Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Апологетика - защита веры


Православная Церковь и сектанты. Святой Крест. Крестное знамение

Обличение сектантских заблуждений на основе Священного Писания - труд протоиерея Дмитрия Владыкова...

Содержание:

Глава 4. Святой Крест

Главa 5. Крестное знамение:

***

Глава 4. Святой Крест

Учение Церкви о почитании креста

"Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались так же, как и изображение Честного и Животворящего Креста... Взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений чествовать их лобызанием, почитанием и поклонением; не тем истинным богопоклонением, которое по вере нашей приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому образу, как воздается честь изображению Честного и Животворящего Креста, Cвятому Евангелию и прочим святыням: фимиамом и поставлением свечей, - какой благочестивый обычай был и у древних" (Догмат 367 Святых Отцов Седьмого Вселенского собора) [709].

Из этого соборного определения видно, что Святой Крест со времен апостольских служил предметом самого глубокого уважения и религиозного почитания среди христиан, и на образ почитания его отцы собора указывают иконоборцам, отвергавшим чествование святых икон, но не Святого.

Крестная смерть Иисуса Христа не есть посрамление для Него

Слово Божие учит, что крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа

а) были предопределены:

"искуплены вы... драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена" (1 Пет. 1:18-20; [710] ср. Евр. 10:5-7 [711]), т.е. когда пришло время. Бог от вечности знал о грехопадении человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его, воплотившись, восстановил человека, искупив его Своею Кровью, пролитою на кресте. "Сего по определенному совету и предведению Божию преданного вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили" (Деян. 2:23). "Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил" (3:18). "Собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса... Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой" (4:28), "т.е. не они имели в себе самих такую силу," - замечает блаженный Феофилакт, - "но Ты (Господи), Который на все даруешь соизволение и приводишь все к концу... дело врагов обращаешь во исполнение воли Твоей; потому что они (священники и проч. иудеи) сошлись, как враги, а делали то, что Тебе угодно было". [712] Действуя самостоятельно и неся за это ответственность пред Богом, распинатели Иисуса Христа, сами того не ведая, сделали то, что от вечности было предопределено Богом (ср. Рим. 3:25; [713] От. 13:8 [714] и др.).

б) были добровольны:

"Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее" (Ин 10:18). "Да кто же не имеет власти положить душу свою? Всякий, кто хочет, может умертвить себя. Но слова Его," - учит святой Иоанн Златоуст, - "имеют не этот смысл. Какой же? Я имею такую власть положить, что, против Моей воли, никто не может отнять ее у Меня; а этого нельзя сказать о людях. Мы не иначе сами по себе можем положить душу свою, как только умертвив себя. Α если впадем в руки людей, злоумышляющих и могущих убить нас, то уже не имеем власти положить и не положить, но они убивают нас и против нашей воли. Α Он - не так. Он властен был не положить душу Свою даже и тогда, как другие злоумышляли". [715] - "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?" (Мф. 26:53). То есть, если бы страдания и крестная смерть Иисуса Христа не были предопределены и Им добровольно претерпеваемы, то ангелы защитили бы Его. Молитва Господа в Гефсиманском саду (ср. Мф. 26:38-46 [716]) не свидетельствует, как думают сектанты, против добровольного искупительного подвига Его. "Когда говорит: если возможно, да минует... - то показывает этим," - по объяснению святого Иоанна Златоуста, - "Свое человеческое естество; словами же "впрочем не как Я хочу, но как Ты," - показывает Свое мужество и твердость, научая нас повиноваться Богу, несмотря на противодействие природы... И снова молился о том же (стих 42 [717]), показывая тем, что Он совершенно согласуется с волею Божией, и что во всем должно сообразоваться с нею и искать ее... "Вот, приблизился час и Сын человеческий предается в руки грешников" (стих 45). Этим Он снова показывает, что все происисходившее с Ним было делом домостроительства. Не только первые слова, но и следующие - "в руки грешников," - служат к ободрению их духа, показывая, что совершающееся над Ним есть дело злобы грешников, а не Его вины в каком-либо грехе. "Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня" (стих 46). Всем этим Он научает их, что происходившее есть дело не необходимости и не немощи, но некоторого высочайшего помышления. Он предвидел, что придет Его предатель, и не только не бежал, но пошел даже навстречу". [718] - "Душа Моя скорбит смертельно" (Мф. 26:38).

"Христос не постыдился," - учит святой Ефрем Сирин, - "сказать это, потому что был истинный человек, а не чуждое что-либо (человеку) скрывал под видом одеяния Своего и это сказал, чтобы показать, что облекся немощною плотью и соединился с душой, которая может страдать... "Если возможно, да минует Меня чаша сия" (стих 39). Кто знал, что ученики соблазнятся, Симон отвергнется, Иуда повесится, и город Иерусалим будет разрушен, и народ рассеян, Тот не мог не знать, что по истечении трех дней чаша сия минует Его. Так говорит Тот, Кто Симону... сказал: "отойди от Меня сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф. 16:23). Почему теперь Господь Сам оставил то, что Божие, и помыслил о том, что человеческое? Зачем же Ты разгневался на Симона, когда он сказал: "да не будет этого с Тобой, Господи" (стих 22). - "Если возможно, да минует Меня чаша сия". - сказал это по причине немощи, коею был облечен... Α если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Так как принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда пришло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействовало то, что свойственно плоти; ведь, и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явною сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол (Рим. 5:15 [719]), царствовала смерть". [720]

в) были свидетельством любви Божией:

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 13:1). "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Еф 5:2; ср. Рим. 5:8; [721] Ин 15:13 [722]).

***

Читайте далее...

