Распятие и искупление
Фрагмент из полемической книга
христианского апологета Джона Гилкриста "Бог или
пророк?".
Содержание главы
Исторические и духовные вопросы распятия и искупления
Мусульманин: Никто не может понести
грехи другого человека - каждый человек сам отвечает за
свою собственную жизнь. Вы должны стараться быть
послушными законам Аллаха и уповать на Его милость, на
то, что Он простит ваши грехи. Грех - это злые дела,
которые должны быть перечеркнуты добрыми деяниями.
Одно из самых значительных расхождений
между исламом и христианством заключается в различном
понимании ими греха и его влияния на отношения между
Богом и человеком. Согласно Новому Завету, грех Адама
был не просто преступлением против святых Божьих
законов, но актом открытого неповиновения, который
сделал весь род человеческий противником Бога (см.: Рим.
3:9–18), оставил всех людей духовно мертвыми по их
преступлениям и грехам и, как сынов противления,
покорными воле дьявола (см.: Еф. 2:1–2). Ислам же учит,
что люди способны на добрые и злые дела по собственному
выбору. Хотя Коран постоянно оплакивает стремление
человека потворствовать своим страстям (см.: сура
100.6–8), отвернуться от Бога и быть неблагодарным Ему,
однако он не расценивает человеческую неспособность быть
совершенно послушным Богу как огромную пропасть,
разделяющую человека и Бога. Библия учит, что эта
пропасть была до тех пор, пока Бог не вмешался и не
осуществил дело искупления посредством распятия, смерти
и воскресения Своего Сына Иисуса Христа.
Почему необходимо искупление
В конечном счете вопрос сводится не к
тому, так ли плох по своей природе человек, как
представляет его Библия, с сердцем "лукавым и крайне
испорченным" (Иер. 17:9), а действительно ли Бог так
добр, как возвещает о Нем Библия. Согласно исламу, Аллах
- Господь вселенной, и Его атрибуты, такие как
праведность, милосердие и справедливость, не более чем
атрибуты. Библия же учит, что Господь по Своей сути -
святость и праведность и что люди, нарушающие Его святые
законы, не соответствуют Его абсолютно святой природе
(см.: Рим. 3:23). Каким образом это соображение можно
привести в качестве контраргумента, когда мусульмане
утверждают, что христиане имеют слишком пессимистическую
точку зрения на человеческую природу и что Богу не нужно
никого спасать, так как Он и так прощает любого, кого
пожелает? Один из наиболее эффективных способов - не
пытаться доказать доктрину об искуплении, а просто
сравнить двух человек - Адама и Иисуса:
"Ибо, как смерть через человека, так
через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все
умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:21–22).
Все мусульмане соглашаются с тем, что
Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада, после того
как согрешили. Их непослушание было не просто плохим
поступком, который можно было бы перечеркнуть добрым, и
вопрос их прощения пред Господом не стоял. Они никогда
не вернулись в сад, и ни один представитель
человеческого рода, их потомок, не попал туда.
Мусульмане считают, что сад был на небе, потому что в
Коране и сад, и небо называются одним словом - джаннату
ал-адн (см.: сура 9.72). Дискутируя с мусульманами, я
обнаружил, что они уверены в том, что Адам и Ева не
умерли бы, если бы остались в саду, и только на этой
порочной земле, на которую они были посланы, смерть
стала их неизбежным уделом, поэтому мусульмане должны
были бы видеть, что грех Адама и Евы имел разрушительные
последствия. Я часто спрашивал их: "Если Адам и Ева были
прощены, то почему им не было позволено вернуться в сад?
Почему они и их потомки оставлены умирать на этой
земле?" У ислама нет ответа на эти вопросы, тем не менее
мусульмане верят, что Иисус был взят на небо и является
единственным живущим на небе человеком, который никогда
не умирал. Как Он попал туда, если все другие люди,
рожденные на земле, от Адама до Мухаммада и дальше,
окончили свой земной путь ничем?
После этих доводов следует указать на
слова Христа о том, что Он пойдет на небо, потому что
нисшел оттуда. Он не был обычным человеческим существом,
и Его уникальное рождение доказывает это. Как говорил
Иисус,
"Никто не восходил на небо, как только
сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин.
3:13).
"Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять
оставляю мир и иду к Отцу" (Ин. 16:28).
Мусульмане часто говорят, что более
всего они ценят логику, так воспользуйтесь ею в беседе с
ними. Если мы превращаемся в прах, потому что вышли из
праха, то не логично ли допустить, что Иисус пошел на
небо потому, что пришел с неба? Оказывается, очень
полезно показать, что в первый раз Христос нисшел на
землю, чтобы стать обычным человеческим существом, "в
подобии плоти греховной" (см.: Рим. 8:3), умереть, как
умираем мы, и избавить нас от наших грехов. Во второй
раз Он придет, чтобы сделать нас подобными Себе во всей
Своей великолепной славе, дабы мы могли жить вечно в
Царстве небесном, где живет и Он. Точно так же, как Он,
явившись в Своем истинном виде, воссиял во всей славе
совершенства и лицо Его просияло, как солнце (см.: Мф.
17:2), "воссияем подобно солнцу" и мы в Царстве нашего
Отца, ибо верим в Него и через Него стали родными Богу
(см.: Мф. 13:43).
Если христианство действительно
пессимистично взирает на человеческую природу,
неспособную спасти себя никакими добрыми делами, то оно
имеет самый оптимистичный взгляд на то, какой она может
стать. Единственный путь вернуться в сад, которого
лишился Адам и все его потомки, лежит через Иисуса,
Который вернется с неба, дабы взять туда всех Своих
последователей. Кроме искупления, совершенного Им, нет
никакого другого пути, ведущего на небеса.
