Православный курд, будь по-настоящему верен Христу!
О пережитках язычества среди курдов-езидов
"Господи! сила моя и крепость моя и прибежище
мое в день скорби! к Тебе придут народы от краев
земли и скажут: только ложь наследовали наши отцы,
пустоту и то, в чем никакой нет пользы" Иер. 16:19
За последнее десятилетие многие курды
приняли Православие, особенно среди курдов-езидов,
проживающих в Грузии и России. Когда человек совершает
крещение и становится христианином, это означает, что он
даёт присягу верности Христу, что он отказывается от
всего ложного в своей жизни, противоречащего Христу, в
том числе, отказывается от учений и обрядов тех религий,
которым он прежде принадлежал.
К сожалению, некоторые новообращённые не
понимают этого, и, уже называя себя православными,
продолжают соблюдать езидские религиозные обряды. Может
быть, кто-то делает это просто по привычке, но делать
этого в любом случае нельзя. Даже с точки зрения
здравого смысла это неразумнно – ведь если ты оставил
одну религию и принял другую, то зачем соблюдать обряды
той религии, которую ты оставил? "И подошел Илия ко
всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба
колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если
Ваал, то ему последуйте" (3Цар.18:21).
Зачем оборачиваться назад и возвращаться
к тому, что ты уже выбросил из своей жизни? А с духовной
точки зрения участие христианина в езидских обрядах
является тяжёлым грехом, поскольку нарушает нашу
верность Богу и Господу Иисусу Христу. Он Сам сказал:
"никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся
назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9:62).
Я бы хотел указать шесть конкретных
примеров ошибок такого рода.
1. В марте езиды празднуют "Клоча саре
сале", иногда называя это "езидскй пасхой". В каждой
езидской семье хозяйка выпекает кулич (клочь), в который
кладется небольшая бусинка или монета, затем одну
сторону делят на куски, и разрезают на части, каждую из
которых приносят в дар "ангелам", - родо-племенным
божествам (Таусималак, Маме Шван, Хатуна Фярхан и др.).
Вторую половину разрезают на части по количеству членов
семьи, называя их имена. Как ни печально, но некоторые
православные, которые перешли из езидизма, продолжают
участвовать в этом религиозном обряде, хотя в Писании
сказано: "не можете быть участниками в трапезе Господней
и в трапезе бесовской" (1Кор.10:21). Безусловно, клочь
является идоложертвенной пищей, сознательное вкушение
которой оскверняет христианина и делает его чужим для
Бога. Бог устами апостолов постановил, что христианам,
обратившимся из язычества, "необходимого воздерживаться
от идоложертвенного" (Деян.15:29). Для православного
христианина есть только одна, настоящая Пасха, которая
означает наше спасение от греха и рабства диаволу,
спасение, которое дал нам Христос, и которая отмечается в храме.
2. В езидизме есть обряд
жертвоприношения животных, называемый "курбан". Перед
закалыванием животного езиды читают молитву, а затем,
при первом пролитии крови, делают кровавое пятно на лбу
тем, кому посвящено жертвоприношение. Слово Божие
говорит нам, что "язычники, принося жертвы, приносят
бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении
с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую;
не можете быть участниками в трапезе Господней и в
трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать
Господа? Разве мы сильнее Его?" (1Кор.10:20-22) .
3. Священные места у езидов называются
"зиарат", к ним совершаются паломничества. В СНГ
"зиарат" есть в Армении. Это особо выделенное,
почитаемое место, часто бывает, просто камни, собранные
в горку. Там, по обычаю, оставляют деньги в жертву,
чтобы получить "берекет", - т.е. удачу, счастье. К
сожалению, к этому зиарату приезжает много езидов из
Грузии для совершения суеверных обрядов, в том числе и
некоторые крещёные. Безусловно, это грех, как и
совершение любого суеверного обряда. И тем более глупо
ехать православному челвовеку к каким-то камням, когда у
нас, в Православии, есть святые и поистине благодатные
места, - храмы и монастыри. Там особое присутствие
Господа, там Он даёт нам спасительные Таинства.
4. Езиды практикуют различные гадания -
на кофейной гуще, тарелке и др. Это очень распространено
в нашем народе, многие только этим и кормят семью.
Обычно гадатели говорят, что видели во сне неких
старцев, которые дают им кофейную кружку, и говорят:
гадай. Надо сказать, что это не от Бога, а от бесов,
которые пытаются погубить наш народ. В Священном Писании
Сам Господь говорит: "И когда скажут вам: обратитесь к
вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и
чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ
обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о
живых?" (Ис.8:19) Гадание популярно, потому что среди
людей маловерующих очень многие стремятся узнать
будущее, особенно молодые девушки. Я бы хотел им
привести слова святого Василия Великого: "Не
любопытствуй о будущем, но с пользой располагай
настоящим. Ибо если будущее принесет тебе нечто доброе,
то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно
скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли
удостовериться в будущем? Исполняй предписанное
Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами".