***

Прообразы Святого Креста

"И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя... И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя" (Чис. 21:8-9; Прем. Сол. 16:7-8; [723] ср. Ин. 3:14 [724]). Змей прообразовал Господа Иисуса Христа распятого, а знамя - крест. "Почему же змея Он сделал образом Спасителя? Какое сходство между образом и змеем..? Как у того медного змея," - отвечает святой Иоанн Златоуст, - "были вид и образ змея, а яда и лукавства змея не было, так и Спаситель является во плоти под видом греха; эта плоть была греховною до Него. Он принимает греховную плоть и, Сам не согрешив, взял грех мира (Ин. 1:29 [725]). Еще другое сравнение. Там жалят одни змеи, а другой за них страдает, потому что нужно было одного из жалящих взять и распять на кресте; жалящие отпускаются, а ни в чем не согрешивший распинался на кресте; кто не был причастен к порче или гибели остальных змей, терпит пригвождение к дереву, так как он был образом Спасителя, - при всеобщей греховности людей, никто из согрешивших за грешного не распинается, но безгрешный" [726]. - "Как посредством того изображения," - замечает св. Ефрем Сирин, - "какое Моисей прибил к кресту, смотревшие на него телесно были освобождены телесно и остались живыми, так спасенные пригвожденным Телом Христа, висящего на кресте, пребывают живы те, кои с верою взирают на Него. Через страдания, коих змей не мог испытывать по природе своей, было указано, что на кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает" [727]. - "Как медный змей был," - пишет блаженный Феодорит, епископ Киррский, - "изображением змиев, но не имел змеиного яда, так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змея, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти и приобретают вечную жизнь" [728.].

Прообразом креста было (крестообразное) поднятие Моисеем рук во время битвы евреев с амаликитянами (Исх. 17:11 [729]). "Словами и делами крест был предъизображаем," - учит святой Иоанн Златоуст. - "И жертвоприношение Исаака означало крест; поэтому и сказал Христос: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался" (Ин 8:56). Патриарх возрадовался, увидев образ креста... И Моисей побеждал Амалика потому, что показывал образ креста; и бесчисленное множество событий можно видеть в Ветхом Завете, которые предъизображали крест" [730]. - "Удивляюсь я," - говорит святой Кирилл Иерусалимский, - "истине прообразований; в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение... О том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: "жизнь твоя будет висеть пред тобою..". (Втор. 28:66 [731]). Сей образ представил Моисей в распятом змее, дабы уязвленный живым змеем, взирая на медного змея, исцелен был верою... Жизнь всегда даруется через древо. Ибо во время Ноя посредством деревянного ковчега сохранена была жизнь; а при Моисее море, узревши образ жезла, убоялось ударившего по нем. Итак, Моисеев жезл имел силу; ужели бессилен крест Спасителя? Я для краткости оставляю многие прообразования. Древо при Моисее усладило воду, а из ребра Иисусова вода истекла на древе" [732].

Крест - знамение Господа Иисуса Христа

"Тогда явится знамение (σημειоν - значок, воен. знак, знамя) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф. 24:30). "Тогда явится знамение Сына Человеческого, т.е. крест," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "который светлее солнца... Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание - крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. "Тогда восплачутся все племена". Не будет нужды в обличении после того, как они увидят крест, и они восплачут, так как не получили никакой пользы от смерти Его и распяли Того, Которому должны были поклоняться... Христос придет с силою и славою многою. Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень или окровавленные одежды" [733].

Православная Церковь и сектанты. Святые иконы. Святой Крест. Крестное знамение

Основания для почитания изображений Святого Креста

Крест Христов, на котором Господь по любви к человечеству принес Себя в искупительную жертву, как равно и изображения его, мы должны почитать,

а) как жертвенник:

"Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5:21). "Ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого" (Евр. 7:27; ср. 9:28; [734] 10:12; [735] Еф 5:2 [736]). Если ветхозаветный жертвенник был "святыней великой" (Исх. 30:29 [737]), "освящал дар" (Мф. 23:21 [738]), то, очевидно, большего почитания достоин Святой Крест - жертвенник, на котором Иисус Христос "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр. 10:14).

б) как орудие славы Пресвятой Троицы:

"Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит, Тебя" (Ин 17:1). "Снова покзывает нам," - замечает святой Иоанн Златоуст, - "что Он не неволею идет на крест. Иначе как бы Он стал молиться о том, чтобы это сбылось и называть крест славою не только для Самого Распинаемого, но и для Отца? Так действительно и было: не Сын только прославился, но и Отец. До креста даже иудеи не знали Его: "Израиль не знает Меня" (Исайи 1:3); а после креста притекла вся вселенная". [739] - "Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?" (Лк. 24:26). "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе" (Ин 12:32 ср. Мф. 28:18 [740]). "Видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус" (Евр. 2:9; ср. Фил. 2:8-9; [741] 1 Пет 1:11; [742] Ин 7:39 [743]).

в) как орудие нашего примирения с Богом:

"И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (Еф 2:16). "Убил вражду на кресте," - говорит блаженный Феодорит, - "принесши нескверную жертву. Примирил же обоих, т.е. уверовавших из язычников и из иудеев, в едином теле принесенном за всех, чтобы составили они одно тело" [744]. - "Умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное, и небесное" (разделенное падением человека - Кол 1:20).

г) как орудие победы над диаволом:

"Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол, 2:15). "Он (диавол) надеялся," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "овладеть Христом, а лишился и тех, кого имел; в то время, когда тело Христа пригвождалось, мертвые воскресали. Тогда диавол потерпел поражение, получив смертельный удар от мертвого тела". [745]

"А как дети причастны плоти и крови, то и Он так же воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола" (Евр. 2:14). "Чем диавол побеждал раньше," - учит святой Иоанн Златоуст, - "тем и сам побежден, и каким орудием он был силен против вселенной, тем и его самого поразил Христос... Видишь ли, какое благо произвела смерть Его..? Для чего вы страшитесь, говорит (ср. стих 15 [746]), для чего вы боитесь упраздненной смерти? Она уже не страшна, она попрана, презрена, стала ничтожной и ничего не стоящей". [747]

Прославление креста Христова - подножия Его ("сойди с креста" - Мф. 27:40-42 [748]) предречено: "Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, - и Я прославлю подножие ног Моих" (Исайи 60:13). По церковному преданию, крест Христов был сделан из кипариса, певга и кедра.