Коран о грехопадении Адама
Необходимо подчеркнуть эту мысль, указав
на согласие Корана с библейским учением о преступлении
Адама. Коран толкует это преступление не как простую
ошибку, незначительный проступок или обычную
забывчивость Адама - якобы он забыл повеление Бога не
есть запретных плодов (как часто заявляют мусульмане), а
как его падение:
"И заставил их сатана споткнуться о него
и вывел их оттуда, где они были. И Мы сказали:
"Низвергнитесь, [будучи] врагами друг другу! Для вас на
земле место пребывания и пользование до времени"" (сура
2.36).
Ключевое слово в этом отрывке - ахибту,
однокоренное слову хабт, означающему "идти вниз по
склону" или "спускаться с высокого места".
"Низвергнитесь!" - был приказ, тождественный повелению
"Вон отсюда!" Последствия тоже должны были быть
серьезными - вражда между людьми и лишение их неба.
Очень важно подчеркнуть тот факт, что Адаму и Еве уже
никогда не было позволено вернуться в сад. Смерть была
конечным результатом их греха - отсюда наша нужда в
Спасителе, Иисусе Христе, воскресшем из мертвых, дабы
дать нам надежду на вечную жизнь.
Мимоходом следует указать мусульманам,
пытающимся минимизировать преступление Адама, говоря:
"Он забыл повеление Бога", что, во-первых, невозможно
забыть единственное запрещающее повеление Бога (см.:
сура 7.19), а во-вторых, сатана напомнил Адаму этот
приказ, когда склонял его ко греху:
"Запретил вам ваш Господь это дерево
только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не
стали вечными" (сура 7.20).
Грех Адама был актом демонстративного
неповиновения Богу. Дерево стояло посреди сада как
символ Божьей власти над человеком, и когда Адам съел
его плод, он бросил вызов этой власти и вверг
человеческий род в состояние постоянного сопротивления
Богу. Только Иисус Христос может вывести нас из этого
состояния.
Мусульмане иногда толкуют о гробнице,
которую они приготовили в Масджиде ан-Наби (Мечети
Пророка) в Медине (Аравия), в которой, говорят они,
будет погребен Иисус через сорок лет после Своего
возвращения на землю. Я посетил уже две гробницы Иисуса
в Иерусалиме - одну в церкви Гроба Господня в Старом
городе и другую в саду ниже Голгофы, где Он был распят.
Примечательно, что Иисус имеет три гробницы, но ни одну
из них не занимает и не займет никогда! Он пребывает в
вечной жизни на небесах, чтобы никогда более не умирать.
Жизнь Иисуса началась уникально - Он
пришел с неба, будучи рожденным от Девы, и уникально
закончилась - после воскресения из мертвых Он снова был
взят на небо. Другая значительная мысль, на которую, я
считаю, полезно обратить внимание мусульман: Иисус жил
на небе до рождения Мухаммада, оставался там на
протяжении всей жизни пророка ислама и пребывает в той
же славе в течение четырнадцати столетий после того, как
Мухаммад умер и был погребен в аравийской земле.
Мусульманин: Если Христос умер за все
ваши грехи - прошлые, настоящие и будущие, значит, вы
можете свободно грешить. Не потому ли так развращен
сегодня западный мир? Стоит вам попросить прощения у
Бога, и вы получите его! Мы, мусульмане, никогда не
поверим этому - это слишком легкая жизнь.
Это один из самых распространенных
аргументов, с которым сталкиваются христиане при
свидетельстве мусульманам. Для приверженцев ислама
благодать Божью надо заслужить добрыми делами и
исполнением религиозных обрядов. Им трудно понять, как
можно получить спасение даром или прощение грехов -
просто по вере в Иисуса.
Учение Павла в 6-й главе Послании к Римлянам
Павел очень обдуманно и неспешно
рассматривает вопрос спасения и искупления в 6-й главе
своего Послания к Римлянам. В первой части этой главы
апостол словно отвечает на возможный вопрос, который
ненамного отличается от аргумента мусульман: "Конечно,
если вы прощены исключительно по благодати, то должны
грешить как можно больше, чтобы умножилась Божья
благодать" (см.: Рим. 6:1). Однако во второй части главы
мы находим ставшее классическим возражение: "…станем ли
грешить, потому что мы не под законом, а под
благодатью?" (Рим. 6:15). Ответ Павла проникает в самую
суть того, что представляет собой Евангелие, и всякий
раз, когда мусульмане поднимают эту тему, у христиан
появляется реальная возможность свидетельствовать им о
действии спасительной Божьей благодати во Христе.
1. Мертвые для греха и живые для Бога
во Христе. Первая реакция апостола Павла - это
вопрос, как могут верующие допускать саму возможность
жизни во грехе со спокойной совестью, если результатом
их веры во Христа должно быть участие в Его победе над
силами тьмы:
"Мы умерли для греха, как же нам жить в
нем?" (Рим. 6:2).
Вся суть слов Павла заключается в
следующем: тот, кто уверовал в Иисуса, соединился с Ним
в Его смерти и воскресении. Христос умер, чтобы победить
и грех, и власть греха, и воскрес, чтобы дать всем, кто
решил следовать за Ним, Свою животворную силу. Верующие,
в свою очередь, наследуют Его смерть для греха и оживают
для Бога и Его праведности во всей ее полноте. Никто не
может получить Божье прощение во Христе, если не изъявит
желания раскаяться в своих грехах, оставить их навсегда
и в истинной праведности и святости преобразиться в
подобие Божье.
