Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Апология христианства перед исламом


 Библия о Мухаммаде

Фрагмент из полемической книга христианского апологета Джона Гилкриста "Бог или пророк?". Одним из главных антихристианских аргументов, выдвигаемых мусульманами во время дискуссий с христианами, является их указание на библейское пророчество о Мухаммаде...

Содержание главы

5.1. Пророк, подобный Моисею, из 18-й главы Второзакония

Мусульманин: Подлинная Tаура давала ясные предсказания относительно прихода нашего святого Пророка. Одно из них уцелело и находится в 18-й главе Второзакония, где Моисей предсказывает приход пророка, который будет точно таким же, как он.

Одним из главных антихристианских аргументов, выдвигаемых мусульманами во время дискуссий с христианами, является их указание на библейское пророчество о Мухаммаде. Дело в том, что существует коранический отрывок, который побудил мусульманских ученых искать в Ветхом и Новом Завете места, доказывающие, будто приход их пророка был предсказан древними пророками:

"…которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии…" (сура 7.157).

Некоторые книги, написанные мусульманами по этому вопросу, приводят множество отрывков из Ветхого Завета и один-два из Нового, но в обычных разговорах с мусульманами ими, как правило, приводится только два известных примера. В обоих случаях христиане обнаружат, что, вне всяких сомнений, эти отрывки относятся к Иисусу и Святому Духу соответственно. Их мы и рассмотрим в этой главе.

Рассуждения мусульман о пророке, подобном Моисею

Первое пророчество, в котором, как заявляют мусульмане, говорится о пришествии их пророка, записано в отрывке, где Бог обращается к Моисею:

"…Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему…" (Втор. 18:18).

Первый аргумент звучит так: Мухаммад, конечно же, является пророком, подобным Моисею, потому что имеет такие сходные с ним черты, каких не имеет никто другой. Поскольку христиане относят это пророчество к Иисусу, то мусульмане предлагают провести сравнение между Моисеем, Иисусом и Мухаммадом. Ход рассуждений, как правило, имеет следующий вид.

1. Моисей и Мухаммад вели обычный образ жизни. В отличие от Иисуса, жизнь которого во всем была уникальна, жизнь Моисея и Мухаммада протекала совершенно обычным образом. Каждый из них имел отца и мать, в то время как Иисус был рожден Девой и среди людей не имел отца. Моисей и Мухаммад умерли естественной смертью, до конца пройдя весь жизненный путь, Иисус же, согласно Библии, умер трагической смертью в возрасте всего лишь 33 лет. Моисей и Мухаммад были женаты, а Иисус всю жизнь оставался холостым. Таким образом, грядущим пророком, подобным Моисею, должен быть Мухаммад.

2. Моисей и Мухаммад стали вождями своих народов. В последние годы своей жизни Моисей и Мухаммад, после того как их отвергли соответственно иудеи и арабы, стали политическими и религиозными вождями своих народов. Они умерли бесспорными правителями, а Иисус имел всего лишь нескольких последователей и в конце Своей жизни был отвергнут первосвященниками и народом.

3. Преемники Моисея и Мухаммада - завоеватели Палестины. Вскоре после смерти Моисея и Мухаммада их преемники повели свои войска в Палестину и завоевали ее. Иисус Навин, как известно, захватил Ханаан и поселил евреев в земле, которая стала землей Израиля. Омар, второй после Мухаммада халиф, завоевал ту же самую страну для ислама и поселил в ней арабов мусульман, где они живут до сего дня. Иисус же был изгнан из Иерусалима и убит римлянами, которые продолжали править страной еще в течение нескольких веков.

Подобные аргументы выдвигаются с целью доказать, что именно Мухаммад, а не Иисус есть тот самый пророк, пришествие которого было предсказано в Библии.

Главные черты необыкновенного пророка

Моисей - уникальный пророк, которому было поручено заключить завет между Богом и израильским народом. Пророк, который будет подобен ему, очевидно, должен иметь определенные черты, которые сделают его похожим на Моисея в том отношении, в каком Моисей не был похож ни на какого другого пророка. Христиане, как и мусульмане, могут утверждать, что Моисей и Иисус оставили Египет, дабы исполнить служение, которого никогда не совершал Мухаммад. "Верою оставил он Египет…" - говорит Библия о Моисее (см.: Евр. 11:27), "…из Египта воззвал Я Сына Моего" - сказано об Иисусе (см.: Мф. 2:15). Каковы же, однако, уникальные черты пророческого служения Моисея? Рассмотрим их.

1. Моисей был посредником Завета. В том же отрывке, содержащем пророчество, мы читаем, что Бог сообщил израильскому народу о Своем намерении послать ему пророка, подобного Моисею, "как ты просил у Господа, Бога твоего, при Хориве в день собрания…" (Втор. 18:16), то есть когда народ просил Бога говорить с ним только через посредника. Моисей содействовал заключению завета между Богом и Его народом. После того как народу были переданы Десять заповедей и Закон, он окропил кровью жертвенных животных Книгу Закона, а также скинию и богослужебные сосуды, говоря: "…это кровь завета, который заповедал вам Бог" (Евр. 9:20).