Апостолы почитали Крест

"Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия" (1 Кор. 1:18). "Так как у язычников крест подвергался осмеянию, то они," - пишет святой Иоанн Златоуст, - "вероятно, называли учение о нем противным своей мудрости и несогласным со своим учением; потому Павел, вразумляя, говорит: не почитайте его странным и нелепым; это дело по свойству своему таково, что погибающие не могут постигнуть силы его, так как они потеряли ум и впали в безумие" [749]. - "Я рассудил быть у вас, незнающих ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1 Кор. 2:2). Христа распятого нельзя представить без креста вещественного. "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым мир распят, и я для мира" (Гал. 6:14).

"Конечно, это считается позорным, но только в мире и у неверных," - поучает святой Иоанн Златоуст, - "а на небесах и у верных это величайшая слава. Так и бедность для других постыдна, для нас же она - похвала; и терпеть поругания для многих кажется смешным, а мы этим хвалимся. Точно также и крест есть наша похвала. В чем же состоит похвала о кресте? В том, что Христос ради меня принял знак раба и ради меня претерпел страдания, - ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагородным, и так возлюбил меня, что предал и Себя на смерть... Миром он называет здесь не небо и землю, но дела житейские - похвалу от людей, почет, славу, богатство и все подобное, что кажется обыкновенно блистательным. Все это, говорит, стало для меня мертво... "и я для мира," указывая этим на двойное умерщвление, и как бы так говоря: и это для меня мертво, и я, с другой стороны, мертв для этого; это не может овладеть мною или пленить меня, потому что раз навсегда умерло для меня; и я не могу быть одержим желанием его, так как и я мертв для этого... Видишь ли, на какую высоту вознесла апостола сила креста?" [750]

Свидетельства древних отцов Церкви

Святого апостола Варнавы: "вот еще указание о кресте и о Том, Кто имел был распят на нем... Моисей… ставши выше всех, простер свои руки (Исх. 17:11 [751]), и тогда Израиль одерживал победу, а когда опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест... И еще Моисей делает образ Иисуса (Чис. 21:9 [752]): именно Он пострадает, и Сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени креста, - в то время, когда Израиль гибнул от змеев" [753].

Святого Иустина Философа и мученика: "через это (медного змея) Бог возвещал о таинстве, показывая, что Он разрушит силу змия, побудившего Адама к преступлению, а верующим в Того, Кто имел умереть через это знамение, т.е. крест, дарует спасение от укушений змия: худых дел, идолопоклонства и других неправд" [754].

Тертуллиана: "но и тот, кто полагает, что крест есть наш Бог, будет товарищем нашим в боготворении его... Все известные небольшие щиты на знаменах суть не что иное, как украшения крестов. Известные завесы знамен (знамя состояло из куска материи, привязанной к шесту при помощи перекладины) полководцев и императоров суть одежды крестов. Хвалю прилежание, вы не хотите боготворить кресты не украшенные и нагие" [755].

Святого Ефрема Сирина: "О, какие уста и какой язык восхвалит, как должно, сию непреоборимую стену православных, сие победоносное оружие великого Царя Христа! Крест - воскресение мертвых. Крест - упование христиан. Крест - жезл хромых. Крест - утешение бедных... Крест - памятник победы над демонами... Сим святым оружием Христос расторг всепоедающую утробу ада и заградил многокозненные уста диаволу. Им вооружившись, блаженные апостолы покорили всю силу вражью и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение кресту... Сколько благ даровал Бог крестом человеческому роду!... Сей же честный крест первый явится опять и во второе пришествие Христово; как честный, животворящий, достопоклоняемый и святый скипетр Царя Христа, по слову Владыки (Мф. 24:30)" [756].

Святого Василия Великого: "и поднимет знамя (Исайи 11:12 [757])... а знамением, какое воздвиг язычникам, служит упоминаемое в Евангелии (Мф. 24:30 [758]) то самое знамение, которое называешь крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14 [759]), чем и выражает пророк силу знамения. Для чего крестом совершенно домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира... Воздвигнув сие знамение, имеющее силу низлагать начала и власти, "отнял Он силы у начальств и властей, властно подверг их позору" (Кол. 2:15), победив на древе. Посему-то Павел... как скоро уразумел знамение, воздвигнутое Иисусом, притек ко кресту и сказал: "а я не желаю хвалиться; разве только крестом Господа" (Гал. 6:14) [760].

Святого Григория Нисского: "ибо он (святой великомученник Феодор Тирон), как веруем, и в прошлом году утишил бурю варварского нашествия и предотвратил ужасную войну с дикими скифами, помахивая пред ними, уже бывшими на виду и вблизи, бедственным и страшным для них оружием: не косматым шлемом, не мечом, хорошо изощренным и сверкающим на солнце, но от бед избавляющим и всесильным крестом Христовым, за который, и сам пострадав, стяжал сию славу" [761].