"Ибо что Он умер, то умер однажды для
греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы
почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во
Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 6:10–1).
2. Божья благодать освобождает
верующих от власти греха. Вероятно, самая важная
мысль, которую необходимо подчеркнуть, это то, что Иисус
Христос умер не только ради нашего освобождения от вины
за грех, но и от самой власти греха. Иисус однажды
сказал: "…всякий делающий грех, есть раб греха" (Ин.
8:34). Часто, беседуя с мусульманами, я спрашивал их,
если грех - это всего лишь собственный выбор человека,
почему же грешник не может просто сказать Богу: "Я знаю,
Ты хочешь, чтобы мы следовали путем правды. Поэтому
более я не буду грешить". На этот вопрос они неизменно
смущаются, открыто признавая, что никто не может принять
такого решения и следовать ему до конца жизни, тем более
невозможно это сделать в один день. Часто они говорят:
"Иногда мы даже не знаем, когда грешим. То, что в наших
глазах выглядит праведным, перед Богом может быть
грехом".
Многие мусульмане борются с мучительным
сознанием того, что склонность ко греху - это
непреодолимая сила, прискорбная реальность человеческой
природы. Вот где в жизнь христианина вступает сила
искупления:
"Благодарение Богу, что вы, быв прежде
рабами греха, от сердца стали послушны тому образу
учения, которому предали себя. Освободившись же от
греха, вы стали рабами праведности" (Рим. 6:17–18).
Вера в Иисуса не только приводит нас к
прощению грехов, но также дает нам силу побеждать грех.
Как говорил апостол Павел в другом своем послании, Иисус
пришел не только ради того, чтобы "избавить нас от
всякого беззакония", но также чтобы "очистить Себе народ
особенный, ревностный к добрым делам" (Тит. 2:14). Для
многих мусульман очень заманчива перспектива обладания
силой побеждать грех.
3. Исполненные Духом Святым. Каждый,
кто вверяет свою жизнь Христу, одновременно приобретает
водительство Святого Духа. Это третья личность
Троицы, которая не берет в свои руки управление нашей
жизнью, но вкладывает в глубину нашей души любовь к
Божьим заповедям, и в какой мере мы послушны Ему, в
такой же мере Он освобождает нас от греховных желаний. Я
считаю, что очень полезно вспомнить известное событие,
когда вы стараетесь внушить эту мысль мусульманину:
"Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже
умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов
копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода"
(Ин. 19:33–34).
В следующем стихе Иоанн подчеркивает
значимость этого события, говоря, что он видел его сам и
подробно изложил виденное, дабы читатели могли поверить.
Поверить чему? Только тому, что данное событие
действительно произошло? Вероятно, нет, особенно если
учесть, что слово "поверить" в Евангелии от Иоанна
обладает особым значением. Он имел в виду следующее:
дабы вы могли жить верой в Иисуса. Иоанна поразило то,
что из тела Христа излилась, помимо крови, вода.
Кровь здесь символизирует прощение
грехов так же, как в прошлые времена пролитие в храме
крови жертвенных животных было способом получить от Бога
прощение грехов. Вода же символизирует излияние Святого
Духа и потоки новой жизни, которые также получат
верующие. В Евангелии от Иоанна вода - это часто
встречающийся символ божественной силы, заключенной в
душе человека (см.: Ин. 4:14, 7:38). Вполне понятно, что
это - прекрасная иллюстрация, подкрепляющая учение
Павла, изложенное в 6-й главе Послания к Римлянам.
В заключение уместно предложить
мусульманам, выдвигающим аргумент типа "если Иисус умер
за вас, то вы можете грешить как угодно много",
процитировать библейский отрывок, из которого они
почерпнули эту мысль. У вас появится возможность вежливо
намекнуть своим собеседникам, что они выказывают
прискорбное незнание учения Библии и нуждаются в кратком
разъяснении, что такое на самом деле спасение.
Мусульманин: Странно, что вы говорите,
будто спасение приходит с верой в Иисуса. Сам же Иисус
учил, что желающие получить вечную жизнь должны
соблюдать Божьи заповеди. То же самое об истинном
благочестии говорит ислам.
Многие мусульмане знакомы с историей о
богатом юноше, который подошел к Иисусу и спросил Его,
что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Иисус
ответил: "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди
заповеди" (Мф. 19:17). Они утверждают - Иисус никогда не
говорил об искуплении, но всегда, как и в этом стихе,
призывал всех, кто хочет войти в Его Царство, соблюдать
Божьи заповеди. Что им ответить?
"Никто не благ, как только один Бог"
Иногда мусульмане утверждают, будто в
разговоре с юношей Иисус отрицал, что обладает
благостью, поскольку Он всего лишь обычный человек,
подобный любому другому. Когда юноша назвал Его "учитель
благий", Иисус ответил:
"…что ты называешь Меня благим? Никто не
благ, как только один Бог" (Мк. 10:18).
Здесь открывается еще одна прекрасная
возможность для свидетельства, на этот раз - о
божественности Христа. Он никогда не отрицал собственной
благости, напротив, всегда называл Себя добрым пастырем,
который полагает жизнь свою за овец (см.: Ин. 10:11),
вторя более раннему заявлению Самого Бога: "Я буду пасти
овец Моих…" (Иез. 34:15). Не может быть ни малейшего
сомнения в том, что Иисус держал в уме именно эти слова,
когда называл Себя добрым пастырем.