2. Моисей говорил с Богом лицом к лицу. Моисей был в особых отношениях с Богом. В течение сорока лет Бог неустанно говорил с ним так, как никогда не говорил ни с одним пророком, предшествующим или последующим ему. Читаем в Библии:

"И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим…" (Исх. 33:11).

Коран подтверждает уникальность этих взаимоотношений, говоря: "…а Аллах говорил с Мусой разговором…" (сура 4.164) в противоположность другому стиху, где он же заявляет: "Не было, чтобы Аллах говорил с человеком, иначе, как в откровении, или позади завесы, или посылал посланника…" (сура 42.51), поэтому мы должны искать пророка, который был в таких же необычных отношениях с Богом, как и Моисей.

3. Моисей совершал великие чудеса. В течение многих лет Моисей совершил множество чудес, таких как наведение на Египет многочисленных язв, разделение Чермного моря и одаривание народа ежедневной манной с небес. Ни одного пророка нельзя назвать подобным Моисею, если он не совершал таких же великих чудес. Мы уже видели, что, согласно Корану, Мухаммад не совершил за свою жизнь ни одного чуда, и обвинение, которое по этому поводу выдвигали против него арабы-язычники, весьма знаменательно: "Почему не даровано ему того же, что и Мусе?" (сура 28.48).

Вкратце аргумент сводится к следующему: если Мухаммад действительно был великим пророком, почему тогда он не похож на Моисея в главных чертах своего пророческого служения? Мухаммад не был посредником при заключении завета, не знал Бога в лицо (согласно записям хадисов и суре 2.97, Коран был дан ему через ангела Джибрила (Гавриила)) и не совершал чудес. Итак, он не может быть тем пророком, приход которого предсказан во Втор. 18:18. Стих, описывающий служение Моисея в конце его жизни, подчеркивает уникальность его пророческой миссии:

"И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном, и над всеми рабами его, и над всею землею его…" (Втор. 34:10–11).

Из этого отрывка следует, что грядущего пророка, который будет подобен Моисею, можно определить, по меньшей мере, по его близким отношениям с Богом и по многим чудесам, сопровождающим его служение. Таким пророком, как мы увидим в следующем разделе, мог быть только Иисус.

5.2. Иисус  - пророк, предсказанный Моисеем

Мусульманин: Чем вы можете доказать ваше утверждение, что Иисус был пророком, предсказанным Моисеем? Иисус был великим пророком, но Его служение закончилось неудачей. Он не разделил величия Моисея и Мухаммада.

Важно с самого начала разговора на примере двух событий указать мусульманам, что Библия совершенно определенно относит пророчество, данное во Втор. 18:18, к Иисусу. Апостол Петр, заявляя, что Бог устами всех пророков предвозвестил приход Иисуса, процитировал этот текст в доказательство того, что и Моисей пророчествовал о Нем (см.: Деян. 3:22). Стефан, первый христианский мученик, также обращался к тому же тексту, доказывая, что Моисей был одним из тех, кто "предвозвестил о приходе Праведника Сего" Иисуса, Которого иудейские вожди предали и распяли (см.: Деян. 7:52).

Далее мы увидим, насколько личность Иисуса соответствует трем уникальным качествам, о которых мы уже говорили.

Посредник Нового Завета

Время от времени мусульмане заявляют, что, согласно христианскому вероучению, Иисус, будучи Сыном Божьим, не мог быть пророком в обычном смысле слова. В ответ можно привести множество отрывков из Библии, где Иисус Сам называл Себя пророком (см.: Мф. 13:57) и Сыном Божьим (см.: Ин. 10:36). Он принял человеческий образ, дабы возвестить Слово Божие, именно поэтому предшествующие пророки считали Его пророком в истинном смысле слова. Рассмотрим теперь, насколько Он был пророком, подобным Моисею.

1. Иисус тоже был посредником Завета. Во времена Иеремии, много веков спустя после жизни Моисея, но задолго до Иисуса, Бог обещал заключить со Своим народом новый завет. Так как израильский народ постоянно нарушал Его законы, Он расценил первый завет, заключенный с Моисеем, устаревшим и потерявшим силу, но обещал установить особые взаимоотношения со Своим народом - простить ему его грехи и записать Свой закон в их сердцах (см.: Иер. 31:31–34). Новый Завет объявляет Иисуса посредником этого завета (см.: Евр. 9:15). Мы читаем в Библии о том, что было сделано для скрепления первого завета:

"И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих" (Исх. 24:8).