Святого Иоанна Златоуста: "...наступил у нас каждый год повторяющийся день - всечестнейшая и светоносная средняя седмица Святого Поста, когда приносится Преблаженный и Животворящий Крест Спасителя нашего Иисуса Христа и предлагается для поклонения, при чем поклоняющиеся ему с чистым сердцем и с непорочными устами освящаются и делаются более ревностными и более бодрыми для последующего шествования на поприще Святого Поста. Поэтому, так как ныне день, установленный для поклонения Честному Кресту, приступите сюда, друзья, обнимем его со страхом и любовью... Будем же лобызать его, душевно радуясь... Сегодня радость на небе и на земле, потому что предлагается миру Светоносный и Животворящий Христов Крест, силою которого прогоняются демоны, изгоняются болезни, удаляется мрачная тьма, и освящаются все пределы земли... Как некогда в пустыне те, которые были укушены змеею, взирая на медного змея, избавлялись от смерти, так и теперь прошедшие половину поприща Поста, прикасаясь ко Кресту, умерщвляют духовного змия и сами получают бессмертие и, своим воздержанием показав себя общниками Христовых страданий, делаются участниками и в Христовом воскресении" [762].

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) крест проклят (ср. Гал. 3:13; [763] Втор. 21:23 [764]), почему не должно почитать его.

В указанных местах говорится, что проклято не древо креста, а "всякий, висящий на древе". По закону проклятию подлежал, кроме висящего на древе, и всякий, "кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10; Втор. 27:26 [765]). Господь Иисус Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому последнему проклятию; поэтому Он вместо одного проклятия принял на Себя другое, будучи повешен на древе. По закону Моисееву тяжкий преступник умерщвлялся, а затем его вешали на древо (Втор. 21:22 [766]). Иисус Христос был безгрешен (1 Пет 2:22; [767] Евр. 4:15; [768] 7:26 [769] и др.), поэтому "мы освящены единократным принесением Тела Его" (Евр. 10:10); "но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши" (Исайи 53:5 [770]). Следовательно, причина, по которой Он благоволил подвергнуться проклятию, заключалась не в кресте, а в грехах человечества, вызвавших крестную смерть Иисуса Христа. Величие искупительной жертвы, принесенной на кресте, освятило крест, бывшее орудие казни, и соделало его орудием нашего спасения и Божией славы, достойным религиозного почитания. "Народ подлежал проклятию (Втор. 27:26), потому что," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "он не исполнял постоянно, да и не было никого, кто бы мог исполнить весь закон; но Христос заменил это проклятие другим, которое говорит: "проклят всяк, висящий на древе". Α так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон, находится под клятвою; между тем желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту клятву (незаслуженную) вместо той (заслуженной), то Христос и принял на Себя таковую клятву, и ею уничтожил заслуженную... Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами незаслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех от заслуженного" [771].

2) Крест Христов осквернен грехами: "взял его (рукописание) от среды и пригвоздил ко кресту" (Кол. 2:14 [772]).

"Рукописание" - χειρογραφον - написанное собственною рукою, долговая расписка [773]. Под рукописанием разумеется не запись грехов, как умствуют сектанты, а закон ветхозаветный, относительно которого евреи дали обязательство: "и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны" (Исх. 24:3; ср. Втор. 27:11-23 [774]). Предписания закона служили обвинительным свидетельством против человека, который был бессилен исполнить их. Этот закон, данный в форме повелений, Господь упразднил Своею крестною смертью [775] ("пригвоздил ко кресту" - ср. Рим. 7:1-4; [776] Гал. 3:13 [777]).  "Какое рукописание? Павел говорит о том рукописании," - отвечает святой Иоанн Златоуст, - "которое Израильтяне дали Моисею: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны" [778].

На кресте, кроме "надписи" (Ин. 19:19 [779]), никакого другого рукописания не было. Господь взял на Себя грехи мира (Ин 1:29 [780]) и "вознес их Телом Своим на древо" (1 Пет 2:24).

Неужели сектанты скажут, что Тело Его, Он Сам осквернился грехами и потому не достоин поклонения?!! "Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха" (1 Ин. 3:5). Крест Христов освящен Кровью Его (Кол. 1:20 [781]).

"Пригвоздил ко кресту". В древности было в обычае прибивать и вешать в публичном месте свитки с определениями закона, потерявшими свою силу, чем оповещалась отмена этих определений закона. Апостол пользуется образом, заимствованным из этого существовавшего в древности обычая, и говорит: "пригвоздил ко кресту," показывая тем, что на кресте, к которому был пригвожден Иисус Христос, был отменен ветхозаветный закон (ср. Рим. 7:1-4; [782] Гал. 3:13 [783]). Исполнение его после крестной смерти Иисуса Христа сделалось излишним; место его заступила вера в Распятого. [784]

3) Крест - виселица.

Слово Божие именует орудие страданий Иисуса Христа "крестом," а не "виселицей," как хулят сектанты. Они думают, что страдания и крестная смерть Спасителя были для Него позором, унижением, но такое понимание Им осуждено: "Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф. 16:21-23 [785]).

4) Древо креста якобы проклято само, и сделавший его... (Прем. Солом. 14:8 [786]). Премудрый в приведенном месте говорит, что не всякое "рукотворенное" и сделавший его прокляты, а только обоготворяемое: "это тленное названо богом". Православные не называют креста Богом, и потому не к ним относится указываемое проклятие, а к идолопоклонникам. В стихе 7 благословляется дерево, "через которое бывает правда". Таким деревом и является честный крест Христов: "Он грехи наши Сам вознес Телом своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Пет 2:24).

5) Господь в Евангелии (Мф. 10:38; [787] 16:21 [788]) говорит о кресте духовном, а не вещественном.