Фактически Христос сказал: "Почему ты
называешь Меня благим?" Заметьте: Он не отрицал Своей
благости, когда юноша по-еврейски назвал Его "благим
равви (учителем)" (как в Ин. 1:38). В те времена в
Израиле было много таких учителей закона, и если юноша
считал, что Иисус один из них, то Иисус вполне мог
поинтересоваться, почему же именно Его этот юноша
называет благим, ведь в вечном смысле один только Бог
благ. Ответ Иисуса - это требование сказать, считает ли
юноша Его одним из многих учителей, толкователей
религиозного учения, или он видит в Иисусе божественную
личность, могущую Своей властью открывать тайны вечной
жизни. Это абсолютно ясно, если взглянуть на остальную
часть их разговора.
"Если хочешь быть совершенным… следуй за Мной"
Когда Иисус сказал богатому юноше, что
он может войти в жизнь вечную, если будет соблюдать
заповеди, тот спросил: "Какие?" Из всех заповедей Иисус
перечислил пять, касающиеся взаимоотношений человека с
его ближним, но десятую - "Не желай…" - не упомянул.
Юноша ответил, что все это он сохранил от юности своей,
чего же ему еще недостает? Иисус, зная его любовь к
богатству и алчность, сказал:
"…если хочешь быть совершенным, пойди
продай имение твое и раздай нищим…" (Мф. 19:21).
Услышав эти слова, юноша отошел
опечаленный, не находя в себе сил расстаться со своим
богатством. Эта история свидетельствует не о том, что
любой соблюдающий Десять заповедей может войти в жизнь
вечную, а о том, что никто не может исполнить их так
совершенно, как они должны быть исполнены, чтобы их
соблюдением достичь жизни вечной. Бог совершенен, и,
следовательно, Его законы, если их соблюдать в истинном
смысле слова, должны соблюдаться тоже совершенно. Как
говорится в другом стихе,
"Кто соблюдает весь закон и согрешит в
одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак.
2:10).
Иисус сказал богатому юноше, считавшему,
будто он от юности соблюдает закон Божий, что он должен
совершенно и постоянно исполнять все Божьи заповеди и
если он хочет быть действительно совершенным, то должен
продать свое имение и перестать любить материальные
блага. Относительное благочестие неприемлемо для святого
Бога, Который "явит святость Свою в правде" (Ис. 5:16).
Юноше открылось, что заповеди, соблюдением которых он
думал обрести жизнь вечную, вместо этого косвенно могут
обличить его во грехе. Как сказал апостол Павел:
"…заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти…"
(Рим. 7:10).
Иисус ясно намекнул юноше, как тот может
спастись: "Если хочешь быть совершенным… следуй за
Мной". Только благодаря искупительной жертве Христа
можно достичь совершенства и обрести спасение.
Другие свидетельства искупления
Существуют и другие основания для
опровержения обвинения в том, что Христос никогда не
говорил об искуплении. Многими Своими высказываниями Он
ясно дал понять, что пришел на землю исключительно ради
нашего спасения, и будет полезно процитировать их в
разговоре на эту тему:
"…Сын Человеческий не для того пришел,
чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою
для искупления многих" (Мф. 20:28).
"…Хлеб же, который Я дам, есть Плоть
Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин. 6:51"
"Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый
полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10:11).
Возможно, самое заметное событие в жизни
Иисуса, ясно указывающее на искупление как Божий путь
спасения, это Тайная вечеря, которую Он разделил со
Своими учениками, когда в последний раз был с ними перед
арестом, допросом и распятием. Он взял хлеб, преломил
его и дал ученикам, говоря: "…приимите, ядите: сие есть
Тело Мое". Затем Он взял чашу с вином, дал им выпить и
сказал: "…сие есть Кровь Моя нового завета, за многих
изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26:26–28).
Невозможно понять, как можно вопреки
этим словам полагать, что Иисус никогда не говорил об
искуплении. Именно искупление Он засвидетельствовал
Своим ученикам, когда в последний раз был с ними перед
казнью. Отвечая на возражения мусульман, касающиеся
истории о богатом юноше, христиане имеют замечательную
возможность поделиться с ними евангельской вестью.
Мусульманин: Бог никогда бы не остался
безучастным, наблюдая, как распинают Его Сына. Для нас
Иисус - великий пророк, и Аллах спас Его от иудеев,
желавших Его убить. Он спас Его от распятия - вместо
Него был распят другой.
Только один стих в Коране говорит о
распятии Иисуса. В нем это событие категорически
отрицается как клеветническое измышление иудеев против
Христа. Намерение иудеев убить Его признается Кораном,
но, говорится в нем, Аллах почтил Своего пророка,
избавив Его от рук злодеев, в то время как некий
свидетель, чью внешность Аллах изменил так, что тот стал
похож на Иисуса, был распят вместо Него. В Коране ни
слова не говорится о значимости этого события для
христианства - удивительный недосмотр, если учесть
важнейшую роль библейского учения о том, что Иисус
добровольно отдал Свою жизнь ради спасения всех людей и
именно это было целью явления Сына Божия в образе
человека. Без смерти и воскресения Иисуса не было бы и
христианства - это стержень нашей веры, и тем более
удивительно отсутствие в Коране какой-либо ссылки на
христианский контекст. Вот этот стих:
"…и за их слова: "Мы ведь убили Мессию,
‘Ису, сына Марйам, посланника Аллаха" (а они не убили
его и не распяли, но это только представилось им; и,
поистине, те, которые разногласят об этом, - в сомнении
о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме
следования за предположением. Они не убивали его, -
наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах
велик, мудр!" (сура 4.157–158).