5. В каждой езидской семье есть особое
выделенное места, которое называется "стер" - кровать
с уложенным там шерстяным одеялом. По езидским поверьям,
это место "ангела-хранителя" домашнего очага. Но для
православного христианина в этом обряде нет никакого
смысла, поскольку он знает, что настоящий
ангел-хранитель не нуждается в кроватях и одеялах, а
настоящее святое место – это угол, где висят иконы, и
перед ними горит лампада. Те православные курды, которые
и иконы держат дома, и стер почитают, становятся похожи
на древних евреев. Про них тоже говорится, что "Господа
они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов,
из которых выселили их" (4Цар. 17:33). Господь через
пророка Илию обличал их: "долго ли вам хромать на оба
колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если
Ваал, то ему последуйте" (3Цар. 18:21). За этот грех
двоеверия Господь послал на евреев тяжёлое наказание. Он
говорит пророку Иеремии: "не проси за этот народ и не
возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй
предо Мною, ибо Я не услышу тебя. Не видишь ли, что они
делают на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы
разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать
пирожки для богини неба и совершать возлияния иным
богам, чтобы огорчать Меня. Но Меня ли огорчают они?
говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему? Посему
так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и
ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева
полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет"
(Иер. 7:16-20). Так и случилось – евреи были захвачены
врагами, лишились царства, оказались в рабстве на долгие
годы, и только там осознали, наконец, свои грехи и
раскаялись в них. Пусть те православные курды, которые
продолжают соблюдать суеверные езидские обряды, подумают
о том, какие беды вызывают они этим грехом на свою семью.
6. Это же относится и к той ситуации,
когда при погребении православного курда родственники
зовут езидских шейхов и пиров, для того, чтобы те
почитали молитвы, а также совершают много суеверных
действий (переворачивают стулья, зеркала и т.п.). Когда
умирает православный крещёный человек, по нему нужно
служить отпевание в храме, а также, по возможности,
панихиду на могиле, затем подавать записки о упокоении,
и, конечно, нужно поминать в частных молитвах. Церковная
молитва очень помогает душе умершего, об этом существует
множество свидетельств. А совершение езидских обрядов
умершему нисколько не поможет, а живым сильно повредит,
потому что это грех.
Нередко бывает так, что в одной курдской
семье часть людей приняла крещения, а часть ещё нет, и
между ними начинаются споры, езиды ругают православных,
особенно, если те не соглашаются принимать участие в
езидских обрядах. Сам Господь предупреждал об этом:
"отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое
против двух, и двое против трех" (Лук. 12:52). Для чего
Господь допускает это? Для того чтобы человек сделал
выбор, что ему дороже: верность Христу или мнение людей
и семейные традиции. Сам Господь говорит: "Кто любит
отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто
любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня"
(Матф.10:37). Всё, что мы имеем в жизни – дал нам Бог.
Наши родители, супруги, дети – всё это подарки Божии
нам. Но если мы начинам любить подарок больше чем Того,
Кто подарил его нам, то показываем, что у нас в сердце
на самом деле нет настоящей веры в Бога.
Не так давно я узнал о курдской семье,
где младшее поколение – сын, его жена и их ребёнок
крестились, а старшее поколение остались езидами. И вот,
когда испекли клочь и собрались все родственники, сына
очень настойчиво заставляли резать клочь, но он не
только отказался резать, но и добился того, чтобы при
этом обряде не вписывали имена его жены и ребёнка. Как
бы ни ругали его, и не давили на него, он остался твёрд,
и поступил как мужественный христианин. Вот пример для
подражания! На словах всякий христианин скажет, что он
любит Христа, но лишь в таких ситуациях проверяется,
действительно ли любовь ко Христу есть у тебя в сердце,
а не только на языке.
Надо сказать ещё об одном явлении.
Многие Православные, которые перешли из езидизма, по
привычке называю себя езидом, вкладывая в это слово
этнический смысл. Но это неправильно, потому что
изначально все мы назывались курдами, и лишь после
исламизации Курдистана курманджи-езиды отделились от
основного этноса курдского народа, и стали называть себя
"эзиды", по имени бога, которого называют "Эзди". Но мы,
крестившиеся во имя Христово, уже не поклоняемся Эзди и
поэтому мы уже не езиды, а христиане, и поэтому
правильно говорить, что мы курды-христиане. Некоторые
люди говорят, что курды и езиды – это разные народы, но
говорить так неграмотно. Антропологические,
лингвистические, этнографические, географические и
исторические свидетельства говорят о том, что езиды и
курды являются одним народом, сформировавшимся из одного
расового типа и этнических общностей на одной
территории. Так что мы, православные, уже не называем
себя езидами.
То, что происходит в нашем народе, когда
некоторые курды, принявшие крещение, продолжают по
несмысленности соблюдать езидские обряды, было когда-то
и в других народах, принимавших Православие. Чем скорее
мы избавимся от такого рода ошибок, тем скорее наступит
время, когда наши грехи уже не будут препятствовать
милости Божией обильно изливаться на наш народ и наши
семьи.
Да придёт это время как можно скорее!
Пусть Господь Иисус Христос спасёт и помилует всех нас!
Серафим Маамди
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 07.08.2011.
Читайте также:
"И над Курдистаном воссияет свет Христов…". Беседа с православным курдом Серафимом Маамди - диакон Георгий Максимов
|