В приведенных местах (ср. Мк. 8:34; [789] 10:21; [790] Лк. 9:23 [791]) говорится о скорбях и страданиях христианина, называемых в переносном смысле "крестом;" при чем в отличие от "креста Иисуса" (Ин. 19:25 [792]) этот крест именуется "свой". О кресте Христовом - вещественном - ясно сказано в следующих местах: Мф. 27:32, [793] 40, [794] 42; [795] Мк. 15:21, [796] 30; [797] Лк. 23:26; [798] Ин. 19:17, [799] 19, [800] 25 [801]) Если бы крест был ненавистен Господу, как думают сектанты, то Он назвал бы человеческие скорби не крестом, а другим именем. Духовный крест христианина не устраняет вещественного креста Христова. В напоминание о Распятом и Его заповеди (Мк. 8:34 [802]) мы носим на себе вещественный крест: "выйдем к Нему за стан, нося Его поругание" (Евр. 13:13; ср. Прит 6:21 [803]). "А что значит: "выйдем к Нему?" Будем," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "соучастниками Его страданий; будем терпеть Его поношение. Не напрасно Он пострадал вне врат, но чтобы и мы взяли крест Его, пребывали вне мира и старались оставаться там. Он был поносим, как преступник, так же будем и мы". [804]

6) Почитать нужно Господа, даровавшего нам спасение, а не крест.

Мы бесконечно благодарим, прославляем и величаем Господа, но и чествуем Святой Крест - орудие спасения (Еф. 2:16; [805] Кол. 1:20 [806]). Если меч Голиафа, через который Бог даровал Давиду победу, хранился в скинии (1 Цар. 21:9 [807]), хотя и был осквернен кровью язычника, то орудие победы над диаволом - Святой Крест, обагренный пречистою Кровью Иисуса Христа (Кол. 1:20), заслуживает большего чествования и прославления.

7) Почему апостолы не взяли с Голгофы креста Господня, если они почитали его?

Апостолы терпели гонения от иудеев и язычников и поистине были странниками и пришельцами на земле (Евр. 11:13 [808]); поэтому Господу благоугодно было до наступления спокойного времени в жизни Церкви скрыть Святой Крест. По прекращении гонений Святой Крест по изволению Божиему был обретен, и Бог чудесами, от Креста происшедшими, явил его миру для чествования.

8) Господь пострадал на одном кресте, а у православных крестов множество.

Другие кресты, помимо Голгофского, православная Церковь чествует лишь тогда, когда они напоминают нам Распятого Господа нашего Иисуса Христа и прославляют Его. Так Церковь принимает и почитает не только собственноручно написанные апостолами Евангелия и Послания, но и переписанные или перепечатанные копии с них.

9) Кто почитает крест, тот уподобляется врагам Христа, которые радовались Его страданиям.

Нужно обращать внимание не на сходство внешних поступков и действий, а на внутренние побуждения и расположения, вызывающие эти действия. Враги Иисуса Христа, думая не о том, "что Божие, но что человеческое" (Мф. 16:23 [809]), считали крестные страдания и смерть Его унижением и радовались исполнению своих желаний погубить обличавшего их Господа. Православные, почитая Святой Крест, радуются прославлению через крест Святой Троицы, победе над диаволом, и искуплению человечества и подражают Господу, Который на предстоящие страдания смотрел "с довольством" (Исайи 53:11 [810]).

10) Если православные почитают крест, то должны почитать ясли, гвозди, трость, гроб, не только те, к которым касалось Тело Иисуса, а и всякие другие.

Православные почитают Вифлеемские ясли, голгофские гвозди, пелену, гроб и трость, потому что они освящены прикосновением к ним пречистого Тела Христова; прочие гвозди, ясли, и др., так как имеют другое назначение, не почитаются нами. Орудием нашего искупления и победы над диаволом слово Божие считает Крест (Еф 2:16 [811]), а не гвозди, гроб, ясли и др.

11) Если почитать крест, как орудие нашего спасения, то нужно почитать и Иуду, предавшего Иисуса Христа на страдания, предсказанные пророками.

Ответим словами святого Иоанна Златоуста: "если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслию, а по злобе. Если же ты не будешь обращать внимания на намерения, то и диавола освободишь от вины. Но нет, нет! И тот и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу. Что же, - спросишь ты, - если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы другой? Какое же отношение имеет это к настоящему предмету? Такое, скажешь, что если Христу надлежало быть распяту, то нужно было, чтобы это совершено было кем-либо; если кем-либо, то конечно таким человеком. Если бы все были добры, то не исполнено бы было строительство нашего спасения. Да не будет! Сам Всемудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и так было, потому что премудрость Его велика и непостижима. Поэтому-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Христос и называет его несчастнейшим человеком" (ср. Мф.. 26:24; [812] Мк.. 14:21; [813] Лк.. 22:22 [814]). [815]

Глава 5. Крестное знамение

Понятие о крестном знамении

По примеру апостола Павла (1 Кор. 2:2 [816]) православные христиане должны постоянно памятовать о Распятом Иисусе Христе, своем Искупителе, и "пред их глазами" должен быть "предначертан" образ Его (Гал. 3:1 [817]). Таким напоминанием и образом Распятого является крестное знамение. Оно есть священный символ нашей веры, в нем сокращенно изображается вся сущность христианства: Бог Сын по любви к человеку воплотился и для спасения его умер на кресте. Сопровождая молитву крестным знамением, мы исповедуем свою веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа и уповаем, что Бог Отец услышит нас, просящих во имя Его Сына (Ин. 14:13; [818] 16:23 [819]) - Ходатая пред Ним (1 Тим. 2:5-6 [820]). Так как в деле спасения человека участвуют все Лица Пресвятой Троицы: по благоволению Бога Отца, Бог Сын со Духом Святым совершил все потребное для нашего спасения, а Дух Святой по благоволению Бога Отца, с Господом Иисусом Христом соделывает спасение каждого из нас, - то троеперстным сложением выражаем веру в Триединого Бога.

Воздевание рук во время молитвы

"Благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои" (Пс. 62:5; ср. 27:2; [821] 133:2 [822]). "Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя" (Пс. 140:2). "И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу" (3 Цар. 8:22). "Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения" (1 Тим. 2:8).

"Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисея отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны" (Исх. 17:11-12). "Воздвизая руки, представлял он," - говорит блаженный Феодорит, - "образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила прообразуемой истины. Ибо, как падал Амалик, когда воздвигал руки Божий раб, так же, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское" [823].

Свидетельства древних отцов

Святого Ефрема Сирина: "знаменуем животворящий крест на дверях своих и на челе и на персях и на устах и на всяком члене своем, и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных... Без него не делай ничего... украшай все члены свои животворящим крестом. Супротивные силы, видя крест, отступают с трепетом" [824].

Святого Василия Великого: "из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хоть несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? [825] Описав на себе образ креста, пошел он (святой мученик Гордий) под удар, не переменившись в цвете тела и нимало не изменив светлости лица" [826].

Святого Кирилла Иерусалимского: "не стыдимся исповедывать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всем: на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся, и когда встаем, бываем в пути и покоимся.. Это - великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным - без труда, потому что от Бога благодать сия, знамение верных, страх демонам. На кресте победил их, властно подверг их позору (Кол. 2:15 [827]). Как скоро видят крест, воспоминают Распятого; страшатся Сокрушившего главы змиев" [828].

Святого Епифания, епископа Кипрского: "женщина клала на себе печать во имя Христово, как христианка... и не возмогла сила чародейства, где имя Христово и печать креста... Иосиф берет бесноватого в дом и, закрыв двери, взял в руку воды, положив на ней крестное знамение, окропил бесноватого, сказав: именем Иисуса Назорея распятого повелеваю тебе, бес, выйди из него, и да будет он здрав... Выздоровевший воздал великую благодарность Иосифу и Богу" [829].

Святого Иоанна Иоанна Златоуста: "никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, которыми мы живем, и начала всех благ, которыми существуем. Но, как венец, будем носить крест Христов... Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, Который, "как овца, веден был на заклание" (Исайи 53:7 [830]). Потому, когда знаменуешься крестом, то представляй все значение креста, погашай гнев и все прочие страсти... Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лицо твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану. Если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представь, как ужасается диавол, видя оружие, которым Христос разрушил всю его силу и отсек главу змию. Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных" [831].

Опровержение возражений

Сектанты говорят:

1) Слово Божие запрещает совершать крестное знамение: Бог "не требует служения рук человеческих" (Деян. 17:25 [832]).

В указанном месте апостол говорит не о крестном знамении, которого афиняне-язычники (стих 16 [833]) не совершали и не знали, а обличает заблуждение их, как идолопоклонников, думавших, что Бог нуждается, подобно человеку, в пище, почему они своим идолам приносили ее (ср. Дан. 14:3-23 [834]). Апостол утверждает, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира и всего, что в нем (стих 24 [835]), Сам подает всему жизнь и дыхание и все, не имеет ни в чем нужды, а поэтому и не требует служения рук человеческих, имевшего в виду удовлетворить будто бы нужду Божию. Когда мы совершаем крестное знамение, то не думаем удовлетворить нужду Божию, так как веруем, что Бог есть всеблаженный (1 Тим. 1:11; [836] 6:15 [837]), а сами нуждаемся в милости Божией, испрашиваемой нами ради крестной жертвы. Веру в Искупителя мы и исповедуем крестным знамением. [838]

2) Православные, совершая крестное знамение, "снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему" (Евр. 6:6 [839]).

Апостол говорит об "отпадших," т.е. об отступниках от веры, хулителях Сына Божия. Православные, совершая крестное знамение, не глумятся над Христом, не "ругаются Ему," а выражают свое благоговение пред Ним и, смиренно сознавая свое недостоинство, молят Бога о даровании благодатной помощи, освящения, благословения ради крестных заслуг Его Сына.

3) Крестное знамение есть обман в правой руке (Исайи 44:20 [840]).

Когда жил пророк Исаия, крестного знамени никто не совершал, так как оно есть новозаветное установление. Пророк говорит об идолопоклоннике, который часть дерева сжигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, а из остатков от того (дерева) делает бога, идола своего, поклоняется ему (стих 16-17 [841]). И не поймет язычник (стих 19), продолжает пророк, что, поклоняясь куску дерева, как богу, он гоняется за пылью и не может освободиться от заблуждения и сказать: не обман ли (идол) в правой руке моей?

4) Крестное знамение есть печать антихриста (От 13:16-17 [842]).

Так хулить могут только сектанты (ср. 2 Пет 2:10; [843] Иуд. 1:18 [844]). Крестное знамение совершается от дней апостольских во имя Господа Иисуса Христа, а в Откровении (13:16-17) говорится о начертании имени зверя - антихриста, который явится пред вторым пришествием Иисуса Христа. Лжепророк антихриста сделает тогда, что всем положено будет начертание (χάραγμα - соб. начертанное, черта, знак, мета) имени зверя, подобно тому, как римские солдаты имели на руках выжженное свое имя, а рабы - имя господина.

5) Где в Писании сказано, чтобы креститься рукой?

Сравни 1 Тим.. 2:8; [845] Исх. 17:11-12; [846] Иез. 9:4. [847] Кроме того, все, что выражаем мы крестным знамением, записано в Священном Писании: три перста сложенные означают Триединого Бога (Мф. 28:19 [848]), изображаемый крест - веру в Господа Иисуса Христа, искупившего нас Своею крестною смертью (1 Тим. 2:6; [849] Кол. 1:14, [850] 20; [851] Еф 1:7; [852] ср. 1 Кор. 2:2 [853]) и разрушившего всю силу вражью (Кол. 2:15; [854] Евр. 2:14 [855]).

Дмитрий Владыков, протоиерей

Свято-Троицкая православная школа

Использованная литература и примечания

[709] Никитский С. Вера Прав. Вост. Грек.-Рос. Церкви по её символ. кн. Тетр. 1-я: вероучение. 1889 г, стр. 85-86.

[710] зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас.

[711] Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

[712] Толкования на Деяния. 1906 г., стр. 71.

[713] которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде.

[714] И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

[715] Творения. Том. 8. 60 Бесед. на Еванг. от Иоанна, пунк. 2. 1902 г., стр. 396.

[716] Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты… Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

[717] Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

[718] Творения. Том. 7. Бес. 83 на Евангелие от Мф., пунк. 1-2. 1911 г., стр. 830-831.

[719] Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.

[720] Творения. Часть 8. Толков. на Четвероевангелие. 1896 г., 288 – 291.

[721] Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

[722] Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

[723] ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех. И этим Ты показал врагам нашим, что Ты - избавляющий от всякого зла.

[724] И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому.

[725] На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

[726] Творения. Том 10. Притив иудеев о медном змее. 1904. г., стр. 973 - 974; ср. Том. 8. Бес. 27 на Еванг. от Иоанна, пунк 2. 1902 г., стр. 174 – 175.

[727] Творения. Часть 8. Толков. на Четвероевангелие. 1896 г., стр. 243.

[728] Творения. Часть 1-я. Толков. на кн. Чис Ответ на 33 вопрос. 1905 г., стр. 187.

[729] И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;

[730] Творения. Часть 3. Бесед. на слова: "Отче, аще возможно есть..". пунк. 3. 1897 г., стр. 21).

[731] жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей;

[732] Поучения. Огласительное поучение тринадцатое, пунк. 19-20. 1900 г., стр. 188-189).

[733] Творения. Том. 7. 76 Бесед. на Еван. от Мф., пунк. 3. 1911 г., стр. 767.

[734] так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

[735] Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога.

[736] и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

[737] и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится.

[738] и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

[739] Творения. Том. 8. 80 Бес. на Евангелие от Иоан., пунк. 1. 1902 г., стр. 536.

[740] И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

[741] смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.

[742] исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.

[743] Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

[744] Творения. Часть 7. Толков. на Посл. к Ефссянам. 1861 г., стр. 427.

[745] Творения. Том. 11. 6 Бесед. на Посл. к Колос., пунк. 3. 1905 г., стр. 405.

[746] и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

[747] Творения. Том. 12. 4 Бес. на Посл. к Евреям, пунк. 4. 1906 г., стр. 43-44.

[748] и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него

[749] Творения. Том. 10. 4 Бес. на I Посл. к Коринф., пунк. 1. 1904 г., стр. 30.

[750] Творения. Том. 12. 6 Бес. на Посл. к Галат. пунк. 3-4, стр. 813-814.

[751] И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;

[752] И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

[753] Послание. Глав. 12. Писан. муж. апостол. перев. Преображенского. 1895 г., стр. 43.

[754] Разгов. с Трифон. гл. 94; ср. гл. 72:91:111; 1 Апол. гл. 60 Преображ. перев. 1892 г., стр, 288.

[755] Творения. Часть 1. Апология, пунк. 16. 1910 г., стр. 126-127.

[756] Творения. Часть 2.39 слово на честн. и животвор. крест. 1908 г., стр. 262 – 263.

[757] И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.

[758] тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;

[759] А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

[760] Творения. Часть 2. Толков. 11 гл. прор. Исайи. 1900 г., стр. 298.

[761] Творения. Часть 8. Похвал. слов. св. великомуч. Федору Тирону. 1871 г., стр. 199-200.

[762] Творения. Том. 3. На поклон. честн. и животвор. кресту. 1897 г., стр. 909.

[763] Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе].

[764] то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.

[765] Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь.

[766] Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве.

[767] Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

[768] Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

[769] Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес.

[770] Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

[771] Творения. Том. 10. 3 Бесед. на Посл. к Галат., пунк. 3. 1904 г., стр. 780.

[772] истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;

[773] [По-гречески читается (Кол 2:14) так: εξαλείψας (уничтожив) το καθ’ ημων χειρόγραφоν τоις δόγμασιν (долговую расписку, обязательство, закон, написанный повелениями, в форме предписаний, бывший против нас, так как мы не в состоянии были исполнить его, то он, всегда свидетельствовал против нас), о ην υπεναντιоν ημιν (который закон был нам враждебным, потому что обнаруживал преступления, через которые виновный вступает во вражду с Богом - ср. Рим. 4:15), και αυτό ηρκεν (от αίρω поднимаю, возвышаю, уношу, убираю, удаляю) εκ τоυ μεσоυ (и его убрал из середины, с дороги, уничтожил, так как закон стоял преградою на пути человека ко спасению), πρоσηλώσας αυτό τω σταυρώ (пригвоздив ко кресту)].

[774] если же нет братьев отца его, отдайте удел его близкому его родственнику из поколения его, чтоб он наследовал его; и да будет это для сынов Израилевых постановлено в закон, как повелел Господь Моисею… И сделал Моисей, как повелел ему Господь [Бог], и взял Иисуса, и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом; и возложил на него руки свои и дал ему наставление, как говорил Господь чрез Моисея.