Поскольку первый завет был заключен при посредничестве Моисея и скреплен кровью, то следует ожидать, что пророк, похожий на Моисея, будет делать то же самое. Перед самой Своей смертью Иисус сказал:

"…сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить в Мое воспоминание" (1 Кор. 11:25)

2. Иисус тоже знал Бога в лицо. Как Моисей знал Бога и лично общался с Ним, так и Иисус мог сказать: "Я знаю Его, потому что Я от Него и Он послал Меня" (Ин. 7:29). И во многих других случаях Христос ясно дал понять, что Он видел Бога лицом к лицу, например когда говорил: "Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога: Он видел Отца" (Ин. 6:46). Самое убедительное сравнение двух пророков мы находим в двух отрывках, которые говорят о последствиях близких отношений с Богом Моисея и Иисуса. Первый рассказывает о том, что произошло, когда Моисей разговаривал с Богом лицом к лицу:

"…Моисей не знал, что лицо Его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним" (Исх. 34:29).

В Иисусе открылся образ невидимого Бога, в то время как Бог говорил о Нем как о Своем Возлюбленном Сыне:

"…и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:2).

Никакой другой пророк не мог претендовать на такое исключительное положение. Никто другой не говорил с Богом лицом к лицу, и ничье лицо не сияло после общения с Ним. Определенно ни в Коране, ни в каких других мусульманских книгах нет свидетельств о том, что Мухаммад когда-нибудь переживал нечто подобное. Даже в истории об ал-Мирадже, о путешествии пророка на небо, не говорится о том, что лицо его сияло, как солнце.

3. Иисус тоже совершал великие чудеса. Существует множество историй о великих чудесах, совершенных Иисусом во время его земной жизни, и снова прямая аналогия с Моисеем поможет нам подчеркнуть сходство между ними. Каждый из них имел власть повелевать морем - сила, с которой не мог соперничать никакой другой пророк.

"И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром… и расступились воды" (Исх. 14:2).

Другие пророки имели власть над реками (см.: Нав. 3:13; 4 Цар. 2:14), но никто не мог превзойти великого чуда Моисея, пока однажды ночью Иисус не встал над морем Галилейским во время сильного шторма и не успокоил его всего лишь двумя словами: "…умолкни, перестань" (Мк. 4:39). Его ученики воскликнули:

"…кто это, что и ветры и море повинуются Ему?" (Мф. 8:27).

Одно из величайших чудес Моисея - это насыщение израильского народа в Синайской пустыне небесным хлебом, известным как манна, которая ежедневно появлялась над поверхностью земли. Когда иудеи увидели Иисуса, накормившего пять тысяч людей, кроме женщин и детей, пятью хлебами и двумя рыбками, так что осталось еще двенадцать корзин с пищей, они сразу вспомнили пророчество Моисея:

"Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир"  (Ин. 6:14)

Став свидетелями чуда, они объявили Иисуса пророком, приход которого был предсказан Моисеем во Втор. 18:18. Эти свидетельства не оставляют никаких сомнений в том, что Иисус, а не Мухаммад был тем пророком, о пришествии которого пророчествовал Моисей. Свидетельства относительно уникальных сторон его жизни, перечисленные во Втор. 34:10–11 как качества, которые будут определять грядущего пророка, окончательно доказывают, что Иисус и был тем пророком, о котором Бог говорил народу израильскому.

5.3. Пророк из среды своих братьев

Мусульманин: Обетование было о пророке, который восстанет из среды братьев израильтян. Авраам имел двух сыновей, Измаила и Исаака, и братьями израильтян были измаильтяне. Мухаммад произошел от Измаила, а потому он и есть обещанный Пророк.

Это один из любимых аргументов мусульман, пытающихся доказать, что пророком, о котором пророчествует Втор. 18:18, является Мухаммад. Они придают особое значение словам "из среды братьев их", полагая, что в пророчестве говорится о "братьях" израильтян как нации. Краткое исследование контекста этого отрывка совершенно убедительно показывает, что под "братьями" подразумеваются не измаильтяне.

Братья левитов

Пророчество, записанное во Втор. 18:18, включено в контекст беседы, во время которой Бог дает Моисею указания относительно дальнейшего поведения народа израильского, когда тот достигнет обетованной земли, и особенно левитов, колена священников. При рассмотрении первых двух стихов главы становится ясно, кого имел в виду Бог, когда говорил о том, что "воздвигнет им пророка" из среды их братьев.

"Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему" (Втор. 18:1–2).

Здесь совершенно очевидно под словом "они" подразумеваются левиты, а под словом "братья" - другие колена израилевы. Недобросовестные методы толкования, возможно, дадут другой результат. Таким образом, корректная интерпретация Втор. 18:18 должна звучать следующим образом: "Я воздвигну им (левитам) Пророка из среды братьев их (из других одиннадцати колен израилевых)…", следовательно, этот отрывок не может быть отнесен к измаильтянам и пророчество, конечно же, нельзя применить к Мухаммаду, пророку ислама.

Интересно отметить, что в Ветхом Завете выражение "их братья" часто встречается в точно таких же случаях и относится к одному из колен Израилевых, отличному от упоминаемого. Типичный пример мы находим в следующем отрывке, где не возникает никаких сомнений относительно того, кто эти братья:

"Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых…" (Суд. 20:13).