Применение теории подмены
Короткая фраза из приведенного отрывка -
"это только представилось" - привела мусульман к мнению,
что физические черты одного из свидетелей распятия были
изменены, тот стал похожим на Иисуса и этим человеком
Бог заменил на кресте пророка. Иисус же был вознесен на
небо, где и живет поныне, пока снова не вернется на
землю незадолго перед концом света. Коран вплотную
приближается к признанию христианской позиции - он
допускает арест Христа иудеями, их намерение распять
Его, то, что кто-то действительно был распят, жертва
была похожа на Христа и все стоящие у креста были
уверены, что это Он. На самом деле выражение "это только
представилось" весьма неопределенно и не перестает
вызывать некоторые разногласия в мусульманском мире
относительно того, что же в действительности произошло с
Иисусом. Однако общее мнение таково - кто-то другой был
изменен до полного сходства с Христом и, соответственно,
распят вместо Него.
Коран завершает жизнь Христа на земле
тем же днем, что и Библия. По иронии судьбы это
единственный правдоподобный пункт теории подмены - она
благоразумно указывает последний день физической жизни
Иисуса так, как его определила история. Однако, как мы
увидим, в этой теории очень мало смысла и ее можно
жестоко раскритиковать по многим пунктам. Когда мы
отвечаем мусульманам, отрицающим распятие Христа, важно
прежде всего установить факты, которых придерживаются и
они, и мы. Единственный спорный вопрос здесь - был ли
распятый действительно Иисусом (как учит Библия) или же
это был кто-то другой (как учит Коран). Как только мы
выровняем игровое поле, станет значительно легче
сосредоточиться на этом главном вопросе.
Критический анализ теории подмены
Не только само учение Корана
относительно событий, происшедших в тот день, но и
толкование его совершенно неясны. Суть теории
чрезвычайно уязвима с нравственной точки зрения и не
выдерживает серьезного испытания критическим анализом. В
беседе с мусульманами на эту тему с успехом можно
представить следующие пункты анализа.
1. Почему Бог сделал жертвой
невинного человека? Если Бог намеревался спасти
Иисуса, взяв Его на небо, то зачем было предавать
распятию кого-то другого? Это лишено всякого смысла. Мы
не можем допустить, что Бог когда-либо делал подобное.
Некоторые мусульмане говорят, будто
распят был Иуда Искариот (видимо, тем самым желая снять
обвинение в распятии невинного), но Коран не определяет
личность жертвы. Факт таков: кто бы ни был распятый, он
не был виновен в злодеянии, которое наказывается смертью
и которое, как полагают, мог совершить Христос. Выбор
Иуды - это всего лишь уловка, чтобы оправдать
предполагаемые действия Бога. Библия же ясно говорит о
том, что случилось с Иудой, - увидев, что Иисуса
собираются распять, он в раскаянии повесился (см.: Мф.
27:5; см.: также Деян. 1:18).
2. Бог не посчитался с учениками и
близкими Иисуса? Другое очевидное возражение против
мусульманской теории подмены - это действие, которое
распятие оказало на собравшихся возле креста. Мать
Иисуса Мария, ее сестра Мария, жена Клеопы, и два Его
ближайших ученика - Мария Магдалина и Иоанн, сын Зеведея,
"стояли при кресте Иисуса" (см.: Ин. 19:25). Если
распятый человек должен был выглядеть в точности, как
Иисус, то, конечно, все они считали, что это
действительно Он. Зачем Бог подверг самых близких Иисусу
людей мукам ожидания Его смерти? Разве позволил бы Бог
матери Иисуса, почитаемой в исламе как Марйам,
единственной женщине, упоминаемой в Коране по имени
(см.: суры 3.36; 19.16), терпеть такие муки, причиной
которых была всего лишь иллюзия, созданная Им Самим?
Иисус обратился к Марии и Иоанну с креста. Иоанн
приводит Его слова:
"Иисус, увидев Матерь и ученика, тут
стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено!
се, сын Твой! Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!"
(Ин. 19:26–27).
Это только одно из семи изречений
Иисуса, произнесенных Им на кресте, но оно ясно
показывает, что распинаемый человек не только выглядел
похожим на Иисуса, но и говорил так, как если бы это был
Сам Иисус. Только Иисус мог с таким состраданием
смотреть на Свою мать. Кто-то другой, вися на кресте,
кричал бы, что распят по ошибке. Для того чтобы
установить истину, мусульманам требуется признать только
одно - распят был действительно Сам Иисус.
3. Христианство основывается на
обмане, совершенном Богом? Третье возражение против
мусульманской теории подмены: если распятый внешне был
похож на Иисуса, то можно ли укорять Его учеников за то,
что они приняли его за Христа? Они пошли и проповедовали
о распятом Христе, добровольно отдавая свои жизни за
евангельскую весть об Иисусе, умершем ради спасения мира
от его грехов. Они созидали христианство на обмане,
мистификации, автором которой был Сам Бог? Теория
подмены делает Бога виновником самого великого в истории
религии обмана. Ирония заключается в том, что эта теория
- вероятно, величайшее во всей истории заблуждение - за
четырнадцать столетий погрузила в неверие сотни
миллионов мусульман.