[775] В русском переводе послания слову δόγμα дано значение учения (της δόγμασιν - учением), что может навести на мысль, будто бы ветхозаветный закон упразднил Иисус Христос не крестною Своею смертью, а учением. Но слово δόγμα употребляется в Св. Писании не для обозначения известных положений учения, догматов, в каком значении оно стало техническим термином впоследствии, но для обозначения повелений кесаря (Лк. 2:1; Деян. 17:7), определений, постановлений апостольского собора (Деян. 16:4). Таким образом в Посл. к Колос (2:14) δόγμα не может быть употреблено для обозначения учения Иисуса Христа. Под этим словом нужно разуметь предписания закона ветхозаветного. Словом τоις δόγμασιν ближе определяется, чем именно, какою своею стороною закон (χειρόγραφоν) был против человека. Мухин.Н. проф. Послание святого апостола Павла к Колосянам. 1897 г., стр. 180 - 190. Параллельным рассматриваемому стиху что Кол. 2:14) является место в Посл. к Ефсс (2:15). Различие между этими местами то, что в Посл. к Еф. говорится о разрушении вражды через упразднение закона, а в Посл. к Кол. порядок обратный: упразднен закон, а потому уничтожена и вражда, разделявшая нас между собою и бывшая враждою и против Бога. Богдашевский Д. проф. Посл. святого апостола Павла к Ефесянам. 1904 г.. стр. 403.

[776] Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

[777] Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе].

[778] Творения. Том. 11 6 Бес. на Посл. к Колос., пунк. 3. 1905 г., стр. 407).

[779] Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

[780] На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

[781] и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

[782] Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.

[783] Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе].

[784] Мухин Н. проф. Посл. св. ап. Павла к Колос, опыт исагогико-экзегет. изслед 1897 г., стр. 191.

[785] С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

[786] А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его - за то, что сделал; а это тленное названо богом.

[787] и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

[788] С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

[789] И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

[790] Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

[791] Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

[792] При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

[793] Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

[794] и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

[795] других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;

[796] И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

[797] спаси Себя Самого и сойди со креста.

[798] И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.

[799] И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

[800] Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

[801] При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

[802] И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

[803] навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

[804] Творения. Том 12. 33 Бес. на Посл. к Евреям, пунк. 4. 1906 г., стр. 272.

[805] и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

[806] и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

[807] И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода; если хочешь, возьми его; другого кроме этого нет здесь. И сказал Давид: нет ему подобного, дай мне его. [И дал ему.]

[808] Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;

[809] Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

[810] На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.

[811] и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

[812] впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

[813] Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

[814] впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

[815] Творения. Том. 7. 81 Бес. на Евангелие от Матфея, пунк. 2. 1911 г., стр. 812.

[816] А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.

[817] О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

[818] И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

[819] и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

[820] Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство.

[821] Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.

[822] Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа.

[823] Творения. Часть 1. Толков. на кн. Исход. Ответ на вопр. 34. 1905 г., стр. 109.

[824] Творения. Часть 2. 37 слово о всеобщ. воскрес., о покаянии и любви, о втор. пришеств. Господа Иисуса Христа. 1908 г., стр. 238 – 239.

[825] Творения. Часть 3. О Св. Духе к св. Амфилохию. Гл. 27. 1900 г., стр. 280.

[826] Творения. Часть 4. На день св. муч. Гордия. 1901 г., стр. 261.

[827] отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

[828] Творения. 13 огласительное слово, пунк. 36. 1893 г., стр. 179.

[829] Творения. Часть 1. Об евионеях, гл. 7:8,10. 1863 г., стр. 225, 227, 229-230.

[830] Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

[831] Творения. Том. 7. 45 Бес. на Евангелие от Матфея, пунк. 4. 1911 г., стр. 558-559.

[832] и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

[833] В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов.

[834] Был у Вавилонян идол, по имени Вил, и издерживали на него каждый день двадцать больших мер пшеничной муки, сорок овец и вина шесть мер… Даниил, улыбнувшись, сказал: не обманывайся, царь; ибо он внутри глина, а снаружи медь, и никогда ни ел, ни пил. Тогда царь, разгневавшись, призвал жрецов своих и сказал им: если вы не скажете мне, кто съедает все это, то умрете… Когда они вышли, царь поставил пищу перед Вилом, а Даниил приказал слугам своим, и они принесли пепел, и посыпали весь храм в присутствии одного царя, и, выйдя, заперли двери, и запечатали царским перстнем, и отошли. Жрецы же, по обычаю своему, пришли ночью с женами и детьми своими, и все съели и выпили. На другой день царь встал рано и Даниил с ним, и сказал: целы ли печати, Даниил? Он сказал: целы, царь… Даниил, улыбнувшись, удержал царя, чтобы он не входил внутрь, и сказал: посмотри на пол и заметь, чьи это следы. Царь сказал: вижу следы мужчин, женщин и детей… разгневавшись, царь приказал схватить жрецов, жен их и детей и они показали потаенные двери, которыми они входили и съедали, что было на столе…

[835] Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет.

[836] по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

[837] которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих.

[838] "Кто кладет крестное знамение," - говорит еп. Феофан, - "тот без слов исповедует Иисуса Христа. за нас претерпевшего крестное распятие и смерть и тем нас искупившего. Учитель ваш (Пашков) кричит: исповедуй Христа устами; а вы бы приступили к нему и его понуждали: исповедуй Христа крестным знамением. Все одно: и там исповедание, и здесь; только там - словом, а здесь - делом. Дело сильнее слова. Он говорит тому, кто отказался исповедать устами Господа: а! стыдишься пред человеками. Говорите и вы ему: и ты стыдишься положить крестное знамение, но как оно есть тоже исповедание, то выходит, что сам ты стыдишься исповедать Господа пред человеками... Господь крестом разрушил всю силу вражью. Знают сие враги и бежат от крестного знамения. Α кто не творит крестного знамения и не оградит себя нм, к тому враги имеют свободный доступ. Христианин без крестного знамения - что воин без оружия. Враг помыкает им, как хочет". Письма к одному лицу. 1881 г., стр. 28.

[839] и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

[840] Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"

[841] Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой".

[842] И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

[843] а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших.

[844] Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

[845] Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;

[846] И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.

[847] И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.

[848] Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

[849] предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство.

[850] в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов.

[851] и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

[852] в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его.

[853] ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.

[854] отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

[855] А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Апологетика - защита христианской веры и Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru