнем Востоке.

В России последователи ИГ в свое время были особенно активны "ВКонтакте". На сегодняшний день сообщества, открыто связанные с исламистами, не существуют дольше пары недель, что вынуждает радикалов уходить глубже и коммуницировать напрямую – в мессенджерах.

***

***

Мессенджеры

Telegram и WhatsApp на сегодняшний день – стартовый набор для домашнего террориста. Все основные новости и обсуждения происходят именно там. Оперативность распространения информации при этом значительно выше, чем в социальных сетях. Пока российские СМИ и пропагандисты осваивают Telegram – новостной канал "Исламского государства" достиг отметки в 14 000 подписчиков, а свежие новости тиражируются со скоростью, которой позавидуют топовые сообщества "ВКонтакте".

СМИ

Среди средств массовой информации логично было бы привести следующие категории изданий, волей или неволей способствующих распространению пропаганды ИГ: а) противники ИГ; б) скрыто финансируемые; в) собственные; г) симпатизирующие журналисты; д) выступающие против действий России в Сирии.

Как ни странно, именно СМИ, выступающие против действий ИГ, послужили основной опорой для его же становления в качестве всемирно известного явления. Дилемма в данной ситуации довольно трудная. С одной стороны, СМИ не могут молчать о действиях исламистов. С другой, вся пропаганда ИГ построена таким образом, что любое упоминание о нем так или иначе способствует росту числа сторонников. Отдельно стоит отметить и западные СМИ, в последнее время активно критикующие действия России в Сирии. Заставляя читателей разбираться в разнице между "умеренными" и "неумеренными" террористами, пресса тем самым сама вводит в заблуждение свою же аудиторию, которая в итоге не может понять, какой же радикал плохой, а какой хороший (притом что сама постановка такого вопроса достаточно безумна).

***

"...возлюбил проклятие, - оно и придет на него" (Пс.108:17)

Не стоит верующему человеку забывать о промысле Божием: "и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте" (Пс.9:9) или "Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной" (Пс. 109:5-6).

На днях, в ноябре, главный "пиарщик" международной террористической группировки ИГИЛ погиб от артиллерийского снаряда в прямом эфире во время съемок на передовой.

Абу ль-Хамза, саудиец по национальности, долгие годы выполнял у ИГИЛ роль "пиарщика джихада". Будучи "помощником по работе со СМИ" он занимался съемкой репортажей о жестоких казнях и брал "интервью" у пленников. Нередко Хамза сам принимал участие в зверских расправах над заложниками. В частности его можно увидеть на кадрах видео с казни христиан и курдов в Ираке, которых сожгли заживо.

При этом "пиарщик джихада", снимая свои репортажи, никогда не скрывал удовольствие, получаемое им от жестоких расправ над пленниками.

Погиб Абу ль-Хамза, выполняя свою "работу" - снимал на передовой репортаж о действиях ИГИЛ, запрещенной на территории РФ. Снаряд правительственных войск угодил ему прямо в голову, сразу после того, как он на камеру произнес оптимистическую фразу: "революционеры взяли под контроль это важное место".

Не нужно также думать, что все воины самой мирной религии мира, которая несет всем процветание, железные люди. Чем больше они воюют, тем более возрастает у них депрессия и угнетение. Отсутствие у них грамотных психиатров,  запрет на употребление алкоголя, снятие стресса синтетическими наркотиками (для чего саудисткому принцу, пойманному в Ливане, несколько тонн синтетики?) и все это рано или поздно приводит к желанию самоубийства:

***

Файлообменники

Медиаспециалисты ИГ зачастую намеренно маскируют имена файлов, которые загружаются на файлообменные сервисы с целью не попасть под удаление со стороны владельцев оных. Достаточно долго живущие в дебрях обменников видео, лекции и обращения при этом активно тиражируются в мессенджерах и социальных сетях, доходя до все большего круга сторонников "Исламского государства".

И, наконец, виды контента. Основные из тех, которые пропагандисты ИГ используют в своей работе, были так или иначе затронуты выше, а полный и детальный их список можно было бы продолжать почти до бесконечности. Наиболее часто используемый контент в порядке приоритетности для пропагандистов Абу Бакра выглядит примерно следующим образом:

Видео, фотоотчеты, лекции, заявления лидеров, онлайн-трансляции, информация о сборах (террористический краудфандинг), нашиды.

Ознакомившись с этим достаточно поверхностным анализом пропаганды "Исламского государства", важно поставить вопрос – что со всем этим делать? Ответы просты: изучать и учиться противостоять. А на вопрос о том, как именно это сделать, должны отвечать уже специалисты более узкого профиля. Но есть ли они в России в достаточном количестве?

Александр Топалов

Взгляд - 12.11.2015.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2020

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru