Следующий "болотный майдан" в России устроят
исламисты
Религиовед Роман Силантьев о исламистской угрозе
в России...
***
Роман Силантьев - российский
религиовед, доктор исторических наук, ведущий специалист
по исламу. Самой молодой мировой религией московский
ученый занимается уже 17 лет. За это время он написал о
ней 14 книг, среди которых энциклопедия "Ислам в
современной России" и "Атлас исламского сообщества
России". Подробно исследуя верования традиционных
мусульман, Роман Силантьев не обходит стороной и
проблему радикального исламизма. Накануне ученый побывал
в Благовещенске и других амурских городах - в наш регион
его привела работа над интерактивной картой религиозных
общин России. С известным религиоведом побеседовал наш
корреспондент.
- Роман Анатольевич, давайте начнем с
базовых понятий. Верно ли, что не стоит смешивать такие
термины, как мусульманин и исламист?
- Да, не стоит, как, например, не стоит
смешивать понятия эгоист и православный. Главное отличие
в том, что с традиционными мусульманами мы можем жить в
мире, а с исламистами - нет.
- Как к радикалам относятся сами
мусульмане?
- Собственно, то, что сейчас происходит
на Ближнем Востоке, и есть квинтэссенция взаимоотношений
исламистов с традиционными мусульманами: массовые
убийства, расстрелы пленных, каннибализм на камеру.
- А какие исламистские группировки
сегодня особенно влиятельны?
- Это совокупность ваххабитских сект -
они самые многочисленные и опасные. Также это партия
Хизб ут-Тахрир - централизованная организация, стоящая
на втором месте по степени угрозы. Есть еще секты
турецкого происхождения, в первую очередь - нурсисты
(последователи Саида Нурси). Кстати, именно нурсисты не
так давно пытались зайти в Благовещенск из Красноярска.
Также сюда пытались проникнуть последователи
пакистанской секты таблигитов. Что касается
"Братьев-мусульман", до определенного момента в России
их было довольно мало, но после присоединения Крыма их
численность резко увеличилась, и теперь они пятые по
степени влияния.
- Часто ваххабитов по умолчанию
приравнивают к террористам. С вашей точки зрения, это
справедливо?
- Да, вполне, потому как практически все
террористы у нас и есть ваххабиты. Я считаю вполне
оправданным и тот факт, что ваххабитами нередко называют
вообще всех исламистов. Дело в том, что понятие
"ваххабизм" имеет как узкое, так и широкое значение. В
узком смысле ваххабиты - это конкретная секта салафитов
саудовского происхождения. Если же рассматривать это
понятие широко, то туда входят и нурсисты, и таблигиты,
и все другие нетрадиционные группы.
- К чему сводятся цели, которые
преследуют исламисты?
- Они хотят захватить весь мир, но
готовы довольствоваться и какой-то частью этого мира,
скажем, севером Ирака, частью Сирии или Пакистана. А вот
в России им нужно все. Глупо считать, что им нужен
только Кавказ. Им как раз гораздо нужнее те места, где
есть нефть, алмазы и какая-то живая промышленность. Если
не проявлять бдительности, они могут закрепиться
практически в любом месте.
- После теракта 11 сентября 2001 года
отчетливо зазвучала мысль о глобальности
террористической угрозы. Политики разных стран
заговорили о том, что борьба с экстремизмом и
сепаратизмом - всеобщее дело, ради которого должен
объединиться весь мир. По-прежнему ли велики масштабы
исламистской угрозы?
- Да, ваххабиты не сдают своих позиций.
Они устраивают теракты и в Китае, и в Нигерии, из чего
можно сделать вывод, что в значительной части стран
ваххабитская террористическая угроза присутствует.
- Почему же тогда создается впечатление,
что идея всемирной борьбы с терроризмом исчерпала себя?
- Дело в том, что многие считают, что
террористов можно использовать против других стран. Они
придерживаются мнения, что если противника взорвут 30
раз, а тебя только три, то это не страшно. Правда, потом
выясняется, что созданная террористическая организация
оборачивается против тебя. Я не думаю, что американцам
было выгодно, что те террористы, которых они готовили
для войны с Сирией, неожиданно пошли на Ирак.
"Украинский вопрос" и крымские татары
- Роман Анатольевич, расскажите, какова
история распространения исламизма в России?
- Первые представители появились еще в
советское время, но особенно они активизировались во
время войны в Афганистане в качестве элемента
антисоветской пропаганды. Все началось со Средней Азии,
быстро перекинулось на Дагестан, а потом уже пошло по
всей стране. В 1997 году исламисты охватили Дальний
Восток и Сибирь. На этом первый этап экспансии
закончился, дальше они начали уже закрепляться.
- Наверняка на эти процессы повлияла и
война в Чечне.
- Да, конечно. Поначалу она не имела
такого религиозного характера, но потом эмиссары
ваххабитов (самый известный из них - Хаттаб) обратили в
свою веру многих полевых командиров. После этого война
превратилась в противостояние ваххабитов и всех
остальных.
- Сколько же сегодня исламистов в
России?
- По моим подсчетам, до 700 тысяч.
Большинство из них - ваххабиты.
- Есть ли вероятность, что они готовят
очередной удар, пока на первом плане "украинский
вопрос"?
- Такая опасность существует. Кроме
того, в виде украинских язычников как раз добавились
новые угрозы. Они имеют довольно тесные связи с нашими
язычниками, массово присутствуют в национальной гвардии,
работают с нашими фанатами. Поэтому следующий "болотный
майдан" у нас будет именно на базе сектантов, а не
хипстеров. Туда вовлекут ультрас, ваххабитов, иных
сектантов. Конечно, суммарно они составляют всего пару
процентов от населения, но численно это все-таки десятки
тысяч людей. Кроме того, их боеспособность гораздо выше,
чем у либеральной интеллигенции.
- Вы упомянули об исламистах на
территории Крыма. Какую опасность они представляют?
- Дело в том, что сегодня лидеры
Меджлиса крымских татар прямо призывают к захвату Крыма.
Причем они настаивают на том, чтобы боевые действия в
отношении Крыма начались не после победы над
ополченцами, а уже прямо сейчас. Сторонников Меджлиса
там несколько десятков тысяч - примерно треть всех
крымских татар. Были уже попытки терактов, которые
удалось предотвратить.
Барак Обмама и Мустафа Джемилев,
татарский националист и, конечно, антироссийский
"правозащитник", руководитель Крымского меджлиса татар с
1991 по 2013 год. После присоединения Крыма к России
сбежал оттуда. Эта фотография больше чем тысячи слов об
этом человеке...
Спокойное Приамурье
- Актуальна ли проблема исламистской
угрозы для Амурской области?
- Постоянно действующих ячеек здесь нет.
Как я уже говорил, были попытки закрепиться у нурсистов.
Также сюда приезжали ваххабитские деятели из Москвы:
муфтий Аширов бывал здесь несколько раз, пытался
зарегистрировать общину, но в итоге ему пришлось это
сделать под Уфой. Таким образом число ваххабитов в
Амурской области невелико - думаю, даже на десятки счета
не идет. По большей части к экстремистским
террористическим актам склонны новообращенные
мусульмане, но таких здесь всего 30 человек, то есть
совсем немного, поэтому ситуация, можно сказать,
спокойная. Такая же стабильная обстановка в Еврейской
автономной области и на Чукотке.
- А как вообще исламистам удается
проникать в регионы Дальнего Востока?
- Как известно, на Дальнем Востоке среди
мигрантов довольно много мусульман. При этом многие
мигранты были выдавлены из своих стран спецслужбами
именно за проповедование исламизма - в первую очередь
это касается узбеков и таджиков. Они приезжают сюда, и
местные ваххабиты трудоустраивают их имамами в мечети,
поэтому в Сибири и на Дальнем Востоке было немало
случаев, когда имамов и глав общин арестовывали и
депортировали за причастность к террористическим
организациям.
- Стоит ли воспринимать как угрозу сам
факт массового притока мусульман в Приамурье?
- Если это традиционные мусульмане, их
приезд не ухудшит ситуацию. Другое дело, что среди них
могут оказаться и члены разного рода террористических
организаций. Поэтому, на мой взгляд, пограничный
контроль должен проверять этих людей гораздо жестче, а
при малейшем подозрении просто не пускать их в Россию.
- Но как разглядеть ваххабита среди
обычных мусульман?
- Для этого существуют разного рода
вопросы, например, касательно отношения к сирийскому
конфликту. Если человек сочувствует врагам Башара Асада,
это с высокой долей вероятности исламист. Если человек
ненавидит шиитов и суфиев, не любит православных и
иудеев, это плохая примета. Если человек утверждает, что
в исламе нет никаких сект, а все мусульмане едины, это
тоже одна из риторических особенностей ваххабитов.
Нормальный мусульманин, наоборот, всегда признает
наличие проблемы ваххабизма. Кроме того, ваххабиты очень
агрессивно настроены к инаковерующим и инакомыслящим -
причем как к христианам, так и к другим мусульманам. Они
ведут себя очень дерзко, даже по-хамски, постоянно
создают конфликтные ситуации, предъявляют требования.
Мусульмане и в Европе... мусульмане. Надписи на транспарантах: "Режьте тех,
кто оскорбляет Ислам. Европа заплатит, мы вас разрушим.
Обезглавим тех, кто оскорбляет Ислам. Европа заплатит,
мы вас уничтожим". Фото с демонстрации миролюбивых
мусульман в Лондоне (2011)
Не стать ваххабитом
- Сегодня объектами исламистской
вербовки все чаще становятся славяне. С чем это может
быть связано?
- Вообще существуют разные причины
принятия ислама: например, ненависть к властям, желание
революционных преобразований - так, новообращенных много
среди нацболов, которые воспринимают радикалов как
благородных разбойников. На кого-то оказывает давление
коллектив или член семьи (в основном муж или жена).
Вербуют также в секциях единоборств и соцсетях, где
радикалы не спешат называть себя ваххабитами, а часто
именуются просто мусульманами.
- Как же не попасть под влияние
исламистов?
- Нужно проявлять бдительность,
руководствоваться здравым смыслом. Следует обратить
внимание на своих знакомых и родственников: насторожить
могут внезапные разговоры на тему ислама, изменение
поведения, скрытность. Бывает, что родители не
интересуются жизнью детей, а потом выясняется, что их
дети возглавляют террористические ячейки. Кроме того, я
считаю, что в школах и вузах следует преподавать
религиозную безопасность: рассказывать детям, как не
попасть в секту и не стать членом экстремистской
организации.
Беседовала Татьяна Остоженко
Московский комсомолец - 21.08.2014.
***
Ислам и насилие:
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|