Свидетельствуя мусульманам, важно
подчеркнуть, что Библия совершенно определенно учит, что
Иисус был распят, умер на кресте и на третий день
воскрес из мертвых. Два заявления - одно,
провозглашенное ангелом некоторым из учениц Христа в
день Его воскресения, и другое, сделанное апостолом
Петром тысячам иудеев, - очень сжато излагают эти
великие истины:
"…не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете
Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как
сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и
пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес…"
(Мф. 28:5–7).
"Сего, по определенному совету и
предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив
руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его,
расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было
удержать Его" (Деян. 2:23–24)
Евангелие христиан прославляет Бога.
Распятие, смерть и воскресение Иисуса Христа, Его
единственного Сына, - величайшие доказательства Божьей
любви к нам. Это дверь в вечную жизнь. Это источник
нашего прощения и спасения. Мусульманская же теория,
утверждающая, что вместо Иисуса был распят кто-то
другой, напротив, бессмысленна. Мучительная казнь,
видимо, происходила с одной-единственной целью -
истерзать невинного человека, обмануть последователей
Иисуса и в результате создать религию, основанную на
обмане, - и все это по замыслу Самого Аллаха. Совершенно
невероятно!
Мусульманин: Библия показывает, что даже
если на кресте был распят действительно Иисус, Он не
умер на нем, но был снят с него живым, хотя и находился
в обмороке. Потом Он пришел в себя и явился многим -
отсюда иллюзия, будто Он воскрес из мертвых.
Несостоятельность теории подмены
подвигла некоторых мусульманских писателей атаковать
библейские свидетельства о распятии Христа, пытаясь
доказать то, что стало известно как теория обморочного
состояния. Это старая ересь, которую распространяло
движение Ахмадийа (направление ислама) через учение ее
"пророка" Мирзы Гулема Ахмада, жившего в Индии в XIX
столетии. Следует знать, что в 1974 году последователи
Ахмадийи были объявлены в Пакистане немусульманами. Их
теорию, однако, время от времени реанимируют
мусульманские авторы как подходящее средство для критики
Евангелия.
Некоторые доказательства теории
обморочного состояния, выдвигаемые Ахмадийей
Приверженцы теории обморочного
состояния, для удобства игнорируя высказывания
Евангелия, подтверждающие смерть Христа, выбирают из
него определенные отрывки, вырывают их из контекста и
дают им свое толкование, желая внушить читателям, будто
Иисус после распятия остался в живых. Рассмотрим
некоторые известные примеры.
1. "Иисус молился, чтобы Бог спас Его
от смерти". Иисус молился в Гефсиманском саду
незадолго перед арестом: "…Отче Мой! если возможно, да
минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"
(Мф. 26:39). В ответ на молитву был послан ангел
укрепить Его (см.: Лк. 22:43), однако мусульмане
утверждают, будто ангел был послан к Иисусу, дабы
утешить Его вестью об избавлении от смерти.
Трудно понять, как Иисус мог утешиться
мыслью, что Ему предстоит испытать все ужасы распятия до
самой смертельной черты и быть спасенным только потому,
что при снятии с креста Он покажется мертвым. Даже
теория подмены имеет больше смысла! Конечно, если бы Бог
пожелал спасти Своего Сына от смерти, то разве не
избавил бы Он Его и от предсмертных страданий? Почему Он
спасает Его только после трагического промедления? В
любом случае Иисус мог бы покинуть в ту ночь Иерусалим и
избежать ареста, ибо знал о намерении Иуды предать Его
(см.: Ин. 18:4). Иисуса ужасала перспектива быть
отделенным от Отца, так как Он принимал на Себя Его гнев
за наши грехи, - это святой страх, от которого Его тело
покрылось кровавым потом (см.: Лк. 22:44). Страх быть
оставленным Отцом в царстве греха и на Себе испытать
последствия пребывания в нем заставил Иисуса в ужасе
уступить воле Отца. Сила, которую дал Иисусу ангел,
должна была помочь Ему вынести это суровое испытание, не
имеющее себе равного в истории человечества. Воскресение
Иисуса было гораздо более замечательным Его
освобождением от смерти.
2. "Сотник не был уверен, что Иисус
умер". Большое значение в данной теории придается
тому факту, что римские воины, пришедшие в тот же день
перебить голени у трех распятых, не тронули только
Иисуса, увидев, что Он уже мертв (см.: Ин. 19:33).
Утверждается, будто они положились исключительно на
ощущения и не потрудились убедиться, действительно ли Он
мертв. Однако в таких делах воины никогда не полагались
на случай! Рассмотрим следующий отрывок:
"Пилат удивился, что Он уже умер, и,
призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от
сотника, отдал тело Иосифу" (Мк. 15:44-45).
Римский правитель был очень доволен,
когда услышал подтверждение сотника, - для римского
воина было губительно ошибиться в подобной ситуации.
Когда несколько позже апостол Петр в том же городе
совершил побег из темницы, стража, которой было
приказано сторожить его, была казнена (см.: Деян.
12:19). Темничный страж, решив, что Павел и Сила сбежали
из тюрьмы, "извлек меч и хотел умертвить себя" (см.:
Деян. 16:27). Наказанием за допущение побега узника была
смерть - вот чего мог ожидать сотник, если бы позволил
осужденному ускользнуть из-за небрежного осмотра. Сотник
был самым надежным свидетелем смерти Иисуса на кресте!
Действительно, один из солдат для большей уверенности
вонзил в бок Иисуса копье (см.: Ин. 19:34). Одного этого
было достаточно, чтобы убить Иисуса.