Здесь конкретно говорится об "их братьях" как о других членах израильского общества, не относящихся к колену Вениаминову. Точно так же слова во Втор. 18:18 относятся к другим коленам Израилевым, отличным от колена Левиина. В другом отрывке мы читаем о Моисее, сказавшем израильскому народу:

"…из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царем иноземца, который не брат тебе" (Втор. 17:15).

Царем над израильским народом мог быть поставлен только кто-то из братьев израильтян. Им не позволялось ставить над собой иноземцев, таких как измаильтяне. Здесь подтверждается принцип, что пророк, который должен прийти из среды "их братьев", должен быть израильтянином, но не из колена Левиина. В Европе на протяжении многих веков монархии было принято ставить на престол представителей других народов, с тем чтобы сохранить близкие отношения между разными государствами. Немецкие, британские, французские и греческие принцы часто вступали в брак с принцессами или другими членами царствующих семей других государств. В Израиле, однако, народ имел ясное повеление не ставить над собой царем никого из чужих народов, потому что он был отделен от всех как народ Божий, отличный от язычников, живущих вокруг.

Иисус - пророк из среды "их братьев"

Имеем ли мы какие-нибудь свидетельства, доказывающие, что Иисус предсказан как пророк в этом конкретном контексте? Новый Завет совершенно определенно пишет, что по линии Давида Иисус произошел от "Иуды, сына Иакова" (см.: Лк. 3:33). В другом месте читаем: "Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина…" (Евр. 7:14). Поэтому совершенно очевидно, что Иисус - это Тот, Кто должен прийти из другого колена израильского. Мы рассмотрели уже три свидетельства, и не может быть никаких сомнений относительно того, что Иисус - пророк, предсказанный в 18-й главе Второзакония. Мухаммад не соответствует ни одному из важных условий пророческого служения.

Другой мусульманский аргумент в пользу Мухаммада также не выдерживает серьезной критики. Бог сказал о грядущем пророке: "И вложу слова Мои в уста Его", и мусульмане заявляют, будто пророчество исполнилось, когда Мухаммаду был открыт Коран и он передал его своим последователям. Однако, согласно исламскому учению, Taура точно так же была открыта Моисею, Забур - Давиду и Инджиль - Иисусу. Таким образом, в уста каждого было вложено Божье слово. Иеремии Бог сказал: "..вот, Я вложил слова Мои в уста твои" (Иер. 1:9). Моисею Бог далее говорит: "И Он будет говорить им все, что Я повелю Ему". Однажды Иисус сказал ученикам:

"Ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить" (Ин. 12:49).

Другой аргумент видят мусульмане в вопросах, однажды заданных иудеями Иоанну Крестителю после того, как тот объявил, что он не Христос, а именно: не Илия ли он, а если нет, то не пророк ли (см.: Ин. 1:21). Они утверждают, будто иудеи провели различие между Илией, Христом и пророком и что это были соответственно Иоанн Креститель, Иисус и Мухаммад.

Из этих домыслов иудеев, однако, невозможно извлечь ничего убедительного. Однажды они сказали Иисусу: "Он точно пророк" (Ин. 7:40). В другой раз они решили, что Он "один из пророков" (см.: Мф. 16:14), потом вновь посчитали Его "пророком" (см.: Мк. 6:15). Они же думали, что Он Илия (см.: Мк. 6:15), а то и сам Иоанн Креститель (см.: Мф. 16:14). Эти догадки не приводят ни к какому окончательному выводу.

После всех соображений, что мы рассмотрели, не может быть никаких сомнений в том, что не о Мухаммаде, а об Иисусе Христе говорил Моисей во Втор. 18:18.

5.4. Обещание Иисуса дать Утешителя

Мусульманин: Разве, согласно Библии, Иисус не говорил, что после Него придет другой пророк, которого Он называл Утешителем? Это - пророчество о приходе святого Пророка Мухаммада, и Коран подтверждает это пророчество.

Одно из главных заявлений мусульман о том, что Библия содержит пророчество о Мухаммаде, основывается на обетовании Иисуса, данном ученикам и записанном в Евангелии от Иоанна четыре раза, о некой личности, которую Бог пришлет после Него - Утешителе, и этот Утешитель наставит их на всякую истину. С самых первых веков ислама мусульманские ученые стремились доказать, что этим Утешителем был Мухаммад, пророк ислама. Из всех возражений, выслушиваемых христианами во время свидетельства среди мусульман, это, несомненно, самое частое. Однако даже в этом случае христианам, отвечающим на подобные заявления, предоставляется прекрасная возможность засвидетельствовать мусульманам об истинном Утешителе - Святом Духе и о том, как Он доводит до конца Христово дело искупления.

Рассуждения мусульман об Утешителе

Коран утверждает, что мусульмане найдут пророчество о приходе пророка Мухаммада в Инджиле и Тауре (см.: сура 4.7), и действительно мусульмане считают, что в следующих текстах заключены доказательства того, что в свое время Иисус предсказывал приход Мухаммада:

"Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14:26).

"Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…" (Ин. 16:7).

Оба эти высказывания взяты из продолжительной беседы Иисуса со Своими учениками в последнюю ночь перед Его распятием. В той же самой беседе, но по другому поводу, Он снова говорит о приходе Утешителя (см.: Ин. 14:16, 15:26). Мусульмане заявляют, что Он, несомненно, говорил о Мухаммаде и приводят следующие аргументы.

1. Мухаммад наставил мир на всякую истину. Мусульмане утверждают, что слова Иисуса об Утешителе, Который "наставит вас на всякую истину", исполнились в их пророке, ибо он передал миру Коран и научил его всему, что необходимо знать о Боге, Его законах, о пути жизни, которому, Он надеется, последуют Его рабы. Мухаммад, заявляют они, в точности исполнил слова Иисуса - "будущее возвестит вам", поскольку Коран подробно обсуждает конец света, воскрешение мертвых, Судный день и участь рода человеческого - рай или ад.

2. Использование местоимений мужского рода. Мусульмане часто придают очень большое значение тому факту, что, сообщая о приходе Утешителя, Иисус использовал местоимения мужского рода не менее восьми раз. Как они утверждают, Иисус, говоря: "Он прославит Меня, Он не от Себя говорить будет, Он наставит вас на всякую истину" и т. д., очевидно, имел в виду мужчину, пророка, а не Святого Духа. Они заявляют, что поскольку дух не имеет пола, то о нем нельзя говорить иначе, как только в среднем роде, и если Иисус постоянно использовал слово "Он" при описании Утешителя, то Его слова должны относиться к мужчине, пророку, то есть к Мухаммаду.

3. Утешитель должен прийти после Иисуса. Третий аргумент, обычно используемый мусульманами в доказательство своих соображений, заключается в следующем: поскольку Иисус говорил, что Утешитель не придет, пока не уйдет Он Сам, значит, это должен быть Мухаммад. И снова, рассуждают они, эти слова не могут относиться к Святому Духу, так как, согласно Библии, Святой Дух всегда был на земле. Давид просил Бога не отнимать от него Духа Его Святого (см.: Пс. 50:13), в то время как Иоанн Креститель, как сказано в Евангелии, был исполнен Святого Духа от чрева матери (см.: Лк. 1:15).

Христианский ответ на эти аргументы

На все эти аргументы существуют простые ответы. Тщательное изучение контекста относящихся к делу библейских отрывков ясно показывает, что Иисус говорил о Духе Святом, Который действительно пришел в течение десяти дней после вознесения Иисуса, как Он и обещал (см.: Деян. 2:1–21).

Во-первых, Дух Святой в должное время напомнил ученикам все, о чем говорил им Иисус. Иоанн написал свое Евангелие почти через шесть лет после распятия и воскресения Христова, однако он смог точно записать всю Его последнюю беседу с учениками в не менее чем четырех главах (см.: Ин. 13:1–16:33).

***

Примечание МС. Согласно толкованию блаженного Феофилакта  Болгарского написал Евангелие позже всех евангелистов по просьбе асийских епископов против еретика Керинфа и других еретиков, утверждавших, что Христос не существовал прежде рождения от Марии. Это было уже в конце жизни апостола, но не как не через шесть лет после указанных событий.

***

Учение Иисуса записано не в Коране, а в 27 Книгах Нового Завета. Все оно богодухновенно (см.: 2 Тим. 3:16), и ничто в нем не подвержено человеческой интерпретации, потому что оно никогда не писалось по человеческому побуждению, его изрекли "человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Пет. 1:21).

Во-вторых, в Библии о Боге и Святом Духе всегда говорится в мужском роде. "…Он хвала твоя и Он Бог твой…" (Втор. 10:21) - это типичный пример использования мужского рода при описании божественной Сущности, даже если это не человек, а дух (см.: Ин. 4:24). Аргумент мусульман можно обратить против них, сославшись на отрывок из Корана, где об Аллахе говорится в мужском роде не менее семи раз подряд (сура 59.22–24). "Он Аллах и нет бога кроме него" - это текст 23-го айата, начинается он и заканчивается местоимением мужского, а не среднего рода. Если об Аллахе, который был духом, а не человеком, можно говорить в Коране в мужском роде, то почему же нельзя так же говорить о Духе Святом? В четырех высказываниях Иисуса об Утешителе нет и намека на то, что Он будет мужчиной, пророком, - Он четко определяется как Дух Святой (см.: Ин. 14:26).

В-третьих, Иисус не только говорил о необходимости Своего ухода прежде, нежели придет Утешитель, но также обещал послать Его Своим ученикам - Петру, Иакову, Иоанну и остальным. "…Я пошлю Его к вам…", - сказал Он (Ин. 16:7), а не к арабам в Мекку или Медину спустя шесть веков. Едва ли была какая-нибудь польза ученикам, если бы Утешитель не пришел почти сразу после того, как Иисус оставил землю. Когда Иисус собирался вознестись на небо, Он ясно сказал ученикам, что прежде чем идти возвещать Евангелие, они должны ненадолго задержаться в Иерусалиме, пока не воспримут Святого Духа (см.: Деян. 1:4–5). Действительно, Утешитель и до этого был в мире, но теперь Он должен был по-новому излиться в сердце каждого человека, верующего в Иисуса. В течение трех лет ученики были вместе с Иисусом и видели Его служение, но теперь они должны познать иное присутствие Христа, которое принесет им еще больше пользы - через Духа Святого, воистину живущего в них.

5.5. "Его имя будет Ахмад"

Мусульманин: Согласно Корану, Иисус предсказал приход Мухаммада как Превознесенного. Вы, христиане, изменили первоначальное слово Periklutos (Превознесенный) на Paracletos (Утешитель).

Мусульмане особое значение придают обетованию Иисуса о приходе Утешителя, потому что оно, как им кажется, подтверждает аналогичный текст Корана, где говорится, что Он предсказал пришествие Мухаммада:

"И вот сказал ‘Иса, сын Марйам: "О сыны Исра’ила! Я - посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад"" (сура 61.6).

В предсказании Мухаммад не упоминается под его настоящим именем, но мусульманские ученые указывают на то, что имя Ахмад состоит из тех же трех букв, что и имя Мухаммад (х-м-д), со значением корня "хвала". Вероятно, Мухаммад знал, что Иисус говорил о ком-то, кто придет после Него, не называя его имени, и по этой причине избегал всякого упоминания о себе, когда приспосабливал это пророчество к Корану, насколько возможно часто используя близкое к его имени слово, чтобы гарантировать нужный вывод, а именно, что Иисус говорил о нем.

Periklutos или Parakletos?

Подлинное слово в Евангелии от Иоанна, переведенное как "Утешитель", - Paracletos, оно означает (как и его английский эквивалент Comforter) того, кто находится рядом как советник, наставник или утешитель. Оно никогда не означало "того, которого хвалят". Из высказываний Иисуса явствует, что оригинальное слово верно, так как все, что Он хотел сказать об Утешителе, в точности согласуется с концепцией близкого советника.

"Он… от Моего возьмет и возвестит вам" - это типичное описание Духа Святого, которое дает Иисус (см.: Ин. 16:14). Он должен обитать в сердцах Его учеников, давать им понимание Божьих путей, вести их по этим путям и сообщить им силу, дабы они искренно исполняли Его заповеди. Он придет, чтобы, как Божий представитель, в свидетельствах и проповедях учеников Иисуса обличить мир в грехе и сказать ему о правде и суде.

Мусульмане в своих работах утверждают, что христиане исказили подлинные слова Иисуса, изменив употребленное им слово Рericlutos, которое означает "Превознесенный". По смыслу оно приблизительно совпадает со значением коранического имени Ахмад. Какой смысл заключен в этом заявлении мусульман? Существуют ли свидетельства, подтверждающие его?

1. Periclutos - небиблейское слово. Древние рукописи Нового Завета не подтверждают заявления мусульман, что первоначально в его тексте содержалось слово Рericlutos. Оно ни разу не встречается в греческом Новом Завете и, следовательно, не является библейским словом. Утверждение мусульман основывается не на каком-то конкретном фактическом свидетельстве, а исключительно на предположении, устраивающем их самих.

2. Слово Parakletos не соответствует контексту. Как уже указывалось, тот, кто должен прийти по обетованию Иисуса, изначально определялся как советник и заступник. Во всех четырех высказываниях Иисуса относительно Утешителя нет никаких подтверждений в пользу заявления, что это должен быть Превознесенный. Напротив, когда Иисус сказал: "…не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит…" (Ин. 16:13), Он ясно дал понять, что Утешитель не будет привлекать внимание именно к Себе. "Он прославит Меня…", - продолжал Иисус (Ин. 16:14), подразумевая, что Он воздаст хвалу Иисусу через свидетельство Его последователей, а не будет превозносить Себя.

3. Именно мусульмане искажают Библию. Парадокс заключается в том, что здесь мы видим определенные доказательства попыток мусульман сделать то, в чем они всегда несправедливо обвиняли христиан, а именно в изменении библейского текста в соответствии с собственными предпочтениями! Им пришлось прибегнуть к известным искажениям, дабы "подогнать" пророчество Иисуса под Мухаммада и как-то связать его с именем (или названием) Ахмад в Коране. Очевидно, что они не могут доказать свою точку зрения, основываясь на библейском тексте.

Ничто не подтверждает заявления мусульман о том, что первоначальное слово, используемое Иисусом, было Рericlutos или каким-нибудь его еврейским эквивалентом. Самое главное, как мы уже видели, оно семантически не вписывается в контекст Его высказывания.