3. "Иудеи сомневались в смерти
Иисуса". Другой типичный аргумент: иудеи
беспокоились, что после снятия с креста Иисус был все
еще жив, и пошли к Пилату просить опечатать его гроб,
дабы быть уверенными, что Он погребен навечно. Этот
аргумент основывается на их заявлении прокуратору:
"…господин! Мы вспомнили, что обманщик
тот, еще будучи в живых, сказал: "после трех дней
воскресну"…" (Мф. 27:63).
Этот аргумент игнорирует контекст
события, который показывает, что иудеи были далеки от
мысли о возможном выздоровлении Иисуса - они
беспокоились, как бы ученики не пришли и не выкрали Его
тело, а потом не заявили бы о Его воскресении из мертвых
(см.: Мф. 27:64).
Два пункта со всей очевидностью
показывают, чего действительно опасались иудеи.
Во-первых, они передали слова Иисуса, произнесенные Им
"еще живым", намекая на то, что они совершенно убеждены
в Его смерти. Во-вторых, они действовали в соответствии
с пророчеством Иисуса, которое Он часто повторял, о
Своем воскресении на третий день после того, как Он
будет убит (см.: Лк. 9:22).
Теория о том, что Иисус в конце казни
был в обморочном состоянии, лишена всякого смысла. Она
опирается на чтение между строк, а не на тщательное
исследование самих строк. Эта теория служит
одной-единственной цели - показать, насколько запутана
теория подмены и как далеко мусульмане позволяют себе
заходить в своих нападках на Библию.
Мусульманин: Иисус говорил о знамении
Ионы как о единственном знамении, данном иудеям. Однако
очевидно, что Иона не умирал во чреве кита, а Иисус,
вопреки Его предсказанию, не провел в гробу три дня и
три ночи.
Мусульмане намеренно выбирают в качестве
аргумента знамение Ионы, с тем чтобы продвинуть теорию
обморочного состояния и оспорить параллель, проведенную
Иисусом между временем пребывания Ионы на глубине океана
и временем, в течение которого Он Сам, будучи
погребенным, пролежал в земле. Рассмотрим два аргумента,
наиболее распространенные в мусульманском мире.
В гробу Иисус был живым или мертвым?
Несомненно, на всем протяжения своего
испытания Иона был жив. Также никогда не предполагалось,
что он воскрес из мертвых, когда был выброшен на сушу.
Если так, утверждают мусульмане, то и Иисус должен был
лежать в гробу живым, пока от пещеры не отвалили камень.
А иначе как мог Он использовать приключение Ионы в
качестве знамения Своего воскресения из мертвых? Однако
при чтении всего высказывания Иисуса становится ясно,
что сходство ограничивается временным фактором:
"…ибо как Иона был во чреве кита три дня
и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли
три дня и три ночи" (Мф. 12:40)
Совершенно очевидно, что сходство
ситуаций заключается во времени, в течение которого
Иисус и Иона были скрыты от людского взора, после чего
их появление было в высшей степени невероятным - Ионы из
рыбы, а Иисуса из гроба. Этот вопрос невозможно
расширить настолько, чтобы он включал в себя состояние
каждого, то есть сказать: "Если Иона был жив, значит, и
Иисус был живой". Это явствует из другого высказывания
Иисуса, в котором Он снова в контексте грядущего
воскресения проводит сравнение между Своей смертью и
ветхозаветным событием:
"…как Моисей вознес змию в пустыне, так
должно вознесену быть и Сыну Человеческому…" (Ин. 3:14).
Здесь сходство явно заключается в
положении объектов - они вознесены и пронзены: змей на
шесте, а Иисус на кресте. Первый был вознесен ради
исцеления иудеев, укушенных змеями, а второй - ради
исцеления народа, связанного грехом. В этом случае,
однако, змей был сделан из меди, он никогда не был
живым. Он был мертвым, когда его приколачивали к столбу
и когда его снимали с него. Если следовать логике
мусульман, то это означает, что Иисус был мертвым еще до
того, как Его прибили к кресту!
Совершенно очевидно, что в каждом случае
живое или мертвое состояние сравниваемых объектов не
имеет отношения к вопросу, на который обращал внимание
Иисус.
Три дня и три ночи
Почти все христиане сходятся на том, что
Иисус был распят в пятницу и воскрес через три дня рано
утром в воскресенье. Мусульмане утверждают: если это
действительно так, то знамение Ионы не имеет смысла, так
как Иона был во чреве кита три дня и три ночи. Иисус же,
совершенно очевидно, находился в гробу только две ночи
(на субботу и на воскресенье) и едва ли три дня. Период
времени в три дня и три ночи составляет 72 часа, а Иисус
не мог быть в гробу более 33 часов (с 3 часов дня
пятницы до 6 часов утра воскресенья).
Мусульмане упускают из виду значительное
различие между еврейским языком I столетия и английским
XX столетия. В те времена, подсчитывая время, иудеи
любую часть дня принимали за целый день. Иисус был
положен в гроб в пятницу, лежал в нем субботу и поднялся
в воскресенье незадолго до рассвета. Поскольку по
еврейскому календарю воскресенье начиналось с заходом
солнца предыдущего вечера, то Иисус был в гробу точно в
течение трех дней. Вопрос в том, почему было только две
ночи.
Необходимо принять во внимание
особенности еврейского разговорного языка того времени.
Выражение "три дня и три ночи" никогда не употребляется
в современном английском языке, поэтому его значение
следует искать в контексте его использования древними
иудеями. Сегодня мы скажем: "Меня не будет две недели",
то есть "четырнадцать дней", не намереваясь при этом
обозначить точный отрезок времени в четырнадцать дней и
четырнадцать ночей. Однако Библия часто использует это
фигуральное выражение. Моисей в течение сорока дней и
сорока ночей был на горе (см.: Исх. 24:18), друзья
сидели с больным Иовом семь дней и семь ночей (см.: Иов
2:13). Иудеи никогда бы не сказали "три дня и две ночи",
или "семь дней и шесть ночей", даже если бы говорили о
точном временном отрезке. В данном случае Иисус говорит
о периоде в три дня, в течение которого Иона находился в
морской пучине.
Прекрасный пример этому можно найти в
Ветхом Завете, где говорится о повелении царицы Есфири
никому не есть "три дня, ни днем, ни ночью" (см.: Есф.
4:16). Однако на третий день, по прошествии всего двух
ночей, она сама пошла в царский дом и тем самым
закончила пост. Фраза "три дня и три ночи" - это
иудейское выражение, означающее некий период времени,
включающий в себя три дня. Это очевидно из того, как
иудеи после погребения Иисуса отреагировали на Его
слова. Сказав Пилату, что они вспомнили, как Иисус
говорил им о Своем воскресении после трех дней, они
потребовали от него поставить у гробницы стражу до
третьего дня (см.: Мф. 27:64). На следующий день после
распятия (в субботу), по прошествии только одной ночи,
они понуждали правителя к немедленным действиям. Исходя
из особенностей нашей современной речи, нам естественно
решить, что, говоря о воскресении через три дня, Иисус
имел в виду четвертый день. Иудеи же поняли, что Иисус
имел в виду воскресение на третий день, то есть всего
лишь через две ночи. Вот почему они беспокоились об
охране гробницы только до третьего дня.
Когда ученики Иисуса заявили, что Он
воскрес из мертвых на третий день (см.: Деян. 10:40),
никто даже не попытался возразить против этого
утверждения, говоря, что оно противоречит словам Христа
о том, что Он будет находиться три дня и три ночи в
сердце земли.
В заключение необходимо сказать:
поднимая вопрос о знамении Ионы, мусульмане открывают
чудесную возможность засвидетельствовать им о том, чем в
действительности оно было - символом крестной смерти и
воскресения из мертвых по прошествии трех дней.
Православие и ислам
Христианская и светская литература по
мусульманской и христианской апологетике
1. Adang, Camilla. Muslim Writers on
Judaism and the Hebrew Bible. E. J. Brill, Leiden,
Holland. 1996.
2. Bevan Jones, L. Christianity Explained to Muslims.
Y.M.C.A., Publishing House, Calcutta, India. 1952.
3. Brown, David. Jesus and God in the Christian
Scriptures. Christianity and Islam 1, Sheldon Press,
London, UK. 1967.
4. do. The Christian Scriptures. Christianity and Islam
2, Sheldon Press, London, UK. 1967.
5. do. The Cross of the Messiah. Christianity and Islam
3, Sheldon Press, London, UK. 1967.
6. do. The Divine Trinity. Christianity and Islam 4,
Sheldon Press, London, UK. 1967.
7. Burman, Thomas E. Religious Polemic and the
Intellectual History of the Mozarabs, c. 1050-1200. E.
J. Brill, Leiden, Holland. 1994.
8. Geisler, N. L. and Saleeb, A. Answering Islam: The
Crescent in the Light of the Cross. Baker Books,
Michigan, USA. 1993.
9. Goddard, Hugh. Muslim Perceptions of Christianity.
Grey Seal Books, London, UK. 1996.
10. Jeffery, Arthur. Materials for the History of the Text
of the Qur'an. AMS Press, New York, USA. 1975.
11. Muir, Sir W. The Coran: Its Composition and Teaching.
S.P.C.K., London, UK. 1903.
12. do. The Beacon of Truth. The Religious Tract Society,
London, UK. 1894.
13. do. The Mohammedan Controversy. Edinburgh, Scotland,
UK. 1897.
14. Nehls, Gerhard. Christians Ask Muslims. Life Challenge,
Cape Town, Republic of South Africa. 1980.
15. do. Christians Answer Muslims. Life Challenge, Cape
Town, Republic of South Africa. 1980.
16. Parrinder, Geoffrey. Jesus in the Qur'an. Sheldon
Press, London, UK. 1976.
17. Pfander, C. G. Miftahu'l Asrar: The Key of Mysteries.
The Christian Literature Society, Madras, India. 1912.
18. do. The Mizan ul Haqq, or Balance of Truth. Church
Missionary House, London, UK. 1867.
19. do. The Mizanu'l Haqq (Balance of Truth). The
Religious Tract Society, London, UK. 1910.
20. Rice, Rev W. A. Crusaders of the Twentieth Century:
The Christian Missionary and the Muslim. Church
Missionary Society, London, UK. 1910.
21. Seale, M. S. Qur'an and Bible: Studies in
Interpretation and Dialogue. Croom Helm, London, UK.
1978.
22. Samir, K. A. and Nielsen, J. S. Christian Arabic
Apologetics During the Abbasid Period. E. J. Brill,
Leiden, Holland. 1994.
23. Thomas, David. Anti-Christian Polemic in Early Islam.
Cambridge University Press, Cambridge, UK. 1992.
24. Tisdall, W. St. Clair. A Manual of the Leading
Muhammadan Objections to Christianity. S.P.C.K., London,
UK. 1912.
25. Wherry, Rev. E. M. The Muslim Controversy. The
Christian Literature Society, Madras, India. 1905.
26. Zwemer, Dr. S. M. Mohammed or Christ. Seeley, Service
& Co. Ltd., London, UK. 1915.
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|