Слово "ахмад" в Коране

Годами ведутся споры об использовании в Коране слова "ахмад". Сегодня это самое распространенное имя во всем мусульманском мире, но в арабских записях, предшествующих годам жизни Мухаммада, нет никаких свидетельств того, что во времена зарождения ислама оно использовалось как имя собственное. Оно, по всей вероятности, стало популярным вследствие его упоминания в тексте Корана.

Наиболее вероятно, что подлинное слово ахмад в суре 61.6 было прилагательным, используемым в арабском языке того времени. Это подтверждается тем фактом, что в рассмотренных нами высказываниях Иисуса имя будущего Утешителя нигде не называется.

Также очень интересно отметить, что в одной из ранних рукописей Корана, которые приказал сжечь Осман, а именно в рукописи знатока и чтеца Корана Убаййя ибн Кааба, сура 61.6 читается несколько иначе. В ней нет заключительных слов "имя которому Ахмад", а вместо них есть запись об Иисусе, говорящем, что Он возвещает пророка, который будет носить печать Аллаха от Его пророков и вестников.

С христианской точки зрения сура 61.6 - это попытка изменить пророчество Иисуса о приходе Святого Духа, дабы применить его к пророку ислама. За несколько столетий до Мухаммада лжемессия по имени Мани также пытался применить это пророчество к себе, и это, видимо, было хорошо известно языческой Аравии в течение нескольких веков после Иисуса. Для кого-то, подобно Мухаммаду, считавшего себя последним посланником Аллаха, было естественным желание закрепить его за собой, отсюда переделка имени прилагательного ахмад в имя собственное - Ахмад.

5.6. Святой Дух  - обещанный Утешитель

Мусульманин: Вы не можете отрицать, что Иисус говорил о другом посланнике Божьем, которого Он пошлет своим ученикам. Поскольку Сам Он был всего лишь одним из длинной череды пророков и апостолов, посланных Богом, разве не логично предположить, что Утешителем должен быть Мухаммад?

Дискутируя с мусульманами по этому вопросу, полезно вспомнить одно из четырех высказываний Иисуса относительно прихода Утешителя и на его примере показать, что Он мог говорить только о Святом Духе. В то же время можно дать доброе свидетельство о том, как Дух Святой дарует истинным верующим непосредственное общение с Самим Богом.

"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Ин. 14:16–17).

Существует много причин, почему этот отрывок можно отнести только к Духу Святому, а не к пророку ислама Мухаммаду.

Другой Утешитель: Дух истины

Применяя здравые принципы толкования, мы обнаружим по меньшей мере семь причин, позволяющих заключить, что обещанным Утешителем был Святой Дух, Которого Иисус обещал прислать Своим ученикам вскоре после Своего вознесения на небо.

1. Он даст вам другого Утешителя. Иисус говорил Своим ученикам, что Он пошлет им обещанного Утешителя. Он повторил это обетование позднее, говоря: "…Я… пошлю Его к вам" (Ин. 16:7). Таким образом, именно прихода Духа истины, провозглашенного также Духом Святым, должны были ожидать в свое время и в своей среде ученики Иисуса (см.: Ин. 14:26). Мухаммад же появился спустя шесть столетий.

2. Он даст вам другого Утешителя. Если, как утверждают мусульмане, первоначально в обетовании было слово Рericlutos, тогда это предложение звучало бы следующим образом: "Он даст вам другого Превознесенного". Это не только лишено всякого смысла, но и совершенно не вписывается в контекст. Здесь Иисус говорит буквально следующее: "Я был вашим утешителем, вашим советником и наставником. Я еще многому должен научить вас, но Я пошлю вам другого наставника и водителя, подобного Мне". Иисус пришел от Бога с неба как дух и принял человеческий облик на время Своей краткой жизни на земле. Он пошлет другого духа с неба, дабы тот завершил Его служение среди Его последователей.

Коран утверждает, что Иисус пришел от Бога, называет Его "духом Его" - определение, которое никому другому в этой Книге не дается (см.: сура 4.171). В другой суре, где Коран упоминает "духа Его", говорится о духе, которого Бог посылает в сердца истинных верующих для их укрепления - как и Святого Духа (см.: сура 58.22). Таким образом, Коран соглашается, что от Самого Бога в мир были посланы только два духа - Иисус Христос и Дух Святой, каждый из них Рaracletos, то есть водитель и наставник, призванный утешать истинных последователей Бога и руководить ими.

3. Чтобы вовек быть с вами. Когда в VII веке после Рождества Христова Мухаммад открыто появился в Аравии как пророк ислама, он не остался со своими сотоварищами навечно, но умер в возрасте 62 лет. Он был похоронен в Медине, где его тело покоится в течение почти четырнадцати столетий. Иисус же утверждал, что обещанный Утешитель будет с Его учениками вечно. Именно так и происходит - Дух Святой до сего дня живет в сердцах истинных последователей Иисуса.

4. Дух истины, которого не может принять мир. Коран говорит - Мухаммад пришел как посланник ко всем людям (см.: сура 34.28). Мусульмане верят, что однажды весь мир примет ислам и станет последователем его пророка. Если это так, то Иисус не мог говорить о Мухаммаде, ибо Он заявлял, что мир, как целое не может принять Духа истины. Только истинные последователи Иисуса, обратившиеся к Нему как к своему Господу и Спасителю, могут быть возрождены Духом Святым и стать наследниками вечной жизни.

5. Вы знаете Его. Это утверждение совершенно ясно показывает, что ученики Иисуса уже знали Духа истины. Поскольку Мухаммад родился спустя более пятисот лет после пророчества Иисуса, то это не мог быть он. Утешитель был Духом, которого ученики уже знали. Следующий раздел определяет точно, как они узнали Его.

6. Он пребывает с ними. Когда в начале Своего служения Иисус пришел к Иоанну креститься, отверзлись небеса. Иоанн пишет, что затем произошло:

"…я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым"" (Ин. 1:32–33)

Дух истины всегда пребывал в личности Самого Иисуса, и таким образом ученики Иисуса узнали Его. О Мухаммаде же ни в коем случае нельзя сказать, что он был с учениками Иисуса.

7. Он будет в вас. Как Дух был в Иисусе, так Он вошел и остался навечно в сердцах Его учеников, как только Иисус вернулся на небо. Это случилось в день Пятидесятницы, когда Дух Святой излился на всех слушающих Слово Божие в первый раз. Любовь Божья продолжает изливаться в сердца тех, кто верой обратился к Иисусу через Духа Святого, данного им (см.: Рим. 5:5). В этом отрывке используется греческое слово en, означающее "внутрь вас". Это обетование явно не может относиться к Мухаммаду, который никогда не входил в сердца истинных христиан.

Православие и ислам

Христианская и светская литература по мусульманской и христианской апологетике

1. Adang, Camilla. Muslim Writers on Judaism and the Hebrew Bible. E. J. Brill, Leiden, Holland. 1996.

2. Bevan Jones, L. Christianity Explained to Muslims. Y.M.C.A., Publishing House, Calcutta, India. 1952.

3. Brown, David. Jesus and God in the Christian Scriptures. Christianity and Islam 1, Sheldon Press, London, UK. 1967.

4. do. The Christian Scriptures. Christianity and Islam 2, Sheldon Press, London, UK. 1967.

5. do. The Cross of the Messiah. Christianity and Islam 3, Sheldon Press, London, UK. 1967.

6. do. The Divine Trinity. Christianity and Islam 4, Sheldon Press, London, UK. 1967.

7. Burman, Thomas E. Religious Polemic and the Intellectual History of the Mozarabs, c. 1050-1200. E. J. Brill, Leiden, Holland. 1994.

8. Geisler, N. L. and Saleeb, A. Answering Islam: The Crescent in the Light of the Cross. Baker Books, Michigan, USA. 1993.

9. Goddard, Hugh. Muslim Perceptions of Christianity. Grey Seal Books, London, UK. 1996.

10. Jeffery, Arthur. Materials for the History of the Text of the Qur'an. AMS Press, New York, USA. 1975.

11. Muir, Sir W. The Coran: Its Composition and Teaching. S.P.C.K., London, UK. 1903.

12. do. The Beacon of Truth. The Religious Tract Society, London, UK. 1894.

13. do. The Mohammedan Controversy. Edinburgh, Scotland, UK. 1897.

14. Nehls, Gerhard. Christians Ask Muslims. Life Challenge, Cape Town, Republic of South Africa. 1980.

15. do. Christians Answer Muslims. Life Challenge, Cape Town, Republic of South Africa. 1980.

16. Parrinder, Geoffrey. Jesus in the Qur'an. Sheldon Press, London, UK. 1976.

17. Pfander, C. G. Miftahu'l Asrar: The Key of Mysteries. The Christian Literature Society, Madras, India. 1912.

18. do. The Mizan ul Haqq, or Balance of Truth. Church Missionary House, London, UK. 1867.

19. do. The Mizanu'l Haqq (Balance of Truth). The Religious Tract Society, London, UK. 1910.

20. Rice, Rev W. A. Crusaders of the Twentieth Century: The Christian Missionary and the Muslim. Church Missionary Society, London, UK. 1910.

21. Seale, M. S. Qur'an and Bible: Studies in Interpretation and Dialogue. Croom Helm, London, UK. 1978.

22. Samir, K. A. and Nielsen, J. S. Christian Arabic Apologetics During the Abbasid Period. E. J. Brill, Leiden, Holland. 1994.

23. Thomas, David. Anti-Christian Polemic in Early Islam. Cambridge University Press, Cambridge, UK. 1992.

24. Tisdall, W. St. Clair. A Manual of the Leading Muhammadan Objections to Christianity. S.P.C.K., London, UK. 1912.

25. Wherry, Rev. E. M. The Muslim Controversy. The Christian Literature Society, Madras, India. 1905.

26. Zwemer, Dr. S. M. Mohammed or Christ. Seeley, Service & Co. Ltd., London, UK. 1915.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2020

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru